Консультация для родителей «Общее недоразвитие речи (ОНР). Понятие и причины возникновения».
консультация на тему

Чемберева Светлана Константиновна

Консультация для родителей «Общее недоразвитие речи (ОНР). Понятие и причины возникновения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx14.08 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Общее недоразвитие речи (ОНР). Понятие и причины возникновения».

В настоящее время одной из актуальных проблем речевого развития детей дошкольного возраста является наличие речевого расстройства, объединяющегося под названием общее недоразвитие речи. Многие родители боятся соприкоснуться с данным речевым нарушением и сталкиваясь с ним, теряются, что делать, как правильно формировать и развивать речь ребенка. Как же правильно выявить ОНР у ребенка и понять его причины?

Общее недоразвитие речи (ОНР) - форма речевой аномалии, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматического строя, фонетики, семантической стороны, при условии нормально развитой слуховой функции и первично сохранном интеллекте.

ОНР может иметь различный механизм и структуру проявления дефекта.

Причины возникновения ОНР:

1. Инфекции и интоксикации во время беременности.

2. Родовые травмы: быстрые роды, стимуляция родов, асфиксия.

3. Заболевания центральной нервной системы впервые годы жизни ребенка.

4. Травмы головы и черепа.

5. Неблагоприятная наследственность.

6. Неблагоприятные социально-бытовые условия: недостаточное внимание к речи ребенка, двуязычие.

Профессором Р. Е. Левиной, руководителем сектора логопедии НИИД, были выделены такие уровни ОНР:

I уровень - отсутствие нормально сформированной речи и нарушение всех компонентов речи.

II уровень - наличие начальных навыков общеупотребительной речи.

III уровень - развернутая речь с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

При I уровне ОНР дети 5-6 лет имеют очень бедный словарный запас, состоящий преимущественно из звукоподрожаний, лепетных слов, звуковых комплексов. К примеру, на собаку ребенок говорит "гав-гав", на маму - "ма", машину - "би-би" и тд. При этом дети могут также использовать в своей речи отдельные слова, однако при их произношении будет нарушена фонетическая и лексическая составляющая. Часто дети могут называть разные предметы одним и тем же словом. Фразовая речь у таких детей отсутствует.

При II уровне к 7 годам проявляется возможность более или менее развернуто рассказать о себе и своих близких. Наблюдается наличие аграмматизмов,незнание многих слов, нарушения звукопроизношения, нарушения в слоговой структуре слов. В речи дети нередко используют жесты, заменяют одни слова другими: "мыло" - "мыть", "нога"- "носок". Дети с данным уровнем ОНР испытывают трудности при склонении слов: "Я умывать кукла".

При III уровне ОНР разговорная речь ребенка дошкольного возраста более или менее развернута, грубые отклонения не наблюдаются, однако отчетливо выступают нарушения чтения и письма, наблюдаются проблемы в развитии звукопризношения, в лексике и грамматическом строе речи.

ОНР этого уровня в большей степени проявляется в незнании некоторых слов, в неумении изменять и образовывать слова. Понимание обиходной речи при этом уровне наиболее полное и точное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возникновение предпосылок дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи как следствие нарушений лексико-грамматического строя

Ведущим механизмом формирования граммати­ческого строя речи является овладение ребенком за­кономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия....

Опыт формирования обобщающих понятий у детей с общим недоразвитием речи

В статье обобщен практический опыт  работы  по обогащению, уточнению и активизации словарного запаса и формиромванию обобщающих понятий у детей с ОНР...

Консультация для родителей "Фонематическое недоразвитие речи "

Иногда недоразвитие фонетической стороны речи и фонематического восприятия у детей сопровождается недостаточным запасом знаний об окружающем мире, бедностью словарного запаса, так же встречаются недор...

Понятие общего недоразвития речи и его причины

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при н...

Методика учебного моделирования в практике обучения начальным понятиям грамоты детей с общим недоразвитием речи

Методика учебного моделирования разработана автором, З.Д. Гольдиным, для массовой общеобразовательной школы, но мы посчитали возможным введение некоторых её элементов в ...

Буклет для родителей "Общее недоразвитие речи… Что это такое?"

Буклет для родителей детей с общим недоразвитием речи....

Консультация для родителей " Общее недоразвитие речи"

Общее недоразвитие речи - сложное речевое расстройство....