Педагогический опыт по экологическому воспитанию на тему: «Ознакомление детей с природой родного края».
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Педагогический опыт по экологическому воспитанию

на тему:

 «Ознакомление детей с   природой  родного края».

 

 

 

 

 

 

                                                                          Воспитатель: Нестерова Е.Е

 

 

 

 

 

 

 

2014г.

  Выбор темы по экологическому воспитанию был не случаен. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они и в России - свои в каждом регионе. 
                 Не понаслышке знают россияне о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.
Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать

       Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к "рукотворному миру", к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
        Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ, о некоторых биоценозах, о приспособительных зависимостях существования живых организмов от факторов внешней среды, о взаимосвязях внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное на них реагирование.

          На занятиях по ознакомлению детей с природой родного края или  на экскурсиях вне сада я заметила, что дети испытывают интерес к данной теме, им нравиться наблюдать и рассматривать живые и не живые объекты, устанавливать причинно-следственные связи. Исследовательская работа помогает развивать познавательный интерес ребёнка. Его мышление, творчество, уметь мыслить логически и т.д. Меня это очень заинтересовало и увлекло.

         Удивительный мир природы… Он встречает ребёнка морем звуков и запахов. Тысячами разных загадок и тайн. Заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься  Природа обладает большими познавательными возможностями: она даёт возможность безмерно расширять кругозор ребёнка, формировать умение сравнивать, сопоставлять. Выявлять закономерности, делать выводы.  Многое даёт природа для развития речи  детей. Чем больше видел и понял ребёнок, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт со взрослыми. Умеет излагать свои мысли, в последствии становиться одним из решающих факторов успеха ребёнка в школе.

          

         И мне хотелось бы поделиться опытом работы нашего детского сада по ознакомлению детей с природой родного края и воздействие человека на природу, т.е. как правильно использовать природные ресурсы, не нанося вреда экологии нашего края, и показать, что человек является частью самой природы.

         В свое работе я опираюсь на «Программу воспитания о обучения в детском саду» под редакций Васильевой и программу С.Н. Николаевой «Юный эколог». Предлагаемые программы ориентированы на постоянное и систематическое взаимодействие детей с живой природой. 

         Приступая к ознакомлению детей с природой родного края, я ставила перед собой следующие задачи:

         1) Сформировать представления о природе естественной, независимой от человека и его деятельности, и природе культурной, созданной и поддерживаемой трудом человека.

         2) Дать понимание того, что любой объект живой природы существует только пока для этого есть необходимые условия, нарушение, которых ведёт к его гибели и исчезновению.

         3) Показать, как человек использует культурную природу(выращивает урожай зерна, овощей, фруктов, разводит домашних животных, цветы, разбивает парки и т.д.)

         4) Продемонстрировать, как человек пользуется дарами дикой природы (собирает грибы и ягоды, охотиться на диких животных, наслаждается красотой природы) и вызвать бережное и заботливое отношение к природе.

         5) Сформировать представление о том, что в природе всё взаимосвязано, как в цепочке, все звенья которой нужны друг другу и друг без друга не могут просто существовать.

         6) Развитие гуманного отношения к природе, основанного на восприятии его как живого и эстетически прекрасного целого.

         Я старалась создать в группе необходимую развивающую предметную среду (в том числе условия для самостоятельной и совместной деятельности детей), в течении дня ребёнок вовлекается в различные виды деятельности (наблюдения в группе, на прогулке, игры, чтение и обсуждение литературы, рисование ит.д.) У нас имеется специальный уголок, где дети имеют возможность закреплять свои знания, полученные на занятиях. Здесь настольно-печатные и дидактические игры, пособия для индивидуальной работы, альбомы для рассматривания , природный материал, который дети собирают на прогулках и экскурсиях  для изготовления поделок, энциклопедий и книг. Даже стены в группе я использую для наглядных пособий. На одной из стен изображены явления природы. Есть у нас ещё дерево (яблоня), с помощью него дети учат птиц, которые на него «прилетают», а так же наблюдают на нем сезонные изменения.

         Разработана так же система организованных занятий и экскурсий. Работа ведётся непрерывно с сентября по август. Программный материал старалась распределить согласно сезонам. Чтобы иметь возможность изучать тот или иной объект в естественны условиях.  Так же материал идёт от простого, знакомого и понятного детям, к более сложному. На занятиях знакомимся, как с живой природой: дикими и домашними животными и птицами, растениями, рыбами, насекомыми, грибами, так и с неживой: почвой, водой, воздухом. Дети учатся различать живые объекты природы от неживых. Знакомятся с образом жизни животных: местом обитания, способом передвижения, чем питаются, как добывают корм, знают части тела и их особенности. Учатся устанавливать связи между способом передвижения и характером конечностей, сезонными изменениями и приспособлениями животных и растений.

         Наблюдения за погодой, рассматривание деревьев и кустарников, покрова земли, поиск и определение животных (птиц, насекомых, земноводных, пресмыкающихся) сопровождаются видением календаря, в котором ежедневно фиксируется день недели и погода, состояние растений и животных участка. Фиксация наблюдений в календаре осуществляется детьми под непосредственным моим контролем, вначале показываю, обучаю, а затем помогаю и контролирую самостоятельные действия детей. Работа с календарём развивает наглядно- образное и схематическое мышление детей.

         Большую роль в работе я отвела уголку природы. Главная особенность уголка – его непосредственная близость к детям, что позволяет организовать различную деятельность на протяжении всего учебного года.     Наблюдение в уголке природы ведутся   за комнатными растениями на основе  различных сравнений. На каждом растении имеется табличка с условными обозначениями. Дети узнают об условиях, которые необходимы  растениям и помогают ухаживать за ними. Внимание детей обращается на то, что растениям для роста нужны свет, вода, земля и тепло.

При знакомстве с животными использую макеты с изображением их среды обитания: домашние животные , дикие животные нашего края, животные Африки, животные Севера.

         Особое  значение мы с детьми придали организации зимней подкормки птиц. Кормушки у нас самой различной конструкции, все их сделали воспитанники вместе со своими родителями. Кормушки развешиваются на участке. С детьми заготавливаем корм из семян растений и деревьев, крошки и т.д. зимняя подкормка птиц дает возможность уточнить представление о зимующих птицах и особенностях их жизни в зимнее время; показать необходимость зимней подкормки; подвести к пониманию того, что человек подкармливая птиц, зимой спасает их от гибели.

         Много внимания, я уделяю знакомству детей с неживой природой: землёй, песком, глиной, водой, воздухом и .т.д. дети знакомятся с таким понятием как ветер, причинами и условиями его возникновения. На участке при помощи не хитрого приспособления они учатся определять его направление и силу. На опытах дети получили возможность познакомиться с воздухом, учились превращать воду в твердое и жидкое состояние. Для проведения опытов имеется «лаборатория» с необходимым оборудованием: стеклянные и пластмассовые сосуды, мензурки, воронки, весы, пипетки, формочки и т.п.

         На территории детского сада организован цветник и огород, где дети знакомятся с культурными и декоративными растениями. Учатся за ними ухаживать, получают первые навыки и знания. Трудовая деятельность всегда содержит элементы игры, подражание жизни взрослых, в любом случае «труд в природе традиционно считается неотъемлемой частью ознакомления дошкольников с окружающим миров,  а в последние годы и экологического образования. В процессе труда в природе ребята подчиняют свою деятельность, свои желания определенным общественными мотивами, понимать, что его труд принесет пользу людям, сохранит животных.

         Знания и практические советы дети получают во время экскурсий и прогулок на территории детского сада и за его пределами, организованы так называемые «экологические тропинки».  Можно выделить два основных типа экологических тропинок: а) на территории д\с; б) в природных (лес, парк, пруд, река и т.д.) условиях. Основные критерии  выбора маршрута и объектов троп – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев кустарников, трав, мхи, грибы, старые пни, муравейники, гнезда птиц и т.д.) экологическая тропинка позволяет  более продуктивно использовать  обычные прогулки с детьми для общения с природой  и одновременно для их оздоровления на свежем воздухе. Одни и те же объекты изучаем много раз особенно в разные сезоны года. На тропинках проводятся наблюдения, игры, театральные занятия. Очень важно помнить об интегрированном подходе: полученные занятия на тропинках дети используют на занятиях музыкой, изобразительной, театральной деятельности, в подвижных играх. 

Для более углубленного изучения деревьев родного края мною был проведен проект «Деревья осенью», проект проводился с сентября месяца до середины декабря. Дети могли наблюдать изменения кроны деревьев от зеленой к желтой осенью и опадение листьев зимой. Закрепили знания о лиственных и хвойных деревьях, сформировали навык бережного отношения к деревьям как к объектам природы.  Дети научились пользоваться простейшими способами обследования деревьев. Сформировалось умение получать сведения о растениях путем проведения опытов.  Повысился познавательный интерес к природе (дети самостоятельно замечают изменения осенью в природе) и желание отражать полученные знания в художественном творчестве (лепке, рисовании, аппликации).

         Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотностью их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение последних в области охраны окружающей среды. С этой целью я оформляла соответствующие стенды, проводила консультации, экскурсии, собрания. Родители очень помогают мне, они отзываются на любые мои просьбы. Так, например, папы принимают участие в изготовлении кормушек для птиц, которые мы с детьми развешиваем в зимний период на территории дет.сада и в парке. А мамы активно участвовали в выставке «Урожайная корзина», «Мое дерево», «Елочка- красавица».    Принимают участие в  весенне–осенних работах на цветнике и огороде, в сборе гербариев листьев деревьев, лекарственных трав и оказывают помощь в изготовлении пособий и атрибутов, помогают проводить праздники и прогулки.

         Формируя у детей систему знаний об особенностях приспособления разных видов к среде обитания, приобщая их к природоохранной деятельности ( подкормка птиц, высаживание растений, уход за комнатными растениями в уголке природы и т.д.), проводя праздники, утренники, игры экологический направленности и привлекая к этой работе родителей, я старалась способствовать экологическому воспитанию ребенка,  развитию активного ответственного отношения к природе. И это видно по результатам диагностики. Малыши прибавляют знания и умения к концу года. У них развиваются познавательные интересы: они с удовольствием участвуют в проведении опытов, игр, наблюдений. В природоохранной деятельности человека, участвуют вместе со взрослыми самостоятельно в доступных природоохранных мероприятиях.

         Если я научила ребят приглядываться к ползающему муравью, к распускающейся черемухе, к полету ласточки и с их помощью пробудила интерес к огромному миру природы, то можно будет считать поставленную задачу выполненной. И я думаю, что мои малыши, когда вырастут, будут любить свой край и бережно, с любовью относиться к его природным объектам.

 

                  

      

        

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Детский сад №10» г.Сим Челябинская обл.

Педагогический опыт по экологическому воспитанию

на тему:

 «Ознакомление детей с   природой  родного края».

                                                                          Воспитатель: Нестерова Е.Е

 

2014г.

  Выбор темы по экологическому воспитанию был не случаен. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они и в России - свои в каждом регионе. 
                Не понаслышке знают россияне о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.
Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать

       Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к "рукотворному миру", к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
       Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ, о некоторых биоценозах, о приспособительных зависимостях существования живых организмов от факторов внешней среды, о взаимосвязях внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное на них реагирование.

          На занятиях по ознакомлению детей с природой родного края или  на экскурсиях вне сада я заметила, что дети испытывают интерес к данной теме, им нравиться наблюдать и рассматривать живые и не живые объекты, устанавливать причинно-следственные связи. Исследовательская работа помогает развивать познавательный интерес ребёнка. Его мышление, творчество, уметь мыслить логически и т.д. Меня это очень заинтересовало и увлекло.

        Удивительный мир природы… Он встречает ребёнка морем звуков и запахов. Тысячами разных загадок и тайн. Заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься  Природа обладает большими познавательными возможностями: она даёт возможность безмерно расширять кругозор ребёнка, формировать умение сравнивать, сопоставлять. Выявлять закономерности, делать выводы.  Многое даёт природа для развития речи  детей. Чем больше видел и понял ребёнок, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт со взрослыми. Умеет излагать свои мысли, в последствии становиться одним из решающих факторов успеха ребёнка в школе.

         

        И мне хотелось бы поделиться опытом работы нашего детского сада по ознакомлению детей с природой родного края и воздействие человека на природу, т.е. как правильно использовать природные ресурсы, не нанося вреда экологии нашего края, и показать, что человек является частью самой природы.

        В свое работе я опираюсь на «Программу воспитания о обучения в детском саду» под редакций Васильевой и программу С.Н. Николаевой «Юный эколог». Предлагаемые программы ориентированы на постоянное и систематическое взаимодействие детей с живой природой.  

        Приступая к ознакомлению детей с природой родного края, я ставила перед собой следующие задачи:

        1) Сформировать представления о природе естественной, независимой от человека и его деятельности, и природе культурной, созданной и поддерживаемой трудом человека.

        2) Дать понимание того, что любой объект живой природы существует только пока для этого есть необходимые условия, нарушение, которых ведёт к его гибели и исчезновению.

        3) Показать, как человек использует культурную природу(выращивает урожай зерна, овощей, фруктов, разводит домашних животных, цветы, разбивает парки и т.д.)

        4) Продемонстрировать, как человек пользуется дарами дикой природы (собирает грибы и ягоды, охотиться на диких животных, наслаждается красотой природы) и вызвать бережное и заботливое отношение к природе.

        5) Сформировать представление о том, что в природе всё взаимосвязано, как в цепочке, все звенья которой нужны друг другу и друг без друга не могут просто существовать.

        6) Развитие гуманного отношения к природе, основанного на восприятии его как живого и эстетически прекрасного целого.

        Я старалась создать в группе необходимую развивающую предметную среду (в том числе условия для самостоятельной и совместной деятельности детей), в течении дня ребёнок вовлекается в различные виды деятельности (наблюдения в группе, на прогулке, игры, чтение и обсуждение литературы, рисование ит.д.) У нас имеется специальный уголок, где дети имеют возможность закреплять свои знания, полученные на занятиях. Здесь настольно-печатные и дидактические игры, пособия для индивидуальной работы, альбомы для рассматривания , природный материал, который дети собирают на прогулках и экскурсиях  для изготовления поделок, энциклопедий и книг. Даже стены в группе я использую для наглядных пособий. На одной из стен изображены явления природы. Есть у нас ещё дерево (яблоня), с помощью него дети учат птиц, которые на него «прилетают», а так же наблюдают на нем сезонные изменения.

        Разработана так же система организованных занятий и экскурсий. Работа ведётся непрерывно с сентября по август. Программный материал старалась распределить согласно сезонам. Чтобы иметь возможность изучать тот или иной объект в естественны условиях.  Так же материал идёт от простого, знакомого и понятного детям, к более сложному. На занятиях знакомимся, как с живой природой: дикими и домашними животными и птицами, растениями, рыбами, насекомыми, грибами, так и с неживой: почвой, водой, воздухом. Дети учатся различать живые объекты природы от неживых. Знакомятся с образом жизни животных: местом обитания, способом передвижения, чем питаются, как добывают корм, знают части тела и их особенности. Учатся устанавливать связи между способом передвижения и характером конечностей, сезонными изменениями и приспособлениями животных и растений.

        Наблюдения за погодой, рассматривание деревьев и кустарников, покрова земли, поиск и определение животных (птиц, насекомых, земноводных, пресмыкающихся) сопровождаются видением календаря, в котором ежедневно фиксируется день недели и погода, состояние растений и животных участка. Фиксация наблюдений в календаре осуществляется детьми под непосредственным моим контролем, вначале показываю, обучаю, а затем помогаю и контролирую самостоятельные действия детей. Работа с календарём развивает наглядно- образное и схематическое мышление детей.

        Большую роль в работе я отвела уголку природы. Главная особенность уголка – его непосредственная близость к детям, что позволяет организовать различную деятельность на протяжении всего учебного года.     Наблюдение в уголке природы ведутся   за комнатными растениями на основе  различных сравнений. На каждом растении имеется табличка с условными обозначениями. Дети узнают об условиях, которые необходимы  растениям и помогают ухаживать за ними. Внимание детей обращается на то, что растениям для роста нужны свет, вода, земля и тепло.

При знакомстве с животными использую макеты с изображением их среды обитания: домашние животные , дикие животные нашего края, животные Африки, животные Севера.

        Особое  значение мы с детьми придали организации зимней подкормки птиц. Кормушки у нас самой различной конструкции, все их сделали воспитанники вместе со своими родителями. Кормушки развешиваются на участке. С детьми заготавливаем корм из семян растений и деревьев, крошки и т.д. зимняя подкормка птиц дает возможность уточнить представление о зимующих птицах и особенностях их жизни в зимнее время; показать необходимость зимней подкормки; подвести к пониманию того, что человек подкармливая птиц, зимой спасает их от гибели.

        Много внимания, я уделяю знакомству детей с неживой природой: землёй, песком, глиной, водой, воздухом и .т.д. дети знакомятся с таким понятием как ветер, причинами и условиями его возникновения. На участке при помощи не хитрого приспособления они учатся определять его направление и силу. На опытах дети получили возможность познакомиться с воздухом, учились превращать воду в твердое и жидкое состояние. Для проведения опытов имеется «лаборатория» с необходимым оборудованием: стеклянные и пластмассовые сосуды, мензурки, воронки, весы, пипетки, формочки и т.п.

        На территории детского сада организован цветник и огород, где дети знакомятся с культурными и декоративными растениями. Учатся за ними ухаживать, получают первые навыки и знания. Трудовая деятельность всегда содержит элементы игры, подражание жизни взрослых, в любом случае «труд в природе традиционно считается неотъемлемой частью ознакомления дошкольников с окружающим миров,  а в последние годы и экологического образования. В процессе труда в природе ребята подчиняют свою деятельность, свои желания определенным общественными мотивами, понимать, что его труд принесет пользу людям, сохранит животных.

        Знания и практические советы дети получают во время экскурсий и прогулок на территории детского сада и за его пределами, организованы так называемые «экологические тропинки».  Можно выделить два основных типа экологических тропинок: а) на территории д\с; б) в природных (лес, парк, пруд, река и т.д.) условиях. Основные критерии  выбора маршрута и объектов троп – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев кустарников, трав, мхи, грибы, старые пни, муравейники, гнезда птиц и т.д.) экологическая тропинка позволяет  более продуктивно использовать  обычные прогулки с детьми для общения с природой  и одновременно для их оздоровления на свежем воздухе. Одни и те же объекты изучаем много раз особенно в разные сезоны года. На тропинках проводятся наблюдения, игры, театральные занятия. Очень важно помнить об интегрированном подходе: полученные занятия на тропинках дети используют на занятиях музыкой, изобразительной, театральной деятельности, в подвижных играх.  

Для более углубленного изучения деревьев родного края мною был проведен проект «Деревья осенью», проект проводился с сентября месяца до середины декабря. Дети могли наблюдать изменения кроны деревьев от зеленой к желтой осенью и опадение листьев зимой. Закрепили знания о лиственных и хвойных деревьях, сформировали навык бережного отношения к деревьям как к объектам природы.  Дети научились пользоваться простейшими способами обследования деревьев. Сформировалось умение получать сведения о растениях путем проведения опытов.  Повысился познавательный интерес к природе (дети самостоятельно замечают изменения осенью в природе) и желание отражать полученные знания в художественном творчестве (лепке, рисовании, аппликации).

        Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотностью их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение последних в области охраны окружающей среды. С этой целью я оформляла соответствующие стенды, проводила консультации, экскурсии, собрания. Родители очень помогают мне, они отзываются на любые мои просьбы. Так, например, папы принимают участие в изготовлении кормушек для птиц, которые мы с детьми развешиваем в зимний период на территории дет.сада и в парке. А мамы активно участвовали в выставке «Урожайная корзина», «Мое дерево», «Елочка- красавица».    Принимают участие в  весенне–осенних работах на цветнике и огороде, в сборе гербариев листьев деревьев, лекарственных трав и оказывают помощь в изготовлении пособий и атрибутов, помогают проводить праздники и прогулки.

        Формируя у детей систему знаний об особенностях приспособления разных видов к среде обитания, приобщая их к природоохранной деятельности ( подкормка птиц, высаживание растений, уход за комнатными растениями в уголке природы и т.д.), проводя праздники, утренники, игры экологический направленности и привлекая к этой работе родителей, я старалась способствовать экологическому воспитанию ребенка,  развитию активного ответственного отношения к природе. И это видно по результатам диагностики. Малыши прибавляют знания и умения к концу года. У них развиваются познавательные интересы: они с удовольствием участвуют в проведении опытов, игр, наблюдений. В природоохранной деятельности человека, участвуют вместе со взрослыми самостоятельно в доступных природоохранных мероприятиях.

        Если я научила ребят приглядываться к ползающему муравью, к распускающейся черемухе, к полету ласточки и с их помощью пробудила интерес к огромному миру природы, то можно будет считать поставленную задачу выполненной. И я думаю, что мои малыши, когда вырастут, будут любить свой край и бережно, с любовью относиться к его природным объектам.

                

       

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по экологическому воспитанию "Неизведанное рядом. Лекарственные растения нашего края"

Сложившаяся экологическая обстановка в области, районе, от ставание в формировании экологического сознания жителей нашего города требовали целенаправленной работы по формированию общей экологической к...

Педагогический проект по экологическому воспитанию "Растительный мир нашего края"

Цель: формирование основ экологической культуры всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов). Задачи: - воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее ...

Опыт инновационной педагогической деятельности по экологическому воспитанию дошкольников воспитателя МБДОУ д\с "Теремок" комбинированного вида г.Ардатов Камаевой Н.Н.

Мой опыт эколого-педагогической работы показал, что дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний. Дети знают, что будущее нашей Земли зависит от наших поступков....

Обобщенный педагогический опыт по теме: «Воспитание культуры ЗОЖ у детей дошкольного возраста»

Данный опыт работы может быть использован как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в начальном звене общеобразовательных школ при условии заинтересованности педагогов проблемой формирования...

Опыт педагогической работы по экологическому воспитанию в средней группе «В гостях у кролика».

Расширять представленя детей  о домашних животных. Познакомить с домашним животным кроликом, его внешним виом....

Педагогический опыт по экологическому воспитанию дошкольников.

Материал для воспитателей по работе с детьми от 3 до 7 лет....

Опыт работы: «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края»

Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края, формирование основ экологической культуры....