Как рассказать детям биографию автора произведения.
консультация (старшая группа) на тему

Великосельских Ольга Геннадьевна

Как рассказать детям биография автора произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_rasskazat_detyam_biografiyu_avtora_1.docx197.38 КБ

Предварительный просмотр:






Как рассказать детям

       биографию автора

   
C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\картинки книга и ребёнок\2.jpeg

                воспитатель  :Великосельских  О.Г.

                                                                                              2017г.



          В период пребывания детей в детском саду они знакомятся с произведениями многих авторов. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка должны сложиться и первые представления о писателях. Для этого работа педагогов должна вестись в системе. Знакомя дошкольников с новыми произведениями уже известного им автора, воспитатель всегда называет его имя, напоминает о его книгах, которые были прочитаны ранее.
        В старших группах целесообразно выделять специальное время для рассказывания детям о жизни писателей и их книгах.
        Цель таких рассказов – вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, повысить читательскую культуру ребёнка. Подобные рассказы воспитателя знакомят детей с А.С. Пушкиным, Л.Н. Толстым, В.В. Маяковским, К.И. Чуковским, С.Я. Маршаком.

Рассказ воспитателя должен отвечать следующим требованиям:

  1. Факты из жизни писателя, приводимые рассказчиком, должны быть точными и научными, т.е. опираться на известные в литературоведении материалы, а не легенды.
  2. Изложение должно быть образным, интересным. Для этого можно использовать опубликованные рассказы о писателях, написанные специально для детей, воспоминания современников и др.
  3. Рассказ должен быть доступным дошкольнику. Не следует приводить даты (хронология непонятна ребёнку). Можно использовать перифразы, например: «это было очень давно, что не только электричества и телевизоров не было, но даже и поезда ещё не ходили.
  4. Рассказ должен быть близок детским интересам, т.е. в нём должны найти место сведения о детстве писателя, его семье, друзьях, играх, отношении писателя к детям. Но останавливаться только на детских и юношеских годах писателя – значит не создавать в представлении ребёнка законченной картины (ведь наша цель – познакомить детей с главным делом жизни писателя – его литературным трудом).
  5. Рассказ должен быть оснащён богатым наглядным материалом, подготовленным заранее (портреты, фотографии, репродукции, выставка книг в уголке книги, иллюстрации к произведениям писателя и др.). Воспитатель должен уделять большое внимание качеству демонстрационных материалов, хорошо продумывать организационные моменты.
  6. Чтобы рассказ был доступен ребёнку, лучше опираться на понятное ему, на то, с чем он знаком практически.
  7. В рассказ нужно обязательно включать вопросы к детям, выявляющие знания детей о произведениях писателя, о его жизни и творчестве, опыт посещения памятных мест, музеев, просмотра фильмов и т.д.

  8. Особенно важно, чтобы в рассказе звучало личное отношение педагога к творчеству писателя. Личное создаст нужную тональность, которая сблизит рассказчика со слушателями. Если воспитатель сможет рассказать о своём отношении к писателю, о первой встрече с его книгами, это будет ничем не заменимым творческим началом в подобном виде работы с детьми.

         После рассказа возможна длительная интересная совместная с детьми и родителями деятельность: чтение книг в детском саду и дома, прослушивание грамзаписей, сбор иллюстративного материала и составление альбома, экскурсии по памятным местам, творчество детей по мотивам произведений (лепка, аппликация, рисование, инсценирование и т.п.), посещение выставки, театра, просмотр кинофильма, организация развлечений.

Рассказ об А.С. Пушкине

        Демонстрация репродукции с портрета А.С. Пушкина работы В. Тропинина или О. Кипренского.

 - Дети, вы знаете, кого изобразил художник на этом портрете? Да, это Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт, которого знают не только в нашей стране, но и во всём мире.

        Александр Сергеевич Пушкин жил очень давно. Он родился тогда, когда не было ещё не телевидения, ни радио, не было даже железных дорог. Детство Пушкина прошло в Москве. У Саши, так называли Александра Сергеевича, когда он был мальчиком, была сестра Оля, с которой он играл и которую очень любил всю жизнь, и брат Лёвушка, младший в семье.

        У отца Пушкина была очень большая библиотека, в семье Пушкиных все любили книги. Дядя Пушкина, Василий Львович, был поэтом. Писал стихи и отец Саши. В семье говорили по-французски. Маленький Саша выучился хорошо говорить и писать на французском языке. А русскому языку его учили бабушка Мария Алексеевна и любимая няня Арина Родионовна, которая знала много русских народных песен, сказок и замечательно их рассказывала.

        Много времени проводил Саша со своим дядькой, так называли крепостного слугу, приставленного к мальчикам. Дядька Никита Козлов водил Сашу гулять по Москве и рассказывал ему про этот город.

        Пушкин сочинял стихи с детства. Когда ему было немногим больше трёх лет, на вопрос отца «Почему ты не спишь?» Саша ответил: «Стихи сочиняю». Мальчик Саша читал свои стихи Оле, она была первым его критиком (критик оценивает написанное и высказывает замечания). Когда Саше исполнилось одиннадцать лет, его отвезли в Детское село, теперь это город Пушкин (показ открытки с видами Лицея), и отдали в Лицей, так называлась школа для мальчиков из дворянских семей. В Лицее Саша познакомился со многими мальчиками и на всю жизнь полюбил своих друзей детства: Ивана Пущина, Антона Дельвига, Вильгельма Кюхельбекера. Пушкин умел дружить, и все, кто его знал, говорили, что это был настоящий друг.
        В лицее Пушкин продолжал писать стихи, и был лучшим лицейским поэтом. Его стихи напечатали во взрослом журнале. Известные поэты Державин, Жуковский, Крылов ценили и любили стихи юного Пушкина.

        После окончания Лицея Пушкин писал стихи и поэмы. Он много путешествовал, любил театр. Уже взрослым Пушкин провёл два года в селе Михайловском (показ иллюстраций) со своей няней Ариной Родионовной. Вечерами няня, как в детстве, рассказывала Пушкину сказки. Он записывал их. Молодой Пушкин любил бывать там, где собиралось много простых людей, слушал слепых певцов на ярмарке и тоже записывал. Потом Пушкин сочинял свои сказки.

        В детстве и молодости поэт много жил в деревне. Он хорошо знал деревню, любил осень и сочинял стихи о природе (чтение стихов об осени).

        Женился Александр Пушкин на Наталье Николаевне Гончаровой. У них было четверо детей. Пушкин их очень любил, играл с ними, хотя всегда был занят – выпускал журнал, писал стихи, повести.

        Александр Сергеевич Пушкин один из  лучших поэтов ушёл из жизни в расцвете лет. Он погиб на дуэли (так называется поединок). Но Пушкина не забыли. Его помнят и любят в нашей стране и во всём мире. Во многих городах есть памятники Пушкину (показ иллюстраций), его именем названы площади, улицы, театры. Всё, что связано с именем этого великого поэта дорого нам. На домах, где он жил, висят мемориальные доски, а в последней квартире Пушкина – музей.

        Вы ещё многое узнаете о великом поэте в школе и, когда станете взрослыми, прочтёте и очень полюбите всё, что написано Александром Сергеевичем Пушкиным.

Рассказ о Л.Н. Толстом

        Лев  Николаевич Толстой родился очень давно в Ясной Поляне. В семье Толстых было пятеро детей: четыре брата – Николай, Сергей, Дмитрий, Лев и сестра Маша.

        Когда Леве не было ещё двух лет, умерла его мать. Воспитывала детей родственница Толстых, которую они называли «тётенькой». Всю жизнь Лев Николаевич любил и вспоминал тетеньку Татьяну Александровну. Дети были дружны между собой, любили и умели играть. Часто игры придумывал старший брат Николенька. Он сочинил игру в «зелёную палочку», рассказав, что в одном из уголков Яснополянского парка зарыта палочка, на которой написано, как стать счастливым. Найти эту палочку сможет тот, кто выполнит три условия: не будет наступать на полоски, когда ходит по половицам, не увидит ни разу за год зайца – ни живого, ни мёртвого, ни жареного – и, стоя в углу, не будет думать о белом медведе. Два условия были легко выполнимы, но третье… Как только мальчиков, наказав, ставили в угол, они сразу начинали думать о белом медведе. Игра так запомнилась Льву Николаевичу, что, будучи уже старым человеком, он велел похоронить себя в том уголке парка, где в детстве искал «зелёную палочку». Там его и похоронили.

        Мальчиком Толстой был очень жалостливым, не мог видеть зла, плакал, если дети находили мёртвую птицу. Совсем молодым, как наши десятиклассники, Лев Николаевич вернулся в Ясную Поляну из Казани, где он учился, и открыл школу. Потом, уже став писателем, он учил в этой школе детей – крестьянских ребятишек и писал для них книги.

(Чтение рассказа Л.Воронковой

«Необычный учитель».)

        У Льва Николаевича было много детей. Став взрослыми, они рассказывали, как любили и уважали своего отца.

        Лев Николаевич прожил очень долгую жизнь. Он написал много книг для взрослых и детей. То, что он был известным писателем, не мешало ему постоянно заниматься спортом – ездить верхом, кататься на коньках, много ходить, любить физический труд (он пахал землю, косил траву).

        Лев Николаевич никогда не переставал думать и заботиться о детях крестьян и рабочих. Однажды в Ясную Поляну к Толстому приехали дети тульских рабочих. Их было очень много (примерно столько, сколько детей в десяти детских садах). (Чтение отрывков из рассказа Н. Сергеенко «Дети тульских рабочих у Л.Н. Толстого».  – Л.Н. Толстой для детей. – М., 1968; Сад Толстого. Избранные воспоминания. – М., 1987)

        Давно уже нет в живых писателя Льва Николаевича Толстого, но все люди во всём мире читают и любят его книги, хотят как можно больше узнать о нём.
Примечание.  Рассказ о Л.Н. Толстом можно построить и по-другому, уделив главное внимание педагогической деятельности великого писателя, его играм с детьми и занятиям в школе, «Азбуке» и работе над ней.

        Приведённые выше рассказы о писателях не являются образцами, которым непременно надо подражать. Вообще такая форма ознакомления дошкольников с писателями – лишь один из многих вариантов работы с детьми, которая определяется особенностями группы, индивидуальным складом личности педагога, условиями детского сада, его местонахождением и др.

        В заключение приведём список литературы об А.С. Пушкине и Л.Н. Толстом, который может оказать помощь воспитателю в подготовке к рассказы детям об этих писателях.

Афанасьева Т.М. Толстой и детство. – М., 1979.

Басина М.Я. В садах лицея. На берегу Невы. – Л., 1988.

Воронкова  Л.Ф. Необыкновенный учитель // Толстой для детей. – М., 1961.

Гейченко С.С. У лукоморья. – Л., 1986.

Гессен А. Жизнь поэта. – М., 1972.

Дань признанной любви (русские писатели о Пушкине). – Л., 1979.

Лебедева В.А. Толстой и дети. – Тула, 1966.

Сад Толстого. Избранные воспоминания. – М., 1987.

Тынянов Ю. Пушкин – М, 1988.

Цветаева М. Мой Пушкин // Соч.: в 2-х т. – М., 1984.

Шаров А. Пушкин и сказка // Волшебники приходят к людям. – М., 1985.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как знакомить дошкольников с биографией авторов литературных произведений

Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная. Тем не менее, не так просто найти интересные формы работы в этом направлении как с дошкольниками, так и с их родителями. Дл...

Как рассказать детям биографию автора

Как рассказать детям  биографию автора...

«Как рассказать детям биографию автора?»

Зачем нужна биография? Знание биографии нужно для того, чтобы глубже понять произведение, настроиться на его восприятие, по-новому увидеть некоторые детали текста....

Современные писатели детям. Биография Эдуарда Успенского для детей дошкольного возраста (рассказ воспитателя)

Современные писатели детям.Биография Эдуарда Успенского для детей дошкольного возраста(рассказ воспитателя)       В рамках дисциплины МДК 02.07 Детская литература с практ...

Путешествие по биографии и произведениям Агнии Барто.

Тематическое занятие направлено на углубление и расширение у детей знаний о биографии и творчестве Агнии Барто.Все задачи реализуются через игровые ситуации, через различные виды игровой деятельности....

Конспект ООД в подготовительной группе по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие по биографии и произведениям Агнии Львовны Барто»

Конспект ООД в подготовительной группе по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие по биографии и произведениям Агнии Львовны Барто»...