Консультация "Произвольность поведения у старших дошкольников в дидактических играх"
консультация (старшая группа) на тему

Евсюкова Светлана Владимировна

В консультации раскрыто использование игры для развития способности ребёнка владения и управления своим поведением. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

Произвольность поведения у старших дошкольников в дидактических играх.

Одно из важнейших качеств личности, интенсивно развивающееся в старшем дошкольном возрасте, - произвольность поведения, т.е. способность владеть и управлять им.

Проблема её развития приобретает особую актуальность в старшем дошкольном возрасте, являющемся важным этапом в развитии механизмов поведения и становления личности ребёнка в целом.

Проявление подлинной произвольности предполагает сознательное, активное следование определённым нормам и правилам. Чтобы помочь детям осознать себя и своё поведение, ставить перед собой элементарные цели и достигать их, управлять собой, преодолевать импульсивность своего поведения, необходимо использовать основной вид детской деятельности – игру. В контексте амплификации развития особая роль в формировании произвольности поведения ребёнка должна принадлежать такому виду игровой деятельности, как игре с правилами.

По выполняемой функции правила бывают предписывающими, разрешающими, запрещающими. Особая роль в развитии произвольности поведения принадлежит последним, ограничивающим или запрещающим проявления и действия или предусматривающим «наказание» за нарушение других правил и совершение запрещённых действий.

В дидактических играх игровые правила могут быть двух видов: правила действия и правила общения с партнёрами, причём в одной игре могут сочетаться и оба вида правил.

Правила действия определяют способы действий с предметами, их общий характер в пространстве (темп, последовательность и.т.д.). Правила действия и общения могут быть как предписывающими, так и запрещающими.

Дидактические игры с запрещающими правилами, организующие и регулирующие действия ребёнка, могут быть одним из наиболее эффективных средств формирования произвольности поведения в дошкольном возрасте.

Вводить запрещающие правила необходимо, соблюдая дидактический принцип последовательности, поэтапно. Вначале детям следует предлагать игры с уже имеющимися в наличии, заложенными в самой игре или заранее составленными запрещающими правилами, при этом необходимо обратить внимание на некоторые моменты.

Прежде всего, нужно учитывать тот факт, что часто нарушения правил проявляются в результате недостаточно логичного объяснения игры. Поэтому инструктирование детей перед началом игры – важный этап в организации их поведения.

Поскольку именно правила игры – основной элемент, организующий поведение детей, необходимо выделить и подчеркнуть их в объяснении, мотивировать необходимость их выполнения. Мотивировка правил способствует лучшему их соблюдению, сознательному подчинению им своего поведения.

В объяснении надо дать детям критерий оценки их действий и поведения, сообщить о том, что правильное решение игровой задачи, точное выполнение правил – необходимое условие достижения результата.

При повторном проведении игры можно привлекать к её описанию самих детей, попросив их не только перечислить правила, но и объяснить, почему их надо соблюдать.

Следует отметить, что тематика игр может быть разнообразной, соответствовать различным разделам программы воспитания и обучения детей. В каждой игре выделяется дидактическая задача, которая носит определённую обучающую и развивающую направленность, одной из составляющих которой является развитие произвольности.

Большое значение для формирования произвольного поведения имеет совместный характер предлагаемых игр. Факторы, влияющие на произвольность, - присутствие взрослых или сверстников и их оценка, а также поддержка со стороны взрослого. В дидактических играх с запрещающими правилами воспитатель и группа сверстников побуждают ребёнка к соблюдению правил, т.е. к сознательному управлению своими действиями. Оценивая вначале вместе со взрослыми, а затем и самостоятельно, действия и ошибки свои и сверстников, ребёнок овладевает действиями самоконтроля.

На первом этапе детям следует предлагать игры с запрещающими правилами действия, касающимися либо способа действий с предметами, либо общего характера движений в пространстве. Такие игры более просты для детей в отличие от игр с запрещающими правилами общения. Правила действия связаны с определёнными движениями, поэтому необходимость выполнения правил и сам факт их выполнения (или невыполнения) становятся очевидными, наглядными. Наглядность правил (например, не оглядываться назад и не подсматривать, не прикладывать друг к другу части изображения, а определять их совместимость зрительно) позволяют ребёнку контролировать их выполнение, как в поведении других, так и в своём собственном.

Например, в известной игре «Съедобное – несъедобное» от ребёнка требуется ловить мяч, брошенный воспитателем, если назван, какой либо пищевой продукт, и имеется запрещающее правило – нельзя ловить мяч, если названо, что-нибудь несъедобное. В этой игре нарушение правил выступает наглядно – в виде ловли или непринятия мяча, т.е. действия, которое могут наблюдать все дети.

Последовательность и методику работы на этом этапе можно представить более детально на примере разработанной дидактический игры «Кто больше», в которой стоит игровая задача: собрать за ограниченный отрезок времени как можно большее количество определённых геометрических фигур (квадратов, кругов, треугольников, овалов, прямоугольников) разного цвета, рассыпанных на полу. При первых проведениях игры вводится одно запрещающее правило: нельзя собирать фигуры до первого сигнала и продолжать действия после второго.

Практика показала, что при проведении этой и подобных игр (с правилами такого типа) наблюдается различное отношение детей к выполнению правил, разная реакция на сигналы. Так некоторые из них до первого сигнала стараются придвинуться ближе к фигурам, начинают взглядом отслеживать расположение «своих» фигур, отчего их внимание рассеивается, и они задерживаются с выполнением действий по сигналу. Многие дети при первом участии в игре, продолжают действия после второго сигнала, объясняя это тем, что уже «стали наклоняться», «протягивали руку» за фигурой.

В подобных ситуациях необходимо внимательно следить за случаями нарушений правил, и реагировать на них (в данной игре фигура, поднятая после сигнала, не засчитывается), постоянно обращать внимание детей на то, что выйгрыш выступает только как результат правильного решения игрового задания (собрать больше всех фигур) с соблюдением правил (строго установленный отрезок времени).

С целью усложнения игры, показа детям возможности её изменения, вариативности, а также усложнения, замены или введения новых правил, в неё вносятся соответствующие коррективы. Так, в игру «Кто больше:» при повторном проведении можно ввести дополнительное запрещающее правило: не брать фигуры определённого цвета. Например, собирая круги, не брать зелёные фигуры, собирая квадраты, не брать красные и.т.д.

Затем внимание детей необходимо обратить на то, что хорошо знакомую им игру можно сделать сложнее и интереснее. Участок, на котором проводится игра, разбивается шнуром на сектора. Запрещающее правило может звучать так: нельзя выходить за пределы сектора. Это значит, что собирать дети могут только те фигуры, которые лежат в секторе, а так же те, до которых можно дотянуться, не переступая его границ. При этом, для начального уравнивания шансов, фигуры равномерно распределяются в зоне досягаемости игроков.

Преднамеренное использование в игре шнура вносит в неё определённый провоцирующий элемент. Дети, которые немного не дотягиваются до фигуры, будут стараться незаметно ногой сдвинуть шнур. В большинстве случаев, другие дети, в том числе и выступающие в роли зрителей, обязательно заметят это нарушение. В других случаях на него должен обратить внимание сам педагог, и при подведении итогов попросить самого ребёнка сказать, какие правила, он нарушил. Оценивая результаты игры необходимо анализировать действия детей и подводить их к выводу, что нарушившего правила ребёнка считать выйгранным нельзя, даже если он набрал больше всех фигур. Полученный таким путём результат не засчитывается.

Игры для первого этапа, могут быть взяты из методической литературы или разработаны педагогом. В первом случае игры следует несколько видоизменить, дополнив их запрещающим правилом. Например, в известную игру «Назови соседа» можно ввести запрещающее правило – не называть число 5. В этом случае, поймавший мяч ребёнок, должен не называть среди «соседей» число 5, а хлопнуть в ладоши.

Игры на развитие произвольности с запрещающими правилами действия.

Игра «Из чего сделан?»

Правила: определять материал, из которого сделан предмет, на ощупь, не заглядывать в корзину.

Содержание: дети поочерёдно подходят к корзинке с предметами, сделанного из разного материала. Корзинка накрыта платком. Ребёнок становится сбоку от корзинки и должен смотреть прямо перед собой. Опустив руку в корзинку, с которой педагог снял платок, ребёнок берёт один предмет, и не глядя в корзинку, называет материал, из которого он изготовлен.

 

«Что это?»

Правила: не называть предмет вслух, не показывать никому свою карточку, не заглядывать в карточку другого ребёнка.

Содержание: Педагог, с мешочком, завязанным так, чтобы не было видно, что в нём находится, поочерёдно подходит к детям, сидящим за столами. Ребёнок опускает руку в мешочек, на ощупь определяет, что в нём лежит. Не называя предмета, он поворачивает к себе карточки, лежащие перед ним оборотной стороной. (берёт их в руки, как фишки домино), выбирает изображение, соответствующее предмету в мешочке и откладывает его в сторону, лицевой стороной вниз. Рядом также лицевой стороной вниз кладёт оставшиеся картинки. После того, как эти действия выполнены всеми детьми, воспитатель достаёт из мешочка предмет, а все игроки переворачивают выбранную картинку и проверяют правильность сделанного выбора. Игра повторяется несколько раз с разными предметами. Выигрывает тот, кто не сделал ошибок и не нарушил правила.

Игра «От чего осколок»

Правило: не подставлять «осколок» к целому изображению, определять от какого он предмета, на глаз.

Содержание: (1 вариант). На столе перед детьми одинаково раскрашенные изображения предметов посуды (чайник, кофейник, тарелка, блюдце, чашка, бокал, сахарница), без «отколовшегося» кусочка. У каждого игрока полный набор картинок с изображением фрагментов «осколков» посуды. Педагог называет поочерёдно каждый предмет, а ребёнок должен на глаз определить и показать «осколок».

Содержание: (2 вариант). Воспитатель называет предметы, расположенные по порядку. Дети должны разместить в том же порядке соответствующие «осколки», расположив в ряд все имеющиеся у них изображения.

Следует отметить, что уже на этом этапе можно наблюдать заметные изменения в отношении детей к правилам. Если в начале, дети слушают объяснение правил без особого интереса, то в дальнейшем при ведении новой игры, они, прежде всего, просят объяснить правила, спрашивают о том, чего нельзя будет делать в этой игре. Некоторые дети обращаются к педагогу с просьбой уточнить правило, желая узнать, как поступить в том, или ином случае.

На втором этапе проводятся игры с запрещающими правилами общения. Они более сложны для детей, так как влияют на характер их взаимоотношений.

Самое распространённое правило общения – не подсказывать другому. Несмотря на кажущуюся простоту этого требования, в силу своей эмоциональности, дошкольники часто его нарушают. Это происходит в игре, где есть элементы соревнования, в ситуации, когда кто-то из детей долго обдумывает свои действия, и в других случаях.

Чтобы не допускать подсказок, необходимо ввести общее правило – подсказанное решение не засчитывается. В играх, где подсчитываются очки, за подсказанное действие они не начисляются. В случае, если подсказка может повлиять на весь результат игры, её следует прекратить. Необходимо отметить, что дети, чьи действия привели к подобному результату, стараются не допускать повторно таких проявлений. Показательно, что некоторые даже закрывают рот рукой, стараясь «удержать» подсказку.

Дети, действия которых были остановлены из-за предназначавшейся для них подсказки, обычно проявляют недовольство подсказывавшим, что в определённой мере способствует регуляции отношений детей без помощи взрослого.

В каждой подобной ситуации воспитатель должен обращать внимание детей на то, как было неприятно прервать игру из-за чьей-то несдержанности, и что в другой игре самим вести себя подобным образом не следует.

Запрещающее правило «не подсказывать» может быть введено в различные игры. Кроме этого, некоторые игры можно видоизменять. Например, в дидактическую игру «Выложи сам», где ребёнок должен сложить предмет из геометрических фигур, ориентируясь на его контурное изображение, вносится элемент соревнования. Дети, распределяются на пары, каждая из которых получает картинку с изображением двух предметов и набор фигур. Один ребёнок должен составить первое изображение, другой – второе, побеждает пара, сложившая свою картинку быстрее. Подсказывать друг другу по ходу действий не разрешается, нарушившая это правило пара выбывает из игры. Сложность заключается в том, что закончившему работу первым очень трудно удержаться и не подсказать своему напарнику. Дети часто не могут удержаться от подсказки, стараются незаметно подвинуть товарищу нужную фигуру, показывают на неё пальцем, глазами.

Если педагог замечает нарушение правил, а дети нет, по окончании игры нужно спросить у нарушителей – все ли правила, они соблюдали. В этом случае, один из игроков пары признается в нарушении правил. Педагогу следует обсудить с детьми этическую сторону этой ситуации – несправедливость выйгрыша обманным путём, обращаясь к их чувствам и прошлому опыту, что будет способствовать осознанию детьми своего поведения, а значит и развитию его произвольности.

Следующее запрещающее правило общения, которое вводится в игру, - требование не нарушать очерёдности действий. Для реализации этого правила детям может быть предложено самим определить очерёдность, выбрав какой-либо способ: крутить стрелку, распределиться по считалке, бросить жребий. Как показывают наблюдения, нарушений этого правила значительно меньше, если способ определения очерёдности действий в игре не предлагается воспитателем, а выбирается самими детьми. Дети как бы признают справедливость такого распределения и чувствуют большую ответственность за соблюдение этого правила, поскольку выбор формы его реализации был сделан ими сами, что, в свою очередь, способствует развитию произвольности.

В некоторые игры может быть введено правило не выбирать в пару или круг дважды одного и того же ребёнка в течение одной игры. Ребёнок должен отвлечься от своих симпатий и сосредоточиться на том, чтобы действовать в соответствии с правилами. Кроме того, в некоторых играх осуществляется совместный выбор, поэтому нужно уметь договориться, подчинить своё мнение мнению большинства игроков.

В русской народной игре «У дядюшки Трифона» водящий, находящийся в кругу, должен выбрать на своё место игрока, лучше всех повторяющего движения. В игру может быть введено запрещающее правило: не выбирать дважды (или более двух раз) одного и того же ребёнка. В этом случае водящий должен не только внимательно следить за повторением своих жестов другими детьми, оценивать их, руководствуясь не своими симпатиями, а качеством движений, но и удерживать в памяти, кто из детей уже был в кругу.

На третьем этапе проводятся игры, сочетающие оба типа запрещающих правил: действия и общения, наиболее сложные для ребёнка и требующие значительного проявления произвольности. Здесь могут быть использованы как новые игры, так и игры первого и второго этапов, дополнённые соответствующими видами правил. Это не только способствует развитию произвольности поведения, но и показывает детям возможность изменения, вариативности игры, образец конструирования новых правил, в том числе и усложняющих игру.

Например, уже в знакомой игре «Кто больше?» вводится соревнование не отдельных игроков, а пар, и соответствующее запрещающее правило общения – нельзя подсказывать своему партнёру. Оба игрока пары получают одинаковое задание, но выполняют его поочерёдно. После первого сигнала фигуры собирают первые номера, после второго сигнала они должны покинуть круг и их место занимают вторые номера, прекращающие действия после третьего сигнала. Результат определяется по сумме фигур, собранных обоими участниками.

Практика показывает, что на первых порах ожидающим своей очереди игрокам было весьма сложно удержаться от подсказки напарнику.

В отношении нарушений необходимо проводить работу, как на первом, так и на втором этапах. Следует отметить значительные сдвиги к лучшему в поведении детей к концу третьего этапа. Воспринимая достижения результата как правильное решение игровой задачи с соблюдением накладываемых правилами запретов, осознавая определённую условность ситуации, дети стремятся сознательно и честно выполнять задание, проявив при этом максимум самостоятельности.

Однако произвольность поведения не сводится только к осознанности и подчинению правилам. Она обязательно предполагает инициативность, когда правила и нормы – не внешние, а внутренние требования человека, согласно которым он строит своё поведение в той или иной ситуации. Произвольность расширяет возможности ребёнка сообразовывать своё поведение с побуждениями собственными и других людей.  Особое значение при этом приобретает не только подчинение готовым правилам, но и конструирование новых правил, готовность принимать задачи взрослого и выдвигать собственные.

Поэтому на четвёртом этапе детям предлагается в готовые игры ввести правила, усложняющие их через запрещение каких либо действий, или дополнить игры новыми запрещающими правилами.

Общеизвестно, что для детей старшего дошкольного возраста в большей мере важен результат игры. Нарушение запрещающих правил приводит к невозможности его достижения. Дети постепенно без принуждения взрослого, стараются подчинить своё поведение правилам игры. Разъяснение им моральной стороны – достижения выйгрыша не обманом, а честным путём приводит к формированию нравственных представлений, которыми дети начинают постепенно руководствоваться. Всё это способствует развитию произвольности поведения.

МДОУ «Яйский детский сад «Солнышко»

Консультация для педагогов

Тема: «Произвольность поведения у старших дошкольников

 в дидактических играх»

Подготовила: Евсюкова С.В.

2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие"Речевое развитие старших дошкольников через дидактические игры экологического характера".

Данное пособие, является как один из способов, развития речи ребенка в логопедической группе через игру....

Перспективный план по "Воспитанию экологической культуры старших дошкольников через дидактические игры"

В данном перспективном плане подобраны дидактические игры по экологическому воспитанию для старшего дошкольного возраста....

Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры

Материал содержит разьяснительную записку, дидактические игры....

Формирование исследовательского поведения у старших дошкольников в дидактической игре.

Методические рекомендации по подбору и проведению дидактических игр, направленных на формирование исследовательского поведения у старших дошкольников....

Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры

Консультация для родителей с конкретными примереми нескольких дидактических игр....

Консультация Произвольность поведения у старших дошкольников в дидактических играх

Консультация Произвольность поведения у старших дошкольников в дидактических играх...