Методическая разработка «Использование игровых технологий для развития социально-коммуникативных навыков дошкольников»
методическая разработка

Игровые педагогические технологии, могут стать верным помощником и воспитателей, и родителей в процессе социально-коммуникативного развития ребенка. Ведь даже для детей старшего возраста, не говоря уже о малышах, игра была и остается ведущим видом деятельности, а общение во время игры, ее неотъемлемой составляющей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolchina_o.b._vystuplenie_doc_3.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Колчина О.Б., старший воспитатель

ГБДОУ детский сад  № 30 Василеостровского района

Санкт – Петербурга

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ

«Использование игровых технологий для развития социально-коммуникативных

навыков дошкольников»

       Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса на соответствующих возрасту формах работы с детьми. Следовательно, игровые технологии используются в качестве основной формы работы с детьми дошкольного возраста.

Игровые педагогические технологии, могут стать верным помощником и воспитателей, и родителей в процессе социально-коммуникативного развития ребенка. Ведь даже для детей старшего возраста, не говоря уже о малышах, игра была и остается ведущим видом деятельности, а общение во время игры, ее неотъемлемой составляющей.

Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» проиграть в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.

В настоящее время существует достаточно много педагогических игровых технологий эффективной социализации детей [1]. Так, например, Н. П. Гришаева выделяет такие игровые технологии как: «Клубный час», «Ситуация месяца», «Социальная акция», «Дети-волонтёры» и др. Перечисленные педагогические технологии осваиваются через организованную деятельность детей (занятия, экскурсии, тренинги); совместную деятельность взрослых и детей (драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы); свободную самостоятельную деятельность детей (сюжетно-ролевые игры).

Важным средством социально-коммуникативного развития детей выступают сюжетно-ролевые игры. Они способствуют овладению определёнными умениями и социальными навыками, усвоению норм и правил поведения в социуме. Дети играют в игры: «Магазин», «Семья», «Больница», «Парикмахерская» и др. Играя, они пробуют себя в различных ролях и ситуациях, согласно сюжету игры, а это поможет им быстрее справиться с реальными проблемами в дальнейшей жизни. Основным содержанием игры являются нормы поведения в обществе, так как содержание ролей направлено, в первую очередь, на нормы отношений между людьми. Для того чтобы развернуть сюжет игры, дети должны сначала понять ее смысл, мотивы. Формирование коммуникативного опыта у детей требует от воспитателя, во-первых, умения создавать в совместных играх условия для преодоления отрицательных эмоций и устранения влияния на игру таких черт характера, как застенчивость, неуверенность, обидчивость, высокое самолюбие и прочие. Во-вторых, специально ставить перед детьми игровые задачи, которые способствуют развитию соответствующих способов общения. Сюжетно-ролевые игры дают навык совместной работы, играют важную роль в формировании самостоятельности, дружного детского коллектива.

      Особое внимание эмоциональному воспитанию, навыкам общения уделяется в процессе театрализованной деятельности.

       

     

     Театрализованная игра направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу и уметь общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях. Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития речи дошкольников, которые во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми.  Любимые герои становятся образцами для подражания.

       Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Играя роль, ребёнок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Развивается эмоционально-волевая сфера, происходит коррекция поведения,  развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, стимулируется развитие творческой  активности, самостоятельности. Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.

      Одной из форм игры, распространенной в дошкольном возрасте являются игры с правилами. Отношения в этих играх определяются уже не ролями, а правилами и нормами. Именно в них развивается способность детей принимать правила и нормы и подчиняться им. Игры с правилами обязательно предполагают партнера, и воспитатель, создавая специальные условия, может повернуть внимание ребенка на играющих с ним сверстников, развивая их отношения. Это особенно важно в связи с тем, что возникающие внутри игр с правилами отношения начинают переноситься  ими в дальнейшую реальную жизнь.

   Применение представленных игровых технологий позволяет создать благоприятные условия для развития социально-коммуникативных способностей детей.

       Примером служат такие игры как:

- «Рассмеши принцессу Несмеяну», в которой происходит формирование умения у детей находить способы вызвать улыбку у человека с плохим настроением; снижение психофизического напряжения; развитие воображения;

- «На мостике» - на развитие коммуникативных способностей, в которой так же происходит развитие у детей моторной ловкости, умение инициировать общение, аргументировать свою точку зрения;

- «Звериное пианино» - эта коммуникативная игра направлена на обучение детей эффективным способам общения, формирует умение считаться с другими;

- «Коврик примирения» - эта игра направлена на снятие конфликтности, развивает у детей социально - коммуникативные навыки и умения мирно разрешать конфликты;

- игра «Зеркало» направлена на формирование доброжелательного отношения к сверстникам, развивает интерес друг к другу;

- интерактивная игра «Иди сюда» направлена на сплоченность, сотрудничества, развивает у детей отношения, построенные на равноправии или готовности конструктивно решать проблемы, воспитывает чувства заинтересованности в достижении общей цели.

       Широкое использование методик, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми позволяет ребенку активно изучать и осваивать окружающий мир и является непременным условием разностороннего развития личности. Осуществляя  эту работу, можно добиться высоких результатов в развитии личности детей, их самосознания, самоуважения, самолюбия, самоутверждения, развития собственного «Я».

Литература

1. Гришаева, Н. П. Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет: система реализации, формы, сценарии: методическое пособие. [Текст] / Н. П. Гришаева. –                              М.: Вентана-Граф, 2017. - 320 с.

2.  Эльконин, Д.Б. Развитие игры в дошкольном возрасте // Психология игры. –                       М.,   1978. – 303 с.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование ТРИЗ - РТВ технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми дошкольного возраста"

В настоящее время педагоги особенно остро ставят для себя вопрос: «Как сегодня  воспитать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания, умения и навыки дать ему в дорогу, чтобы ребенок м...

Методическая разработка "Использование ТРИЗ - РТВ технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми дошкольного возраста"

Пояснительная записка.В настоящее время педагоги особенно остро ставят для себя вопрос: «Как сегодня  воспитать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания, умения и навыки дать ему в д...

Методическая разработка: «Использование коррекционно-развивающих технологий при изучении лексической темы «Транспорт» с детьми младшего дошкольного возраста»

Предлагаю вам систему мероприятий по коррекции и развитию психоречевой сферы детей младшего дошкольного возраста, имеющих проблемы познавательного и речевого развития в рамках одной темы. Речевое недо...

собственная методическая разработка «Применение игровых технологий в развитии дошкольников»

игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведениемФункции игры1.развл...

Методическая разработка «Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в непрерывной образовательной деятельности (НОД) с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по развитию социально-эмоциональной сферы»

Настоящие методические материалы предназначены для проведения непрерывной образовательной деятельности (НОД) по развитию социально-эмоциональной сферы  с группой детей старшего...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Использование кинезиологических упражнений в речевом развитии дошкольников»

Аннотация Современный мир меняется стремительно: запросы общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем и постараться стать успешным. Поэто...