Консультация для родителей "Фонематическое недоразвитие речи "
консультация по логопедии на тему

Исанова Любовь Васильевна

Иногда недоразвитие фонетической стороны речи и фонематического восприятия у детей сопровождается недостаточным запасом знаний об окружающем мире, бедностью словарного запаса, так же встречаются недоразвитие грамматической стороны речи (умения употреблять слова в различных грамматических формах, правильно строить предложения), недоразвитие связной речи. Такое общее недоразвитие речи сказывается при усвоении грамоты, да и на будущей успешности обучения ребёнка в школе в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

                             Советы логопеда родителям

 

         Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.Основной задачей работы логопеда в ДОУ является комплексное логопедическое воздействие и сопровождение ребенка в детском саду.Вся работа учителя-логопеда подчинена  оказанию необходимой коррекционной помощи детям с нарушениями речи.

В нашем детском саду логопедическую помощь начинают оказывать детям в возрасте от 4 лет 6 месяцев до 7 лет .Одной из важнейших логопедических задач является формированиеу детей грамматически правильной, лексически богатой, фонетически четкой речи, которая должна подготовить ребёнка к обучению в школе. Невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми, нередко накладывает отпечаток на характер ребёнка.Занятия логопеда с такими детьми проходят 4 раза в неделю, важным условием является закрепление родителями полученных навыков дома, занимаясь по заданиям логопеда.

Фонематическое недоразвитие речи – дефект, который проявляется особенно явно. Это нарушение произношения отдельных речевых звуков либо их групп. В норме ребёнок должен говорить правильно все речевые звуки в 5 лет. Если этого не происходит, необходимо принимать срочные меры и до начала школьного обучения научить ребёнка говорить все звуки правильно. Фонематическое недоразвитие приводит к недоразвитию письма и чтения, появлению ряда специфических ошибок, неуспеваемости.

Иногда недоразвитие фонетической стороны речи и фонематического восприятия у детей сопровождается недостаточным запасом знаний об окружающем мире, бедностью словарного запаса, так же встречаются недоразвитие грамматической стороны речи (умения употреблять слова в различных грамматических формах, правильно строить предложения), недоразвитие связной речи. Такое общее недоразвитие речи сказывается при усвоении грамоты, да и на будущей успешности обучения ребёнка в школе в целом.

Мы стараемся в нашем детском саду оказать логопедическую помощь всем детям, нуждающимся в ней.

При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

В нашем детском саду  я использую различные формы работы по взаимодействию логопеда и родителей:

—  выступления  логопеда на родительских собраниях;

— индивидуальные консультации;

—  занятия-практикумы;

— организация совместной работы взрослых и детей по выполнению домашних логопедических заданий.

В работе с родителями широкоиспользуются вспомогательные

средства:

— специальные «логопедические уголки»;

—  информационные стенды;

—  тематические выставки книг.

В холле я стараюсь разместить полезную информацию, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой.|

В помощь родителям для каждого ребенка ведется индивидуальная логопедическая тетрадь, в которой записывается весь отработанный речевой материал и рекомендации логопеда родителям. Тетрадь приносят в детский сад в день занятий, а затем забирают домой для повторения материала.

Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи  и логопеда, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. 

На что же обратить внимание у своего ребенка:

если в 3-3,5 года ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;

в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;

он не повторяет за Вами слова,

или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);

если в 4 года

у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),

не может запомнить четверостишье,

совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);

если в 5-6 лет

все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»);

ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,

допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).

Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как логопед в детском саду.

Задачи родителей: 

—  создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;

—  проведение целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей и необходимой коррекции его недостатков.

Дома чаще читайте. У ваших детей должна быть детская библиотека. В неё входят произведения Корнея Чуковского, С.Я. Маршака, Н. Носова «Приключения Незнайки в солнечном городе»,  произведения Мамина – Сибиряка, Пришвина, Чарушина о животных, стихи Агнии Барто, сказки Братьев Гримм и т.д.

На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

 

                                         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме "Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников"

Описание речевых особенностей детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи....

Консультация - практикум для родителей "Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста в играх"

В данной консультации раскрывается необходимость работы с детьми по развитию фонетико-фонематических процессов. Подобран и представлен практический материал в виде игр и упражнений, который родители м...

Консультация для родителей на тему: "Фонетико-фонематическое недоразвитие речи"

Фонетико-фонематическое недоразвитие речиРечевая функция – одна из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются познавательная деятельность и мышление ребенка. Благ...

Консультация для родителей «Общее недоразвитие речи (ОНР). Понятие и причины возникновения».

Консультация для родителей «Общее недоразвитие речи (ОНР). Понятие и причины возникновения»....

Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы по преодолению фонетико- -фонематического недоразвития речи и фонематического недоразвития у детей 5-7 лет в условиях логопедического пункта

Настоящая программа разработана в целях оказания логопедической помощи детям (старший дошкольный возраст), имеющим диагноз фонематическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи. ...

Консультация для родителей " Общее недоразвитие речи"

Общее недоразвитие речи - сложное речевое расстройство....

характеристика нарушений фонематических операций у детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

С точки зрения Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, общее недоразвитие речи – разные сложные речевые нарушения, при которых у детей страдает развитие всех сторон речи, относящихся к ее...