Главные вкладки

    Использование креативных технологий для формирования социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников в музыкальной деятельности
    статья по музыке (подготовительная группа)

    Данищук Наталья Алексеевна

    "В каждом гениальном творении мы узнаем 
    наши собственные отвергнутые мысли; 
    они возвращаются к нам в ставшем чужим величии" 
    Ральф Эмерсон

    Когда мы ищем в книгах ,в интернете интересные идеи  для  проведения того или иного занятия, или просто упражнения, то с удивлением находим ,что  все гениальное  просто, что  то, чем  мы боялись  эксперементировать, на самом деле является очень действенным и доступным.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_na_seminare.docx22.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование креативных технологий для формирования социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников в музыкальной деятельности

    "В каждом гениальном творении мы узнаем 
    наши собственные отвергнутые мысли; 
    они возвращаются к нам в ставшем чужим величии" 
    Ральф Эмерсон

    Когда мы ищем в книгах ,в интернете интересные идеи  для  проведения того или иного занятия, или просто упражнения, то с удивлением находим ,что  все гениальное  просто, что  то, чем  мы боялись  эксперементировать, на самом деле является очень действенным и доступным.

    Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе.

    Современный мир с развитием телевидения и компьютеризации ведет к все большему отчуждению людей между собой, даже внутри семьи дети не всегда получают достаточное количество внимания и общения. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы.

    Проблема развития коммуникативных навыков общения ребенка-одна из актуальных проблем дошкольной педагогики. Практика работы педагогов дошкольных образовательных учреждений показывает, что за последние годы увеличилось количество детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы (гиперактивность, повышенная тревожность, излишняя застенчивость, агрессивность и т. д.), которые напрямую влияют на поведение дошкольников, препятствуют конструктивному межличностному общению, а в итоге и оптимальной детской социализации. Это, в свою очередь, мешает педагогу в полной мере реализовать образовательные задачи.

    Старший дошкольный период детства является благоприятным периодом для развития и формированя социально-коммуникативной компетентности.Умение ребенка позитивно общаться позволит ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другог человека(взрослого или сверстника), но и самого себя.

    Социально-коммуникативное развитие — это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества.

    Поэтому для нас , как для педагогов, важной целью является обеспечить положительную динаминку развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.

    В процессе образовательной деятельности решаем следующие задачи:

    -формировать у детей качеств, способствующих самоутверждению личности: самостоятельности, свободы мышления, индивидуальности восприятия;

    -развать умения воспринимать себя и других;

    -развивать  навыки общения и соучастия (контактность, доброжелательность, взаимоуважение);

    -развивать культуру общения;

    -активизировать  потенциальные возможности детей и обеспечить развитие основ личности средствами музыкального искусства;

    -проводить работу по профилактике и коррекции  имеющихся отклонений в развитии психических функций;

    -создавать  условия  для социальной адаптации ребёнка посредством общения с музыкальным искусством в активной музыкальной деятельности.

    Музыкальная ,по мнению многих авторов, может способствовать социально-коммуникативному развитию  особенно в старшем дошкольном возрасте. Это можно объяснить особенностями психики ребенка данного возраста и необходимостью чувственно-образного переживания явлений, которые возможно передать с помощью музыкальных произведений.

    В дошкольной педагогике музыка рассматривается как незаменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все, то доброе и прекрасное, с чем они встречаются в жизни. Совместные переживания сближают между собой детей, обогащают личную жизнь каждого ребенка. Наиболее живые, эмоционально подвижные дети своими непосредственными восклицаниями, жестами, обращением к сверстникам вызывают отклик у более пассивных детей, заражают их бодрым настроением.

    Развитие умения ребенка через переживание эмоционального содержания музыкальных произведений выражать свое настроение позволит ему в дальнейшем рефлексировать собственное поведение и налаживать контакт с другими людьми.

    Новые подходы к музыкальному образованию требуют  использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.Использование современных технологий для формирования социально – коммуникативной компетентности у дошкольников в музыкальной деятельности направлено на:  

    Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка, умение воспринимать себя и других, рефлексирование собственного поведения
    Подготовку детей к телесному взаимодействию друг с другом

    Обеспечение развития эмоционально-художественных, нравственно-эстетических основ личности средствами музыкального искусства

    Создание условий для социальной адаптации ребенка посредством активной музыкальной деятельности

    Активизацию потенциальных возможностей детей.

    Необходимость внедрения в занятия новых   технологий в нашем ДОУ возникла не спонтанно. Многолетний педагогический опыт в качестве музыкального руководителя показывает, что для современных детей-дошкольников характерны такие эмоционально-волевые акценты детского поведения, как гиперактивность, застенчивость и тревожность, а так же излишняя медлительность или заторможенность, что зачастую обусловлено дефицитом родительского внимания, которым страдают многие дети.

    Используя  технологии ,которые мы хотим вам предложить, интегрируя их  в образовательную деятельность, нами без лишнего напряжения поддерживается положительная детская мотивация на конструктивное межличностное общение в процессе совместной деятельности, что в любом случае положительно сыграет на усвоение образовательного материала и развитие конструктивной коммуникации в группе .

    « Скажи мне, и я забуду.

    Покажи мне, - и я смогу запомнить.

    Позволь мне это сделать самому,

    И это станет моим навсегда.»

    Древняя мудрость

    Итак , для формирования социально – коммуникативной компетентности у дошкольников в музыкальной деятельности мы предлагаем такие  технологии как :

     «Хор рук» - это одна из инновационных музыкально-педагогических технологий , при использовании которой развиваются   отношения , дети перестают быть скованными, неуверенными. Каждому из детей предлагается попробовать себя в роли лидера  и как следствие создается ситуация успеха .

                             Особенностями данной технологии является:

    • применение формы для ситуаций от занятия до концертного показа;
    • простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не выказывать личной инициативы.
    • Именно данная технология предлагает каждому из детей попробовать себя в роли лидера;
    • пластическое участие с музыкой направлено на рецептивное восприятие музыки, когда музыкальная ткань и проживание образа при помощи пластических произвольных движений имеет своей целью гармонизацию психологических функций организма ребенка;
    • погружение в программную канву, когда ребенок представляет себя листиком дерева, снежинкой, цветком, бабочкой и т.д., несет огромный эстетический комплекс художественного погружения в мир, миросозерцание и понимание себя неотъемлемой и прекрасной частицей мира;
    • является одной их форм арт-терапии, арт-педагогики, музыкотерапии как активная релаксация;
    • направлена на развитие двигательной фантазии детей;
    • способствует развитию чувства ритма;
    • двигательное двухголосие, заложенное в форме, активизирует внимание и способности подражания;
    • является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков;
    • способна считаться формой развития ассоциативно-образного мышления при условии, что некоторые исполняемые жесты бывают прокомментированы;
    • развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия;
    • может быть использована в работе с воспитанниками самого разного возраста;

    показ педагога и последующие инициативы детей быть в роли ведущего благотворно влияют на личностные качества

    «Коммуникативные танцы»-методика для создания атмосферы принятия друг друга и эмоционально-психического раскрепощения. Эфективно решает задачи по развитию у детей коммуникативных навыков, развитию двигательной координации и чувства ритма. Ценность коммуникативных танцев также и в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в детской группе.В этих танцах развивается динамическая сторона общения- легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению. Они также развивают эмпатию и сочувствие к партнеру, способствуют эмоциональности и выразительности невербальных средств общения. Компоненты коммуникативного танца просты: шаг, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение. Танцуя, дети внимательно прислушиваются к различным элементам музыкальной структуры. Поскольку музыка повторяется много раз, дети легко осознают ее форму и могут предвидеть каждую новую или повторяющуюся часть.

    «Поссорились-помирились»

    «У жирафа пятна»

    «Если весело живется»

    «Музыкальные коммуникативные игры» — это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств.

    Цель коммуникативных игр:

    - развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

    - развитие симпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

    - развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование информационно - коммуникационных технологий при формировании связной описательной речи старших дошкольников с ОНР.

    Дошкольное детство - период, когда происходит общее развитие ребёнка и закладывается фундамент этого развития. Определённое направление развития получают все стороны психики ребёнка, но более интенсив...

    Методические рекомендации по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР

    Методические рекомендации по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР разработаны на основе педагогического опыта и могут быть полезны специалистам систем...

    педагогический проект "Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"

    Педагогический проект "Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры"....

    Статья "РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"

    В условиях реализации ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников. В статье рассматриваются теоретические аспекты разви...

    Программа социально-коммуникативного развития для старших дошкольников

    Программа социально-коммуникативного развития "Я - твой друг и ты - мой друг" для старших дошкольников...