Формирование произвольности поведения у старших дошкольников
консультация (подготовительная группа)
«Формирование самоконтроля у старших дошкольников»
Маленькие дети не умеют владеть собой и своим поведением. Эта их особенность причиняет много неприятностей родителям и воспитателям. Обычно взрослые пытаются воспитывать детей прямыми указаниями и наставлениями: "Не шуми", "Не сори", "Веди себя прилично". Но это не помогает. Дети все равно шумят, сорят и ведут себя "неприлично". Словесные методы совершенно бессильны в воспитании дошкольников. Для них гораздо более подходят другие методы.
Игра – традиционный, признанный метод воспитания маленьких детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, и потому в игре дети охотно и с удовольствием делают то, что еще не умеют в реальной жизни. Особенно велика роль игры в развитии младших дошкольников, которые еще не могут сами ставить перед собой конкретную цель и сознательно достигать ее. Если правила поведения, провозглашенные взрослыми, обычно плохо усваиваются детьми, то правила игры просто и естественно входят в их жизнь и становятся регулятором их деятельности.
Если в младшем дошкольном возрасте игра является основным и главным средством воспитания произвольного поведения, то позже, в 5-7 лет не менее эффективным в этом отношении может быть специально организованное общение дошкольника со взрослым, которое развивает сознание ребенка, осознанное отношение к своему поведению. Хотя и игра также остается важным средством в формировании самоконтроля.
Такое отношение может возникнуть только в таком общении, которое отражает деятельность и интересы ребенка, но все же не совпадает с ними, позволяет посмотреть на них со стороны. Напоминая детям события их недавнего прошлого и приоткрывая перед ними будущее, взрослый как бы растягивает их жизнь во времени, выводит за пределы воспринимаемой ситуации, дает те "точки опоры", с которых можно посмотреть на свои сиюминутные действия. Или после чтения произведения важно обсудить с ребенком поступки и действия героев и сопоставить с поступками и действиями детей в реальной жизни.
В разговорах с детьми очень важно вместе планировать их жизнь, обращать их к тому, что было вчера, сегодня утром, что будет вечером или завтра. Нужно сделать так, чтобы его жизнь представлялась ребенку не как случайный набор разрозненных эпизодов, а как связный процесс взаимообусловленных событий, которые он сам планирует. Именно через речевую формулировку этих событий, которую может дать только взрослый, ребенок начинает осознавать мир и свою жизнь как временную и логически связанную целостность.
Семилетний ребенок способен к волевой регуляции поведения, к преодолению непосредственных желаний, на основе внутренних побуждений – данного слова, обещания – и установленных правил. Проявляются настойчивость, умение преодолевать трудности, чувство долга по отношению к другим людям.
Произвольность поведения – один из важнейших показателей психологической готовности к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме "Формирование культуры поведения у старших дошкольников"
Этот опыт работы поможет воспитателям старших дошкольных групп в работе по воспитанию культуры поведения у детей 5-6 лет . Опыт содержит схемы,перспективный план на год разных видов деятельности, ко...
Опыт работы "Формирование социального поведения у старших дошкольников"
Формирование социально-адаптивного поведения у старших дошкольников в процессе коррекционно-педагогической работы в группе компенсирующей наравленности....
Особенности формирования безопасного поведения у старших дошкольников, диагностическая беседа
Выявление уровня представлений о безопасном поведении у старших дошкольников при помощи диагностической беседы...
Консультация "Произвольность поведения у старших дошкольников в дидактических играх"
В консультации раскрыто использование игры для развития способности ребёнка владения и управления своим поведением....
Консультация Произвольность поведения у старших дошкольников в дидактических играх
Консультация Произвольность поведения у старших дошкольников в дидактических играх...
Игра как средство формирования произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста
Под произвольностью в психологии понимают сознательную саморегуляцию поведения, иными словами – умение подчинить себя...
Статья.Дидактические игры как средство формирования произвольности поведения у старших дошкольников.
В многочисленных психологических исследованиях доказано, что формирование у детей навыков и привычек организованного поведения, умения действовать по инструкции, способности без посторонней помощи вза...