Опыт инновационной педагогической деятельности по экологическому воспитанию дошкольников воспитателя МБДОУ д\с "Теремок" комбинированного вида г.Ардатов Камаевой Н.Н.
материал на тему

Мой опыт эколого-педагогической работы показал, что дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний. Дети знают, что будущее нашей Земли зависит от наших поступков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_kamaevoy.docx27.27 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт инновационной педагогической деятельности

по экологическому воспитанию дошкольников

воспитателя МБДОУ д\с «Теремок»  комбинированного вида г.Ардатов

Камаевой Натальи Николаевны

Основное направление моей педагогической деятельности это – воспитание экологической культуры у дошкольников.

Актуальность. Тема экологического воспитания в настоящий  момент актуальна как никогда. В наше время люди ежедневно сталкиваются с экологическими проблемами –  наличие парникового эффекта, уменьшение азонового слоя , высокая концентрация в атмосфере токсических веществ, загрязнение водоёмов, истощение водных запасов, эрозия почв, сокращение площадей лесов, безжалостное истребление животного и растительного мира. Человек сейчас только начинает понимать, что большинство болезней возникает в результате разрушения им же окружающей среды. Учёными доказано, что 80% заболеваний у человека прямо или косвенно связаны с факторами внешней среды, т.к. люди питаются недоброкачественными  продуктами питания, пьют плохую воду, дышат воздухом в большой примесью выхлопных газов. До сих пор борьба против ухудшения здоровья нации велась у нас в основном путём увеличения числа больниц и врачей. Такая практика способствует устранению последствий , но не причин. Должный эффект принесёт лишь ликвидация возбудителя высокой заболеваемости, а именно – улучшение качества окружающей среды.

           Проблема экокризиса не сводится только к проблеме среды. Это проблема самого человека, его мировоззрения, поведения и формирования личности. Опыт показывает, что людей с уже сложившимися взглядами трудно переубедить и перевоспитать. Сформировать человека с новым экологическим типом мышления можно только с раннего детства.  Необходима стратегия развития и выживания общества, новое знание и новое поведение общества в природе. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указ Президента Российской Федерации «По охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» ( с учётом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие Поставления Правительства возводят экологическое образование в разрез первостепенных Государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном , которого является ДОШКОЛЬНОЕ.т.к. именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой и на всю жизнь) остаются в памяти человека.  Поэтому эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами , специалистами дошкольного образования, задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях, ориентированных на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышения их экологической грамотности.

Цель экологического образования: формирование человека нового типа  с новым мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Исходя из этого, в работу по воспитанию экологической культуры у дошкольников я включаю целый комплекс задач:

- сформировать у детей представление о природе естественной, независимой от человека и его деятельности, и о природе культурной, созданной и поддерживаемой трудом человека;

- дать представление о растениях и животных, как уникальных и неповторимых живых существах;

- дать понимание о взаимосвязи между  живыми существами и средой их обитания ( т.е. приспособленность растений и животных к условиям их существования, и если нарушить среду обитания, то всё погибнет);

- закреплять представление о сезонных изменениях, поведении животных и птиц;

- сформировать осознание о том, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей ( все друг другу нужны, все друг от друга зависят и исчезновение любого звена нарушает биологическое равновесие в природе);

- показать, как человек использует культурную природу (выращивает и собирает урожай зерна, овощей, фруктов, разводит домашних животных, цветы);

- продемонстрировать, как человек пользуется дарами дикой природы (собирает грибы и ягоды, охотится на диких животных , наслаждается красотой природы) и убедить в жизненной необходимости разумного, а значит бережного к ней отношения;

- воспитывать детей к готовности трудиться в природе с радостью ( приобщать к выращиванию растений в уголке природы и на огороде, клумбе);

- прививать основы экологического самосознания через заповеди и народные обычаи, календарные праздники  русского и мордовского народа, воспитывать любовь к родному краю.

В своей я  работе я использую  интегрированный подход:  экологическое воспитание  включено во все виды деятельности детей: игровую, трудовую, познавательную и творческую и включает в себя следующие линии развития личности:

Физическое развитие:формирование здорового образа жизни;

Социальное развитие: формирование способов общения;

Познавательное развитие: обогащение и расширение представлений об окружающем мире;формирование системы экологических знаний и представлений.

Эстетическое развитие: развитие эстетических чувств (умений сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть красоту природы, восхищаться ею, желание сохранить её)

Нравственное воспитание: воспитание гуманного отношения к природе.

Трудовое воспитание: участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

В своей работе с детьми по воспитанию экологической культуры  у дошкольников  я использую  следующие формы работы:

- НОД  и интеграция образовательных областей : познавательное развитие (природный мир, социальный мир),речевое развитие, художественное творчество, труд, музыка;

- наблюдения  за животными и растениями на прогулке и в уголке природы;

- экскурсия и целевые прогулки по территории д\с(по экотропе) и в природе ( в парк, поле, луг);

- работа с календарями природы;

- сбор коллекций семян, камней, листьев;

- опыты, поисковая деятельность, создание проблемных ситуаций;

-проектная деятельность;

- экологические досуги, народные праздники, фольклорные вечера;

- беседы, рассказы, чтение художественной литературы на экологические темы;

-посещение музеев, детской библиотеки;

- дидактические игры, в том числе и авторские игры;

- игры с моделями;

- подвижные игры;

- организация выставок (совместная деятельность детей и родителей)

- консультативная работа с родителями;

- диагностика экологической воспитанности детей.

Ожидаемые результаты:

- повышение экологической грамотности, развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- у детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

- формирование первоначальных основ экологической культуры дошкольников на основе воспитания осознанного отношения к природе, развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей;

- приходит понимание необходимости бережного, заботливого и созидательного отношения к окружающему миру, предметам созданным  руками человека.

В своей работе я  использую  программу «Детство», региональную модель «Мы в Мордовии живём» и федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, а также парциальную программу С.Н.Николаевой «Юный эколог», методи-ческие разработки  В.Н.Волчковой ,Т.М.Бондаренко,Т.Н.Вострухиной, Н.В.Коломиной и др.

          Мною разработан тематический план по ознакомлению с окружающим (познавательное развитие) и представлен на заседании методической секции педагогов – Доклад «Содержание психолого-педагогической работы: Направление «Познавательно-речевое развитие» (Август, 2012 г.)Занятия распределены по блокам: «Человек охраняет природу», «Осень», «Птицы», «Животные», «Зима», «Рыбы», «Растения», «Весна», «Насекомые», «Человек», «Живая и неживая природа». Занятия состоят из трёх частей: 1 часть – беседа (рассказ,экскурсия), 2 часть – экоигра, 3 часть – опытническая деятельность. Занятия построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребёнка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также – освоение экологических представлений, развитие познавательных умений, накопление опыта гуманного отношения к растениям и животным. Приоритет в обучении отдаётся совместной практической деятельности воспитателя и детей.

             В детском саду веду дополнительное образование дошкольников и разработала адаптированную программу «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста», являюсь руководителем кружка «ЭКОколобок» в старшей группе детского сада. Программа утверждена экспертным Советом МБДОУд\с «Теремок» комбинированного вида от 31.08.2015г

            Моя работа по экологическому воспитанию дошкольников реализуется  и  через организацию специальных мною разработанных конспектов непосредственной образовательной деятельности   развивающего типа и оформлена в проектную деятельность.ИННОВАЦИОННЫЙ  ПРОЕКТ «ЭКОЛОГИЯ ДУШИ» - включает в себя следующие занятия – НОД «У медведя во бору», НОД «Прогулка в весенний лес», НОД «Прогулка в зимний лес», экологическая сказка «Колобок», «Кто в лесу главный»  и др., презентацией этого проекта стали -районное занятие НОД «Кто убабушки живёт?»(март,2014г), летний экологический праздник «Земля – наш общий дом» (август, 2014г)

            В рамках  этнокультурного образования    разработала проект «ИСТОРИЯ  КРАЯ» и провела районные занятия-развлечения «Покровские посиделки»(ноябрь, 2012г.)  и «Пасха»(апрель, 2015г) Велика воспитательная роль этих праздников связанных с земледелием, скотоводством, охотой. Экологические знания, содержащие в фольклоре , доводят до детей наследие народной экологии – Солнце, Земля и Вода издревне были объектами поклонения. В народе Землю называли Матушкой, а Воду – Батюшкой. Знание свойств почв, правил обработки, сроков посевов различных культур передавались от деда к внуку с помощью наказов и наставлений, различных пословиц, примет. Старики учили молодых: «Если хотите хорошо знать и постигнуть труд земледельца, спросите обо всём у Земли! В то время существовало немало обрядов, связанных с закликиванием Весны, поклонение силам природы, гадания, хороводные игры, песни, танцы и др.

          На базе ДОУ разработала проект «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания мира» (март,2015г.)

 Необходимым условием для реализации моего инновационного опыта по экологическому воспитанию является создание необходимой предметно-развивающей среды.По моей инициативе,  всем коллективом, мы создали в ДОУ достаточную эколого-развивающую среду  в помещении и на участке: уголок зимнего сада, экологический музей с уголками «Дары леса», «Дары полей» и др., где представлена коллекция камней, семян, шишек, ракушек и т.д. Уголок для экспериментальной деятельности детей «Центр воды и песка», уголок «Космос» и др.  Экологический цент «Мир природы» насыщен нетрадиционными играми и пособиями, что позволяет вести работу по ознакомлению с природой родного края, растительным и животным миром.

           В группе я организовала мини-музей «Дикие и домашниеживотные нашего края» (презентация на районном семинаре- Март, 2014г).

Под моим руководством составлен экологический паспорт и отмечена экологическая тропа участка ДОУ. Выступление в МРИО - «Экологическая тропа – как средство экологического воспитания дошкольников» (январь, 2012г.)

        Ведущей формой деятельности для детей дошкольного возраста является игра. Поскольку игра наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий познавательные интересы и нравственно-эстетические чувства детей, я сделала свой дидактический материал, а также подобрала из уже известных игр такие, в которые по возможности присутствовала бы активная экологически правильная и развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность. Как показывает опыт, такие игры облегчают восприятие излагаемых экологических знаний, обобщают и закрепляют миропонимание дошкольников, удовлетворяют их детские интересы, развивают их логическое мышление, зрительную память, внимание, активизируется речь.В феврале 2010г. в МРИО выступила с докладом «Занимательный материал по экологическому воспитанию дошкольников (авторские разработки)»

          Опыт моей работы представлен в журнале «Дошкольное воспитание»- Занятие «Кто в лесу главный» (№12\2009г.,с.114).А также на сайте ДОУ:htt:\\ardatov-tepemok.a2b2.ru;            и на персональном  сайте: http: \nsportal.ru \kamaeva-natalya-nikolaevna\

           Свой опыт работы по теме «Воспитание экологической культуры у дошкольников»   я представляла    на муниципальном конкурсе «Профессиональное мастерство 2008 года» и в номинации «Воспитатель года – 2008» я стала  ПОБЕДИТЕЛЕМ  конкурса.

          Воспитание правильного отношения детей к природе, умение правильно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольном периоде в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье.Взрослые стоят у истоков добра и зла. От того, как они относятся к природе, к живому, во многом зависит и отношение к нему детей. Успех экологического воспитания зависит от того, насколько в экологической проблеме ориентируются сами родители, каков уровень их знаний о жизни природы, о взаимодействии человека с ней.

         Наше ДОУ ведёт планомерную работу по экологическому воспитанию дошкольников  в союзе с семьёй. Согласно тематическому плану по экологическому воспитанию детей строится и работа с родителями. Цель: Педагогическая пропаганда научных знаний о природе, повышении е экологической грамотности среди родителей. Во всей работе с детьми особенно значим личный пример родителей. Правильное поведение в природе – уже конкретный клад в дело ей сохранения. Родители должны продолжать работу по формированию у детей нравственно-эстетических норм и правил экологически  грамотного поведения в природе: нельзя рвать много цветов, лекарственных растений, разрушать муравейники и т.д.  Для выявления уровня экологической работы в семье провожу анкетирование родителей. Провожу родительские собрания и консультации на темы: «Влияние экологии на здоровье детей», «Влияние комнатных растений на здоровье детей», «Экологическое воспитание – воспитание нравственности, духовности и интеллекта», «Научите детей любить живую природу», «Здоровый образ жизни формируется в семье» и др.

            В старшей группе в конце учебного года провожу итоговое отчётное занятие-КВН «Умники и умницы», приглашаю на районные занятия-презентации «Кто у бабушки живёт», праздники «Покровские посиделки», «Пасха» и др.

            Привлекаю родителей к походам за пределы детского сада: краеведческий музей, в лес, на речку Алатырь, путешествие по улицам города и др. Отрадно, что дети замечают и реагируют на плохие поступки людей ( мусор в местах отдыха…) Результаты таких прогулок – рассказы детей, рисунки, фотографии, выставки поделок из природного материала по теме «Осень»,  конкурс поделок «Умный взгляд на мусор» и др. Обобщением таких экскурсий становятся и музыкальные вечера с приглашением родителей «Ты, ведь тоже Россия , край Мордовский мой!» Цель: довести до сознания детей не только гордость за нашу богатую природу, но и боль за вырубленные леса, за речку Алатырь… Дети должны сердцем почувствовать : не сохраним природу – не будет России.  Праздник юных любителей природы «Земля – наш общий дом». Цель: закрепить представление детей о том, что Земля – это дом всех живых существ; понимание того, что всё в природе взаимосвязано; формирование экологически грамотного поведения в природе.

           Опыт эколого-педагогической работы обобщён и  показал, что дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, различают и называют объекты живой и неживой природы, научились классифицировать живые существа на классы: звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные, знают особенности их поведения, среду обитания, чем питаются и т.д.  Дети знают, что в отличие от других живых существ ЧЕЛОВЕК – существо разумное: осознаёт свои чувства, поступки и дела, может предвидеть результаты своих действий. Что чистый воздух, чистые реки, чистая земля, леса – это богатство страны. Поэтому к природе надо бережно относиться: охранять леса от пожаров, охранять зверей и птиц и т.д. После таких бесед , дети стали больше проявлять интерес к природоохранной деятельности человека, поэтому не рвут бумагу, замечают сломанные стулья, игрушки, обсуждают способы их починки, закрывают кран с водой, если он течёт, реагируют на красоту и чистоту помещения и участка ДОУ. Дети знают, что будущее нашей Земли зависит от наших поступков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников воспитателя Николаевой.Л.А

Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников...

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Доклад на педагогический совет на тему: «Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом воспитании дошкольников».

Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент, которых составляют достоверные знания по экологии и практические у...

Опыт инновационной педагогической деятельности по теме самообразования: «Подвижные игры как средство развития физических качеств старших дошкольников»

Пути совершенствования физических качеств у детей старшего возраста в процессе организации подвижных игр...

Консультация для воспитателей Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Доклад «Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольника»

Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает прочное место в работе нашего детского сада. Она стала инте...