Главные вкладки

    Экологическая тропа одна из форм ознакомления дошкольников с природой родного края (из опыта работы)
    консультация по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Арсенова Наталья Сергеевна

    Экологическая тропа

     одна из форм ознакомления дошкольников с природой родного края

    (из опыта работы)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ekologicheskaya_tropa.docx16.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Экологическая тропа

     одна из форм ознакомления дошкольников с природой родного края

    (из опыта работы)

    Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.

    Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.

    Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству. «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину».

    Таким образом я поставила перед собой следующую цель: воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить природу родного края и бережно относиться к ней.

    Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого я сама должна уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

    Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой я личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

    Научить любви к природе "чисто теоретически" невозможно. Необходимо непосредственное общение детей с живой природой, для которого в учреждении создана эколого-развивающая среда.

    В нашем детском саду я провожу большую работу по экологическому воспитанию дошкольников. У нас имеется природоведческая литература, пособия, дидактические пособия, игры экологического содержания. В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.

    На территории детского сада имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропу, мы старались использовали как можно больше интересных объектов. В качестве видимых точек, мы выбирали деревья: ель, березу, липу, иву и т.д; кустарники: сирень, "невеста", жасмин. В лесопарковой зоне дети знакомятся с цветами: подснежники (занесены в Красную книгу), фиалки; наблюдают за  жизнью муравьев, птиц; также имеется грибная поляна.

    Участок, отведенный под огород, располагается на ровном месте, в свободной зоне, не мешая играм и развлечениям детей. Огород мы рассматриваем, прежде всего, как место, где дети под руководством воспитателя, обучаются трудовым операциям по выращиванию овощных культур. При выборе овощных культур мы учитывали почвенно-климатические условия. При таком подборе овощных культур наши дети ухаживали за растениями длительное время, снимали урожай и летом и осенью, тем самым поддерживали интерес ребят к работе на огороде.

    На примере сорняков объясняли детям биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропе оставили небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с не вытоптанными, мы наглядно показываем детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и объясняем о правилах поведения на прогулке, на отдыхе.

    Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. На тропинке можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке я с детьми наблюдаю, рассматриваю, обсуждаю, анализирую и т. д., но свои впечатления об увиденном они затем выражают в образовательной деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка "Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края"

    Красота   родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой храм ещё прекраснее. Поэтому в дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через озн...

    Проект по теме: «Ознакомление дошкольников с природой родного края».

    Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая исследовательская деятельности в природных условиях. А ведь экологическое воспитание начинается со знаком...

    Буклет для родителей "Ознакомление дошкольников с природой родного края"

    Мир природы огромен и прекрасен, красота окрестных мест завораживает. Как же донести эту красоту до детей, как познакомить с природой родного края?   Этот вопрос задают себе все родители....

    Педагогический опыт по экологическому воспитанию на тему: «Ознакомление детей с природой родного края».

    Педагогический опыт по экологическому воспитаниюна тему: «Ознакомление детей с   природой  родного края»....

    Опыт работы: "Воспитание любви к малой родине,через ознакомление дошкольников с природой родного края."

    Теоритическая часть: зничение работы по ознакомнению детей с природойродного края Практическая часть: прогулки,экскурсии,наблюдения,труд природе, правилаповедения,работа с родителями....

    Представление собственного инновационного опыта "Ознакомление дошкольников с природой родного края через культуру мордовского народа"

    Представление собственного инновационного опыта "Ознакомление дошкольников с природой родного края через культуру мордовского народа"...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА " ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ ".

    На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение мира: ребёнок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Значит, уже в этот перио...