Как рассказать детям биографию автора
консультация на тему

Горбачева Ирина Сергеевна

Как рассказать детям  биографию автора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_rasskazyvat_detyam_biografiyu_avtora.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

Как рассказывать детям биографию автора

Биография писателя, поэта неразделимо связана с его творчеством. Биография детского писателя – вдвойне. Человеку, пишущему о детях и для детей, очень трудно абстрагироваться от собственного детского опыта жизни, детских переживаний.

Биография писателя очень тесно связана с творческойисторией создания произведения. Она является той основой, тем материалом, который затем преображается в произведение.

Зачем нужна биография? Знание биографии нужно для того, чтобы глубже понять произведение, настроиться на его восприятие, по-новому увидеть некоторые детали текста.

Знакомство детей с биографией автора играет воспита - тельную роль: это пример творческого служения искусству, пример жизнестойкости, профессионального знания того предмета, о котором идет речь в книге.

Кому нужна биография писателя? И ребенку, и взрослому. Младшего настраивает на восприятие текста, старшему дает возможность глубже понять его, правильно прочесть малышу, придать нужную эмоциональную окраску.

Следует ли вводить в речь дошкольника понятие«биография»? Биография (греческое) – жизнеописание, история жизни, жизнь. Это понятие можно ввести в речь детей старшего дошкольного возраста, объяснив его смысл. В остальных случаях надо пользоваться словами - синонимами.

Когда надо знакомить с биографией автора?

С элементами биографии можно знакомить ребенка, начиная с 4 лет. В семье это можно делать на четвертом году жизни малыша, в зависимости от степени его развития и педагогического дара взрослого, умеющего выбрать нужные эпизоды биографии и доступно преподнести их ребенку.

В дошкольном возрасте нет необходимости знакомить детей с полной биографией автора.

Место и время ознакомления с биографией: биография может быть рассказана как на занятии, специально ей посвященном (в течение 15-20 минут), так и перед чтением произведения (в течение 5-7 минут).

Виды и формы работы: биография автора сообщается на этапе подготовки к восприятию произведения. Для того чтобы настроить ребенка на длительное и внимательное слушание текста, чтобы разбудить его эмоции, интерес к произведению, рассказываем короткий, но яркий эпизод из биографии писателя. Он может быть связан с историей создания, содержанием текста, а может быть просто воспоминанием о детстве, о формировании личности писателя. Все это перекликается с изображенным в произведении.

Рассказ должен быть ярким, доступным, но не упрощен - ным, выразительным, но без излишней театральности.

Даты жизни писателя, создания произведения никогда не сообщаются, но ощущение времени дать надо, сказав, что «это было давно», или, сообщив о том, что автор жив и продолжает писать для детей. Псевдоним писателя или поэта - называется старшим детям. При этом необходимо заметить, что псевдоним – это вымышленное имя. Взрослому нужно знать, что причины избрания вымышлен - ного имени у каждого автора свои и в зависимости от этого объяснять детям (доступность).

Не следует говорить детям, когда и какие книги автора были выпущены, какова очередность их выхода: это та информация, которая не будет воспринята дошкольниками в силу особенностей возраста.

Рассказ о зарубежном авторе советуем предварить сообщением о его стране, используя при этом какие-то необычные описания, факты, подкрепляя повествование иллюстрациями или фотографиями.

Полезно познакомить детей с портретом писателя. В ДОУ портрет нужно помещать в книжный уголок, где дети несколько дней могут разглядывать его, запоминая черты лица. Воспитатель, улучив момент, повторяет сам или просит детей повторить имя и фамилию автора. Но делать это надо неназойливо, чтобы не достичь обратного эффекта.

Рассматривая портрет или фотографии автора в разные моменты его жизни, можно обратить внимание детей на то, похож ли автор на своих героев. Можно поразмышлять с ребятами о чертах характера человека, пишущего для них свои произведения. Пусть эти рассуждения будут далеки от идеала, пусть у малышей не хватит слов для определения чего-либо, не важно. Важно создать прецедент: в лицо творца надо вглядеться, чтобы лучше понять и его самого, и то, что создано им. «Это… расширяет непосредственно-личностное ощущение художественного материала, приближает нас к его создателям, и, значит, парадоксальным образом что-то важное объясняет нам в самих книжках создавших вот такими (а не неизвестно какими) людьми».

В ДОУ можно собрать видео- и фонотеку, записав голоса писателей, читающих свои произведения, выступающих перед детьми, ведущих детские передачи по телевидению и радио.

Рассказывая об авторе, можно использовать автобиографические произведения, или воспоминания тех, кто его хорошо знал, что обязательно приблизит слушающих к писателю, сделает тон рассказа мягким, лиричным, проникновенным. Но во всем этом, как всегда, надо знать меру: не утомлять детей, не переигрывать в сообщении, не допускать излишнего драматизма и слащавости.

Рассказывая о писателе, рисуйте его словесный портрет (как выглядел, во что любил одеваться, какая обстановка окружала его), говорите о его пристрастиях, любимых занятиях, окружении.

Сообщать об авторе все сразу нецелесообразно. Имеющийся по годам материал можно разделить по годам жизни и пребывания ребенка в детском саду. Если вы читаете книгу по методу «чтение с продолжением», можно рассказывать фрагменты биографии перед каждым новым этапом чтения. Последующее обращение к биографии нужно начинать с воспоминаний о том, что уже известно детям. Воспитатель или родители сами напоминают то, о чем говорилось ранее, или задают краткие точные вопросы детям, чтобы в их памяти восстановить известные им эпизоды биографии автора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе «Составление рассказов на темы стихотворений Агнии Барто». Автор:воспитатель Русакова А.Н.

Интеграция образовательных областей: Коммуникация, физическая культура, безопасность.Задачи:Связная речь: Учить детей рассказывать связно, не отступая от заданной темы;Грамматика и словарь: закреплять...

Конспект НОД в старшей группе «Составление рассказов на темы стихотворений Агнии Барто». Автор:воспитатель Русакова А.Н.

Интеграция образовательных областей: Коммуникация, физическая культура, безопасность.Задачи:Связная речь: Учить детей рассказывать связно, не отступая от заданной темы;Грамматика и словарь: закреплять...

Проект по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной к школе группе Тема: «Е.Чарушин. Автор рассказов и художник-иллюстратор».

Проект посвящён творчеству Е.И.Чарушина. Детям предлагается в течение месяца познакомиться с призведениями и иллюстрациями автора. А в итоге проекта самим стать авторами книги "Рассказы в картинках". ...

Рассказы и сказки отечественных и зарубежных авторов для самых маленьких

Подобрала из разных источников короткие и простые для восприятия детей от 1 года до 3 лет рассказы и сказки отечественных и иностранных писателей. В сборник вошли тексты Я.Тайца, книги которого издава...

Шпаргалка для родителей "Что может рассказать детский рисунок об авторе?"

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ О ХАРАКТЕРИСТИКЕ ДЕТСКОГО РИСУНКА...

Как рассказать детям биографию автора произведения.

Как рассказать детям биография автора произведения....

«Как рассказать детям биографию автора?»

Зачем нужна биография? Знание биографии нужно для того, чтобы глубже понять произведение, настроиться на его восприятие, по-новому увидеть некоторые детали текста....