«Взаимодействие семьи и ДОУ по формированию у детей интереса к чтению»
консультация на тему
Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал.
Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем ему путь к одному из важнейших источников информации. Книга наполняет внутренним мир человека, питает его ум и сердце, побуждает к самосознанию, содействует к самореализации, воспитывает жизнестойкость, в каких бы ситуациях он ни оказался.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie.docx | 16.41 КБ |
Предварительный просмотр:
«Взаимодействие семьи и ДОУ по формированию у детей интереса к чтению»
«Чтение – это окошко, через которое
дети видят и познают мир и самих себя»
В.А.Сухомлинский
Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал.
Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем ему путь к одному из важнейших источников информации. Книга наполняет внутренним мир человека, питает его ум и сердце, побуждает к самосознанию, содействует к самореализации, воспитывает жизнестойкость, в каких бы ситуациях он ни оказался.
В последние годы в нашей стране наблюдается кризис детского чтения. Уже в дошкольном возрасте дети отказываются от книг, предпочитая просмотр телевизионных передач и компьютерные игры. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт очень ограничен. Тем не менее детская литература играет огромную роль в становлении ребенка, как личности.
Сегодня в обществе чтение перестает быть безусловной ценностью, потеря его превращается в огромную проблему.
Забота о детском чтении – это забота о будущем России, ее интеллектуальном, нравственном, духовном потенциале. О роли книги, художественного текста в развитии человека говорят с давних пор, но только относительно недавно эти разговоры стали касаться литературы, адресованной детям дошкольного возраста.
Читательский опыт многих поколений свидетельствует, что интерес к книге зарождается именно в дошкольном детстве, потому что чувства дошкольника отличаются особой эмоциональностью. И чем раньше появляется интерес к чтению, тем оригинальнее, глубже формируется читатель, творческая личность, человек с высоким интеллектуальным уровнем.
Процесс формирования у детей дошкольного возраста потребности в чтении книг во многом определяется тем, насколько вовлечены в него родители. Многое зависит от отношения семьи к книгам, организации чтения дома и даже от проявления интереса к тому, что читали ребенку в детском саду.
В наши дни особенно важен вопрос, что читать детям?
Родители часто теряются в потоке информации, им порой сложно сориентироваться в обилии книг, предназначенных для детей. Поэтому перед нами, воспитателями, стоит задача понять, как взаимодействовать с каждой отдельной семьей, и проявить инициативу по оказанию помощи в привлечении ребенка к чтению, знакомить родителей с приемами общения ребенка с книгой. Особое значение для ребенка, как читателя имеет семейное чтение. Ведь именно в семье закладывается и культура общения с книгой. Есть семьи, где не существует проблемы, как привить интерес к чтению. В таких семьях существует традиция семейного чтения, когда ребенок помнит, что в семье все время читают вслух книгу, интересную для всей семьи. Незаметно, подрастая, ребенок сам втягивается в этот процесс. Он видит, как почитается книга в его семье, чувствует уважение к читательскому интересу каждого; поэтому любовь к чтению у него проявляется как естественная необходимость, как потребность в пище, сне.
Интерес к книге и чтению, желание ее рассматривать формируются у ребенка в окружении книг, в обстановке уважения к ним, в читающей среде. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним иллюстрации, ребенок активно думает, переживает за героев. Устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей. Воспитывает в ребенке доброе и любящее сердце.
В настоящее время у каждого издателя свой ребенок – читатель. Сначала, пока ребенок только слушатель, он любит слушать и читать то, что любят и помнят из своего детства его родители. Когда ребенок приходит в детский сад, перед ним открываются новые возможности знакомства с детской литературой. Будучи зависимым от взрослых, ребенок именно от них узнает о существовании многоцветной, настоящей детской литературы.
Мы, педагоги, знакомим детей с художественной литературой в рамках программы и совсем немного времени уделяем чтению детям по их желанию. И зачастую желания всей группы детей не могут совпадать, тогда как в семье родители могут уделить внимание своему ребенку и почитать то, чего бы он хотел.
Важнейшей задачей воспитателей и родителей становится отбор таких художественных произведений, которые действительно способствуют формированию литературного вкуса. Для этого мы в своей группе каждый месяц делаем подборку литературы и вывешиваем информацию в уголке для родителей, что можно почитать детям в этом возрасте. Так же на родительском собрании знакомим родителей с произведениями, рекомендованными программой воспитания и обучения детей, даем рекомендации по организации домашнего чтения.
Немаловажное значение имеет освещение вопроса – как читать детям?
Здесь тоже есть правила, с которыми мы просто обязаны познакомить родителей. Знакомство также происходит через консультации, индивидуальные беседы, анкетирование родителей.
Обобщая вышесказанное, мы делаем все возможное, чтобы помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания дошкольников, как залог их успешного обучения в частности и жизненной судьбы.
Анкета для родителей по вопросам формирования у детей интереса к чтению
Уважаемые родители!
Принимая во внимание актуальность проблемы формирования у детей интереса к книге и потребности в чтении, предлагаем Вам принять участие в анкетировании, цель которого – организация совместной работы ДОУ и семьи.
Фамилия, имя ребенка
Пол, возраст
1.Хочется ли вам, чтобы ваш ребенок любил читать книги? Почему?
2.Есть ли у вас домашняя библиотека? Какие книги в ней представлены?
3.Какие газеты и журналы выписываются для детей?
4.Какие книги вызывают наибольший интерес у вашего ребенка?
5.Читаете ли вы ребенку книги? Как часто это происходит?
6.Какие книги вы читаете вслух и обсуждаете вместе с детьми?
7.Посещаете ли вы с ребенком городскую детскую библиотеку?
8.как вы прививаете своим детям интерес к книгам?
9.Рассказывает ли вам ребенок о прочитанных книгах в детском саду? Что именно?
10.Что дает современному ребенку чтение книг?
11.Есть ли у вашего ребенка любимые книги? Назовите их:
12.Как вы сами относитесь к книгам? Помогают они вам в воспитании детей?
13.Любите ли вы читать?
14.Читаете ли вы?
15.Книги каких жанров вы предпочитаете (классику, поэзию, детективы, фантастику, современную прозу, женские романы, литературные журналы, газеты, другое)?
16.Какие книги вы любили читать в детстве?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие семьи и детского сада по формированию у детей интереса к чтению
В этом сообщении затронута важная во все времена тема. тема чтения детям, с детьми, о детях....
Взаимодействие семьи и детского сада по формированию у детей интереса к чтению
Воспитание у детей интереса к чтению. Как это происходит?...
Консультация для родителей на тему«Взаимодействие семьи и ДОУ по формированию у детей интереса к чтению
В современном мире наблюдается общая тенденция снижения потребности в чтении. Особенно это затрагивает детей, которые предпочитают просмотр телевизионных передач и...
Анкета для родителей на тему «Взаимодействие семьи и ДОУ по формированию у детей интереса к чтению»
Анкета для родителей на тему «Взаимодействие семьи и ДОУ по формированию у детей интереса к чтению»...
Взаимодействие семьи и ДОУ по формированию у детей интереса к чтению
В современном мире наблюдается общая тенденция снижения потребности в чтении. Особенно это затрагивает детей, которые предпочитают просмотр телевизионных передач и...
Консультация для родителей на тему «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей интереса к чтению»
В современном мире наблюдается общая тенденция снижения потребности в чтении. Особенно это затрагивает детей, которые предпочитают просмотр телевизионных передач и...
Консультация для родителей «Взаимодействие семьи и ДОУ по формированию у детей интереса к чтению»
В современном мире наблюдается общая тенденция снижения потребности в чтении. Особенно это затрагивает детей, которые предпочитают просмотр телевизионных передач и...