Главные вкладки

    Методические рекомендации по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР
    методическая разработка (старшая группа) по теме

    Рассказова Таисия Евгеньевна

     

    Методические рекомендации по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР разработаны на основе педагогического опыта и могут быть полезны специалистам системы коррекционно-развивающего обучения.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методические рекомендации

    по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР

        Целенаправленное формирование эффективных социально-коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития (ЗПР), обеспечение условий для их продуктивного взаимодействия с окружающими являются существенными факторами социализации этих детей и компенсации нарушений в их развитии.

    Трудности в общении старших дошкольников с ЗПР с окружающими людьми связаны:

    •     с несформированностью возрастных форм общения:

    •     с неразвитостью структурных компонентов общения;

    •     с замедлением темпов и качественным своеобразием эмоционально-личностного развития.

    Результаты психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том. что самостоятельно, без целенаправленного обучения коммуникативная деятельность у детей данной категории развивается со значительным отставанием от коммуникативных умений и навыков нормально развивающихся сверстников.

    Преодолеть эти трудности можно при условии разработки и внедрения в деятельность дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного видов системы коррекционных мероприятий, включающих целенаправленное формирование у детей социально- коммуникативных навыков, а также обучения педагогов и родителей способам эффективного взаимодействия с ребенком.

    Для детей с ЗПР характерен более низкий уровень владения социально-коммуникативными навыками в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками. Дошкольники не используют в своей речи оценочных суждений, не стремятся согласовать со взрослым отношение к обсуждаемому, их речевые высказывания практически во всех случаях носят ситуативный характер. По функции это чаще всего обращения за помощью, вопросы, связанные с деятельностью ребёнка; по содержанию высказывания простые, не связанные между собой.

    Недостаточность владения внеситуативными формами общения выражается в несформированности устойчивых мотивов общения со взрослыми, в снижении потребности в общении, в несформированности речевого общения и в особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм). Недостаточный уровень речевого развития препятствует полноценному взаимодействию детей с окружающими людьми.

    Недостаточной является и познавательная функция речи. Без специальных воздействий коррекционного плана речь не становится у них инструментом мыслительной деятельности, в ней слабо отражается собственный эмоциональный, бытовой, игровой и познавательный опыт ребёнка, представления слабо актуализируются по слову. Связь между действием, образами и словом возникает лишь в условиях специально организованного коррекционного обучения.

    Исходя из положения, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общение, вся работа в этом направлении должна обеспечить три составляющие деятельности - мотивационную (почему ребёнок должен говорить?), целевую (зачем он должен?) и исполнительскую.

    Основной задачей первого этапа является создание речевой среды, пробуждение у ребёнка речевой активности как важнейшего условия дальнейшего овладения речью, интереса к предметному миру и человеку, развитие предметных и предметно-игровых действий, способности участвовать в коллективной деятельности, понимания соотносящих и указательных жестов и т.д.

    На втором этапе основной акцент делается на усвоение ребёнком средств общения (речевых и внеречевых) для удовлетворения возникающей коммуникативной потребности. На всех занятиях поддерживается и поощряется речевая активность детей. При этом идёт большая работа по развитию восприятия выразительных движений и естественных жестов. особое внимание привлекается к мимике, к развитию понимания эмоциональных состояний человека.

    На третьем этапе основная задача заключается в обучении детей рассказыванию. Для закрепления представлений о временной и причинной последовательности сюжета на этом же занятии проводится рисование простым карандашом, схематично, с делением полоски бумаги на число смысловых отрезков.

    Таким образом, коррекционная работа по развитию речи и коммуникативного поведения осуществляется но следующим направлениям:

    7.    В повседневной жизни, в процессе живого общения с ребёнком по поводу его бытовых, игровых и познавательных интересов (развитие социальной направленности речи, развитие коммуникативной потребности, овладение различными видами коммуникативных высказываний).

    8.    В процессе сюжетно-ролевых и театрализованных игр (активизация речевых средств, освоение различных типов коммуникативных высказываний, в том числе с отрицанием).

    9.   На занятиях рисованием, лепкой, конструированием, ручным трудом (регулирующая функция речи, связь воспринятого со словом с целью формирования пригодных для изображения представлений, актуализация представлений по слову).

    К). На занятиях по развитию речи (все виды и формы речи), построенных по принципу моделирования коммуникативных ситуаций.

    11.  В ходе формирования элементарных математических представлений, физического и музыкального воспитания.

          12.  В процессе индивидуальной коррекционной работы (коррекция звукопроизношения, развитие фонематического слуха и далее в соответствии с индивидуальной коррекционной программой).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по формированию вербально-коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

    В данной работе представлены методические рекомендации по формированию вербально-коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи....

    Методические рекомендации по формированию и коррекции навыка словообразования у дошкольников с ОНР с помощью дидактических игр-упражнений

    Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упраж...

    Формирование социально - коммуникативных качеств у детей старшего возраста

    В данной статье рассматривается вопрос социально – коммуникативного, художественно – эстетического развития. Развиваем наблюдательность, творческое воображение, экологическую культуру детей, воспитыва...

    Формирование социально – коммуникативных качеств у детей старшего возраста

    В данной статье рассматриваются вопросы формирования социально - коммуникативных и познавательных качеств у детей старшего возраста. На примере совместной деятельности развиваем наблюдательность, твор...

    Реализация социально-коммуникативного развития. Проект Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре.

    Цель:-Приобщение детей к соцокультурным нормам,традициям семьи и общества.-Позитивная социализация детей дошкольного возраста.Организация и проведение народных праздниковБольшое место в приобщении дет...

    Сценарий сказки по «Социально-коммуникативное развитие» (безопасность) для старших дошкольников "С огнём шутить нельзя!"

    Сценарий сказки по «Социально-коммуникативное развитие» (безопасность) для старших дошкольников"С огнём шутить нельзя!"...

    Программа формирования социально-коммуникативного развития у детей старшего дошкольного возраста

    Программа  «Я-человек» направлена на формирование социально-коммуникативного развития у   детей старшего  дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных о...