Проект "Наследие великой страны"
проект на тему

Башкловкина Татьяна Николаевна

Педагогический социально-нравственный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nasledie_velikoy_strany.docx109.74 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г.НИЖНЕВАРТОВСКА

ДЕТСКИЙ САД №17 «ЛАДУШКИ»

Интеллектуально-познавательный

творческий проект

«Наследие великой страны»

                           

                                                              Разработала: Башкловкина Татьяна

                                                              Николаевна, воспитатель  высшей  

                                                              квалификационной категории    

                                         

Нижневартовск, 2016

Паспорт проекта

Наименование проекта

Интеллектуально-познавательный творческий проект «Наследие великой страны»

Основание для разработки проекта

        Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;

        Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;

        Концепция дошкольного воспитания в РФ;

        Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

        Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155);

        Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации  на 2016 - 2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493);

        Закон ХМАО - Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югры» от 01.07.2013 №68-оз (ред. от 30.01.2016);

         «Программа развития образования города Нижневартовска на 2015 - 2020 годы» (Постановление администрации города от 17.09.2014 №1858);

        Программа «Социокультурные истоки»;

        Устав, образовательная программа МАДОУ ДС №17 «Ладушки»

Заказчик проекта

Коллектив МАДОУ ДС № 17 «Ладушки». Родители воспитанников старшего дошкольного возраста.

Организация исполнитель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Нижневартовска детский сад № 17 «Ладушки»

Целевая группа

Воспитанники старшего дошкольного возраста.

Составитель проекта

Т.Н. Башкловкина, воспитатель высшей квалификационной категории

Цель проекта

Цель: формирование  у обучающихся патриотического самосознания  и активной жизненной позиции для их успешной социализации на благо региона и Родины в целом, через вовлечение дошкольников, педагогов, родителей, социальных партнеров в активную деятельность по социально - нравственному воспитанию и реализацию программы «Социокультурные истоки».

Задачи проекта

Задачи:

Образовательные:

1.        Формировать у участников проекта представление об истинных ценностях настоящего гражданина, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, малой родине, семье.

2.        Объединять воспитание, обучение и развитие личности в единый образовательный процесс.

3.        Формировать у детей представление об основных нравственных понятиях.

4.        Формировать добросовестное отношение к труду, приводить к осознанию духовного смысла труда на земле.

5.        Повышать уровень  коммуникативных способностей детей.

6.        Расширять и углублять представления детей о Ханты – Мансийском Автономном округе; природе родного края; закрепить знания о природных богатствах края.

7.        Формировать интерес к прошлому и настоящему города Нижневартовска.

8.        Создавать условия для исследовательской деятельности.

9.        Использовать в образовательной деятельности активный метод обучения и воспитания детей на основе истоковских педагогических технологий и современного образовательного инструментария.

10.        Обеспечить преемственность дошкольного образования и начальной школы.

11.        Ориентировать проект на повышение уровня успешности  обучающихся.

12.        Организовать сотрудничество с семьями воспитанников.

13.        Установить партнерские взаимоотношения с социальными институтами.

Развивающие:

1.        Создать полноценные условия в соответствии с психолого - педагогическими требованиями к развивающей предметно-пространственной среде для выработки ценностного отношения к общепринятым нормам поведения в обществе, развития гражданственности.

2.        Развивать умение ориентироваться в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, формировать навыки сотрудничества в социуме.

3.        Развивать коммуникативные способности, способность дошкольников действовать свободно и раскрепощенно, но в соответствии с нормами и правилами общества.

4.        Способствовать познанию истоков своей культурной традиции, нравственных и духовных основ общечеловеческих ценностей.

5.        Способствовать развитию интереса у детей к историческому прошлому России, развитию гражданственности и национального самосознания обучающихся через коллективную творческую деятельность.

6.        Развивать управленческие навыки детей, формировать руководителя, лидера, способного брать ответственность на себя.

7.        Повышать уровень мотивации к общению всех участников образовательного процесса.

8.        Организовать мероприятия, побуждающие ребенка и его родителей к творческому самовыражению.

Воспитательные:

1.        Воспитывать у детей основы нравственного поведения в обществе сверстников и взрослых, способствующие формированию патриотического самосознания.

2.        Воспитывать у детей уважительное отношение к взрослым, к историческим героическим личностям, любовь к своей семье, толерантное отношение к людям различных национальностей и конфессий.

3.        Побуждать и мотивировать стремление к самопознанию, самосовершенствованию (духовно – нравственному, физическому, интеллектуальному, художественно – эстетическому) и саморазвитию (развитию своего творческого потенциала), самоуправлению с целью гармонизации отношений с людьми и  природой.

4.        Воспитывать потребность к свободному самоопределению и ответственность за свой выбор.

5.        Воспитывать бережное отношение к природе, памятникам культуры, любовь к родному краю.

6.        Воспитывать у детей понимание необходимости защищать свою Родину.

7.        Повышать общую культуру личности родителей, их компетентность в вопросах формирования патриотического самосознания дошкольников в процессе совместной  деятельности.

Интеграция образовательных областей        

Социально-коммуникативное развитие, познавательное  развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты:

1. Обновление системы патриотического воспитания МАДОУ ДС №17 «Ладушки», обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания, расширение регионального компонента в учебном плане учреждения, обеспечивающих формирование у обучающихся патриотического сознания.

2. Вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

3. Установление партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников,  социальными партнерами; повышение эффективности взаимодействия всех участников проекта по нравственно - патриотическому воспитанию детей.

4. Понимание  родителями важности воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте; активное взаимодействие с ДОУ; участие в совместных мероприятиях.

5. Усиление чувства гражданственности и национального самосознания обучающихся, осознание ответственности воспитанников за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; приобретение опыта основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, члена коллектива).

6. Знание дошкольниками исторического и культурного наследия родного края, города Нижневартовска; ответственное отношение к природным богатствам Родины.

7. Активность и инициативность воспитанников по оказанию помощи старшему поколению, осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

8. Повышение уровня педагогического мастерства в коллективе ДОУ в вопросах нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Срок реализации проекта

2 года (2016-2018 учебные годы)

«Любовь к отечеству должна выходить

из любви к человечеству, как частное из общего»

В. Г. Белинский

Актуальность проекта.

На сегодняшний день, наравне с другими стратегическими целями государства, немаловажное значение занимает гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Через стремление к стабильному и устойчивому социальному развитию общества определяются содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания, которая направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества. 

     В настоящее время в ХМАО-Югре, как и по всей России идёт всесторонняя работа над формированием гражданского общества и правового государства. Все это вносит изменения и в систему современного дошкольного образовательного учреждения.

     Воспитание гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как основополагающие направления в образовании. Результатом учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения для воспитанников являются: самореализация личности в период обучения и после него, социализация её в обществе, адаптация к изменениям современного общества.

Гражданственность, патриотизм определяют активную жизненную позицию детей. М. Е. Салтыков-Щедрин сказал: «И в торжественные годины и в будни идея отечества одинаково должна быть присуща сынам его, ибо только при ясном ее сознании человек приобретает право назвать себя гражданином».

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ №273-ФЗ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, региона.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

1.        Обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

2.        Воспитывать патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;

3.        Формировать отношение к миру и межличностные отношения.

Проведенное среди родителей воспитанников старшей группы нашего ДОУ анкетирование показывает:

  • к 5-6 годам у 60% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, региона;
  • у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, округа, родной природы, охраняемых мест;
  • 80 % родителей не имеют возможности рассказать своему ребенку о городе, его истории, знаменитых людях, достопримечательностях из-за высокой занятости;
  • 40 % родителей затрудняются в знании истории города, региона и ждут помощи в этом направлении от детского сада;
  • 20 % родителей не считают важным  воспитание  у  детей  дошкольного  возраста нравственно-патриотических чувств.

Возникает острая необходимость в переосмыслении вопросов гражданско-патриотического воспитания участниками воспитательного процесса. Не отказываясь от прежних традиций, достижений в этом направлении надо многое изменить в подходах и содержании воспитательной работы.

Всё это определяет актуальность данного проекта в рамках реализации программы  «Социокультурные истоки».

Сложные социально-экономические процессы в стране привели к изменению ценностных ориентаций, деформировали самые устойчивые убеждения и взгляды. Размытость понятий «долг», «честь», «совесть», «достоинство», «любовь» вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние общества. Поэтому забота о гражданском и социально-нравственном воспитании детей приобретает сегодня для нас актуальное значение.

Работа по нравственно - патриотическому воспитанию строится комплексно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Необходимо заинтересовать дошкольников возможностью самому понять, что чувство патриотизма неотъемлемая черта личности. Поэтому структура воспитательного процесса, направленного на осуществление данного проекта, основана на следующих концептуальных положениях:

  • детоцентризм – приоритетность интересов ребёнка, превращение его в равноправного субъекта воспитательного процесса;
  • увлекательность и творческий подход – развитие творческих способностей обучающихся через доминанту творческих начал и отношение к творчеству как к уникальному критерию оценки личности и отношений в коллективе;
  • сотрудничество – признание ценности совместной деятельности детей и взрослых;
  • развитие — стимулирование и поддержка ребенка в духовно – нравственном, интеллектуальном, творческом и саморазвитии;
  • вариативность – обеспечение выбора индивидуального маршрута;
  • открытость воспитательной среды - взаимосвязь с социумом.

Основная часть.

Степень изученности проблемы.

Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в немалом количестве пособий, методических разработок педагогов-новаторов. В этом направлении работают И.А.Пашкович, Т.А.Касимова, Н.К.Беспятова, Буторина Т.С., Т.А.Орешкина и другие.

В своих работах ими были предприняты попытки, наряду с общими проблемами недостатков общеобразовательной программы, отобразить проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения. Их интерес к данной теме обусловлен активизацией в последнее время в России работы по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи, а значит новыми требованиями к работе педагогов основного и дополнительного образования, возможность непосредственного влияния которых на воспитание патриотов, деловых и здоровых людей обуславливает их исключительную роль.

В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л. А. Кондрыкинская, Н. Г. Комратова, Е. Ю. Александрова, Э. П. Костина, Н. Н. Кочнева, Л. Г. Каримова, Л. Л. Семенова, Ю. М. Новицкая, Р. И. Жуковская и другие.

На научно-методическом уровне актуальность заключается в необходимости расширения содержания работы с семьей. В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьей, однако при этом недостаточно разработаны содержание и формы работы с семьями с целью воспитания чувств патриотизма.

Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием патриотизма детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы. Так, в работах Т. Н. Дороновой довольно отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие «воспитание патриотизма» не используется; в исследовании С. Н. Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания; Т. Е. Комарова, Т. А. Ротанова, В. И. Логинова, Т. Н. Бабаева, Н. А Ноткина, О. Л. Князева, М. Д. Маханева, Е. В. Пчелинцева, Л. Е. Никонова, Е. И. Корнеева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа.

Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием патриотизма детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы. Так, в работах Т. Н. Дороновой довольно отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие «воспитание патриотизма» не используется; в исследовании С. Н. Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания; Т. Е. Комарова, Т. А. Ротанова, В. И. Логинова, Т. Н. Бабаева, Н. А Ноткина, О. Л. Князева, М. Д. Маханева, Е. В. Пчелинцева, Л. Е. Никонова, Е. И. Корнеева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа.

Современные исследователи (О. И. Ковалева, Л. В. Кокуева и др.) в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Педагог в этом процессе сам выступает как носитель культурных ценностей, являясь ключевой фигурой в передаче этих ценностей от одного поколения к другому.

Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип воспитанника.

Понятие «патриотизм».

«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».

Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:

•        чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

•        уважительное отношение к языку своего народа;

•        заботу об интересах Родины;

•        осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

•        проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

•        гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

•        гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

•        уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

•        ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

•        гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Формирование патриотического сознания.

В чём проявляется патриотизм сегодня? Как воспитать это великое чувство в наших детях? Как донести до них тургеневскую мысль о том, что «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись».

     2017  год объявлен годом Экологии в России, в этом же году празднуется  45-летие  нашего города Нижневартовска. Это явилось немаловажным  дополнением  в выборе темы нашего проекта. Донести до детей важность этих событий в жизни нашей страны – долг каждого педагога.

     Патриотизм в нашей стране – это  не  искусственно придуманное, навязанное нам извне понятие. Это своеобразная народная идеология,  корнями,  уходящая в глубину истории. К сожалению, внимание к этой первоочередной задаче снизилось. И как результат – дети наши растут с ослабленным чувством национального долга, низкими знаниями исторических и культурных корней нашего общества.

          Любовь к Родине – это главное,  составляющее патриотического воспитания, являющегося основным качеством нравственного стержня человека. И, нам - необходимо решать задачи первостепенной важности:

•        формирование  духовно-нравственных качеств личности;

•        воспитание патриотизма;

•        формирование  толерантного отношения к миру;

•        реализация индивидуальных, творческих, личностных и деловых качеств подрастающего поколения.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания дошкольников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается стенами учреждения. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания обучающихся.

Новое время требует от учреждения образования детей содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в компетентностном подходе гражданско-патриотического воспитания, который предполагает, что гражданская компетентность должна быть заявлена как один из важнейших учебных результатов гражданского образования (наряду с гражданскими ценностями и опытом гражданских действий). Гражданская компетентность может быть раскрыта через ряд ключевых компетентностей, каждая из которых удерживается определенным набором способностей, составляющих эту компетентность:

•        Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации.

•        Компетентность социального выбора – способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами.

•        Компетентность социального действия – способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения.

•        Коммуникативная компетентность – способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем.

•        Учебная компетентность – способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.

Подчеркивая, что компетентностный подход в настоящее время является одним из основных для гражданского образования, мы считаем необходимым отметить два важных момента.

Во-первых, реализация компетентностного подхода не может осуществляться в отрыве от обретения гражданских ценностей, включающих в себя определенные идеалы, убеждения и соответствующую нравственную позицию, без которых невозможно становление действительной гражданской компетентности.

Во-вторых, необходимо понимать, что процесс становления компетентности как «доказанной готовности к деятельности» может осуществляться только в совместной деятельности тех, кто учит и учится, и в деятельности же компетентность только и может реализовываться. Вот почему гражданская компетентность предполагает как наличие определенной жизненной позиции, так и внутренней готовности к ее реализации, и может в полной мере проявиться только в реальной жизненной ситуации.

Реализация программы  «Социокультурные истоки» в рамках проекта.

Работа по реализации программы проводилась по определенному алгоритму. (Алгоритм работы воспитателя по реализации программы "Истоки" и "Воспитание на социокультурном опыте" для дошкольного образования. О. С. Абрамова, методист "Истоковедения").

Шаг 1. "НАЧНИ С СЕБЯ". Самообразование и самоподготовка педагога по освоению и осмыслению темы месяца.

Шаг 2. "ВОВЛЕКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО".  Скорректировать и спланировать интегративное взаимодействие воспитателей, педагогов- специалистов ДОУ и родителей в течение месяца.

Шаг 3. "ПРИСОЕДЕНИ РОДИТЕЛЕЙ"

  • В информационном уголке "Истоки" предоставить родителям полную информацию о предстоящей работе в течение месяца (тема, дата, время и место проведения итогового занятия; название книги для развития детей, рекомендации по выполнению заданий).
  • Вместе с родителями внести изменения в предметно-пространственную среду в соответствии с темой месяца.
  • Подготовить и провести активное занятие с родителями.

Шаг 4. " ОРГАНИЗУЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"

  • В течение месяца совместно с педагогами - специалистами ДОУ проводить работу с детьми по освоению духовно-нравственных и социокультурных категорий в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, продуктивной, познавательной, музыкально-художественной, чтения).
  • Провести в последнюю неделю месяца активное занятие с детьми.

Шаг 5. "ПРОАНАЛИЗИРУЙ РЕЗУЛЬТАТ"

  • Проанализировать полученные результаты деятельности по программе за прошедший месяц; сравнить с проектируемыми целями и задачами работы;
  • Проанализировать уровень присоединения и включённости родителей группы в реализацию программы;
  • Наметить пути выхода к ситуации общего успеха.

Все занятия проекта проводились в соответствии с планом мероприятий программы «Социокультурные истоки».

Данный проект рассчитан на создание атмосферы заинтересованности в среде дошкольников и их родителей к проблемам нравственно - патриотического воспитания в нашей стране.

Новизна опыта.

Научная новизна исследования  заключается в изучении на практике эффективности проектной деятельности с использованием материалов программы «Социокультурные истоки» на нравственно - патриотическое развитие детей дошкольного возраста.

Теоретическая значимость проекта  заключается в выявлении и повышении уровня сформированности нравственно - патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, активное участие детей и их родителей в решении проблемы.

Практическая значимость заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств и патриотического сознания, создании методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственно - патриотическому воспитанию.

     Участники проекта: воспитанники старшей группы (1-ый год реализации проекта) и подготовительной к школе группы (2-ой год реализации проекта), их родители, воспитатель группы, узкие специалисты,  администрация ДОУ, социальные партнеры (библиотека №14, ГИБДД, пожарная часть №2 и др.).

Гипотеза.

При создании условий по воспитанию социально-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста и развитию их гражданских чувств будет формироваться патриотическое самосознание детей.

Предмет.

Процесс формирования патриотического самосознания дошкольников посредством воспитания социально-нравственных качеств личности и гражданских чувств детей старшего дошкольного возраста.

Объект.

Патриотическое самосознание детей старшего дошкольного возраста.

Цель: формирование  у обучающихся патриотического самосознания  и активной жизненной позиции для их успешной социализации на благо региона и Родины в целом, через вовлечение дошкольников, педагогов, родителей, социальных партнеров в активную деятельность по социально - нравственному воспитанию и реализацию программы «Социокультурные истоки».

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать у участников проекта представление об истинных ценностях настоящего гражданина, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, малой родине, семье.
  2. Объединять воспитание, обучение и развитие личности в единый образовательный процесс.
  3. Формировать у детей представление об основных нравственных понятиях.
  4. Формировать добросовестное отношение к труду, приводить к осознанию духовного смысла труда на земле.
  5. Повышать уровень  коммуникативных способностей детей.
  6. Расширять и углублять представления детей о Ханты – Мансийском Автономном округе; природе родного края; закрепить знания о природных богатствах края.
  7. Формировать интерес к прошлому и настоящему города Нижневартовска.
  8. Создавать условия для исследовательской деятельности.
  9. Использовать в образовательной деятельности активный метод обучения и воспитания детей на основе истоковских педагогических технологий и современного образовательного инструментария.
  10. Обеспечить преемственность дошкольного образования и начальной школы.
  11. Ориентировать проект на повышение уровня успешности  обучающихся.
  12. Организовать сотрудничество с семьями воспитанников.
  13. Установить партнерские взаимоотношения с социальными институтами.

Развивающие:

  1. Создать полноценные условия в соответствии с психолого - педагогическими требованиями к развивающей предметно-пространственной среде для выработки ценностного отношения к общепринятым нормам поведения в обществе, развития гражданственности.
  2. Развивать умение ориентироваться в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, формировать навыки сотрудничества в социуме.
  3. Развивать коммуникативные способности, способность дошкольников действовать свободно и раскрепощенно, но в соответствии с нормами и правилами общества.
  4. Способствовать познанию истоков своей культурной традиции, нравственных и духовных основ общечеловеческих ценностей.
  5. Способствовать развитию интереса у детей к историческому прошлому России, развитию гражданственности и национального самосознания обучающихся через коллективную творческую деятельность.
  6. Развивать управленческие навыки детей, формировать руководителя, лидера, способного брать ответственность на себя.
  7. Повышать уровень мотивации к общению всех участников образовательного процесса.
  8. Организовать мероприятия, побуждающие ребенка и его родителей к творческому самовыражению.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей основы нравственного поведения в обществе сверстников и взрослых, способствующие формированию патриотического самосознания.
  2. Воспитывать у детей уважительное отношение к взрослым, к историческим героическим личностям, любовь к своей семье, толерантное отношение к людям различных национальностей и конфессий.
  3. Побуждать и мотивировать стремление к самопознанию, самосовершенствованию (духовно – нравственному, физическому, интеллектуальному, художественно – эстетическому) и саморазвитию (развитию своего творческого потенциала), самоуправлению с целью гармонизации отношений с людьми и  природой.
  4. Воспитывать потребность к свободному самоопределению и ответственность за свой выбор.
  5. Воспитывать бережное отношение к природе, памятникам культуры, любовь к родному краю.
  6. Воспитывать у детей понимание необходимости защищать свою Родину.
  7. Повышать общую культуру личности родителей, их компетентность в вопросах формирования патриотического самосознания дошкольников в процессе совместной  деятельности.

Основные принципы реализации проекта

Содержание и организационные формы патриотического воспитания основываются на принципах, ориентирующих воспитание на развитие социально активной, нравственно здоровой личности. К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач патриотического воспитания, относится признание социальной значимости гражданственности и народности.

Среди основополагающих принципов гражданско-патриотического воспитания, представляющих собой исходные положения при осуществлении практической деятельности, выделяются общепедагогические:

•        Принцип научности опирается на закономерную связь между содержанием науки и учебного предмета. Он требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с научными фактами, понятиями, закономерностями, теориями всех основных разделов соответствующей отрасли науки, в возможной мере приближалось к раскрытию ее современных достижений и перспектив развития в дальнейшем.

•        Принцип систематичности и последовательности требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый новый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.

•        Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей, чтобы обучаемые не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.

•        Принцип наглядности. Многолетний опыт обучения и специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается.

•        Принцип гуманизации образования диктует необходимость бережного отношения к каждому ребенку.

•        Принцип дифференциации и индивидуализации обучения, предусматривающий психолого-педагогическое изучение личности, ее отношений в коллективе для наилучшей социальной адаптации, максимального раскрытия ее творческих способностей.

•        Принцип творческого самовыражения способствует реализации потребности ребенка в самовыражении. Стимулирует стремление личности активно реализовать свои лучшие качества в любой сфере деятельности, формирует активную созидательную позицию.

•        Принцип осуществления «педагогики сотворчества», предусматривающий совместную дискуссионно-эвристическую деятельность педагога и воспитанника, обеспечивающую исследовательско-творческий характер взаимодействия между ними.

Принципы патриотического воспитания:

•        Принцип системно организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации;

•        Принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения. Он указывает на разноуровневую включенность в воспитание гражданина-патриота таких факторов, как семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда, производственный коллектив, регион проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями общества в целом;

•        Принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;

•        Принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования и такого фактора формирования патриотизма, как социально-ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;

•        Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и так далее.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Нормативно-правовая база проекта:

  • Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;
  • Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;
  • Концепция дошкольного воспитания в РФ;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155);
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации  на 2016 - 2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493);
  • Закон ХМАО - Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югры» от 01.07.2013 №68-оз (ред. от 30.01.2016);
  •  «Программа развития образования города Нижневартовска на 2015 - 2020 годы» (Постановление администрации города от 17.09.2014 №1858);
  • Программа «Социокультурные истоки»;
  • Устав МАДОУ ДС №17 «Ладушки»;
  • Программа дошкольного образования МАДОУ ДС №17 «Ладушки».

Методы реализации проекта:

Предлагаемая классификация (В.Г. Нечаева, В.И. Логинова) объединяет все методы в три группы:

- методы формирования нравственного поведения и организаторских способностей: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации;

- методы формирования нравственного - этического сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;

- методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение.

Методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи.

     Формы проведения проекта: занятия в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»; беседы о гражданственности, поисковая  и исследовательская работа, дидактические, словесные, театрализованные и сюжетно-ролевые  игры;  диспуты, лектории, семинары-практикумы, мини-проекты с участием родителей; встречи за круглым столом с родителями и социальными партнерами, экскурсии, пропагандистская и просветительская работа; обмен опытом на разных уровнях.

Этапы реализации проекта

1. Исследовательско - диагностический этап.

•        Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере заинтересованности ребенка нравственно-патриотическим аспектом и о возможностях и стремлениях родителей в развитии данных качеств;

•         Диагностика нравственно-патриотического сознания детей группы (на материалах педагогической диагностики детей в областях «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» (программа «Детство») и мониторинга формирования основ духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» («Истоковедение», Том 15, 2015г.).

2. Прогностический этап определяет:

•        Сроки реализации проекта;

•        Сроки реализации каждого этапа;

•        Прогнозируемые результаты;

•        Критерии оценивания результатов по этапам работы.

3. Экспериментально-практический этап осуществляется в трех направлениях:

  • Работа с детьми (в том числе создание развивающей предметно-пространственной среды)
  • Работа с семьей.
  • Диссеминация педагогического опыта в коллективе.
  • Взаимодействие с социальными партнерами

4. Аналитико-рефлексивный включает:

•        Анализ динамики нравственно-патриотического развития детей.

•        Анализ и обобщение полученных результатов, их соответствие или не соответствие поставленным целям и задачам.

•        Предложения, рекомендации по дальнейшему совершенствованию данной работы и механизмов совершенствования  процесса реализации проекта в целом.

•     Обобщение и распространение опыта инновационной деятельности на разных уровнях.

Стратегия  реализации проекта.

  1. Исследовательско-диагностический этап.

Проведенное в начале года  исследование воспитанников старшей группы ДОУ дало следующие результаты (прил.):

По результатам педагогической диагностики:

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

в

с

н

в

с

н

26,7

73,3

0

26,7

70

3,3

В частности, у детей возникают проблемы в соблюдении правил поведения в обществе, в общении со взрослыми, выполнении трудовых обязанностей, знании имен своих родителей, знании символики страны и округа и т.д.

По результатам мониторинга формирования основ духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста в сентябре 2016 года в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» («Истоковедение», Том 15, 2015г.):

Время проведения мониторинга

Сентябрь

Аспекты качества

Итоговая интегративная оценка

Содержательный

Коммуникативный

Управленческий

Психологический

Социокультурный

Сумма баллов

Уровень духовно-нравственного развития

Обобщенная интегративно-комплексная оценка в баллах

Итог по группе        

Анкетирование родителей показывает (прил.):

•        к 5-6 годам у 60% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, региона;

•        у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, округа, родной природы, охраняемых мест;

•        80 % родителей не имеют возможности рассказать своему ребенку о городе, его истории, знаменитых людях, достопримечательностях из-за высокой занятости;

•        40 % родителей затрудняются в знании истории города, региона и ждут помощи в этом направлении от детского сада;

•        20 % родителей не считают важным  воспитание  у  детей  дошкольного  возраста нравственно-патриотических чувств.

Таким образом, из сложившейся проблемы определяем сроки, этапы и пути реализации проекта гражданско-патриотического воспитания, а также ожидаемые результаты и критерии достижения поставленной цели и задач всеми участниками воспитательного процесса.

2. Прогностический этап.

В процессе данного этапа были определены следующие сроки:

  • Срок реализации проекта: 2 года (2016 - 2018 уч.годы)
  • Исследовательско-диагностический этап – 2 недели (сен. 2016)
  • Прогностический этап  - 2 недели (сен. 2016)
  • Экспериментально-практический этап – 2 учебных года (сен. 2016 – май 2018)
  • Аналитико-рефлексивный  - 2 недели  - май 2017 (промежуточный мониторинг), май 2018 (итоговый мониторинг).

Ожидаемые результаты:

1. Обновление системы патриотического воспитания МАДОУ ДС №17 «Ладушки», обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания, расширение регионального компонента в учебном плане учреждения, обеспечивающих формирование у обучающихся патриотического сознания.

2. Вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

3. Установление партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников,  социальными партнерами; повышение эффективности взаимодействия всех участников проекта по нравственно - патриотическому воспитанию детей.

4. Понимание  родителями важности воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте; активное взаимодействие с ДОУ; участие в совместных мероприятиях.

5. Усиление чувства гражданственности и национального самосознания обучающихся, осознание ответственности воспитанников за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; приобретение опыта основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, члена коллектива).

6. Знание дошкольниками исторического и культурного наследия родного края, города Нижневартовска; ответственное отношение к природным богатствам Родины.

7. Активность и инициативность воспитанников по оказанию помощи старшему поколению, осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

8. Повышение уровня педагогического мастерства в коллективе ДОУ в вопросах нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения.

В целом, достижение ожидаемых результатов в процессе реализации проекта позволит создать в учреждении дошкольного образования «Ладушки» эффективную систему гражданского и патриотического воспитания детей.

      Успешность выполнения проекта обеспечивается: заинтересованностью всех участников в совместном диалоге по обсуждению поставленных проектом вопросов;  желанием установления диалога по вопросам привлечения внимания общественности к вопросам гражданственности и патриотизма.

Критерии оценки сформированности у дошкольников ценностного отношения к общепринятым нормам поведения в обществе:

•        Наличие базовых  знаний о нормах поведения в обществе, представлений о нравственно-этических понятиях;

•        Добровольное  и инициативное участие в трудовой, художественно-творческой, исследовательской, познавательной деятельности в ДОУ и дома;

•        Разрешение смоделированных и жизненных ситуаций с применением знаний, полученных в ходе реализации проекта;

•        Возникновение по инициативе детей сюжетно-ролевых, конструктивных, творческих игр, игр-драматизаций по  сюжетам сказок, мультфильмов,  художественных фильмов.

Критерии гражданско-патриотической воспитанности:

•        сформированность систематических знаний о своей Родине, ее истории, культуре, о культуре народов, проживающих на территории России;

•        стремление внести свой вклад в развитие своей малой родины: округа, города, учреждения;

•        активная позиция в защите интересов своего государства, проявление социальной ответственности в выполнении обязанностей гражданина, члена нашего общества.

Количественные критерии реализации проекта:

•        включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;

•        качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);

•        небольшое количество детей с девиантным поведением;

•        участие в конкурсах по тематике;

•        проведение гражданско-патриотических мероприятий.

3. Экспериментально-практический этап.     

Форма и название мероприятия

Содержание и (или) цель мероприятия

Срок

реализации

Участники

Работа с детьми (+ совместная с родителями)

Занятие 1"Верность родной земле"

Работа в круге. Беседа с детьми на основе прочитанных былин «Илья Муромец» (стр. 4-7, «Добрыня Никитич и Змей» (стр. 8-11, «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» (стр. 12-13) и пословиц (стр. 3).

2. Выполнение задания «Что может пригодиться в бою богатырю?» (стр. 21).

3. Ресурсный круг (с делегированием) «За что люди благодарны защитникам Земли Русской?».

4. Оформление страницы Альбома «Славный могучий богатырь» (стр. 19).

Сентябрь, 2016

Педагог, дети

Просмотр мультфильма

«Добрыня Никитич и Змей»

Наглядное закрепление образа былинного богатыря, обсуждение его поступков.

Сентябрь, 2016

Педагог, дети

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Цель игры: - побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи; .

- учить самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку;

- формировать нравственные чувства (гуманность, сочувствие, любовь и др.) и

доброжелательные отношения в группе.

Сентябрь, 2016

Педагог, дети

Оформление альбома  «Редкие животные и птицы нашего края»

Обсудить экологические проблемы округа, создать альбом на основе Красной книги ХМАО-Югры.

Сентябрь, 2016

Педагог, дети

Занятие 2 "Верность родной земле" (2)

1. Рассматривание картины В. М. Васнецова «Три богатыря».

2. Речевая игра «О каком богатыре говорится в былинах?» (стр. 20).

3. Работа в круге. Беседа с детьми о подвигах богатырей на основе былин «Бой с несметной ратью под Киевом» (стр. 14-15, «Илья Мурома I, Добрыня Никитич и Алеша Попович» (стр. 16- 18) и пословиц (стр. 3).

4. Работа в паре «Защитник Отечества» (стр. 23).

Октябрь, 2016

Педагог, дети

Мини-проект «Герб нашей семьи»

Формирование у дошкольников ценностного

отношения к семейным традициям, воспитание

чувства уважения и любви к своим родным и

близким. Вовлекать родителей в проектную деятельность.

Октябрь, 2016

Педагог, дети, родители

Выставка «Герб нашей семьи»

Формировать у детей элементарные представления о символике  и геральдике.

Создание благоприятных условий для реализации творческих способностей детей.

Октябрь, 2016

Педагог, дети

Составление генеалогического

 древа семьи

Формировать у детей духовно-нравственное

отношение и чувство сопричастности к своей

семье.

Октябрь, 2016

Педагог, дети, родители

Занятие 3 «Радость послушания»

Работа в круге. Беседа с детьми о послушании на основе сказок «Гуси-лебеди» (стр. 4-6, «Аленький цветочек» (стр. 7-22, «Царевна-лягушка» (стр. 24-25, пословиц (стр. 3) и личного опыта детей.

2. Работа в микрогруппах с родителями «Радость послушания» (стр. 26).

3. Оформление страницы Альбома «Радость послушания» (стр. 27).

Ноябрь, 2016

Педагог, дети, родители

Д/игра «Маленькая страна»

В одной маленькой-премаленькой стране было много малюсеньких королевств, и большие королевства-соседи все время их обижали. И вот однажды они решили объединиться в одно большое-пребольшое царство-государство…

Ноябрь, 2016

Педагог, дети

Просмотр мультфильма

«Аленький цветочек»

Закрепить ценностное понятия дочернего послушания и любви к родителям.

Ноябрь, 2016

Педагог, дети

Д/игра «Уроки этикета»

Закрепить знания детей о гостевом этикете, формировать способность приобретения уверенности в себе, особенно навыков доброжелательного общения, обучать правилам поведения в гостях и при приёме гостей дома. Воспитывать умение быть радушным и приветливым.

Ноябрь, 2016

Педагог, дети

Занятие 4 "Светлая Надежда"

Работа в круге. Беседа с детьми о празднике Рождества на основе произведений И. С. Шмелева «Лето Господне» («Рождество») (стр. 5-8, Е. Ивановской «Предание о первой Рождественской елке» (стр. 9-10, Ф. М. Достоевского «Божий дар» (стр. 12— 14, пословиц (стр. 4) и личного опыта детей.

2. Хоровод «Елочка» (стр. 28 книги «Доброе слово»,

3. Ресурсный круг «Рождественское чудо».

4. Оформление страницы Альбома «Рождественское чудо» (стр. 11).

Декабрь, 2016

Педагог, дети

Выставка «Лучшая новогодняя игрушка»

Создание праздничной атмосферы и вовлечение детей в творческий процесс по изготовлению авторской игрушки  для внутреннего применения.

Декабрь, 2016

Педагог, дети

Занятие  5 "Доброе согласие"

1. Работа в круге. Беседа с детьми о согласии на основе произведения И. С. Шмелева «Лето Господне» («Счастье мое миндальное») (стр. 17-18, рассказа А. Нечаева «Саночки» (стр. 20-21, пословиц (стр. 16) и личного опыта детей.

2. Игра по выбору «У дедушки Трифона» или «У бабушки Ларисы» (стр. 15 и 25 книги «Дружная семья»).

3. Работа в паре «Построим дом» (стр. 26-27).

4. Оформление страницы Альбома «Доброе согласие» (стр. 25).

Январь, 2017

Педагог, дети

Фотовыставка «В детском садике своём

очень дружно мы живем»        

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к коллективу в  детском саду; создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Январь, 2017

Педагог, дети

Занятие 6 "Добрые друзья"

Работа в круге. Беседа с детьми о дружбе и друзьях на основе русских народных сказок «Сивка-Бурка» (стр. 5-10, «Зимовье зверей» (стр. 12-14, пословиц (стр. 4) и личного опыта детей.

2. Игра «Дом дружбы». Ведущий задает детям вопрос: «Что необходимо добрым друзьям?» (стр. 10)

3. Ресурсный круг «Кого можно назвать настоящим другом?».

4. Выполнение творческого задания (стр. 11).

Февраль, 2017

Педагог, дети

Мини-проект

«Я родился в Нижневартовске»

Закреплять знания детей о знакомых улицах города, расширять знания о достопримечательностях города.

Формировать интерес к прошлому и настоящему города Нижневартовска.

Знакомить детей с историей возникновения города Нижневартовска. Приобщать родителей к реализации проекта.

Февраль, 2017

Педагог, дети, родители

Выпуск экологического вестника «Защитим родную природу…»

С помощью ИКТ привлекать внимание к экологическим  проблемам родного края.

Формировать умение детей использовать ИКТ в образовательных целях.

Февраль, 2017

Педагог, дети

Занятие 7 "Добрые дела"

Работа в круге. Беседа с детьми о том, почему важно совершать добрые дела, на основе сказки П. Ершова «Конек-горбунок» (стр. 17-32, пословиц (стр. 16 и 32) и личного опыта детей.

2. Русская народная игра «Кто с нами?» (стр. 22-23 книги «Добрая забота»).

3. Работа в паре «Добрые дела» (стр. 34-35).

4. Оформление страницы Альбома «Добрые дела» (стр. 33).

Март, 2017

Педагог, дети

Флэшмоб ««Нашим друзьям из Красной книги ХМАО-Югры посвящается…»

Пропагандировать общественность – жителей близлежащих к ДОУ домов  к защите исчезающих видов животных и птиц.

Март, 2017

Педагог, дети, родители

Конструирование «Дома на нашей улице»

Закрепить умение детей строить здания; выбирать для постройки нужные детали. Дать определение понятию «улица» - дома, стоящие в ряд по обеим сторонам дороги.

Воспитывать умение работать вместе, придерживаться общего плана строительства.

Март, 2017

Педагог, дети

Занятие 8 "Мудрое слово"

1. Работа в круге. Беседа с детьми о мудрости и мудрых людях на основе русских народных сказок «Никита Кожемяка» (стр. 5— 7, «Белая уточка» (стр. 10-14, пословиц (стр. 4 и 7) и личного опыта детей.

2. Речевая игра «Мудрые слова» (стр. 8).

3. Ресурсный круг «Кого можно назвать мудрым?».

4. Выполнение творческого задания (стр. 9).

Апрель, 2017

Педагог, дети

Беседа «По памятным местам»

Воспитание уважения к подвигам, совершённым во времена Великой Отечественной войны;

формирование морально-нравственных принципов у дошкольников;

сплочение  детского коллектива.

Апрель, 2017

Педагог, дети

Участие в городском конкурсе детских высказываний «Что природе хорошо, что природе плохо»

Привлечение внимания общественности к деятельности и значимости, особо охраняемых природных территорий, формирование положительного общественного мнения по отношению к имеющимся в округе уникальным природным комплексам.

Апрель, 2017

Педагог, дети

Участие в городском смотре-конкурсе чтецов 2017

Сформировать у подрастающего поколения чувство патриотизма и любви к родному краю.

Привить навыки выразительного чтения, сформировать положительно-эмоциональное отношение к литературным поэтическим произведениям поэтов родного края.

Апрель, 2017

Педагог, дети

Занятие 9 "Мудрые люди"

. Работа в круге. Беседа с детьми на тему «Кого в вашей семье можно назвать мудрым?» на основе русских народных сказок «Пастушья дудочка» (стр. 17-21, «Названный отец» (стр. 22-26, пословиц (стр. 4, 7, 16) и личного опыта детей.

2. Работа в микрогруппах: бабушки и дедушки дают мудрый наказ своим детям и внукам.

3. Любимые игры детства бабушек и дедушек.

4. Ресурсный круг «Мудрость рядом с нами».

5. Выполнение задания «Мудрый наказ» (стр. 26).

6. Оформление страницы Альбома «Мудрые люди» (стр. 27) предлагается выполнить дома вместе с родителями или на занятии по изобразительной деятельности.

Май, 2017

Педагог, дети, родители

Рассматривание стягов, флагов, гербов различных стран и России, прослушивание гимна России

Знакомить с отличиями русской символики от символики других стран.

Учить гимн РФ.

Май, 2017

Педагог, дети

Подведение промежуточных итогов.

Занятие 10 «Сказочное слово»

«Царевна-лягушка»-чтение сказки и анализ поступков героев.

Рисование «Моя любимая сказка».

Беседа по сказкам А. с Пушкина,коллаж «Сказка ложь,да в ней намек».

Посещение музейного занятия «Ой,вы,гости-господа»

Сентябрь, 2017

Педагог, дети

Подвижные игры: «Горелки с платочком», «Дедушка - рожок»

Продолжать знакомить с русскими народными играми, развивать ловкость, увёртливость, умение действовать по сигналу; воспитывать выдержку, умение соблюдать правила игры, выполнять движения согласно с текстом, формировать дружеские взаимоотношения, приобщать детей к русской культуре, воспитывать интерес и любовь к русской народной игре.

Сентябрь, 2017

Педагог, дети

Занимательные опыты, эксперименты

Становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников.

Сентябрь, 2017

Педагог, дети

Занятие 11 «Сказочное слово» (2)

А. Ф. З. Викторина по сказкам.

Экскурсия в парк,беседы по экологии.

Художественное творчество «Что я видел»

ОО «Познание»-рассказ о ярмарках на Руси.

А. Ф. З. Праздник «Покровская ярмарка» с использованием знаний детьми пословиц,поговорок об осени,урожае, Покрове,танцев,хороводов и русских народных игр.

Октябрь, 2017

Педагог, дети

Чтение и обсуждение этических сказок

Помогать усвоению детьми духовно - нравственных категорий (добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота - хитрость) и правил доброй совестливой жизни.

Октябрь, 2017

Педагог, дети

Беседа «Право ребёнка на имя»

Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о правах человека. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к окружающим его детям и взрослым.

Октябрь, 2017

Педагог, дети

Занятие 12 «Напутственное слово»

Слушание сказки «Василиса Прекрасная» на СД,анализ действий героев,ответы на вопросы.

ОО «Познание»- «Здравствуйте!»-демонстрационный материал Л. Фесюковой.

А. Ф. З. «Напутственное слово»-работа в ресурсном круге,заполнение альбома «Мои истоки».

Рассказ о празднике «Народное единство».

Рисование на тему «Все люди-братья».

Ноябрь, 2017

Педагог, дети

Мини-проект «Мама может все, что угодно!!!»

Формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста по отношению к матери.

Ноябрь, 2017

Педагог, дети, родители

Беседы: «День пожилых людей», 

«Мой город»

Цель беседы: воспитание уважительного отношения, внимания к пожилым людям.

Закрепить знания детей о названии родного города, формировать патриотические чувства, уметь узнавать по иллюстрациям и уметь рассказывать о достопримечательностях родного города, познакомить со стихами о Родине, воспитывать чувство гордости за свой город.

Ноябрь, 2017

Педагог, дети

Занятие 13 «Жизненный путь»

«Старик и яблоня»-чтение и обсуждение рассказа.

Беседа по сказке «Финист-ясный сокол» с просмотром художественного фильма на СД.

«Мое имя»-ОО «Социализация»

«Портреты моей семьи»-художественное творчество.

Конструктивная деятельность «Улицы родного города»

А,Ф. З. Работа в ресурсном круге-Стр. 34. Заполнение альбома «Мои Истоки»

«Кем хочу стать «-КВН о профессиях.

Декабрь, 2017

Педагог, дети

Беседа «Все профессии нужны,

все профессии важны»

Подготовить воспитанников к обоснованному, осознанному и самостоятельному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности

Декабрь, 2017

Педагог, дети

Обсуждение ситуаций «Как вести себя за столом», «Как вести себя в гостях», «Как принимать гостей», «Какие качества помогают дружбе»

Прививать детям навыки культурного поведения в гостях.

Учить правильному поведению в гостях.

Воспитание уважения по отношению к товарищам.

Декабрь, 2017

Педагог, дети

Занятие 14 «Светлый образ»

«Славим Рождество»-ОО «Познание», «Социализация»

«Праздник Рождества Христова»-ОО «Музыка»

«Зима»-художественное творчество.

«Крещение»-стр. 5-11.

«Чудо об источнике»-стр. 13.-чтение и беседа.

«Блаженно сердце способно миловать»Потаповская,стр. 50.

А. Ф. З. -«Светлый образ»стр. 26-27.

Заполнение альбома «Мои Истоки»

Январь, 2018

Педагог, дети

Рисование «Чайник расписанный гжелью», «Хохломская досочка»

Научить детей расписывать чайник по мотивам гжельской росписи и доску по мотивам хохломской, приобщать к истокам русской народной культуры.

Январь, 2018

Педагог, дети

Занятие 15 «Мастера и рукодельницы»

«Каменный цветок»-слушание сказки и обсуждение характеров героев.

«Хлеб-всему голова»-ОО «Познание», ОО «Социализация».

Художественное творчество «Городецкие узоры»,«Семеновские матрешки».

«Русские богатыри»-Потаповская.

А. Ф. З. -«Мастера и рукодельницы»,работа в паре. стр. 15-18.

Заполнение альбома «Мои истоки».

Праздник «Масленица».

Февраль, 2018

Педагог, дети, родители

Беседы: «Народные промыслы», «Русская матрёшка»

Формирование умений различать стили наиболее известных выводов декоративной живописи: хохломской, городецкой, гжельской, и др.; учить выделять характерные особенности изделий различных народных промыслов; осваивать характерные элементы, колорит, композицию.

Февраль, 2018

Педагог, дети

Выставка в рамках музея «Русь мастеровая»

Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре и народным традициям, воспитание чувства любви к своей родине

Февраль, 2018

Педагог, дети

С/р игры: «Пограничники», «Танкисты», «Летчики»

Формировать у дошкольников представления о воинах различных родов войск, о их подвиге во время войны во имя своей Родины.

Способствовать военно - патриотической подготовке дошкольников. Продолжать формировать умение творчески развивать сюжет, ролевое взаимодействие в игре, умение вести диалог.

Февраль, 2018

Педагог, дети

Занятие 16 «Старание и терпение»

«Иван –крестьянский сын и чудо-юдо»-чтение сказки.

«Морозко»-просмотр фильма на СД,беседа по сказке.

Художественное творчество «Моя любимая мамочка»

Праздник «8 марта-женский день».

Конструктивная деятельность «Салфетка для мамы»

«Весна идет» стр. 22-23.

А. Ф. З. -«Старание и терпение» стр. 34-35.

Заполнение альбома «Мои истоки»

Март,2018

Педагог, дети

Д/игры: «Что мы делаем», «Подбери признак»

Учить составлять предложения с определенным глаголом. Закреплять знания детей о труде взрослых в огородах, на полях.

Учить согласовывать прилагательные с существительными.

Март,2018

Педагог, дети

Занимательные опыты, эксперименты

Побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников.

Март,2018

Педагог, дети

Занятие 17 «Семейные традиции»

Беседа с детьми по стр. 4-11,анализ характеров и действий героев.

«Благовещенье»стр. 12-13.

Рассказ «О первом красном яичке»-стр. 18-21.

Семейный пасхальный праздник.

Художественное творчество «Роспись Яиц».

А. Ф. З. «Семейные традиции»стр. 14-16.

Заполнение альбома «Мои истоки»

Апрель,2018

Педагог, дети, родители

Развлечение «Наша дружная семья»

Расширять знания о культурах разных народов, их национальной кухне, одежде, народных подвижных играх; формировать чувства единства, дружбы, равенства и братства, объединяющие  народы России;  воспитывать  уважение к людям разных национальностей.

Апрель,2018

Педагог, дети, муз.рук-ль

Мини-проект

«Наша малая Родина - Югра»

Расширять и углублять представления детей о Ханты – Мансийском Автономном округе; природе родного края, жизни, быте и народных промыслах коренных народов: ханты и манси.

Апрель,2018

Педагог, дети, родители

Занятие 18 «Книга-праздник души»

«Сказка о царе Салтане» стр. 24-52.

«День Славянской письменности»-разработка Марченковой И. М.

А. Ф. З. «Книга-праздник души»стр 54-56.

Художественное творчество «Люблю березку русскую»

Итоговое мероприятие «До свидания,детский сад»

Презентация альбома «Мои истоки».

Ресурсный круг «За все тебя благодарю»-совместная деятельность родителей и детей.

Май,2018

Педагог, дети

Чтение художественной литературы: «Сивка Бурка», «Василиса Прекрасная»

Цель: помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка- Бурка», «Василиса Прекрасная».

Май,2018

Педагог, дети

Драматизация сказки «Праздник справедливости»

Доставить детям радостью вызвать эмоциональный отклик в душе, учить видеть в сказках народную мудрость.

Привлекать родителей к совместным мероприятиям.

Май,2018

Педагог, дети, родители

Создание развивающей ППС

Оформить брошюру «Как ведут себя настоящие барышни»

Создать  условия  для раскрытия у девочек  традиционно русских норм поведения

Октябрь, 2016

Педагог, дети

Оформить брошюру  «Копилка русского богатыря»

Воспитывать у мальчиков умение вести себя  в соответствии с  правилами и обычаями богатырей

Декабрь, 2016

Педагог, дети

Оформить стенд «Страна хороших манер»

Воспитывать у детей умение вести себя  в соответствии с  нормами и правилами поведения в обществе

Февраль, 2017

Педагог, родители

Оформить стенд «Наши традиции»

Создать наглядное изображение  традиций, существующих в группе

Апрель 2017

Педагог, родители

Создать картотеку «Словарь черт характера»

Создать условия для оценивания  достижений  и успехов детей в ходе реализации проекта

Сентябрь, 2017

Педагог

Создать картотеку  «Копилка вежливых советов»

Знакомить детей  с правилами этикета

Декабрь, 2017

Педагог, дети

Создать картотеку «Патриот России»

Оформить картотеку картинок- качеств личности патриота своей Родины

Март, 2018

Педагог

Подготовить дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос», «Памятные места родного города» и др.

Создать дидактические игры по формированию гражданственности, желания защищать свою Родину

В течение реализации проекта

Педагог

Работа с семьей

Раскрывать детям значение слов, обозначающих черты характера человека

 Консультация «Патриотическое воспитание»

Выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по национально-патриотическому воспитанию дошкольников.

Сентябрь, 2016

Педагог, дети, родители

Физкультурный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»

Популяризация здорового образа жизни среди родителей, детей, педагогов ДОУ.

Октябрь, 2016

Педагог, дети, родители

Консультации:

«Какие русские народные сказки читать детям?»

Показать родителям при помощи каких сказок можно приобщать детей к традициям народа посредством изучения литературного наследия наших предков.

Октябрь, 2016

Педагог, родители

Диспут «Нужен ли четвероногий друг для вашего ребенка?»

Обсуждение необходимости и возможности приобретения домашнего питомца как неотъемлемой части гуманизации жизни ребенка.

Ноябрь, 2016        

Педагог, родители

Издание и выпуск календаря «Патриот России»

Оформить календарь хороших поступков  патриота своей Родины

Декабрь, 2016

Педагог, родители

Лекторий «Чем занять ребенка на прогулке зимой?»

Показать родителям при помощи каких народных игр можно скоротать время зимой и приобщать детей к традициям народа

Январь, 2017

Педагог, родители

Консультация «Роль отца в становлении личности ребенка»

Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности родителей по вопросу влияния отца в воспитании ребенка.

Февраль, 2017

Педагог, родители

Семинар-практикум «Дружеские отношения взрослых и детей в семье - основа воспитания положительных черт характера ребенка»

Дать представление о формировании с раннего возраста всесторонне развитой личности, учитывая при этом психофизиологические особенности развития ребенка.

Разобрать на практических примерах различные виды семейного воспитания.

Март, 2017

Педагог, родители

День открытых дверей «Сделай мир добрее»

Привлечение внимания детей и родителей к деятельности ДОУ, максимальное погружение детей и родителей в жизнь и деятельность ДОУ.

Апрель, 2017

Педагог, родители

Городская акция «Чистый город»

Формирование у родителей и воспитанников активной гражданской позиции по соблюдению чистоты и порядка в ДОУ и в микрорайоне.

Апрель, 2017

Педагог, родители

Рекомендации для родителей

«Воспитание маленького патриота»

Дать понятие, что эффективным методом воспитания маленького патриота является личный пример его родителей и всех членов семьи

Сентябрь, 2017

Педагог, дети, родители

Концертная программа для людей с ОВЗ, пенсионеров, малоимущих и многодетных семей

Поддержка многодетных и малоимущих семей, людей с ОВЗ и инвалидов, а также пенсионеров.

Ноябрь, 2017

Педагог, дети, родители

Городской конкурс «Лучшая новогодняя игрушка»

Создание праздничной новогодней атмосферы в детском саду.

Поддержка творческой активности детей и их родителей.

Декабрь, 2017

Педагог, дети, родители

Беседа  «Воспитание у детей трудолюбия, правильного отношения к труду»

Показать роль трудолюбия в нравственном становлении личности ребенка.

Март, 2018

Педагог, родители

Участие в активных занятиях

См. в совместных с детьми занятиях

В течение реализации проекта

Диссеминация педагогического опыта в коллективе

Проведение анкетирования педагогов по теме «Патриотическое воспитание дошкольников»

Выявить уровень знаний воспитателей МАДОУ по теме.

Октябрь, 2016

Педагоги ДОУ

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа»

Целями консультации являются усвоение воспитателями определенных знаний, умений по особенностям традиций своего народа; помощь им в разрешении проблемных вопросов патриотического воспитания.

Ноябрь, 2016        

Педагоги ДОУ

Консультация «Воспитание у детей любви к родной природе, как одной из составляющих патриотического воспитания»

Познакомить коллег с одним из способов патриотического воспитания детей через любовь к природе.

Декабрь, 2016

Педагоги ДОУ

Открытое занятие «Мудрое слово»

Дессиминировать опыт реализации программы «Социокультурные истоки» среди коллег.

Апрель, 2017

Педагоги ДОУ

Выступление на педагогическом совещании «Программа «Социокультурные истоки»

Ознакомить педагогов с основными задачами и этапами программы «Социокультурные истоки».

Май, 2017

Педагоги ДОУ

Обсуждение с воспитателями на методических совещаниях новинок педагогической литературы и периодики по патриотическому воспитанию

Обмен мнениями с коллегами по патриотическому воспитанию.

В течение реализации проекта

Педагоги ДОУ

Консультация «Взаимодействие ДОУ и семьи по патриотическому

воспитанию дошкольников»

Дать представление педагогам, что нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

Октябрь, 2017

Педагоги ДОУ

Проведение экспресс-опроса воспитателей «Знаем ли мы права детей»

Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по соблюдению их прав и нравственно-патриотическому воспитанию

Декабрь, 2017

Педагоги ДОУ

Консультация «О системе правового образования в ДОУ»

Углубить знания педагогов об основных положениях Конвенции о правах ребенка, нормативно-законодательными актами РФ и содействии в их реализации.

Март, 2018

Педагоги ДОУ

Взаимодействие с социальными партнерами

Экскурсия в детскую библиотеку №14

Взаимодействие ДОУ и библиотеки по становлению личности детей посредством приобщения к чтению.

Октябрь, 2016

Педагог, дети, родители, сотрудники библиотеки

Флэшмоб «Засветись ради безопасности»

В целях предупреждения дорожно-транспортного травматизма, применения светоотражающих элементов на одежде и приобщению детей к соблюдению «дорожного этикета».

Ноябрь, 2016

Педагог, дети, родители, сотрудники ГИБДД

Экскурсия в пожарную часть «Почетная профессия – пожарный»

Знакомить детей с пожарной техникой и людьми, которые работают на ней. Воспитывать интерес и уважение к профессии пожарных.

Май, 2017

Педагог, дети, родители, сотрудники библиотеки

Совместное мероприятие  «Библиобабушка»

Взаимодействие ДОУ и библиотеки по становлению личности детей посредством приобщения к чтению.

В течение учебного года

Педагог, дети, родители

Межведомственная профилактическая акция «Полиция и дети»

Проведение просветительской работы по правовой грамотности несовершеннолетних.

Апрель, 2018

Педагог, дети, родители, сотрудники МВД

Семейные выезды в природный парк  «Сибирские увалы» на праздники «Комоедица», «Славянское Новолетие» и др.

Привлечение внимания общественности к деятельности и значимости, особо охраняемых природных территорий, формирование положительного общественного мнения по отношению к имеющимся в округе уникальным природным комплексам; экологическое воспитание и просвещение населения; популяризация идей защиты окружающей среды; развитие творческих способностей детей и их родителей.

Апрель, 2016

Октябрь, 2016
Май, 2017

Октябрь, 2017

Май, 2018

Педагог, дети, родители, работники парка

Итоги проекта

Обобщение работы над проектом, оформление результатов  

Награждение дипломами, благодарностями наиболее активных участников проекта среди детей и родителей

Май, 2018

Педагог, дети, родители

Промежуточные результаты работы

По промежуточным итогам реализации проекта,  дети расширили свой кругозор. У 45 % из них развился интерес к истории родного края, традициям города, своей семьи. Работа способствовала воспитанию чувства гордости за свою Родину. Кроме того, дети в группе стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.

У детей сформированы представления об основных нравственных понятиях, 85 % детей знают их значение, имеют представления о сферах их реализации в обществе.

По результатам педагогической диагностики на конец года:

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

в

с

н

в

с

н

100

0

0

26,7

0

0

Все дети имеют высокий уровень социально-коммуникативного развития (100%),

По результатам мониторинга формирования основ духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста в мае 2017 года в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» («Истоковедение», Том 15, 2015г.):

Время проведения мониторинга

Май

Аспекты качества

Итоговая интегративная оценка

Содержательный

Коммуникативный

Управленческий

Психологический

Социокультурный

Сумма баллов

Уровень духовно-нравственного развития

Обобщенная интегративно-комплексная оценка в баллах

Итог по группе        

В группе созданы условия для выработки ценностного отношения к общепринятым нормам поведения в обществе, развитию гражданского самосознания. Оформлены стенды: «Страна хороших манер», «Наши традиции». Оформлены брошюры «Как ведут себя настоящие барышни»,  «Копилка русского богатыря».

        Педагог и родители  пополнили и закрепили знания по истории, этнографии, краеведению. Работа в этом направлении способствовала активному сотрудничеству с администрацией ДОУ и социальными партнерами, сплочению коллектива воспитанников, родителей и педагогов.

Создана целостная система педагог – родители - дети по нравственно-патриотическому воспитанию.

Повысилась общая культура родителей, уровень их мотивации и эффективность общения в процессе образовательной деятельности. Более 50% родителей активно включаются в совместные с детьми мероприятия.

В дальнейшем  коллектив планирует работу по продолжению  реализации проектировочной деятельности в соответствии с намеченным планом.

Проект «Наследие великой страны» открыт для внесения изменений в любой этап деятельности, как со стороны обучающихся, так и всех участников проекта и других заинтересованных учреждений города.

В перспективе планируется совместная работа с МОУ ДОД «Патриот».

Список используемой литературы:

  1. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005. – № 4. – С. 23.
  2. Батурина Г. И. Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники): Пособие для воспитателей и учителей / Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». – М.: Школьная пресса, 2003.
  3. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания // Серия «От сентября до сентября». – М.: Республика, 1998.
  4. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. – М., 2002. – 320 с.
  5. Буре Р. С. Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста // Ребенок в детском саду. – 2006. - N 5. - С. 16-17.
  6. Ильина М. Н. Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6 лет (Тесты и развивающие упражнения) – СПб., 2001. – 160 с.
  7. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003.
  8. Каменкова Л. Как воспитывать патриота //Народное образование. – 1999. №5
  9. Карамзин Н.М. О любви к Отечеству и народной гордости. // Русь. – 1997. - №3
  10.  Князева О.Л., Стеркина Р.Б.,  Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.— М.: Дрофа, ДиК, 1999.— 128 с.
  11.  Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. – 1998. – № 5. – С. 52.
  12.  Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.
  13.  Крекотнев А. Патриотическое воспитание в образовательных учреждениях на примерах жизни соотечественников-героев.// Образование в современной школе - 2006-N8-с.40  
  14.  Кром М. Сколько лет патриотизму. // Родина. – 1994. - № 10
  15.  Курикалова Н. Урок мужества.// Воспитание школьников- 2006-N10-с.30  
  16.  Ломбина Т. Н. Развитие нравственного чувства у дошкольников // Психолог в детском саду. - 2010. - N 2. - С. 68-88.
  17.  Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. – 1997. – № 3. – С. 52-56.
  18.  Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. – 1997. - № 3
  19.  Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Равнение на победу. Методические рекомендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей и подростков. – М.: Изд-во ЦГЛ, 2004.
  20.  Мочалкин Ю. Патриотическое воспитание – вечное веление времени.// Народное образование. – 1998. - № 9
  21.  О государственном гербе РФ: закон РФ.//Российская газета- 2000-N244  
  22.  О государственном гимне РФ.: закон РФ. //Российская газета- 2000-N244
  23.  О государственном флаге РФ.: закон РФ.//Российская газета- 2000-N244
  24.  Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы: государственная программа.//Собрание законодательных актов РФ- 2016- N 29-с30-64  
  25.  Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Сластенин В.А. и др. – 3-е изд. – М.: Школа – Пресс, 2000
  26.  Постановление Правительства РФ о военно – патриотических молодежных и детских объединениях от 24 июля 2000г. №551, М.
  27.  Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» («Социокультурные истоки») Под общей редакцией И.А.  Кузьмина, А.  В.  Камкина, 2014.
  28.  Римашевская Л. С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников: Центр педагогического образования, 2007.
  29.  Родионов Е. Сила и слава России. // Внешкольник. – 1999. - №2
  30.  Рочев С. Г. Об относительной значимости моральных норм // Ребенок в детском саду. – 2006. - N 5. - С. 18-20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лес – великая страна: конспект занятия с детьми подготовительной группы

Экологическое воспитание детей. Уточнить и расширить представления детей о лесе – сообществе животных и растений, о взаимосвязи обитателей лесного сообщества, их пищевой зависимости друг от друга. Обр...

Проект Маленький гражданин великой страны.

«Патриотизм - это не доблесть  и не профессия, это единственное человеческое чувство.  Это  любовь к Родине, к ее народу, ко всему  тому, что впитано с молоком...

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «Маленький Гражданин Великой страны!»

Вид проекта: познавательно-исследовательский.Тип проекта: краткосрочный.Цель проекта: создание условий для всестороннего развития ребенка-дошкольника, его нравственно-патриотического воспитания через ...

Конкурс юных чтецов, посвященный 70-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне, «Тебе, Великая Страна! Тебе, Великая Победа!»

В рамках коллективного проекта "Литературное воспитание, как средство личностного развития дошкольника", реализуемого в детском саду, проводился конкурс юных чтецов, посвященный  70-летней годовщ...

выступление для воспитателей ДОУ Левобережного района г.Воронежа "Мы наследники великой страны"

Предлагается использовать технологию ТРИЗ и ее системный оператор, где за основу берется событие - празднование 70-летнего юбилея в ВОВ.Прошлым в системе выбрано участие прадедушек наших воспитанников...

Наша Великая страна

В ту июньскую воскресную ночь, безмятежный сон людей был нарушен звоном разбившегося стекла и взрывами.  Людей в ту ночь разбудила война, разделившая их жизнь напополам....

Игра-путешествие "Велика страна моя родная" (Золотое кольцо России)

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Учитывая географическое пол...