Консультация Произвольность поведения у старших дошкольников в дидактических играх
консультация (подготовительная группа) на тему

Соболь Любовь Владимировна

Консультация Произвольность поведения у старших дошкольников в дидактических играх 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsult-ya_proiz-t_poved-ya.doc38.5 КБ
Microsoft Office document icon konsult-ya_proiz-t_poved-ya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     Произвольность поведения у старших дошкольников

                                                  в дидактических играх

   Одно из важнейших качеств личности, интенсивно развивающееся в старшем дошкольном возрасте, - произвольность поведения, т.е. способность владеть и управлять им.

    Проблема ее развития приобретает особую актуальность в старшем дошкольном возрасте, являющемся важным этапом в  развитии механизмов поведения и становления личности ребенка в целом.

   Проявление подлинной произвольности предполагает сознательное, активное следование определенным нормам и правилам. Чтобы помочь детям осознать себя и свое поведение, ставить перед собой элементарные цели и достичь их, управлять собой, преодолевать импульсивность своего поведения, педагог должен использовать основной         вид детской деятельности - игру. Особую роль в формировании произвольности поведения ребенка должна принадлежать такому виду игровой деятельности, как игре с правилами.

   По выполняемой функции правила бывают предписывающими, разрешающими и запрещающими. Особая роль в развитии произвольности поведения принадлежит последним, ограничивающим или запрещающим проявления и действия или предусматривающим «наказание» за нарушение других правил и совершение запрещенных действий.

   В  дидактических играх игровые правила могут быть двух видов: правила действия и правила общения с партнерами, причем в одной игре могут сочетаться и оба вида правил.

   Правила действия определяют способы действий с предметами, их общий характер в пространстве ( темп, последовательность и т.д.). Правила общения влияют на характер взаимоотношений участников игры ( очередность выполнения ролей,  последовательность действий детей, их согласованность и т.д.). Правила действия и общения могут быть как предписывающими, так и запрещающими.

   Дидактические игры с запрещающими правилами, организующие и регулирующие действия ребенка, могут стать одним из наиболее эффективных средств формирования произвольности поведения дошкольном возрасте.

   Вводить запрещающие правила необходимо, соблюдая дидактический принцип последовательности и постепенности, поэтапно. Вначале детям следует предлагать игры с уже имеющимися в наличии, заложенными в самой игре или заранее составленными педагогом запрещающими правилами, при этом необходимо обратить внимание на некоторые моменты.  

   Прежде всего нужно учитывать тот факт, что часто нарушение правил проявляются в результате недостаточно логичного  объяснения игры.  Поэтому инструктирование детей перед началом игры – важный этап в организации их поведения.  Воспитатель должен детально объяснять содержание игры, стараться заинтересовать ею детей.

   Поскольку именно правила игры – основной элемент, организующий поведение детей, педагогу необходимо выделить и подчеркнуть их в объяснении, мотивировать необходимость их выполнения. Мотивировка правил способствует лучшему их соблюдению, сознательному подчинению им своего поведения.

   В объяснении педагог должен дать детям критерий оценки их действий и поведения, сообщить о том, что правильное решение игровой задачи, точное выполнение правил – необходимое условие достижения результата.

   При повторных проведениях игры можно привлекать к ее описанию  самих детей, попросив их не только перечислить правила, но и объяснить, почему их надо соблюдать.

   Следует отметить, что тематика игр может быть разнообразной, соответствовать различным разделам программы воспитания и обучения детей.  В каждой игре выделяется дидактическая задача, которая носит определенную обучающую и развивающую  направленность. Одной из составляющей которой является развитие произвольности.

   Большое значение для формирования произвольного поведения имеет совместный характер предлагаемых игр. Факторы. Влияющие на произвольность, - присутствие взрослых или сверстников и их оценка. А также поддержка со стороны взрослого.

     В дидактических играх  с запрещающими правилами воспитатель и группа сверстников побуждают ребенка к выполнению правил, т.е. к сознательному управлению своими действиями. Оценивая вначале вместе со взрослыми, а затем и самостоятельно, действия и ошибки свои и сверстников, ребенок овладевает действиями самоконтроля.

   На первом этапе детям следует предлагать игры с запрещающими правилами действия, касающимися либо способа действий с предметами, либо общего характера движений в пространстве. Такие игры более просты для детей в отличие от игр с запрещающими правилами общения. Правила действия связаны с определенными движениями, поэтому необходимость выполнения правил и сам факт их выполнения ( или невыполнения) становятся очевидными, наглядными. Наглядность правил ( например, не оглядываться назад и не подсматривать, не прикладывать друг к другу части изображения, а определять их совместимость зрительно) позволяют ребенку контролировать их выполнение, как в поведении других, так и в своем собственном.

   Например, в известной игре «Съедобное – несъедобное» от ребенка требуется ловить мяч, брошенный воспитателем, если назван какой-либо пищевой продукт, и имеется запрещающее правило – нельзя ловить мяч, если названо какое-либо несъедобное. В этой игре нарушение правил наступает наглядно – в виде ловли или неприятие мяча, т.е., действия, которое могут наблюдать все дети.

   Последовательность и методику работы на этом этапе можно представить более детально на примере дидактической игры «Кто больше?», в которой стоит игровая задача: собрать за ограниченный отрезок времени (20 – 30 сек) как можно большее количество определенных геометрических фигур (квадратов, кругов, треугольников, овалов, прямоугольников)) разного цвета, рассыпанных на полу. При первых проведениях игры вводится одно запрещающее правило: нельзя собирать фигуры до первого сигнала и продолжать действия после второго.

Игры для первого этапа могут быть взяты из методической литературы или разработаны педагогом.

   На втором этапе проводятся игры с запрещающими правилами общения. Они более сложны для детей, так как влияют на характер их взаимоотношений. Самое распространенное запрещающее правило общения -  не подсказывать другому. Не смотря на кажущуюся простоту этого требования, в силу своей эмоциональности дошкольники часто его нарушают. Это происходит в игре, где есть элементы соревнования, в ситуации, когда кто-то из детей долго обдумывает свои действия, и в других случаях.

   Чтобы не допускать подсказок, вводится общее правило, подсказанное решение не засчитывается. В играх, где подсчитываются очки, за подсказанное действие они не зачисляются. В случае, когда подсказка может повлиять на результат игры, ее следует прекратить.

   В каждой подобной ситуации воспитатель должен обращать внимание детей на то, как было неприятно прерывать прервать игру из-за чье-то несдержанности, и что в другой игре самим вести себя подобным образом не следует.  

   Запрещающее правило «не подсказывать» может быть введено в различные игры. Кроме этого, некоторые игры можно видоизменять. В некоторые игры может быть введено правило не выбирать в пару или в круг дважды одного и того же ребенка в течении одной игры. Ребенок должен отвлечься от своих симпатий и сосредоточиться на том,  чтобы действовать в соответствии с правилами. Кроме того, в некоторых играх осуществляется совместный выбор, поэтому нужно уметь договариваться, подчинить свое мнение мнению бошьшинства игроков.

   На третьем этапе проводятся игры, сочетающие оба типа запрещающих правил: действия и общения, наиболее сложные для ребенка и требующие значительного проявления произвольности. Здесь могут быть использованы как новые игры, так и игры первого и второго этапов, дополненные соответствующими  видами правил. Это способствует развитию произвольности поведения, но и показывает детям возможность изменения, вариативности игры, образец конструирования новых правил, в том числе и усложняющих игру.

   Если вначале многие дети подчиняются правилам под воздействиям   в виде требований педагога и сверстников. То постепенно отношение к ним становится более осознанным и правила начинают выступать в качестве внутреннего регулятора поведения. Несмотря на естественное  для игр с правилами наличие мотива достижения результата, выигрыша, свидетельствующего о желании удовлетворить личные интересы, дети стараются выполнять правила игры, отражающие общественные требования.

   Поэтому на четвертом этапе детям предлагается в знакомые игры ввести правила, усложняющие их через запрещение каких-либо действий, или дополнить игры новыми запрещающими правилами. Детей просят вспомнить правила игры, выделить запрещающее правило, самим разъяснить его, мотивировав необходимость его выполнения. Затем педагог предлагает придумать новое правило для этой игры  с условием – правило должно быть о том, чего нельзя делать.

   Общеизвестно, что для детей старшего дошкольного возраста в большей мере важен результат игры. Нарушение запрещающих правил приводит к невозможности его достижения. Дети постепенно начинают это понимать и добровольно, без принуждения взрослого, стараются подчинять свое поведение правилам игры. Разъяснение им моральной стороны – достижение выигрыша не обманом, а честным путем приводит к формированию нравственных представлений, которыми дети начинают постепенно руководствоваться. Все это способствует развитию подлинной произвольности поведения.

   

   



Предварительный просмотр:

                     Произвольность поведения у старших дошкольников

                                                  в дидактических играх

   Одно из важнейших качеств личности, интенсивно развивающееся в старшем дошкольном возрасте, - произвольность поведения, т.е. способность владеть и управлять им.

    Проблема ее развития приобретает особую актуальность в старшем дошкольном возрасте, являющемся важным этапом в  развитии механизмов поведения и становления личности ребенка в целом.

   Проявление подлинной произвольности предполагает сознательное, активное следование определенным нормам и правилам. Чтобы помочь детям осознать себя и свое поведение, ставить перед собой элементарные цели и достичь их, управлять собой, преодолевать импульсивность своего поведения, педагог должен использовать основной         вид детской деятельности - игру. Особую роль в формировании произвольности поведения ребенка должна принадлежать такому виду игровой деятельности, как игре с правилами.

   По выполняемой функции правила бывают предписывающими, разрешающими и запрещающими. Особая роль в развитии произвольности поведения принадлежит последним, ограничивающим или запрещающим проявления и действия или предусматривающим «наказание» за нарушение других правил и совершение запрещенных действий.

   В  дидактических играх игровые правила могут быть двух видов: правила действия и правила общения с партнерами, причем в одной игре могут сочетаться и оба вида правил.

   Правила действия определяют способы действий с предметами, их общий характер в пространстве ( темп, последовательность и т.д.). Правила общения влияют на характер взаимоотношений участников игры ( очередность выполнения ролей,  последовательность действий детей, их согласованность и т.д.). Правила действия и общения могут быть как предписывающими, так и запрещающими.

   Дидактические игры с запрещающими правилами, организующие и регулирующие действия ребенка, могут стать одним из наиболее эффективных средств формирования произвольности поведения дошкольном возрасте.

   Вводить запрещающие правила необходимо, соблюдая дидактический принцип последовательности и постепенности, поэтапно. Вначале детям следует предлагать игры с уже имеющимися в наличии, заложенными в самой игре или заранее составленными педагогом запрещающими правилами, при этом необходимо обратить внимание на некоторые моменты.  

   Прежде всего нужно учитывать тот факт, что часто нарушение правил проявляются в результате недостаточно логичного  объяснения игры.  Поэтому инструктирование детей перед началом игры – важный этап в организации их поведения.  Воспитатель должен детально объяснять содержание игры, стараться заинтересовать ею детей.

   Поскольку именно правила игры – основной элемент, организующий поведение детей, педагогу необходимо выделить и подчеркнуть их в объяснении, мотивировать необходимость их выполнения. Мотивировка правил способствует лучшему их соблюдению, сознательному подчинению им своего поведения.

   В объяснении педагог должен дать детям критерий оценки их действий и поведения, сообщить о том, что правильное решение игровой задачи, точное выполнение правил – необходимое условие достижения результата.

   При повторных проведениях игры можно привлекать к ее описанию  самих детей, попросив их не только перечислить правила, но и объяснить, почему их надо соблюдать.

   Следует отметить, что тематика игр может быть разнообразной, соответствовать различным разделам программы воспитания и обучения детей.  В каждой игре выделяется дидактическая задача, которая носит определенную обучающую и развивающую  направленность. Одной из составляющей которой является развитие произвольности.

   Большое значение для формирования произвольного поведения имеет совместный характер предлагаемых игр. Факторы. Влияющие на произвольность, - присутствие взрослых или сверстников и их оценка. А также поддержка со стороны взрослого.

     В дидактических играх  с запрещающими правилами воспитатель и группа сверстников побуждают ребенка к выполнению правил, т.е. к сознательному управлению своими действиями. Оценивая вначале вместе со взрослыми, а затем и самостоятельно, действия и ошибки свои и сверстников, ребенок овладевает действиями самоконтроля.

   На первом этапе детям следует предлагать игры с запрещающими правилами действия, касающимися либо способа действий с предметами, либо общего характера движений в пространстве. Такие игры более просты для детей в отличие от игр с запрещающими правилами общения. Правила действия связаны с определенными движениями, поэтому необходимость выполнения правил и сам факт их выполнения ( или невыполнения) становятся очевидными, наглядными. Наглядность правил ( например, не оглядываться назад и не подсматривать, не прикладывать друг к другу части изображения, а определять их совместимость зрительно) позволяют ребенку контролировать их выполнение, как в поведении других, так и в своем собственном.

   Например, в известной игре «Съедобное – несъедобное» от ребенка требуется ловить мяч, брошенный воспитателем, если назван какой-либо пищевой продукт, и имеется запрещающее правило – нельзя ловить мяч, если названо какое-либо несъедобное. В этой игре нарушение правил наступает наглядно – в виде ловли или неприятие мяча, т.е., действия, которое могут наблюдать все дети.

   Последовательность и методику работы на этом этапе можно представить более детально на примере дидактической игры «Кто больше?», в которой стоит игровая задача: собрать за ограниченный отрезок времени (20 – 30 сек) как можно большее количество определенных геометрических фигур (квадратов, кругов, треугольников, овалов, прямоугольников)) разного цвета, рассыпанных на полу. При первых проведениях игры вводится одно запрещающее правило: нельзя собирать фигуры до первого сигнала и продолжать действия после второго.

Игры для первого этапа могут быть взяты из методической литературы или разработаны педагогом.

   На втором этапе проводятся игры с запрещающими правилами общения. Они более сложны для детей, так как влияют на характер их взаимоотношений. Самое распространенное запрещающее правило общения -  не подсказывать другому. Не смотря на кажущуюся простоту этого требования, в силу своей эмоциональности дошкольники часто его нарушают. Это происходит в игре, где есть элементы соревнования, в ситуации, когда кто-то из детей долго обдумывает свои действия, и в других случаях.

   Чтобы не допускать подсказок, вводится общее правило, подсказанное решение не засчитывается. В играх, где подсчитываются очки, за подсказанное действие они не зачисляются. В случае, когда подсказка может повлиять на результат игры, ее следует прекратить.

   В каждой подобной ситуации воспитатель должен обращать внимание детей на то, как было неприятно прерывать прервать игру из-за чье-то несдержанности, и что в другой игре самим вести себя подобным образом не следует.  

   Запрещающее правило «не подсказывать» может быть введено в различные игры. Кроме этого, некоторые игры можно видоизменять. В некоторые игры может быть введено правило не выбирать в пару или в круг дважды одного и того же ребенка в течении одной игры. Ребенок должен отвлечься от своих симпатий и сосредоточиться на том,  чтобы действовать в соответствии с правилами. Кроме того, в некоторых играх осуществляется совместный выбор, поэтому нужно уметь договариваться, подчинить свое мнение мнению бошьшинства игроков.

   На третьем этапе проводятся игры, сочетающие оба типа запрещающих правил: действия и общения, наиболее сложные для ребенка и требующие значительного проявления произвольности. Здесь могут быть использованы как новые игры, так и игры первого и второго этапов, дополненные соответствующими  видами правил. Это способствует развитию произвольности поведения, но и показывает детям возможность изменения, вариативности игры, образец конструирования новых правил, в том числе и усложняющих игру.

   Если вначале многие дети подчиняются правилам под воздействиям   в виде требований педагога и сверстников. То постепенно отношение к ним становится более осознанным и правила начинают выступать в качестве внутреннего регулятора поведения. Несмотря на естественное  для игр с правилами наличие мотива достижения результата, выигрыша, свидетельствующего о желании удовлетворить личные интересы, дети стараются выполнять правила игры, отражающие общественные требования.

   Поэтому на четвертом этапе детям предлагается в знакомые игры ввести правила, усложняющие их через запрещение каких-либо действий, или дополнить игры новыми запрещающими правилами. Детей просят вспомнить правила игры, выделить запрещающее правило, самим разъяснить его, мотивировав необходимость его выполнения. Затем педагог предлагает придумать новое правило для этой игры  с условием – правило должно быть о том, чего нельзя делать.

   Общеизвестно, что для детей старшего дошкольного возраста в большей мере важен результат игры. Нарушение запрещающих правил приводит к невозможности его достижения. Дети постепенно начинают это понимать и добровольно, без принуждения взрослого, стараются подчинять свое поведение правилам игры. Разъяснение им моральной стороны – достижение выигрыша не обманом, а честным путем приводит к формированию нравственных представлений, которыми дети начинают постепенно руководствоваться. Все это способствует развитию подлинной произвольности поведения.

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие"Речевое развитие старших дошкольников через дидактические игры экологического характера".

Данное пособие, является как один из способов, развития речи ребенка в логопедической группе через игру....

Формирование исследовательского поведения у старших дошкольников в дидактической игре.

Методические рекомендации по подбору и проведению дидактических игр, направленных на формирование исследовательского поведения у старших дошкольников....

Консультация для воспитателей Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры

Консультация содержит разъяснительный материал  по проведению дидактических игр на развитие интеллектуальных способностей детей....

Консультация "Произвольность поведения у старших дошкольников в дидактических играх"

В консультации раскрыто использование игры для развития способности ребёнка владения и управления своим поведением....

Статья.Дидактические игры как средство формирования произвольности поведения у старших дошкольников.

В многочисленных психологических исследованиях доказано, что формирование у детей навыков и привычек организованного поведения, умения действовать по инструкции, способности без посторонней помощи вза...

Формирование произвольности поведения у старших дошкольников

laquo;Формирование самоконтроля у старших дошкольников»      Маленькие дети не умеют владеть собой и своим поведением. Эта их особенность причиняет много неприятностей родителям ...

Консультация для родителей "Обогащение словарного запаса старших дошкольников через дидактические игры"

Рекомендации к проведению дидактических игр и упражнений для развития речи дошккольников, обогащения словарного  запаса...