Формирование исследовательского поведения у старших дошкольников в дидактической игре.
статья (старшая группа) на тему

Методические рекомендации по подбору и проведению дидактических игр, направленных на формирование исследовательского поведения у старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_didakticheskie_igry.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование исследовательского поведения у старших дошкольников в дидактической игре.

В современном обществе потребность в людях, обладающих креативным мышлением, решающих разнообразные проблемы и умеющих думать самостоятельно, очень велика и творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому исследовательское поведение рассматривается как стиль жизни современного человека. Следовательно, подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска является важной задачей современных ДОУ и семьи.

Исследовательское поведение – это универсальная хaрактеристика человеческой деятельности, пронизывающая все другие виды деятельности. Оно выполняет важнейшие функции в развитии познавательных процессов всех уровней, в научении, в приобретении социального опыта и развитие личности. Понятие исследовательского поведения находится в одном ряду с такими фундаментальными понятиями как интеллект, творчество, образуя с ними неразрывную связь.

Не секрет что развитие ребенка- дошкольника происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Игрa определяется как наиболее адекватная дошкольному возрасту форма построения образовательного процесса, в ходе которого формируются познавательные и интеллектуальные качества дошкольников. В жизни дошкольников игра занимает ведущие позиции развивающей и развивающейся деятельности.

Дидактические игры оказывают результативное влияние на становление умений самостоятельно получать знания и мыслить, на формирование учебной деятельности в целом, являются эффективным средством формирования исследовательского поведения.

Подбирая игры, мы использовали два взаимосвязанных подхода -  от объекта к слову и от слова к объекту.

Первая группа игр – это игры, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов и явлений, сравнивать, сопоставлять их. Проводятся они по типу игр-загадок («Отгадай-ка», «Магазин», «Где находится Петя?», «Радио», «Да-нет», «Похож-непохож», «Что за птица?» и др.). В этой группе игр следует особенно сказать об играх, направленных на умение составлять связный, интересный, последовательный рассказ о том или ином предмете, учитывая всю совокупность его признаков, на умение сравнивать, классифицировать, обобщать и это все проявляется в логической четкости, доказательности речи, что способствует не только активизации словаря детей, но расширяет ознакомление ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами.

Вторая группа – игры, воспитывающие умение группировать, обобщать предметы по определенным признакам. («Назови три предмета», «Нужно-не нужно», «Кому что нужно?», «А если бы...», «Охотник» и др.).

Третья группа – игры, требующие от детей умения отличать реальные явления от нереальных, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения, понимать юмор («Кто больше заметит и объяснит небылиц?», «Придумай небылицы сам», «Придумай перевертыши», «Бывает- не бывает»).

Четвертая группа – игры, воспитывающие умение владеть собой, внимание, находчивость, сообразительность («Фанты», «Где мы были, мы не скажем», «Семья», «Наоборот», «И я»).

Мы старались сделать игры занимательными, избегали сухости, сохраняли в игре то, что отличает ее от занятий, бесед, рассказов и дидактических упражнений. Широко использовались такие игровые элементы как сговор, жеребьевка, считалочка, разыгрывание фантов, соревнования.

Нами создавались условия для умственной и двигательной активности всех играющих детей. Правила игры строились таким образом, чтобы играли все дети: одни загадывали, другие отгадывали, одни называли предметы, другие отгадывали, одни придумывали рассказы-небылицы, другие слушали их и затем разоблачали и т. д.

Дидактические игры проводились как во время занятий (как целое занятие или часть его), так и в часы игр.

В дидактической игре «Где был Петя» от детей добивались умения описать не предмет, а обстановку. Знания детей оказались не только обширными, они были более общественными.

Воспитатель: «В детский сад пришел новый мальчик Петя. Вышел он из комнаты и заблудился. Ходит по детскому саду и заглядывает в разные двери. Расскажите, что он увидел в нашем детском саду, что делали взрослые, дети, а мы отгадаем, в какую же комнату заглянул Петя».

Дети описали кухню («Петя заглянул в дверь и увидел огромную плиту, на ней стояли большие-пребольшие кастрюли, две тети в белых фартуках и косынках варили обед, жарили котлеты»), медицинскую комнату, групповые, зал и т. д. Так они учились составлять небольшие рассказы, в которых описывается обстановка и труд взрослых. Усложняя игру, воспитатель в другой раз, используя эту же ситуацию, поставил иную задачу: «Когда новый мальчик Петя приехал в наш город, ему захотелось увидеть, что в нем есть интересного, красивого, какие улицы, парки, дома. Расскажите, куда бы мог пойти Петя и что бы он мог увидеть, а мы отгадаем, куда же попал Петя». Дети рассказали о различных объектах строительства, парках, улицах, учреждениях.

К данной группе игр относим также дидактические игры и упражнения на расширение ориентировки в окружающем и формирование словаря.

В дидактической игре «У кого какой предмет» дети упражнялись в сравнении двух предметов, одинаковых по названию. При сравнивании предметов от детей добивались начинать с существенных признаков.

Воспитатель кладет перед детьми по 2-3 пары картинок и объясняет: «На каждой паре картинок нарисованы одинаковые по названию предметы: рубашки, рыбки, фартучки. Но предметы чем-то отличаются друг от друга. Сейчас будем про них рассказывать. Про один предмет буду рассказывать я, про другой тот, кого я вызову. Рассказывать будем по очереди. Если я назову цвет своего предмета, то и вы должны назвать только цвет; если я скажу, какой формы у меня предмет, то и вы должны определить форму предмета».

Воспитатель вызывает ребенка и предлагает ему вместе рассказать про рубашки и т.п. Аналогично проводится сравнение других предметов. При повторном упражнении дети сравнивали однородные предметы самостоятельно. В этом случае воспитатель следит за ходом игры, за правильностью сравнений.

Вне занятия в эту игру пожелали поиграть четверо детей. На столе лежат 4 пары картинок изображениями вниз. Воспитатель предлагает детям взять по одной картинке из каждой пары. Затем он открывает любую из оставшихся на столе картинок и рассказывает о том, что на ней изображено. Ребенок, у которого предмет того же наименования, включается в сравнение. Потом эти 2 картинки выкладывают рядом, и играющие проверяют, правильно ли были названы признаки предметов, обо всем ли сказано.

Воспитатель: У меня желтый фартук.

Даша: А у меня голубой.

Воспитатель: На моем фартуке один карман.

Варя: А на моем – два кармана и т.д.

В дальнейшем на роль ведущего был назначен другой ребенок.

Дидактическая игра «Назови три предмета»

Воспитатель объясняет правила игры: «Дети, сейчас мы поиграем. Я произнесу слово, а вы назовите три предмета, которые относятся к этому слову. Например, я скажу слово обувь. Какие три предмета можно назвать этим словом?» («Сапоги, ботинки, галоши»). Воспитатель называет обобщающие слова (фрукты, мебель, насекомые, грибы и т. д.), затем после небольшой паузы бросает мяч тому, кто должен ответить. После ответа ребенок бросает мяч назад. Если он не смог назвать три предмета, он ударяет мячом об пол и платит фант. В другой раз воспитатель называет три предмета, а дети должны назвать их одним обобщающим словом. Более труден вариант, когда задание меняется и в процессе игры: воспитатель называет то одно родовое понятие, то три видовых.

Для развития находчивости, выявления тех или иных знаний эффективны игры: «А если бы...», «Что сделано человеком, что создано природой?», «Охотник». В процессе этих игр возникают вопросы, на которые дети отвечают или самостоятельно, или с помощью воспитателя. Игры на формирование умения группировать и обобщать предметы благотворно влияют на развитие мыслительных процессов – анализа и синтеза, способствуют активизации, уточнению и закреплению словаря. Кроме того, они воспитывают быстроту реакции на словесный сигнал, вызывают интерес к приобретению новых знаний.

В дидактической игре «Отвечай быстро» дети упражнялись в классификации, сравнении, обобщении. Описание дидактической игры «Отвечай быстро» см. в Приложении 6.

Игры третьей группы в практике детских садов встречаются редко, хотя педагогическая ценность их велика. Перед началом игры «в небылицы» воспитатель выясняет, понимают ли дети это слово; уточняет, встречали ли небылицы в сказках, в смешных рассказах. Затем предлагает детям поиграть в игру

Такая игра требует большого умственного напряжения: дети должны одновременно внимательно слушать, сравнивать реальное с выдуманным, сразу же реагировать, откладывая в сторону фишку, запоминать алогизмы и затем рассказывать о них.

После того как у детей возник интерес к играм такого содержания, воспитатель может сам придумать рассказ, включив в него несколько небылиц. Это может быть рассказ о жизни детей в детском саду, эпизод из жизни воспитателя, рассказ о природе и т. д. Воспитатель побуждает к ответу в первую очередь тех детей, кто заметил меньше небылиц. Можно предложить детям самим придумать рассказ с небылицами. Один из играющих рассказывает, остальные слушают и замечают небылицы. В этих играх проявляется большая активность всех детей: и тех, кто придумывает, и тех, кто замечает и объясняет небылицы. Поэтому такие игры проходят живо, интересно, захватывают всех играющих детей.

Игры четвертой группы способствуют формированию таких черт характера ребенка, как умение владеть собой, находчивость, внимание, быстрота реакции на слово. Одной из любимых детьми является игра «Фанты».

Чем она интересна? Ребенок-водящий должен проявлять находчивость в подборе вопросов, чтобы заставить партнера ошибиться и сказать запретное слово, рассмешить его. В течение всей игры участникам необходимо помнить запретные слова, вовремя заменять их другими, не рассмеяться, если получится смешное сочетание слов. Она увлекательна, полна разных выдумок и находок самих детей. Для развития внимания использовались такие игры, как «Семья», «Испорченный телефон», «Эхо». Каждый играющий получает условное имя — название цветка, какого-либо предмета и т. д. Воспитатель включает их подом в свой рассказ. Ребенок, имя которого называет воспитатель, должен ответить на сигнал: встать или кивнуть головой. Так же вводилось правило: кто вовремя не отзовется, встает за стул и ждет, когда в рассказе снова появится его имя. Воспитатель старается побыстрее включить в рассказ невнимательного игрока, с тем, чтобы он быстро сел на место.

И в этой серии игр должны быть предусмотрены усложнения. Сначала рассказ ведется медленно, с небольшой паузой. после называния каждого условного имени. Дальше темп рассказа ускоряется, а, следовательно, от детей требуется более сосредоточенное и напряженное внимание.

При проведении игр четвертой группы важно подходить к детям дифференцированно: более медлительным, застенчивым вначале предъявляются мягкие требования. И в то же время таких детей надо чаще вовлекать в игры для развития у них быстроты реакции на слово, для воспитания уверенности в своих силах.

Итак, разнообразные, систематически проводимые с детьми словесные дидактические игры являются эффективным методом развития у детей старшего дошкольного возраста мышления, речи. Они развивают у детей познавательные интересы, интерес к умственному труду, исследовательские умения и навыки, формируют исследовательское поведение.

Кузьмина М.С.

Заведующий филиала ГАОУ Школа "ШИК16"

Дошкольное отделение (детский сад) №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Произвольность поведения у старших дошкольников в дидактических играх"

В консультации раскрыто использование игры для развития способности ребёнка владения и управления своим поведением....

Консультация Произвольность поведения у старших дошкольников в дидактических играх

Консультация Произвольность поведения у старших дошкольников в дидактических играх...

«Формирование исследовательского поведения детей старшего дошкольного возраста с помощью проблемных ситуаций»

laquo;Формирование исследовательского поведения детей старшего дошкольного возраста с помощью проблемных ситуаций»...

Статья.Дидактические игры как средство формирования произвольности поведения у старших дошкольников.

В многочисленных психологических исследованиях доказано, что формирование у детей навыков и привычек организованного поведения, умения действовать по инструкции, способности без посторонней помощи вза...

"Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников через дидактические игры."

Дидактические игры являются составной частью в формирование основ финансовой грамотности дошкольников....