Консультация для педагогов "Игры на асфальте"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Баканова Светлана Борисовна

Предоставляю Вашему вниманию подборку игр на асфальте, которые не требуют специального оборудования и дополнительного места для проведения. Их легко организовать везде, где есть асфальт: на групповом участке, дорожке вокруг детского сада, площадке… Количество участников не ограниченно: правила предусматривают одновременное участие в игре всех детей, что способствует повышению двигательной плотности физкультурно-оздоровительного мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игры на асфальте714.42 КБ

Предварительный просмотр:

В самых разных системах обучения игре всегда отводилось и отводится особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний.

С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции ребенка и обучаться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.

Игра – самая важная, ведущая деятельность ребенка в детском саду. Она учит, развивает, обогащает, воспитывает, обучает детей.

И, конечно, в наше время к уровню развития дошкольников предъявляются высокие требования. В связи с этим активизируется поиск различных подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей разнообразными средствами, которые способны не только совершенствовать их физические качества, но и развивать умственные и познавательные возможности. Поэтому необходимо пополнять и обогащать предметно-развивающую среду в ДОУ для организации двигательной активности детей на воздухе. Она должна соответствовать правилам охраны жизни и здоровья дошкольников, требованиям гигиены и эстетики, отвечать анатомо-физиологическим особенностям детей, являться многофункциональной, практичной, экономичной, доступной и привлекательной для них.

В нашем детском саду используются игры с использованием рисунков на асфальте, или, короче, игры на асфальте, которые являются одной из форм организации активности детей на воздухе, способной расширять их двигательный опыт и обогащать новыми координационно-сложными движениями.

Я предлагают вам их систематизировать, классифицировать и разнообразить. Игры на асфальте не требуют специального оборудования и дополнительного места для проведения. Их легко организовать везде, где есть асфальт: на групповом участке, дорожке вокруг детского сада, площадке… Количество участников не ограниченно: правила предусматривают одновременное участие в игре всех детей, что способствует повышению двигательной плотности физкультурно-оздоровительного мероприятия.

Игры на асфальте многофункциональны и вариативны. В процессе их проведения существуют разные виды движений, варьируются способы организации детей. Используя один рисунок, можно организовать несколько игр для детей разного возраста (от 2 до 7 лет) и различной физической подготовленности – игр, направленных на развитие двигательных навыков с учетом зоны их ближайшего развития.

Отличительная особенность игр заключается в том, что одну и ту же игру можно проводить каждый день, используя разные виды двигательной активности и разные рисунки, что позволяет избежать однообразия. Более того, меняющаяся игровая ситуация позволяет закрепить знания правил игры и двигательные навыки. Игры помогут воспитателю интересно и эффективно провести утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, прогулки, организовать самостоятельную деятельность детей и индивидуальную работу по развитию и совершенствованию познавательных, двигательных навыков и умений.

С точки зрения решаемых в играх на асфальте педагогических задач их можно классифицировать по следующим основаниям:

  • По интенсивности движений (игры малой, средней и высокой подвижности);
  • По типу преимущественного двигательного действия (бег, прыжки, ведение мяча, метание и др.);
  • По сложности построения игры (индивидуальные, командные);
  • С учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 2 – 7 лет;
  • По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без них, сюжетные);
  • По развиваемым физическим качествам (игры, способствующие формированию выносливости, ловкости, быстроты, координации движений, скоростно-силовых качеств);
  • По структуре физкультурно-оздоровительного мероприятия (для вводной, основной, заключительной частей занятия, утренней гимнастики, прогулки).

Игры на асфальте создают атмосферу радости и потому позволяют наиболее эффективно в комплексе решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Основными видами двигательной активности в играх на асфальте являются разные виды бега, ходьбы, прыжков, метания, упражнения с мячом, езда на велосипеде, самокате, скейтборте. Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей наиболее целесообразно использовать двигательные навыки и умения, что обеспечивает их совершенствование, а также естественное проявление физических качеств: быстроты реакции, ловкости, равновесия, координации движений, выносливости, навыков пространственной ориентировки, глазомера.

Игровые занятия с использованием рисунков на асфальте активизируют умственную деятельность ребенка, закрепляя знания прямого и обратного счета, форм геометрических фигур цветов и размеров. Они расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, фруктах, овощах, грибах, растениях, о поведении животных, поступках людей; пополняют словарный запас, совершенствуют психофизические процессы.

Игры на асфальте содействуют обогащению нравственного опыта. Организуя соревновательную деятельность, воспитатель учит детей вежливому, тактичному и внимательному отношению к товарищам по команде, умению управлять своим поведением в коллективе ровесников. Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал организует и дисциплинирует дошкольников, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность.

Игры на асфальте способствуют формированию волевых черт характера. Они основаны на продолжительном и многократном повторении достаточно однообразных двигательных действий; при этом возникает необходимость проявлять волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения.

Многие упражнения в играх на асфальте (в том числе и общеразвивающие) выполняются коллективно (под музыкальное сопровождение, бубен), что требует согласованности и синхронности действий, воспитывает положительные эмоции. У детей формируется представления об эстетике в физическом развитии, во внешнем виде человека: упражнения развивают формы тела, увеличивают мышечную массу, улучшают осанку.

Кроме того, сочетание движений с воздействием свежего воздуха при проведении игр на асфальте является эффективным средством закаливания детей, повышение сопротивляемости организма к простудным и инфекционным заболеваниям.

Игры на асфальте являются хорошим дополнением к традиционным занятиям по физическому воспитанию, делая их более эмоциональными и разнообразными.

«Воздушный шарик».

На асфальте нарисован большой воздушный шар, внутри которого геометрические фигуры четырех видов (круги, ромбы, треугольники, квадраты) с порядковыми номерами и разными цветами.

Рисунок «Воздушный шарик» используется для проведения игр, игровых упражнений и эстафет в организованной и самостоятельной деятельности детей при фронтальном и поточном способе организации. С целью повышения двигательной плотности физкультурно-оздоровительных мероприятий на асфальте можно нарисовать два или три воздушных шарика.

«Найди свое место!» (3 -7 лет). Дети передвигаются вокруг шарика, выполняя задание: по команде «Треугольники!» - встают на треугольники; по команде «Круги!» - занимают круги и т.д. При каждом повторении игры способ передвижения детей меняется, педагог называет новые фигуры (цифры, цвета).

«Кто быстрей?» (5-7 лет). В эстафете участвуют две-четыре команды. Все выстраиваются с одной стороны шарика, каждая команда - напротив определенной геометрической фигуры. По сигналу ведущего первые участники команд прыжками начинают передвигаться по своим фигурам по порядку – от цифры 1 до цифры 5; выполнив задание, выпрыгивают из шарика с противоположной стороны. В это время в соревнование включаются следующие участники команды и т.д. Закончив эстафету, команды выстраиваются на противоположной стороне шарика. Эстафета повторяется – дети выполняют прыжки в обратном порядке.

Вариант. Прыжки на одной и двух ногах с мячом (мешочком) зажатым между колен.

«Донеси – не урони!» (5 – 7 лет) (эстафета). Дети передвигаются по фигурам по порядку номеров, стараясь удержать мешочек на голове.

«По местам!» (3-7 лет). Дети встают на любую фигуру. По сигналу ведущего «Синие!» - бег вокруг шарика начинают дети, стоящие на фигурах синего цвета; по сигналу «Зеленые!» - к ним присоединяются дети, стоящие на фигурах зеленого цвета и т.д. По сигналу – «По местам!» - все стараются найти фигуру своего цвета; при повторении двигаются вокруг шарика подскоками, галопом.

Вариант (5-7 лет). Дети двигаются вокруг шарика, отбивая мяч то одной, то двумя руками – попеременно правой и левой рукой.

«С кочки на кочку прыгаем ловко!» (2-3 года). Прыжки на двух ногах по фигурам.

«Пройди и перешагни!» (2-3 года). Ходьба с перешагиванием через фигуры.

«Не задень!» (3-4 года). Ходьба и бег змейкой между фигурами, по кругу.

«Снайперы!» (4-7 лет). На фигурах расставляются кольцебросы. Дети размещаются за контуром воздушного шарика, у каждого по три-пять колец, которые они по сигналу взрослого одновременно начинают набрасывать на кольцеброс. Игра заканчивается, когда у детей не останется колец. Подсчитываются попадания, выбирается самый меткий игрок, затем игра повторяется.

Вариант (3-7 лет). Метание мешочков в горизонтальную цель разными способами.

7

8

6

5

2

3

4

1

«Змейка».

http://zdd.1september.ru/2008/20/3.htm8.jpg

На асфальте чертят две дорожки, одинаковые по длине и количеству поворотов на ней. Змейка хорошо подходит для проведения эстафет, аттракционов, общеразвивающих и игровых упражнений. Способ организации детей – поточный.

«Быстрая команда!» (5-7 лет). (эстафета). Две равные по количеству участников команды строятся на старте. Забег начинает участник под номером №1. Как только он достигнет финиша, стартует следующий игрок и т.д. Эстафета заканчивается, когда вся команда окажется на другом конце дорожки.

Вариант 1. Ведение баскетбольного (футбольного) мяча.

Вариант 2. Бег в чередовании с прыжками через короткую скакалку.

Вариант 3. Две команды одновременно начинают бег по дорожкам. Побеждает команда, которая сделала меньше ошибок на дистанции и быстрее добралась до финиша.

«Хоккейный слалом» (5-7 лет). Вести мяч (шайбу) клюшкой по дорожкам.

«Донеси – не урони!» (5-7 лет). Идя по дорожке нести теннисный шарик на ракетке.

«Полоса препятствий» (5-7 лет). На каждом повороте дорожкиустановлен вертикальный или горизонтальный обруч. Дети, пробегая дистанцию, пролезают в них. Победителем считается команда, участники которой первыми выполнили задание и допустили меньше ошибок.

«Пройди с мешочком на голове!» (5-7 лет). Ходьба по контуру змейки с мешочком на голове.

«По извилистой дорожке» (2-7 лет). Разные виды ходьбы, бега и прыжков по дорожке с сохранением равновесия.

«Лови, бросай – упасть не давай!» (5-7 лет). Дети выстраиваются в шеренгу на самую ближнюю к ведущему часть дорожки. Ведущий бросает мяч каждому игроку разными способами: снизу, от груди, с ударом о землю. Ребенок ловит мяч и возвращает его ведущему таким же способом. Выполнив упражнение без ошибки, дети отходят на следующую часть дорожки. Ребенок, допустивший ошибку в ловле или броске мяча, остается на месте до следующей попытки. По окончании игры победителем выбирают участника, который оказался на самой дальней  от ведущего части дорожки.

«Попади в цель!» (4-7 лет). На разных участках дорожки размещают кольцебросы, дети забрасывают на них кольца, все время увеличивая расстояние между собой и кольцебросом.

Вариант (4-7 лет). На дорожке размещаются корзины, в которые дети разными способами забрасывают мешочки.

«Фрукты, овощи, ягоды».

http://zdd.1september.ru/2008/20/3_9.jpg

Для организации двигательной активности детей необходимо нарисовать овощи, фрукты и ягоды и расположить их в чередовании по кругу. Как вариант, на рисунках можно отразить и другие темы: например, геометрические фигуры, транспорт, спорт, деревья, грибы, цветы и т.д. Рисунки позволяют организовать фронтальную деятельность детей.

«Успей занять дом!» (3-7 лет). Каждый ребенок находится в «овощном», «ягодном» или «фруктовом» домике. Водящий стоит в центре – у него домика нет. По команде «Овощи!» - дети, стоящие в овощных домиках, начинают меняться местами; по команде «Фрукты!» - меняются местами дети из фруктовых домиков и т.д. Водящий должен успеть занять пустой домик. Ребенок, оставшийся без места, становится новым водящим. Если детей в игре больше, чем домиков, оставшиеся без них становятся водящими и пытаются занять пустое место.

«Найди свою грядку!» (3-7 лет). Дети располагаются в домиках. По сигналу «Яблоки!» - бег вокруг рисунка начинают дети из яблочных домиков; по сигналу «Морковь!» - к ним присоединяются игроки из морковных домиков; по сигналу «Вишня!» - в игру включаются дети из вишневых домиков. По команде «В огород!» - все игроки стремятся занять свое первоначальное место. При повторении игры следует менять способ передвижения по площадке (разные виды бега, ходьбы и прыжков). Если детей больше чем домиков, то в одном домике могут находиться по два игрока.

Вариант (5-7 лет). Дети двигаются вокруг рисунка, отбивая мяч одной рукой, двумя руками или попеременно правой и левой рукой.

«Пройди и перешагни!»(2-4 года). Ходьба с перешагиванием через «фрукты», «овощи» и «ягоды».

«Не задень!» (3-4 года). Ходьба и бег змейкой между фруктовыми, ягодными и овощными (и другими) домиками.

Вариант (4-7 лет). Ходьба змейкой с мешочком на голове.

Вариант (5-7 лет). Ведение мяча змейкой между рисунками.

«Осенние листочки».

http://zdd.1september.ru/2008/20/3_10.jpg

На рисунке «Осенние листочки» интересно проводить игры и эстафеты с одновременным участием всех детей. На двух противоположных сторонах площадки рисуют несколько видов осенних листьев в чередующемся порядке. Темы для игр разнообразны: спорт, транспорт, цифры, фигуры, фрукты-овощи-ягоды, цветы и т.д.

«Кто быстрей?» (4-7 лет). Дети располагаются на листочках. Их количество должно соответствовать числу детей. По сигналу «Клен!» - бегут наперегонки дети, стоящие на клиновых листочках. Добегают до таких же листочков на другой стороне площадки и возвращаются на свои места. Повторяя игру, воспитатель называет другие листочки.

Вариант (5-7 лет). Дети передвигаются по площадке с мешочком на голове.

Вариант (5-7 лет). Дети передвигаются по площадке, отбивая мяч (целесообразно использовать разные способы ведения мяча).

«Добеги и принеси!»(3-7 лет) (эстафета). Игроки располагаются на листочках с одной стороны площадки. На противоположной стороне, напротив каждого ребенка, на таком же листочке лежит какой-нибудь предмет (кубик, флажок и т.д.). По команде ведущего дети должны добежать до своего предмета и принести его; при повторении эстафеты – отнести предмет.

Вариант (4-7 лет). Дети располагаются с одной стороны площадки на листочках. На противоположной стороне, напротив каждого ребенка, вертикально установлен обруч. По сигналу ведущего дети добегают до обручей, пролезают через них и возвращаются на свое место. Игру следует повторить несколько раз, называя разные листочки.

«Найди свой листок!» (3-7 лет). Все дети двигаются врассыпную выполняя задания ведущего. Ведущий говорит название дерева – дети стараются встать на нарисованные на асфальте листочки от этого дерева. Игра продолжается – ведущий называет другие деревья.

«Поменяйтесь местами!»(4-7 лет). Дети выбирают себе пару и располагаются на разных концах площадки на одинаковых листочках напротив друг друга. По сигналу «Рябина!» - меняются местами те, кто стоит напротив друг друга на рябиновых листочках. При повторении игры ведущий называет другие деревья.

«Прокати и сбей!» (3-7 лет). Дети с мячами занимают листочки-домики. Напротив каждого ставят кеглю. Прокатывая мяч ребенок старается сбить ее.

«Снайпер!» (3-7 лет). Каждый ребенок выбирает листок-мишень, располагается напротив на некотором расстоянии от него с мешочком, бросает мешочек в горизонтальную цель разными способами.

Вариант (4-7 лет). На листочках размещаются кольцебросы – дети забрасывают на них кольца.

«Божья коровка» («Бабочка»).

http://zdd.1september.ru/2008/20/3_11.jpg

На крыльях божьей коровки нарисованы следы (цифры). Аналогичный вариант игры – бабочка с геометрическими фигурами или цифрами на крыльях. Количество участников не ограничено. Задания можно выполнять индивидуально и подгруппой, фронтально и поточно, в форме упражнений и эстафет.

«Кто быстрее с мячом между колен?» (6-7 лет). Дети делятся на две команды, каждая располагается с одной стороны божьей коровки около ее крыла. По сигналу первые участники начинают прыгать с мячом (зажатым между колен) по порядку номеров. Выполнив задание, обегают божью коровку с одного боку и, передав мяч следующему участнику своей команды, встают в ее конец. Эстафета заканчивается, когда все дети выполнят задание.

«Донеси – не урони!» (5-7 лет). Дети передвигаются по цифрам по порядку номеров, стараясь удержать мешочек на голове.

«По круглой дорожке» (2-3 года). Ходьба, бег, прыжки по контуру божьей коровки (бабочки).

«Не задень!» (3-4 года). Бег между фигурами на которых стоят кегли.

«Не наступи!» (2-4 года). Перешагивание и перепрыгивание через фигуры.

«Найди свою цифру» (3-7 лет). Дети двигаются вокруг божьей коровки (бабочки), выполняя задания педагога: он называет цифры – дети стараются встать на них. При каждом повторении игры педагог называет разные цифры.

«По местам!» (3-7 лет). Дети встают на любую цифру. Ведущий громко считает от 1 до 13. Ребенок, услышав свою цифру, начинает бег вокруг рисунка. По сигналу «По местам!» - каждый старается найти свое место. При повторении игры дети двигаются вокруг божьей коровки подскоками, галопом.

Вариант (5-7 лет). Каждый ребенок, чью цифру назвал ведущий, начинает вести мяч вокруг божьей коровки.

«Баскетболисты» (5-7 лет). Дети, передвигаясь по следам, ведут мяч.

Вариант (5-7 лет). Дети ведут мяч змейкой между фигурами.

«Снайпер» (3-7 лет). Дети располагаются за контуром рисунка и бросают мешочки, стараясь попасть в разные фигуры.

Вариант (4-7 лет). Дети набрасывают кольца на кольцебросы.

Вариант (3-7 лет). Прокатывая мяч, дети сбивают установленные на фигурах кегли.

«Дубовый листок».

На асфальте рисуют большой лист (дубовый, кленовый), украшенный изображениями разных насекомых. Контуры листа представляют собой извилистую дорожку. Рисунок наиболее эффективен для поточного способа организации детей.

«По извилистой дорожке» (2-7 лет). Ходьба и бег по  контуру листа.

«Не задень!» (2-7 лет). Ходьба, бег, прыжки змейкой между насекомыми.

«Баскетболисты» (5-7 лет).Ведение мяча змейкой между насекомыми, по контуру листа.

«Не наступи!» (2-4 года). Ходьба с перешагиванием через божьих коровок и  гусениц.

«Перепрыгни!» (2-7 лет). Прыжки через насекомых на одной, двух ногах, с мячом между колен.

«Гусеница» («Паровозик»).

Две три одинаковые гусеницы или паровозика подходят для соревнования двух – трех команд. Рациональнее использовать поточный способ организации детей.

«Кто быстрей?» (5-7 лет). Дети делятся на две команды. По сигналу ведущего первые участники каждой команды начинают прыжки по следам гусеницы (стрелкам вагончиков) и остаются на противоположной стороне. Задание начинают выполнять следующие участники и т.д. Побеждает команда, которая быстрее построится на другой стороне.

Вариант (5-7 лет). Прыжки на одной, двух ногах с мешочком между колен.

«Баскетболисты» (5-7 лет). Ведение мяча змейкой между вагончиками.

«Не задень!» (3-7 лет). Ходьба и бег змейкой между вагончиками.

«Пройди и перешагни!» (2-7 лет). Ходьба с перешагиванием через гусеницу (вагончики) с мешочком на голове.

«Попади в каждый вагон!» (3-7 лет). Метание мешочков в горизонтальную

цель разными способами.

        

«Цветочки».

Данный рисунок интересен для организации индивидуальной и коллективной соревновательной деятельности детей. Количество цифр определяется программными задачами обучения с учетом зоны ближайшего развития детей.

«Кто быстрей?» (6-7 лет). Дети делятся на две команды. По сигналу первый участник каждой команды начинает передвижение прыжками по цифрам (от 1 до 15). Как только он достигнет цифры 15, стартует следующий игрок. Игра заканчивается, когда вся команда доберется до последней цифры.

Вариант (5-7 лет). Участники команд передвигаются по цифрам по порядку номеров, стараясь удержать мешочек на голове.

Вариант (6-7 лет). Задание выполняется с мячом или мешочком зажатым между колен.

«Попади в цель!» (3-7 лет). Метание мешочков в горизонтальную цель.

«Прокати и сбей!» (3-7 лет). Две команды выстраиваются около своих цветков. На каждом их лепестке размещаются кегли. По сигналу первый участник каждой команды добегает до цифры 1 и, прокатывая мяч, пытается сбить кеглю. Затем ловит мяч и встает в конец строя, а задание начинает выполнять следующий игрок. Эстафета заканчивается, когда все кегли на цветке будут сбиты. Побеждает самая меткая команда.

11111

10000000

9

10

15

9

8

1111

12

8

1

15

13

7

7

6

1

6

1

1

5

5

«Солнышко» («Цветик – семицветик»).

Для «Солнышка» или «Цветика – семицветика» потребуется много места: они предназначены для организации фронтальных мероприятий с большим количеством участников. Контуры рисунков представляют собой круглую и извилистую дорожки. Лепестки цветика-семицветика, а также лучи солнышка могут служить домиками, поэтому их количество должно соответствовать числу играющих детей. На рисунках также удобно организовывать игры «Удочка», «Воробышки и кот», «Береги предмет». В этом случае разметки на асфальте помогут детям лучше ориентироваться в пространстве.

«Успей занять дом!» (3-7 лет). Каждый ребенок находится в домике. Водящий стоит в центре – у него нет домика. По сигналу «Зеленые!» - дети, стоящие в этих домиках, начинают меняться местами. По команде «Синие!» - меняются местами дети из синих домиков и т.д. Водящий должен успеть занять свободный домик. Ребенок, оставшийся без места, становится новым водящим.

«Найди свое место!» (3-7 лет).Дети располагаются в домиках. По сигналу «Желтые!» - бег по площадке начинают дети из домиков желтого цвета; по сигналу «Синие!» - к ним присоединяются дети из домиков синего цвета; по сигналу «Белые!» - в игру включаются дети из домиков белого цвета. По команде «Домой!» - все стараются занять свои места. При повторении игры целесообразно менять способ передвижения по площадке (разные виды бега, ходьбы, прыжков, ведения мяча). Если детей больше чем домиков, то каждый из них занимают двое детей.

«По дорожке» (2-7 лет). Разные виды ходьбы и бега по кругу, извилистой линии.

«Меткий стрелок!» (3-7 лет). Дети располагаются на лепестках, в центре рисунка – корзина. По сигналу дети одновременно начинают метание мешочков в корзину.

Вариант (4-7 лет). В центре рисунка находится кольцеброс; дети по очереди забрасывают на него кольца.

        

«Солнышко с косичками».

«Солнышко с косичками» позволяет организовать фронтальную деятельность детей. Количество нарисованных косичек-лучей должно соответствовать числу детей в подгруппе.

«Поменяйтесь местами!» (2-7 лет). Каждый ребенок становится на бантик, водящий в центре. По сигналу «Зеленые!» - дети, стоящие на бантиках зеленого цвета, начинают меняться местами между собой; по команде «Синие!» - меняются местами дети только с синими бантиками и т.д. Водящий должен успеть занять пустой бант. Ребенок, оставшийся без места, становится новым водящим.

«Кто быстрее до флажка?» (4-7 лет). Дети выстраиваются в команды на бантиках, по два ребенка на каждом. По сигналу ведущего первые участники команд начинают передвигаться прыжками по косичкам к центру солнышка. Запрыгнув в центр, ребенок берет флажок и прыжками возвращаются на свой бантик. В это время вторые участники отслеживают правильность выполнения задания своими товарищами по команде. Победитель – тот, кто быстрее всех и без ошибок выполнил задание. Эстафета повторяется, дети по команде меняются местами.

Вариант (5-7 лет). Прыжки на одной ноге, на двух ногах с мячом (мешочком) зажатым между колен.

«Найди свой бантик!» (2-7 лет). Дети располагаются на бантиках. По сигналу «Зеленые!» - бег вокруг солнышка начинают дети, стоящие на зеленых бантиках; по сигналу «Синие!» - к ним присоединяются дети, стоящие на бантиках синего цвета, и т.д. По сигналу «По местам!» - все дети стараются занять бантик своего цвета. Повторяя игру, ведущий меняет способ передвижения детей (разные виды ходьбы, бега, прыжков).

Вариант (5-7 лет). Дети ведут мяч (одной рукой, двумя руками, попеременно правой и левой).

«Попади в цель!» (3-7 лет). В центре солнышка находитсякольцеброс, дети располагаются на бантиках. У каждого из играющих несколько колец, которые все одновременно начинают набрасывать на кольцеброс.

        

«Дорожки».

На асфальте рисуют две дорожки: прямую и извилистую длиной 3-4 метра. Их используют для самостоятельной и организованной деятельности детей 2 – 7 лет.

Бег по прямой, извилистой дорожке.

Прыжки через дорожку прямо, боком, на одной, двух ногах.

Перешагивание через дорожку.

Прокатывание мяча по прямой и извилистой дорожке.

Ходьба с мешочком на голове.

Ходьба с ведением мяча.

Езда на велосипеде, самокате.


«Классики».

Игра в классики развивает глазомер, координацию движений, чувство равновесия. А еще, как и любая другая игра с правилами, естественно и непринужденно учит ребенка управлять своими поведением в соответствии с правилами. И здесь у ребенка нет протеста, т.к. правила диктуются не взрослым, а самой игрой. Именно умение управлять своим поведением в соответствии с правилами, умение не только побеждать, но и проигрывать является очень важным для подготовки ребенка к школьному обучению.

«Классики Улитка».

Игры во дворе. Классики.

Правила игры в классики «Улитка»

  • В заштрихованные клеточки нельзя наступать.
  • В заштрихованные клеточки нельзя попадать камешком.
  • Если попадешь на заштрихованную клетку ногой или камешком (шайбой), то придется начинать всё сначала.
  • Если попадешь ногой на любую нарисованную черту улитки, то придется начать сначала.

Если ребенок играет один, то при ошибке он возвращается и начинает всё сначала. Можно ставить задачу на время – за сколько минут удастся пройти улитку без ошибок?

Если играет группа игроков, то при любой ошибке право игры переходит следующему по очереди игроку.

Улитка может быть как очень короткой –  счет до 10 (для дошкольников), так и  очень длинной с большим количеством клеточек – до 30 клеточек (для школьников).

Несомненный плюс  классиков «Улитка» — это то, что для них не требуется большой площади.


«Классики для дошкольников».

Игры во дворе. Классики для дошкольников.

Классики для игры с дошкольниками представлены на рисунке выше.

Что делает игрок:

  • Бросает шайбу в первый класс. Если он попал в отделение с цифрой 1 (т.е. в первый класс) и шайба не задела ни одной линии, то можно продолжать.
  • Игрок впрыгивает в первый класс, стараясь не задеть ни одной линии этой фигуры. Если задел линию – то придется передать ход другому игроку. Если не задел линий – можно продолжать дальше.
  • Далее нужно носком ноги выбить камешек наружу из первого класса и выпрыгнуть самому из этого класса. Главное – снова не задеть ни одной линии ни шайбой, ни ногой. Вот и пройден первый класс. Если была ошибка – то придется начать сначала (если играешь один) или передать ход другому игроку.
  • Далее игрок проходит второй класс. Он бросает камешек (шайбу) во второй класс так, чтобы камешек не задел ни одной линии. Прыгает сам на одной ноге сначала в первый класс, а потом во второй класс, не задевая линий фигуры.
  • Выбивает шайбу носком ноги и выпрыгивает сам. Наш игрок прошел уже два класса.
  • Также проходится третий класс.
  • А далее задания изменяются. Проходим четвертый, пятый, шестой и седьмой классы. Игрок берет шайбу в руки и прыгает в четвертый класс. Ребенок встает так, чтобы одна его нога была в четвертом классе, а другая в седьмом (проверьте, когда будете рисовать классики, чтобы это было удобно выполнять ребенку). Далее перепрыгивает так, чтобы одна нога была в шестом классе, а другая в пятом классе.
  • В разных вариантах игры бывает, что требуется повторить предыдущие движения три раза, держа в руке шайбу. Иногда сбоку от классиков рисуют полукруг – место для отдыха. Туда можно впрыгнуть один раз за игру и чуть –чуть отдохнуть.
  • Возвращаемся обратно. Игрок бросает камешек в седьмой класс и запрыгивает в него. Носком ноги ребенок пытается толкнуть шайбу и передвинуть ее в шестой класс. Если это удалось, шайба попала в нужный класс, и ни шайба, ни ноги не задели линий, то ребенок прыгает сам в шестой класс. Дальше он передвигает шайбу в пятый класс, и вслед за ней прыгает в пятый класс. И так доходит до первого класса, выбивает шайбу из него и выпрыгивает сам из классиков. Все классы пройдены!
  • Теперь нашего игрока ждет «экзамен» — так же как и в школе. «Экзамен» может проходить по-разному. Например, можно положить шайбу на носок обуви и пройти через все классы, не уронив шайбу и не заступив на линии или за линии. Если это удалось, то игра в классики закончена. Игрок может оставить игру (другие игроки в это время проходят разные классы) или начать играть снова.

Правила игры в классики:

  • В следующий раз игра начинается с того класса, в котором ошибся игрок.
  • Ошибкой считается: 1) попадание шайбы не в тот класс, 2) заступ ногой на любую линию фигуры классиков, 3) попадание шайбы на любую линию фигуры классиков.

«Более сложные классики».

Игры во дворе.

Игры во дворе. Разные классики.


«Камушки».

Найдите легкие плоские небольшие камешки. Положите один камешек к себе на ладонь. Подбросьте его. Пока камешек находится в полете, Вам надо быстро перевернуть руку ладошкой вниз. Причем рассчитать так, чтобы камушек попал на тыльную сторону кисти руки и остался на ней лежать.

Теперь Ваша рука «смотрит» ладошкой вниз. Вы снова делаете резкое движение кистью, подбрасывая камушек в воздух. И пока камушек летит, Вам надо быстро повернуть руку так, чтобы ладошка снова смотрела вверх. И чтобы камешек «приземлился» ровно на Вашу ладошку.

Если Вам это удалось, что Вы прошли «первый класс».

Во втором классе Вы кладете два камушка на ладошку и пробуете повторить все действия так, чтобы камушки не упали.

В третьем классе Вы кладете на ладошку три камушки. И так далее.

Нам удавалось удерживать на ладони до 8 камешков одновременно (естественно, при тренировке в ходе регулярных игр).

Соревноваться в этой игре нужно не с другими игроками, а с самим собой. Вчера еле-еле один камешек смог подбросить и удержать на руке. А сегодня три!!! Это успех! А завтра попробую четыре! Попробуйте – это не так просто, как кажется на первый взгляд! Но очень увлекательно и полезно для развития!

«Морская фигура»

(лесная фигура, городская фигура и т.п.).

Ребенок выкладывает из камешков разного размера и формы фигуру на тему (камешки должны лежать рядом с малышом). Ему дается на это 2-3 минуты. По окончании времени взрослый говорит: «Раз, два, три – морская (лесная, воздушная, городская и т.д.) фигура на месте замри!» и пытается угадать, кто это с помощью вопросов.

Даже если Вы сразу же догадались, кто это, все равно задавайте вопросы. Образцом своих вопросов Вы поможете ребенку научиться вести диалоги и выстраивать вопросы в логической последовательности. Например, спросите малыша: «Это живое или неживое? Оно питается рыбой? Оно большого размера? Оно серого цвета?»

«Выложи цепочку – загадку из камешков».

Соберите кучку разных камешков. Выложите из них последовательность: большой – маленький – большой – маленький. Или серый – белый – серый – белый. Или ровный – угловатый неровный – ровный – неровный. Или овальный – круглый – овальный – круглый. При этом все камешки должны быть не похожи друг на друга. Например, в последовательности «серый – белый – серый – белый…» камешки могут лежать так:

  • Серый большой овальный
  • Белый большой круглый
  • Серый маленький круглый.
  • Белый большой овальный.
  • Серый маленький неровной формы.
  • Белый маленький овальный.

Для того, чтобы «разгадать» Вашу загадку из камешков, то есть понять закономерность построения последовательности, ребенку придется проанализировать ситуацию и выделить существенный признак от несущественных. Попросите ребенка продлить ряд камушков дальше и проверьте, смог ли он действительно понять закономерность. Помогите малышу вопросами и уточнениями, похвалите его!

После нескольких таких Ваших загадок (конечно, не надо их делать в один день!), малыш сможет и сам загадать Вам аналогичные загадки. Обязательно покажите ему, как Вам интересно разгадывать его загадки!

Играем в «Штандер»!

В «Штандер» можно играть с детьми 6 лет и старше.

Все игроки стоят в кругу. Один из них – водящий (назовем его Ромой). У Ромы в руках мяч. Рома подбрасывает мяч и выкрикивает одно из имен игроков (например, Рома выкрикнул: «Саша!»). Все игроки начинают разбегаться в разные стороны, кроме названного по имени игрока Саши. Названный по имени игрок (Саша) быстро подбегает и ловит мяч. Как только Саша поймает мяч, он старается бросить мячик в разбегающихся детей и «запятнать» их, задев их мячиком. Игроки стараются разбегаться так, чтобы в них было трудно попасть мячиком.

Если Саша попал в игрока своим мячом (например, Саша попал в Лену и запятнал ее), то Лена либо выбывает из игры, либо ей назначается фант (какое будет задание, обговаривается до игры, оно может меняться – прокукарекать, проскакать на одной ножке, спеть песню, загадать загадку и т.д.). Если Саша бросил мяч и ни в кого не попал, то Саше назначается фант для отыгрывания, т.е. штраф (какой будет штраф – фант тоже обговаривается до игры)

Игрок, названный по имени (Саша), имеет право либо просто бросать мячик в убегающих детей, либо остановить их. Если он хочет их остановить – «заморозить», то как только он поймает мяч, он громко кричит: «Штандер!». И все игроки должны замереть на месте. Саша начинает целиться мячом в одного из игроков (например, он хочет запятнать Сережу). Сережа, как только он видит, что его хочет запятнать Саша, может уклоняться в сторону, приседать, но не может сойти с места, где его «заморозили».

«Игры со скакалками».

«Повтори движение».

Для игры нужно чтобы у всех игроков была своя скакалка. Ведущий прыгает на скакалке. Каждые десять прыжков он прыгает по-разному (на двух ногах, на правой, на левой, с перекрестом рук, с двумя оборотами скакалки за один прыжок, с переступанием с ноги на ногу как при ходьбе, с высоким подниманием колен и т.д.). Все другие игроки как зеркало повторяют за ведущим эти движения. Если игрок ошибся – он выходит из игры.

«Шел крокодил».

Играют по очереди, т.е. достаточно одной скакалки на всех игроков. Первый игрок начинает прыгать со скакалкой и говорить слова стишка: «Шел крокодил. Трубку курил. Трубка упала и написала». На последнем слове рифмовки игрок бросает скакалку на землю. Скакалка падает, образуя замысловатый узор из петелек. Дальше нужно встать одной ногой в одну из самых больших петелек и простоять на ней, пока другие игроки считают до 10 (в школьном возрасте можно считать и до 20) или пока до конца не прочитают рифмовку. Один игрок может смешить, пока все другие читают стишок. Задача – не обращая ни на кого внимания, простоять на одной ноге.

Эта игра учит ребенка управлять своим поведением, концентрировать внимание, развивает чувство равновесия.

Победивших в этой игре нет. Все игроки играют с удовольствием. Всегда интересно и неожиданно, какой узор получится из упавшей скакалки. Иногда бывают столь маленькие петельки, что непонятно как в них можно устоять. Иногда большие петли. Другим игрокам интересно смешить. Игра доставляет удовольствие всем!

Правила игры со скакалкой:

  • Если ребенок не смог пропрыгать на скакалке всю рифмовку до конца (скакалка запуталась), то он тут же уступает ход следующему игроку.
  • Если ребенок не смог простоять на одной ноге, то он тут же передает ход следующему игроку.
  • Если ребенок смог сделать всё без ошибок, он получает право поиграть еще второй раз, а дальше в любом случае уступает место следующему игроку. 

Игра со скакалкой «Алфавит» («Посчитай»).

Можно поиграть в алфавит. При каждом прыжке нужно называть букву алфавита по порядку.

Если игрок сделал ошибку в алфавите или запутался в скакалке, то он тут же должен назвать растение (животное или город) на эту букву, пока игроки считают до пяти. Если он это смог сделать, то он может начать прыгать сначала. Если нет – то он передает скакалку следующему игроку.

Можно с детьми называть цифры. Способ прыжка должен быть простым, без излишних движений.

Игра «Рыбак и рыбки».

В эту игру можно играть и вдвоем – втроем. Но веселее играть в нее в большой компании взрослых и детей. Для игры потребуется скакалка или веревка. Все игроки встают в круг. В центре круга стоит рыбак. В руках у рыбака скакалка, сложенная в несколько сложений – это его «удочка». Он начинает ловить рыбу. Рыбак опускает один конец своей удочки на землю (при этом ручка скакалки находятся в ладонях рыбака, а к детям направлена часть скакалки, напоминающая веревку – леску удочки). Рыбак крутит свою удочку по кругу, пытаясь задеть веревкой (скакалкой) ноги детей. Дети подпрыгивают вверх при приближении удочки, чтобы скакалка их не задела. Если скакалка задела ноги ребенка, то его «поймали», и он выходит из игры.

Задача рыбок — остаться в игре до ее конца (чтобы рыбак их не поймал).

Играем с палочкой.

Малечена-калечина.

Для игры Вам понадобится палочка длиной в 20-30 см. Палочка нужна каждому игроку.

Выбирается ведущий и игроки. Каждый игрок берет палочку. И все, включая ведущего, хором говорят:

Малечина-калечина

Сколько часов

Осталось до вечера,

До зимнего?

После этого все игроки ставят палочку на свою ладонь вертикально и стараются удержать ее в этом положении, не помогая другой рукой и ничем ее не придерживая. Как только все дети поставят палочки на ладошку, ведущий начинает считать: «Раз, два, три… десять!» Выигрывает тот, кто дольше продержал палочку на ладошке.

Если детям это легко удается, то ведущий может в игре усложнить задание – попросить удерживая палочку ходить, присесть и встать, повернуться влево, вправо, вокруг себя.

Правило игры:

Все игроки должны стоять как можно дальше друг от друга на площадке во дворе, чтобы иметь свободу передвижения и не мешать друг другу.

Еще сложнее удерживать сразу две палочки  — одну на правой руке, а другую на левой ладошке.

«Резиночки».

Подвижные игры для детей

Обычно одни и те же движения в игре в резиночку повторяются. Но сначала резиночка натягивается на уровне стоп, затем на уровне голени, затем на уровне коленей, еще сложнее – на уровне бедер. И самый сложный уровень – уровень пояса.


Игры для детей с мелками.

игра с мелками для детей

Мелки для рисования на асфальте - это отличный способ занять ребенка, поиграть с ним вместе на улице, увлекательно и весело провести время. С помощью мелков можно придумать целую серию развивающих игр, в которые можно поиграть с детьми на улице.

Игра для детей с мелками обводим предметы.

Мелками можно обводить самые разные вещи, которые окажутся под рукой. Это могут быть песочное ведерко, формочки, опавшие с деревьев листочки или даже детская ладошка. Если обвести предмет мелком, то получится контур, который можно закрашивать или заштриховывать.

Игра с мелками на асфальте обводим тень.

Как и в предыдущей игре с детьми, в которой мы обводили мелками предметы, в этой игре с мелками можно предложить ребенку обвести мелками тень на асфальте. Тень может быть от предметов, от человека или деревьев. Если тень отбрасывает неподвижный предмет, например, дерево или качели во дворе, то можно обводить одну и ту же тень, но в разное время суток. Такая игра даст ребенку представление о том, как изменяется тень в зависимости от расположения солнца.

Игра с мелками для детей обведи контур.

Нарисуйте мелом точками или черточками контуры рисунка на асфальте, и попросите малыша обвести его сплошной линией.

Игра с мелками для детей придумай рисунок.

Эта игра подойдет для развития фантазии у детей. Нарисуйте мелками основу будущего рисунка, например, нарисуйте мелом разные геометрические фигуры и попросите малыша дорисовать их так, чтобы они превратились в какой-нибудь предмет. Например, из обычной окружности, можно сделать яблоко или солнце, просто дорисовав лучики, из овала - огурец.

Игра для детей с мелками и водой.

Попробуйте намочить мел. Рисовать мокрым мелом - это совсем другие ощущения и совсем другие рисунки. Если вы хотите сделать цвета обычных мелков для асфальта более яркими, а сами мелки более твердыми, то замочите их в сахарном растворе обычной воды. А еще можно взять с собой во двор брызгалку или водяной пистолет. С их помощью можно весело смывать меловые рисунки с асфальта и стен, а на их месте рисовать новые.

Подвижные игры для детей с мелками.

Нарисуйте для малыша извилистую дорожку, и пусть ребенок пройдет по ней, не наступая на границы дорожки. По этой дорожке малыш может катать машинку или ездить на велосипеде. Можно на нарисованной мелом дороге изобразить препятствия, которые надо преодолевать: перепрыгивать или объезжать. Если ребенок уже более взрослый, то можно нарисовать настоящий лабиринт, из которого ребенку надо будет найти выход. Маленькая хитрость, чтобы нарисовать прямую ровную линию мелом на асфальте, используйте веревку вместо линейки. Привяжите к концам веревки что-нибудь достаточно тяжелое, например, железную гайку, натяните ее и прочертите по ней мелом прямую линию.

Игра с мелками для детей учим алфавит.

Нарисуйте на асфальте мелом какую-нибудь букву. Попросите малыша рядом с нарисованной буквой нарисовать предмет или животное, название которого начинается с этой буквы. Например, для буквы «А» можно нарисовать автомобильчик или апельсин, а буквы «Б» - барабан или бабочку. Если ребенок уже достаточно взрослый и может самостоятельно писать буквы, то можно играть в эту игру наоборот: вы рисуете предмет, а ребенок пишет букву, на которую он начинается. Используя мелки для игры, можно не только научить ребенка алфавиту, но заниматься математикой и придумать другие развивающие игры.

Пираты

Эта игра интереснее там, где есть много свободного пространства. Нарисуйте контуры кораблей и островов. В общем, получается настоящая картина, только незаконченная. Дорисовать ее поручите ребенка. Он пусть пририсует к кораблям пушки, на корме - любимого Джека Воробья.

На острове девочка нарисует прекрасную принцессу, которую едет спасать Джек.

И другим детям найдется занятие. Кто-то пусть рисует страшную акулу, кто-то многочисленных пиратов.

В общем, самое главное, задать тему и хотя бы схематично обозначить, что и где будет расположено (это поможет детям). А дальше уж они сами разберутся как дополнить рисунок.

«Найди сокровище».

Поиск сокровищ-1. Нарисуйте на асфальте квадрат, разделите его на 4 равных квадрата меньшего размера. В каждом маленьком квадратике нарисуйте какой-то предмет, который ребенок должен будет найти. Ребенок ищет предметы и закрывает ими квадратики. В эту игру можно играть и большой компанией детей, разделив их на две команды. Каждая команда заполняет свой квадратик. Выигрывает та команда, которая быстрей найдет все предметы.

Поиск сокровищ-2. Спрячьте где-нибудь на участке «клад». Нарисуйте мелом стрелки-подсказки, по которым ребенок должен будет найти сокровище. Рисовать подсказки можно не только на горизонтальных, но и на вертикальных поверхностях (деревьях, заборах и т.п.).

«Строим город».

Построить конечно не получится, а вот нарисовать вполне будет по силам.

Для этой игры понадобится белый мелок и игрушечные машинки. Рисуем дороги и перекрестки, парковки и гаражи, не забываем про пешеходные переходы для кукол! Помимо дорог можно нарисовать дома, магазины, скверы и парки развлечений – возможно, именно так и выглядит идеальный город. По «городским» дорогам нужно катать машинки и придумывать истории, куда едет, зачем, кого встречает и т.п. По ходу игры дорисовываются необходимые детали. Если машинок под рукой нет, подойдут камушки, палочки и другой подручный материал.

подвижные игры

Таким образом, игры на асфальте способствуют развитию двигательных качеств и способностей детей, их двигательной сферы, психических процессов и свойств личности, формированию навыков и умений. Они удовлетворяют потребность ребенка в движении, повышают функциональные возможности детского организма, воспитывают нравственные и волевые качества, а также интерес к занятиям физическими упражнениями.


Литература.

  1. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. «Методика физического воспитания детей дошкольного возраста»: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  2. Миняева С.А. «Подвижные игры дома и на улице. От 2 до 14 лет». М: Айрис – пресс, 2007.
  3. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. «Физическое воспитание дошкольников»: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений: 2-е изд. М.: Изд. центр «Академия», 2007.
  4. Горячев А.В. «Проектная деятельность в образовательной системе». // Журнал «Начальная школа. Плюс: до и после», 2004, № 5.
  5. Гузеев В.В. «Метод проектов, как частный случай интегральной технологии обучения» // Журнал «Директор школы», 1995, № 6.
  6. Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйков М.Б. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ а. М.: АРКТИ, 2005.
  7. Сиденко А.С. «Метод проектов: история и практика применения». // Журнал «Завуч», 2003, № 6.
  8. Слободчиков В.И. «Основы проектирования развивающего обучения». Петрозаводск, 1996.
  9. Иванчикова Р. «Народные игры с детьми».// Дошкольное воспитание. 2005, № 4.
  10. Кудрявцев В. «Народная подвижная игра как источник духовного и физического роста в дошкольном возрасте».// Дошкольное воспитание. 1998, № 11.
  11. Лаврентьев В.В. «Значение игры в работе с детьми. Детские подвижные игры». // Начальная школа. 1999, № 5.
  12. Павлова Л. «Значение подвижных игр в физическом развитии дошкольника». // Дошкольное воспитание. 2002, № 4.
  13. Смирнова Е. «Игры развивающие мышление. Вопросы теории». // Дошкольное воспитание. 2002, № 8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Рисование на асфальте"

Рисование на асфальте – это не только веселое занятие во время прогулки. Это и творчество, и познание малышом окружающего мира....

Консультация для воспитателей "Игры на асфальте"

Игры на асфальте не требует специального оборудования и дополнительного места для проведения. Их легко организовать везде, где есть асфальт....

Консультация для педагогов. Тема: "Летние игры на асфальте"

В консультации предложена методика проведения традиционных игр летнего периода "Классики", "Прыжки зигзагом", "Улитка"....

Консультация для родителей "Игры с мелками на асфальте"

Игры с мелками на улице дают большой простор для движения, это важно, ведь в раннем возрасте дети особенно не усидчивы....

Конспект сценария развлечения рисунка на асфальте «Мы рисуем мелом лето на асфальте»

Цель: Вызвать интерес к рисованию мелками на асфальте. Побуждать воспитанников создавать индивидуальные художественные образы, используя доступные им средства выразительности. Показать, как в кол...