Мастер-класс "Игровые технологии, способствующие эффективному социально-коммуникативному развитию дошкольников"
материал (средняя, старшая группа) на тему

Мария Александровна Попова

Как только ребёнок рождается, он сразу же начинает познавать и осваивать окружающий его мир, изменять его, учится думать, мечтать, любить и радоваться всему прекрасному. Мир детства – мир игры, это незыблемая формула испокон веков. Дети играли везде и всегда, независимо от возраста, достатка, сословия. На протяжении веков существовал «механизм передачи таинства детской игры», позволяющей игре «жить и развиваться». Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игровые технологии, способствующие эффективному социально-коммуникативному развитию дошкольников»

               

Цель: представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных на развитие социальных навыков у  дошкольников.

Задачи:

1. Актуализировать знания педагогов о важности дошкольного периода детства для развития социальных навыков.

2. Содействовать формированию у педагогов представлений об использовании игровых технологий, направленных на социально – коммуникативное развитие старших дошкольников.

 

Нашу встречу я хочу начать с рассказа о своих  наблюдениях.

Я работаю воспитателем в детском саду порядка 8 лет. Наблюдая за детьми, я всё чаще отмечаю, что многие из них испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют организовывать общение, включающее: умение слушать собеседника; умение эмоционально сопереживать; умение планировать содержание акта общения; умение подбирать вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимику, пантомимику) средства общения, адекватные ситуации; умение решать конфликтные ситуации.

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Как только ребёнок рождается, он сразу же начинает познавать и осваивать окружающий его мир, изменять его, учится думать, мечтать, любить и радоваться всему прекрасному. Мир детства – мир игры, это незыблемая формула испокон веков. Дети играли везде и всегда, независимо от возраста, достатка, сословия. На протяжении веков существовал «механизм передачи таинства детской игры», позволяющей игре «жить и развиваться». Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

Народная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является ещё и средством обучения и воспитания, сохраняющая свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую самообразование через рефлексию ребёнка. Издревле в них ярко отражались образы людей, быт, труд и национальные устои, представления людей о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Константин Дмитриевич Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них.

        Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе — группе детского сада — во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Поэтому сегодня мне хотелось бы представить некоторые аспекты моего опыта работы по данной теме. Для создания сплоченного коллектива я часто использую игровую форму в кругу. На начальном этапе, этапе знакомства детей друг с другом, такие игры помогают налаживать доброжелательную атмосферу в группе, снять эмоциональное напряжение детей. «Подари улыбочку», «Здравствуй», «Доброе утро», «Давайте поздороваемся», «Солнечные лучики», «Ручеёк радости», «Карусель», «Поздороваемся необычно».

  1. Вам я предлагаю поиграть в игру «Ручеек», данную игру можно использовать с детками старшего возраста

Эту игру знали и любили еще наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизмененном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода — эмоциональная, она создает настроение, веселое и жизнерадостное. Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.

На следующем этапе, чтобы пробудить интерес к разговору, развивать умение слушать друг друга, не мешать, не перебивать, предварительно об этом договариваясь, мы играем в «Волшебную палочку». Для начала выбирались самые близкие темы для игры: «Как тебя называют ласково?», «Любимая игрушка», «Я люблю когда...».

  1. Игра «Хорошие новости»

Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал о чем-нибудь приятном, что случилось с ним вчера (сегодня, на этой неделе). Причем, пока вы говорите, мячик находится у вас в руках. Когда вы закончите рассказывать, передайте мячик соседу и так по кругу.

 Хороводы помогают детям не только психологически и физически отдохнуть, но и сплотиться. «По дорожке Настя шла», «Каравай», «Коза», «Дядя Трифон», «Колпачок».

Игра «Шла Саша по шоссе…» 

Мы стараемся формировать у детей организаторские умения, умения справедливо и спокойно разрешать споры и конфликты, считаться с мнением коллектива. Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, используем литературные произведения, рассматриваем картины и иллюстрации соответствующей тематики, проводим этические беседы.

Так как основным направление моей работы является творческие и театрализованные игры, я хотела представить вам небольшую постановку.

Театрализованная игра «Репка», участники сами выбирают, договариваются между собой какого героя выбрать. Я читаю произведение, ваша задача выполнять все по тексту. Ну, если герои уже определились, можем начинать…. (читаем репку, народ играет)

Смотрите какая интересная получилась у нас сказка, сколько эмоций….

Анализ использования всех этих приемов в развитии общения дошкольников позволил нам сделать следующие выводы: у большинства детей стала проявляться потребность в эмоциональных контактах со сверстниками, появилась потребность в общих действиях, сверстник стал интересен и как участник игр и как средство самоутверждения. Дети стали обращать друг на друга внимание, общаться, взаимодействовать, овладевая при этом новыми для них способами взаимодействия.

Очевидно, что реализация направления социально-коммуникативного развития посредством театрализованной деятельности, в итоге приводит к становлению творческой личности, способной  к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим такой человек, который мог бы смело входить в новую ситуацию, умел творчески решать проблемы,  имел мужество без предварительной подготовки пробовать и ошибаться, и снова пробовать,  пока не будет найдено верное решение.

Спасибо за внимание.

Список литературы

 1. Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3);

 2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ №1155 МИНОБРНАУКИ РФ от 17 октября 2013г

3.Вдовикина Л Опыт работы «Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников в игровой деятельности» [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.maam.ru/detskijsad/opyt-raboty-po-teme-razvitie-socialno-komunikativnyh-navykov-doshkolnikov-cherez-igrovuyu-dejatelnost.html

4. Меджидова Э. С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 799-803. 

5.  Мамайчук И. И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика наблюдения ребенка. Документы психолога и педиатра / И. И. Мамайчук. – СПб.: Питер, 2015. – 432 с.

6.Чернышева Любовь Борисовн«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru/proekt-socialnokommunikativnoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-processe-igri-598697.html

7. Обухова Л. Ф. Детская психология / Л. Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство, 2013. – 374 с.

8. Лямина Л.А. Народные игры в детском саду. М., 2008. - 84с

9.  Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М., Айрис-пресс, 2003. - 368с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа в МАДОУ по направлению "Игровые технологии как средство социально-коммуникативного развития дошкольников"

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении - это комплекс мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта, направленный на всестороннее повы...

Технология Синквейн – эффективный метод речевого развития дошкольников.

Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам.  В методичес...

Городской семинар «Создание условий для эффективного социально-коммуникативного развития дошкольников»

В соответствии с распоряжением Управления образования Администрации города Троицка от 03.04.2018 г. № 157-р на базе МБДОУ "ЦРР - детский сад №19" проведен городской семинар - практикум &laqu...

Использование креативных технологий для формирования социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников в музыкальной деятельности

quot;В каждом гениальном творении мы узнаем наши собственные отвергнутые мысли; они возвращаются к нам в ставшем чужим величии" Ральф ЭмерсонКогда мы ищем в книгах ,в интернете ин...

Технология синквейн - эффективный метод речевого развития дошкольников

Статья посвящена актуальной теме - речевого развития  у детей дошкольного возраста, используя инновационные технологии. Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстр...

Технология Синквейн – эффективный метод речевого развития дошкольников.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Одним из эффективных методов обогащения лексического запаса дошкольников являе...

Технология Синквейн – эффективный метод речевого развития дошкольников.

Что такое синквейн и как его составить?В чем же его суть? Синквейн сродни японскому хайку. Это нерифмованное вольное стихотворение, которое состоит из пяти строк. Построение синквейна четко регламенти...