Современный мир пришел
проект по теме

Кожевникова Ирина Геннадиевна

Курсовой проект по экологическому воспитанию дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennyy_mir_prishyol.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

                       

Чувашский республиканский институт образования

кафедра дошкольного и начального образования

Курсовой проект

Воспитание экологической культуры

 детей старшей группы

«Прогулка в лес»

Выполнила: Кожевникова И.Г.

слушатель курсов воспитателей

 детского сада Чувашской Республики

Берегите эти воды, эти земли.

Даже малую былинку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя…

Анализ внешней среды

  Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная  проблема современности. С каждым годом ее звучание  становится  сильнее,  слишком  уж великий урон нанесен живой природе.

«…Современный мир пришёл-таки к тому состоянию, когда стало понятно (далеко не всем, конечно), что дальнейшее развитие цивилизации может быть только в гармонии с природой, а не за счёт неё. Сегодня это становится доминантой, даже императивом государственной политики ряда развитых, да и среднеразвитых стран. То, что в России на практике в целом «экологический императив» еще не воспринят и этим пока не занимаются, не значит, что мы в Чувашии не можем или не должны этим заниматься. Необходимо добиться, чтобы все жители республики научились think green (в буквальном переводе «думать по-зеленому»), то есть повседневно заботиться о природе, чутко реагировать на то, что с ней происходит. Это должно стать стилем, нормой жизни, отличительной чертой мировоззрения и поведения живущих в Чувашии.

Нужно исходить из того, что каждый из нас может и должен действовать и каждый день, каждый момент подходят для того, чтобы начать. Сегодня, к примеру, многим необходимо снижать потребление воды, электричества, тепла, потому что в России  их расход в разы выше, чем в Европе (про тарифы мы говорим и правильно делаем, а вот тема уменьшения потребления – не очень популярная). Надо собирать и утилизировать все, повторяю – все,  что пригодно для переработки. Все и каждый в отдельности должны научиться ежедневно восстанавливать нарушенную среду, воссоздавать красоту там, где человеческая деятельность её погубила.

Задумывались ли вы, сколько мусора оставляют после себя жители республики? Чебоксары по этому параметру «опередили» Европу. За прошлый год каждый чебоксарец «произвел» 818 килограммов только регистрируемого мусора, что уже в 2,8 раза больше, чем этот показатель в  Чехии...

  …На базе уже высказанной мной парадигмы «Экология – основа политики и ориентир для экономики» нам необходимо решить две основные задачи:

первая – модернизация существующих базовых отраслей, повышение их восприимчивости к инновациям;

и вторая – создание на всей территории республики высокотехнологичных секторов, определяющих перспективы развития в будущем,  –  био- и нанотехнологий, новых медицинских и гуманитарных технологий – тех, что составляют так называемый шестой технологический уклад...» пишет в своём послании Президент Чувашской Республики Н.В.Фёдоров. 

Деваться нам от этой темы некуда. Там - лес погубили, там - лугов лишились,  там  –  земля  очерствела  и  не  хочет рожать хлеб… И ни кто как будто специально черным этим делом не  занимался. Так хочется развести руками – мол, само как-то так вышло…. Нет, не  само.  А  по

нашему незнанию, а порой и нежеланию знать. Как ведь жили:  земля  на  то  и земля, что бы нас ублажать. А про то, что мы сами –  часть  этой  земли, не вспоминали. Не думали. Не все, конечно. Но тех, кто думал,  -  горсточка,  а нас – не думавших – миллионы. И совсем не по злому умыслу, а по  недомыслию, по незнакомству с этой самой землей, на  которой  живем.  Что поразительно:

болезнь эта не только горожанина  одолела,  но  плохо  знакомы  с  землей  и многие сельские жители! И взрослые и дети. Им вроде бы и  рассказывают,  что

земля нас и кормит, и одевает и согревает. Получается, что это как  бы  само собой происходит. Часто мы не видим настоящей  жизни  земли. Мы  со  всей очевидностью   начинаем   осознавать:   стихийно   и бесконтрольно использовать ресурсы нельзя. Сбываются пророчества

слова Ф.Энгельса, который еще  в  прошлом  веке  пытался предостеречь: «не слишком обольщайтесь нашими победами над природой за каждую победу она нам мстит».К чему все это привело, известно. Очевидно и то, что от  детской экологической  вседозволенности(сорвать цветок, погубить

бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море,  повернуть  реки)дорога очень короткая, особенно если она накатана. Но дальше ….Дальше  эта дорога обрывается пропастью.

 Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли  -  образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего  населения, включая  и  подрастающее  поколение.  Началом формирования  экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так  как в этот период  закладывается  фундамент, осознанного  отношения  окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления,  которые  на долго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

  Но  вседозволенность  по  отношению  к  природе  прощалась  и  даже поощрялась. Форма поощрения оказывали бесконечно разнообразными: от  детских стихов

                   «Мы были за речкой, на том берегу,

                     На большом, душистом заливном лугу.

                        Бабочек ловили и венки плели

                     На колхозном сене отдохнут легли….

                      Стрекозу поймали, крылья хороши!

                     За кувшинкой лезли через камыши….»

До безудержных, экологически безграмотных, хозяйственных проектов.

    Любовь к земле, всегда связана с любовью к родным местам – к своему городу, селу, где человек родился и живет.

 В любое время года наблюдательный человек, проходя полем или  лесом и изучая следы зверя, увидит, как интересно  меняется  окружающий  мир,  как тропинка, озеро. Болото становится ареной многих событий и  происшествий,  а заросшая излучина вмещает целый подводный мир.

  Реки, луга,  леса  с  разнообразием  растений  и  животных  –  наше богатство. Его надо беречь. Однако за последнее время  резко  сократились в нашей области уловы рыбы, но и птицы и звери, обитающие в лесах, и сами леса. Топор не щадит водоохранные посадки, прекращающие обмеление рек и озёр, рост оврагов, он губит деревья, защищает транспортные пути, поля от разлива.

 Известно,  что  к  использованию  естественных   богатств следует подходить с особой осторожностью. Не много времени требуется, чтобы  срубить самое толстое дерево, а вырастить его надо много десятков  лет.  Ничего нет легче, поймать  рыбу  во  время  нереста:  она  теряет  в  это  время  всякую осмотрительность. Но одновременно  гибнет  и  ее  многочисленное  потомство.      Разоришь птичье гнездо – и не прилетит в него на другое лето  птицы,  а  без них начнут хиреть окрестные леса и рощи.

 О родной природе. О ее богатствах нужно воспитывать в детях заботу.

 Как редко мы задумываемся над тем, как лес, луг, река, даже пустырь за городскими домами, т. е. все то, что обычно называют  природой,  помогают нам воспитывать малышей. Именно малышей, потому, что  стоит  им  повзрослеть чуть-чуть; как в дело вступают другие силы. А пока дети малы,  все  цветы  и травы, жучки-паучки, птицы, кошки, собаки – все это близко им.

 Возбуждать симпатии к растениям и животным, раскрывая их  свойства, посадки, их суть, - один  из  путей  воспитания  доброго  отношения  к  ним.

 Ребенок не  только  должен  осознавать,  что  нельзя  разрушать  муравейник, убивать лягушек и  разорять  птичьи  гнезда,  топтать  и  рвать  цветы.  Ему

необходимо внушить любовь к муравью и лягушке,  колокольчику  и  дубу  –  ко всему, что его окружает.

  Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они  способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только  бы  им  в этом не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали  сохранить  свою  доброту на всю жизнь. Это и будет экологическое воспитание. «Любовь к природе– это эстетическое чувство, формирующее взгляды,  вкусы,  -  писал  Ч.  Дарвин,  - утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может  вредно  отразится  на умственных способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах».

 МДОУ «Путене» расположена в селе Моргауши Чувашской Республики. Большую работу ведёт по экологическому воспитанию детей. Наш детский сад находиться в живописной местности. Вокруг бескрайные поля, недалеко протекает речка Моргаушка, вдали от большой дороги.

 Детский сад тесно сотрудничает с другими общественными учреждениями по решению вопроса по экологическому воспитанию. А именно детский сад ведёт совместную работу с детской библиотекой. Дошкольники вместе с взрослыми посещают библиотеку, где опытный библиотекарь знакомит детей с разными плакатами и рисунками, показывает фильмы, знакомит с разными произволениями: стихами, сказками, баснями, рассказами и т.д. Проводит разные викторины конкурсы на темы: «Мир вокруг нас», «Я люблю эту землю». Библиотекарь помогает при сборе материала для проведения мероприятий.

 Сельская администрация помогает при покупке рассады цветов и овощей, при посадке молодых саженцев.

Ведётся совместная работа с Домом Культуры. Дошкольники и работники детского сада выходят на сцену Дома Культуры с разными постановками и концертными программами.

В экологическом воспитании большую помощь оказывают родители. Они принимают участие в мероприятиях, проводимых в стенах учреждения. Активная работа ведется в благоустройстве территории ДОУ родителями, благодаря ежегодным конкурсам.  

Следовательно, можно сделать вывод, что в детском саду есть все условия по экологическому воспитанию детей.  

Анализ внутренней среды

МБДОУ «Детский сад №27 «Путене» Моргаушского района ЧР скомплектовано из двеннадцати групп. Экологическое воспитание и обучение ведётся по программе «Юный эколог» С.Н. Николаевой. Программа даёт возможность педагогу отбирать задачи, ориентируясь на активность детей, творчески подходить к формированию экологической культуры.

Среда развития ребёнка в детском саду - важный компонент, который должен соответствовать возрастным особенностям воспитанников, их потребностям интересам.

 Для полного развития экологического образования В ДОУ ведётся экологизация развивающей среды. Я считаю, что для экологизации образовательного процесса в детском саду важно, чтобы педагог  осознал её необходимость и свою ответственность за образование дошкольников.

Чтобы осознать и осуществить  свою ответственность надо решить такие задачи:

  1. Доказать детям, что в природе взаимосвязано;
  2. Помочь понять, им для чего нужны природные связи;
  3. Помочь детям научиться строить своё поведение в природе. (На основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (здесь мы выходим на правила поведения в природе).

  В ДОУ имеется комната природы, где имеются комнатные растение, требующие разные способы ухода. Календарь природы, схемы с изображением погодных явлений природы, Дневники для наблюдений за живой природой, материалы для ухода за растениями. Здесь же имеются дидактические игры о природе, модели функций органов живого в природе, картинки и иллюстрации разделу «Мир природы», природный материал, экологические сказки и рассказы, составленными детьми. В комнате природы создан «огород на подоконнике». Здесь круглый год выращиваются лук, фасоль, укроп. Имеются схемы способов размножения растений. Комната природы богата схемами для составления рассказов о животных, о птицах, объекта природы, экологическими сказками рассказами, дидактическими играми природоведческого характера, художественной литературой о природе и здоровье человека, картинами о природе и труде взрослых в природе. На стене творчества имеются картины – пейзажи, натюрморты, поделки из природного материала. Она богата предметами декоративно – прикладного искусства: Игрушки из глины, дерева. Соломы и других природных материалов.

 В комнате природы созданы опытно- исследовательская лаборатория, где имеются ёмкости для экспериментирования, материалы для игр-экспериментов. В лаборатории проводятся игры эксперименты с бумагой, с землёй. Глиной, песком. Здесь же имеются семена для посадки и выращивания в разных условиях. Разработаны карточки-схемы для фиксации опытов.

В музыкальном-театрализованном уголке имеются альбомы с песнями о природе, произведения для слушания о природе.

 В игровом уголке много разнообразными дидактических игр типа «Чей хвост», «Кто что кушает», «Где, чей домик», «Этажи леса» и т.п. здесь же имеются материалы к сюжетно-ролевым играм «Зоопарк», «Путешествие по пустыне» и т. д., используется зоологическое и биологическое лото

  Уголок для родителей оформлен с методическими рекомендациями, выставками совместных работ детей и родителей. Выпускается экологическая газета «Прикоснись к природе».

Традиционными элементами для дошкольного учреждения, углубленно занимающегося ознакомлением с природой, являются огороды, сады и цветники. НА территории нашего ДОУ имеется не плохой огород, который используется с целью выработку детей навыков ухода за растениями. Знакомства с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе. На примере выращивания овощей можно познакомить детей с экологически чистыми продуктами. Дети знакомятся правилами экологически безопасного сельского хозяйства.

 Игровая площадка ДОУ оборудована следующими видами цветочных клумб:

- клумба вдоль ограждений;

- клумба-колесо;

- цветники перед Учреждением;

- цветники вдоль тротуара;

- цветники возле домика и беседки;

 Белые берёзы украшают внешний вид участка нашего детского сада. Для перелётных птиц на деревьях устроены скворечники, сделанные родителями детей. Зимой развешиваются кормушки для птиц. В их изготовлении принимали сами дошкольники.

Влияние природы на ребенка огромно. Дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с ее объектами или явлениями:

  • на прогулках наблюдают за птицами и насекомыми;
  • наблюдение за падающими снежинками;
  • слушают стихи, рассказы;
  • дома смотрят телепередачи о животном и растительном мире Земли;
  • ухаживают за растениями и животными в уголке природы.

Объекты природы привлекают дошкольников, прежде всего красотой, яркостью красок, разнообразием и это является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Вроде мы провели не плохую работу по экологическому направлению. Но, на мой взгляд, этого недостаточно для реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении.

Обычно под “экологическим воспитанием” понимают воспитание любви к природе. Действительно – это составная часть такого воспитания, но не редко приемы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью в неволе содержат диких животных или без должного ухода – морских свинок и хомячков, которые страдают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто в образовательных целях во время летних прогулок детям предлагают собирать цветы или ловить бабочек, стрекоз и других насекомых. Такие занятия в дальнейшем становятся постоянной летней забавой детей. Некоторым дошкольникам ничего не стоит оторвать крылья, затем ноги, голову своей жертве или живьем наколоть ее на иголку. Таким образом, подобные воспитательно-образовательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причем довольно жестоко.

Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни…

Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Нужно учить дошкольников правильно вести себя и в природе и среди людей. Часто из-за незнаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. На протяжении многих лет отмечаю, что большинство дошкольников с большим интересом относятся к знаниям о природе, однако нередко эти знания они берут из рекламы, мультфильмов, разговоров взрослых. У них отсутствует опыт общения с природными объектами (живой и неживой природы), недостаточно знаний и представлений о природном окружении, не знают правила экологически безопасного поведения в природе, отмечаются отрицательные эмоции к окружающей среде дошкольника.

Концепция проекта

Идея проекта в воспитании у детей человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом, и потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Все эти качества следует формировать у детей как можно раньше.

Поэтому перед собой я ставлю такие задачи:

1.Воспитание культуры поведения в обществе;

2.Воспитание бережного отношения ко всему живому, в том числе и к природным богатствам нашей республики.

Проблема проекта:

   Как познакомить детей с правилами поведения в парке, в лес. Уточнить представление об экологических запретах, помочь не только осознать, но и почувствовать правила поведения в природе, убедить в необходимости их выполнения. Развивать наблюдательность, творческое воображение. Формировать умение правильно вести себя в природе, бережно относиться к ней, видеть её красоту и неповторимость?

         Цель проекта:

  Познакомить детей с правилами поведения в парке, в лесу. Уточнить представление об экологических запретах, помочь не только осознать, но и почувствовать правила поведения в природе, убедить в необходимости их выполнения. Развивать наблюдательность, творческое воображение. Формировать умение правильно вести себя в природе, бережно относиться к ней, видеть её красоту и неповторимость?

Задачи проекта:

1.Задачи оздоровительной направленности:

охранять и укреплять здоровье детей, учить их правильно взаимодействовать с природой.

2.Задачи образовательной направленности:

формировать элементарные экологические

знания и представления, а также начала, азы экологического мировоззрения.

3.Учить понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса: показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек- часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность-обязанность человека.

Задачи воспитательной направленности:

1.Формировать бережное отношение и ответственное отношения к миру природ;

2.Формировать эмоционально-доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними;

3.Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представление об экологических проблемах села, деревни;

4.Воспитывать уважение к труду сельских жителей(лесничие);

5.Формирвать понятие о себе как о жителе планеты Земля, от которого зависит жизнь всего живого.

Ожидаемый результат

Дети должны знать и называть:

1. Что такое лес? Как его беречь? Почему?

2. Знать элементарные экологические знания и представления, а также азы экологического мировоззрения.

3. Анализировть результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.

4. Знать несколько видов травянистых растений.

5. Знать и называть диких животных, некоторых птиц, насекомых, земноводных, живущих в лесу.

6. Делать выводы о том, как человек может беречь природу, о некоторых правилах проведения в лесу.

7. Уметь любоваться красотой природы.

Срок реализации проекта: 6 месяцев

     Участники проектной группы:

  • Дети;
  • Родители воспитанников;
  • Воспитатели групп.

Этапы реализации проекта:

Первый этап - подготовительный

  1. Выявление первоначальных знаний детей,
  2. Разработка системы знаний,
  3. Подбор разнообразных материалов

Второй этап – Основной

  1. Подбор необходимых мероприятий экологического содержания:
  2. Проведение занятий по разработанной технологии;
  3. Оформление выставок «Как мы отдыхаем на природе»
  4. Проведение развлечений совместно с музыкальным руководителем.

Третий этап – Итоговый

  1. Итоговая анкетирование детей в рамках темы (знают, имеют, способны выражать субъективно – оценочное отношение):
  2. Анализ результатов детей;
  3. Информировать родителей о знаниях детей о экологической культуре через фотомонтаж;
  4. Составление отчетов о проделанной работе.  

Этапы

 

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Первый этап

Повышение собственной профессиональной компетентности

1.Изучение психолого-педагогической литературы

2.Изучение методической разработки по организации позитивной деятельности посредством Иры с целью формирования элементов экологической культуры детей.

3.Посещение занятий опытных воспитателей.

4.Разработка занятий по разделам:

«Правила поведения в лесу»;

«Берегите дерево»;

«Загадки Лесовика»;

«Любите ли Вы грибы цветы?»;

«Дикие животные и птицы нашего края»;

«Защитники лесс»; «Музыка леса»; «Лес – точно расписной»;

«Красная книга"

Анкетирование детей:

1.Может ли человек прожить без леса?

2.Что даёт лес людям?

3.Кто охраняет лес?

Задания детям:

1.Какие из этих заданных картинок относятся к деревьям, какие к кустарникам (тополь, сирень, береза)?

2.Какие деревья называют лиственными и хвойными?

3.Какие из них ягоды? Как называются? (малина, клубника)

4.Какие грибы? (волнушка, подберёзовики)

5.Какие цветы садовые, и какие цветы растут в саду? (астры, подснежник, ландыш, тюльпан).

6.Каких животных называют домашними, а каких дикими? Почему?

Январь

Январь

Январь-февраль

Февраль

Кожевникова И.Г.

Кожевникова И.Г.

Кожевникова И.Г.

Кожевникова

И.Г.

Работа с родителями

1. Анкетирование родителей на тему «Знаете ли вы природу Чувашии?» по экологическому воспитанию.

2. Провести консультацию с родителями о правилах поведения в лесу во время отдыха с детьми.

3. Использование информационно-наглядного метода

4. Организовать субботник по посадке деревьев и цветов на участка д/с.

5. Организовть выставки художественного творчества детей и родителей «Закружилась осень золотая»; «Зимняя сказка»)

6. Конкурс плакатов «Правила поведения в природе"

Февраль

Апрель

Апрель-Май

  Май  

В каждый сезон

Май

Старший воспитатель

Кожевникова И.Г.

 Кожевникова И.Г

Кожевникова И.Г

Кожевникова

И.Г

Создание условий для организаций проведения

познавательных занятий.

1.Пополнение уголка в группе художественной литературой и дидактическими играми экологического содержания

-живыми объектами (рыбки, растения), модельным материалом.

2.Составления перспективного плана. Разработка конспектов

3. Подготовка и организация консультации. Работа в уголке природы.
4.Оформление наглядного материала для родителей

Январь – май

Февраль-март

Январь-июнь

Февраль-май

Кожевникова И.Г.

Второй этап- Основной

Подбор необходимых мероприятий экологического содержания

Третий этап-      

Итоговый

1. Организация познавательных занятий на блоке совместной деятельности по перспективному плану в соответствии с программой «Юный эколог» С.Н.Николаевой

2. Проведение  экологического праздника и развлечений.

3. Изготовление поделок из природного материла.

4. Проведение родительского собрания на тему.

5. Организация игр разных видов экологического содержания.

6. Проведения акция «Люби и береги свою природу».

7. Проведение фотовыставки совместно с родителями и детьми по теме «Как мы отдыхаем вместе»

1. Отчет реализации проекта об эффективности работы

2. Повторное анкетирование детей.

3. Определение перспектив для дальнейшей работы

Февраль-Июнь

Март-Июнь

Май-Июнь

Апрель

Февраль-Июнь

Июнь

Кожевникова И.Г.

Кожевникова И.Г.

Музыкальный руководитель

 Кожевникова И.Г

Кожевникова И.Г.

Кожевникова И.Г

Кожевникова И.Г.

Старший воспитатель

Кожевникова И.Г.

Список использованной  литературы:

1.Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет. Екатеринбург, 1998г.

2. Браун В.Настольная книга любителя природы. Л., 1985г.

3. Бушелёва Б.В. Поговорим о и воспитанности. М.,1980.

4. Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости. М., 1989г.

5. Возрастная и педагогическая психология. /А.В. Петровского, М.,1979г.

6. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания. Волгоград. Учитель, 2007г.

7. Дежкин В.В.Беседы об экологии М.,1979г.

8. Дмитриев Ю.Д. О природе для больших и маленьких. М., 1982.

9. Дорохов А.А. Как себя вести. Мн., 1979г.

10. Лучич М. В. Детям о природе. М.,1989г.

11. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Мн.,1995г.

12. Молодова Л.П.Экологические праздники для детей. Мн.,1997г.

13. Молодова Л.П. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников. Минск «Асар».2001г.

14. Николаева С.Н.Юный эколог. Программа и её реализация в детском саду. М, 1999г.

15. Николаева С.Н. Познаём природу-готовимся к школе. М.,1998

16. Островская Л.В. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. М., 1987г.

17. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.      М.,2001г.

18. Петрина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М., 1986г.

19. Стрелкова Л.П. Уроки сказки. М.,1989г.

20. Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Прогулки в природу. М.,. «Просвещение» 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием икт "Откуда пришел карандаш?"

Конспект занятия «Откуда пришел карандаш?»Программное содержание: познакомить детей с историей возникновения карандаша, учить четко и последовательно излагать свои мысли, упражнять в употреблени...

Конспект занятия по развитию речи для детей 2-3 лет «К нам пришел Колобок»

Конспект занятия по развитию речи с использованием элементов музыкотерапии для детей 2-3 лет«К нам пришел Колобок» ...

"Зайка в гости к нам пришел." занятие по ФЭМП младшая группа

Это занятие было проведено в конце первого полугодия и являлось итоговым. В нем просматривались все задачи пройденого матерьяла на данный отрезок времени. У детей была мотивация, помочь зайченку, поэт...

откуда пришел хлеб

путь хлеба от поля до магазина...

Самоанализ познавательного занятия "Откуда пришел хлеб"

Рекомендовано для воспитателей детского сада....