НОД: "Матрешка"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.

Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как к сувениру, символ дружбы, любви и согласия – русского народа;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matreshka.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

                 Насибова Фергана Гаджимахмуд-кызы,

воспитатель МБДОУ д/с №255, г. Самара;

                           В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА МАТРЕШКА

Цель занятия:

Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.

Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как к сувениру, символ дружбы, любви и согласия – русского народа;

Задачи:

Познакомить детей с историей матрёшки, с технологией её изготовления.

Развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки - матрёшки.

Построить город для матрёшки – конструирование.

Развивать интерес детей к народному творчеству.

Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.

Воспитывать любовь к народному искусству.

Интеграция областей:

познавательная;

игровая;

социально-коммуникативная;

речевая;

Планируемые результаты: иметь представление о матрёшке как символе русского народного искусства; проявлять интерес к народным игрушкам, творчеству.

Материал: Игрушки (матрёшка, свисток), вышитое полотенце, деревянные ложки.

Словарная работа: расписная, фартук, сарафан, деревянная

Ход занятия:

Мальчики под музыку(барыня) входят в зал. Садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель задаёт им загадку:

Яркий сарафанчик, расписной платочек.

Прячутся внутри её маленькие дочки!

Фартучек в горошек, кто это? (Дети отвечают).

Звучит музыка Матрёшка-воспитатель заходит вместе с девочками.

ТАНЕЦ: Ай, да, мы матрёшки. После танца девочки садятся на стульчики.

Матрешка:

Я— нарядная Матрешка,

Все скучала у окошка...

Но куда это годится?

Я хочу повеселиться!

К вам пришла, ребята, я.

Знаю, вы мои друзья!

Воспитатель: Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Сегодня я вам расскажу о матрешке. Кто не знает русскую матрёшку? Румяную красавицу – игрушку! Возьмешь в руки деревянную куколку, полюбишься ярким, затейливым рисунком – хороша девица. А улыбается она так хитро, потому что прячет секрет.

А кто знает, чем матрешка отличается от других игрушек?

Дети: Матрёшка-игрушка с секретом. У неё внутри целое семейство матрёшек: одна меньше другой, и все матрешки спрятаны одна в одной.

Воспитатель: А кто скажет почему эту игрушку так все любят?

Дети: Потому что она красивая, яркая, веселая, праздничная.

Воспитатель: Правильно ребята. Поэтому матрешка символ дружбы, любви и согласия, как же ее не любить? Недаром каждый иностранец, побывавший в России, стремится увести с собой в качестве сувенира именно матрёшку.

Ребята, а вы знаете, когда и где появились первые матрешки?

Ответы детей.

Воспитатель: Матрешка впервые появилась в Японии 100 лет назад. Но это была немного другая игрушка. Эта игрушка изображала старца – мудреца Фукуруму. Он раскрывался, в нём пряталось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.

Воспитатель: А кто из вас, ребята, знает, как матрёшка попала к нам в Россию?

Дети: Наверное, ее привезли из Японии люди, которые там побывали.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете из какого материала сделана матрешка?

Дети: Из дерева

Воспитатель: Правильно. Чтобы изготовить матрёшку, требуется большое мастерство. Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Затем надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было.

Когда готова каждая кукла, её покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости. После окончательной сушки и полировки, гладкая поверхность позволяет художнику равномерно нанести краски.

Яркими весёлыми красками художник распишет матрёшек, словно оденет их в нарядные одежды. И вот уже улыбается нам русская красавица.

Воспитатель: Как вы думаете на кого похожи эти загадочные куклы?

Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему игрушка в России получила название матрёшки?

Ответы детей.

Воспитатель: Раньше на Руси женщины очень часто носили имя Матрёна, Матрёша. Это связано с материнской заботой и большой семьей. Поэтому толстенькие куклы, похожие на бабушек, мам, дочек, и внучек.

Пальчиковая гимнастика.                    

Мы красавицы матрешки
Разноцветные одежки
Раз Матрена, два — Милаша
Мила – три, четыре – Маша
Маргарита это пять,

Нас не трудно сосчитать.

Воспитатель: А во что одеты матрешки?

Дети: В сарафан, платочки, кофты, фартуки.

Воспитатель: Матрешки веселые и нарядные. Сарафаны, платочки и кофточки у них разноцветные, праздничные, а на фартуках у них узоры. Поэтому ее называют расписная матрешка.

Воспитатель: Ребята, мы с вами учили стихи. И пришло время рассказать их нашим гостям.

Дети: Читают стихи.

Воспитатель: Матрешки очень любят играть на русских народных инструментах: на ложках, балалайке, гармошке. Россия наша гордится русскими матрешками, а славится расписными ложками. Ну а нам сегодня будут наши мальчики играть на ложках.

ПЕСНЯ-номер с ложками.

Дети садятся на стульчики. Продолжение презентации о продуктивной деятельности.

Представляем вашему вниманию наши работы.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Отгадай сказку»

Игра «Отгадай сказку»

Воспитатель: Молодцы ребята вы все правильно отгадали. Русский народ очень любит петь частушки, и наши ребята тоже приготовили частушки про матрёшек.

Частушки.

Воспитатель: Ну вот, мы с вами и узнали, что матрешка появилась очень давно, почти сто лет назад, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. Мы расписали своих матрешек, этот процесс оказался очень трудоемким и занял ни один день. Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу. В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. А еще мы с вами разучили танец и сейчас вам его покажем.

Список используемой литературы:

Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изодеятельности: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей – М.: Просвещение, 1996.

Развивающие занятия с детьми 5-6лет: метод. пособие / Под ред. Парамоновой Л.А.-М.:ОЛМА Медиа групп, 2009.

                   Заявка

Фамилия, имя, отчество НАСИБОВА ФЕРГАНА ГАДЖИМАХМУД-КЫЗЫ

Должность воспитатель

Место работы МБДОУ «Детский сад №255» г.о. Самара

Почтовый индекс и адрес 443067, г. Самара, ул. Сорокина, 3, кв. 59.

E-mail: ahmedovamidvary@mail.ru (личный)

Название статьи: В гости к нам пришла матрёшка