Консультация - практикум для родителей "Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста в играх"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

В данной консультации раскрывается необходимость работы с детьми по развитию фонетико-фонематических процессов. Подобран и представлен практический материал в виде игр и упражнений, который родители могут использовать самостоятельно в домашних условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста в играх.

    Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы языка у детей с разными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (звуков речи).

     При фонетико-фонематическом недоразвитии речи страдает:

- звукопроизношение (может быть: отсутствие звука, замена звука, искажение или смешение);

-  фонематический слух – узнавание звука в потоке речи;

- фонематическое восприятие – действия по звуко-слоговому анализу и синтезу.

     От развития фонематического слуха зависит формирование всей фонематической системы ребёнка, а в дальнейшем и процесс овладения устной и письменной речью. Развитый фонематический слух – важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты. Фонематический слух является предпосылкой к развитию фонематического восприятия.        

    Вот три составляющих фонетико-фонематического недоразвития. Но, следует отметить, что фонетико-фонематическое недоразвитие речи может быть и у детей с чистым звукопроизношением.

     Почему необходимо обращать внимание на эту тему? Потому что, письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха и восприятия, являются потенциальными дисграфиками (детьми с нарушениями письма – как слышу, так и пишу).

     Своевременное обучение позволяет исправить речевой дефект и подготовить ребёнка к обучению в школе.

      Предлагаем вам игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия, которые вы можете провести дома с детьми и, которые помогут вам подготовить ребёнка к школе.                        

Игры на развитие фонетико-фонематических процессов.

  1.  Игра «Цепочка слов»: необходимо называть слова друг за другом. Каждое новое слово должно начинаться на последний звук слова, которое сказали раньше. Например – лук – корова – ананас …
  2. Игра «Назови слово» - называем слова на определённый звук:

Вот сколько на К я сумею назвать:

Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,

Корова, квартира, картина, ковёр,

Кладовка, калитка, комод, коридор…

А вот, что на Т вы сумеете назвать?

(Стихотворение Л.Куклина)

А на С ? Теперь на Ль. И на З и т.д.

  1.  Игра «Найди картинку». Надо из предложенных картинок выбрать картинки с заданным звуком: одну картинку, чтобы слово начиналось с этого звука ; вторую – звук  в середине слова; третью – звук  в конце слова.

  1. Игра «Хлопни в ладоши на звук» - будем хлопать на звук Ш : шина, машина, чудеса, земля, уши, дружок, жилет, лето, ландыши, щенок, плащ, шум, дождь, роза, цветок, башенка, флаг, колесо, кирпичи, мушка, кожа, ящик, роща, петушки, золото, яблоко, хорошо.

  1. «Цветы и пчёлка». Ребёнку дать два цветка: у одного серединка синяя, а у другого – зелёная. Взрослый называет слова, если первый звук в слове мягкий согласный, то ребёнок должен поднять  цветок с зелёной серединкой, а если звук твёрдый, то с синей. Например: дача, борода, деревня, мелодия, родина, гитара, сапоги, ноги, телега, гном, губы, лиса, весна, банан, рыба.    

  1. Игра «Большой - маленький братец»: если звук, который мы слушаем в слове твёрдый, то это большой братец – ребёнок поднимает руки вверх, если звук мягкий, то – приседает. Например: слушаем звук В или Вь: ватрушки, диван, веник, муравей, сова, овёс, ковёр, вишня, вышка; слушаем звук Р или Рь: радуга, рейка, мороз, ворота, рюкзак, старик, помидор, рисунок, гиря, самовар, пузырь, рысь, речка.

  1. Игра – загадка. Мы загадываем слово (например: модель слова лиса). Оно состоит из таких звуков: первый – мягкий согласный (зелёный квадратик), второй гласный(красный квадрат), третий – твёрдый согласный (синий квадрат), последний снова гласный (красный квадрат). Ребёнок должен угадать слово. Чтобы отгадать, он должен знать, про что  загадана загадка. Должен спросить: живое это или нет, сразу станет легче отгадывать. Если это живое, то какой следующий вопрос можно задать? Кто это может быть? И т.д.

  1. Игра «Придумай сам». А какие ещё слова могут подойти к этой схеме. Пусть попробует подобрать. (Река, небо, тина, кино, зима, лето, бегу, несу, пеку…). Если затрудняются дети – помощь родителей.

  1. Игра «Кузовок». У меня есть кузовок – в него будем собирать слова, которые заканчиваются на –ок: колобок, грибок, утюжок, клубок, сапожок, гребешок, уголок, бок, зубок, роток, молоток, пирожок, бугорок…

  1. Игра «Соберём слова».

- Назови овощ на гласный звук;

- Назови птицу на звук В;

- Назови фрукт на звук Г;

- Назови игрушку на звук С;

- Назови мебель на твёрдый согласный звук;

- Назови дерево на мягкий согласный звук;

- Назови цветок на звук К;

- Назови животное на звук Бь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод наглядного моделирования в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста

методические рекомендации для педагогов, работающих в логопедических группах.«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»...

«Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста посредством коррекционных сюжетно-тематических занятий».

Мастер-класс о том, как используя сюжет  и объединяя  различные виды деятельности   и  разные пед. технологии  развивать все компоненты  устной речи детей....

Консультация для родителей "Как развивать связную повествовательную речь детей старшего дошкольного возраста".

Консультация для родителей  "Как развивать связную повествовательную речь детей старшего дошкольного возраста". Данный материал поможет родителям как правильно организовать развития связной повес...

Консультация для родителей «Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста Дети и театр».

«Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста Дети и театр»....

Семинар- практикум для родителей. тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома».

Семинар- практикум для родителей.тема:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома»....


 

Комментарии

Ляхова Надежда Николаевна

спасибо!