Интегрированное НОД: Экскурсия – путешествие по экологической тропе в ДОУ весной.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Елена Анатольевна Балахонова

 Экскурсия – путешествие по экологической тропе в ДОУ весной.

Цели:

  • Воспитание бережного, ответственного и эмоционально – положительного отношения к природе.
  • Уточнение представлений о сезонных изменениях в природе,  развитие наблюдательности, памяти.
  • Развитие эстетического восприятия красоты природы весной.
  • Уточнение представлений о составе деревьев на территории детского сада.
  • Развитие познавательного интереса к природе, самостоятельности, доброго и ответственного отношения к растениям и животным ближайшего окружения, к людям.
  • Уточнение и закрепление представлений поведения птиц.
  • Закрепление и обобщение представлений о жизни и приспособленности птиц к среде обитания.
  • Воспитание сочувствия к птицам. Бережного отношения к природе.
  • Формирование умения замечать сезонные изменения в природе, фиксировать их в календаре природы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_may_2017.docx455.84 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное НОД:

 Экскурсия – путешествие  по экологической тропе в  ДОУ весной.

для детей разновозрастной (старшей и подготовительной) группы

https://fs00.infourok.ru/images/doc/207/235806/img8.jpg

Выполнила: воспитатель первой категории – Балахонова Е.А.

МДОУ д\с «Зёрнышко»

г. Балашов

18 мая 2017 год

Интегрированное НОД:

 Экскурсия – путешествие по экологической тропе в ДОУ весной.

Цели:

  • Воспитание бережного, ответственного и эмоционально – положительного отношения к природе.
  • Уточнение представлений о сезонных изменениях в природе,  развитие наблюдательности, памяти.
  • Развитие эстетического восприятия красоты природы весной.
  • Уточнение представлений о составе деревьев на территории детского сада.
  • Развитие познавательного интереса к природе, самостоятельности, доброго и ответственного отношения к растениям и животным ближайшего окружения, к людям.
  • Уточнение и закрепление представлений поведения птиц.
  • Закрепление и обобщение представлений о жизни и приспособленности птиц к среде обитания.
  • Воспитание сочувствия к птицам. Бережного отношения к природе.
  • Формирование умения замечать сезонные изменения в природе, фиксировать их в календаре природы.
  • Уточнение представлений об условиях роста растений, роли почвы для их развития, их зависимостью от комплекса факторов внешней среды.
  • Развитие осознанного отношения к объектам природы, умения ухаживать за ними.
  • Формирование обобщенных представлений о весне, жизни растений и животных весной.
  • Развитие интереса к миру природы; развитие гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия; путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой, формирование основ экологической культуры у дошкольников, как совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Задачи:

  • Развивать интерес к миру природы, эстетическое отношение к окружающей действительности.
  • Развивать творческую активность, образное мышление и интерес к опытно-экспериментальной деятельности; желание изучать окружающий мир,развивать наблюдательность, учить размышлять детей над тем, что они увидели.
  • Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках весны, о жизни перелетных птиц весной.
  • Формировать желание выступать в роли экскурсовода на путях маршрута экологической тропы.
  • Развивать связную речь.

Материалы: перчаточная кукла, конверт с маршрутной картой и  письмом от «хозяина тропы», плоды каштана и дуба, картинки с иллюстрациями птиц (для проведения дидактической игры), приборы из уголка для наблюдения за погодой,лопата, лейки, семена гороха,«Лесная книга» с фотографиями, сюрпризный мешочек.

Предварительная работа: 

  • наблюдение за птицами;
  • наблюдение за погодой;
  • рассматривание деревьев и кустарников, растущих на участке;
  • рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу;
  • беседы о насекомых;
  • беседы о здоровом образе жизни;
  • посадка корнеплодов на огороде.

Ход экскурсии

I. Организационный момент.(Дети выходят  на улицу  из центрального входа).

Воспитатель:  Ребята! Сегодня  мы с вами совершим путешествие по нашей  экологической тропе.  Мы будем путешествовать не одни. Сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети здороваются с гостями.

Воспитатель:Вы знакомы со Стариком – Годовиком?

Дети: Да! Он хозяин экологической тропы нашего детского сада.

Воспитатель: Так вот. Старик – Годовик очень хотел пройти  с нами по экологической тропе, но не смог оставить без присмотра свой дом. Поэтому он прислал свою помощницу – лесную Сову. Хотя совы летают только по ночам – эта сова волшебная, она может лететь и днем. А вот и она. (Снимает с дерева перчаточную куклу совы, а вместе с ней - конверт.) А это, что? Давайте посмотрим, что там?(Открывают конверт, вынимают маршрутную карту и читают письмо).

«Дорогие ребята! Я очень рад видеть вас на экологической тропе! Жду Вас к себе в гости, но попасть ко мне вы сможете, только выполнив мои задания. Они в конвертах. Идите по маршруту, который я указал на карте. Я приготовил для вас много интересного и познавательного.  Жду вас в конце Вашего путешествия.Вас ждёт сюрприз!

Хозяин тропы - Старик - Годовик».

II. Основная часть.

Воспитатель:Ребята, давайте возьмем Сову с собой в путешествие?А сейчас найдем на карте то место, где мы сейчас находимся и  разберёмся, куда нам нужно идти, чтобы найти первый конверт с заданием от Старика – Годовика.

(Дети рассматривают карту и отправляются в путешествие по экологической тропе).

Воспитатель (сова): А что это у вас?

Дети:  Это тропа здоровья.

Воспитатель (сова): Хотите пройти по ней? (Дети проходят по древесным спилам). А сейчас нам пора отправляться в путь, ведь хозяин тропы ждет нас.(Дети сверяются с картой).Ребята, а вы умеете летать, как совы? Давайте попробуем и полетим искать первый конверт с заданием. (Дети «подлетают» к первому объекту.Находят конверт с заданием от хозяина тропы и выполняют его).

Объект № 1. Лесопарк  (лес).

Задание: Ребята, назовите деревья, которые растут на территории вашего детского сада.

(Дети перечисляют).

Отгадайте, с какого дерева плод.

(Воспитатель показывает  плоды: дуба, каштана. Дети угадывают, с какого дерева плод).

Расскажите, чем полезны деревья.

(Дети:Деревья очищают воздух, убивая своим волшебным запахом микробов, несущих нам болезни. Поэтому в любое время года в лесу хорошо дышится – легко и здорово. Этот воздух целебный).

Проводится подвижная дидактическая игра: «Раз, два, три – к дереву беги!»
Цель игры: закрепить знание видов деревьев, развивать внимание, быстроту реакции.

Воспитатель: Ребята, потрогайте стволы деревьев наощупь? Какая у них кора?

(Подходят к спилам деревьев).

Воспитатель: Ребята, кто может наощупь найти спил липы? Попробуйте!

(Дети определяют).

Воспитатель: Ребята, мы выполнили задание хозяина тропы?

Дети: Да!

Воспитатель: Сова, посмотри, какие ребята молодцы! Полетели за новым заданием?!

(Продолжают путешествие, сверяясь с картой.)

Объект № 2. Лесная школа. 

Воспитатель (сова):А что тут у вас такое?

Дети: Это – лесная школа. А вот и конверт.

Задание: Ребята, назовите птиц, которые живут на территории вашего детского сада.

(Дети перечисляют.Проходят в беседку).

Проводится игра:  «Какая птица улетела?»

Игра: «Какая птица улетела?»

Цель игры: закрепить названия птиц.

Дети внимательно смотрят на картинки с изображениями птиц, которые демонстрирует воспитатель, запоминают их. Затем закрывают глаза, воспитатель убирает картинку, дети отгадывают, какой птицы не стало.

Воспитатель (сова):А чем сейчас заняты птицы? Зачем птицы возвращаются к нам?

Дети:Птицы вьют гнезда, что бы продолжить свой род.

Воспитатель (сова):Так вот почему нельзя шуметь около гнезд! Нельзя пугать и тревожить птиц! Теперь мне все понятно. А какая птица вьет свое гнездо не на дереве, а на окне или под подоконником? (Ответ детей: ласточка).Ребята, не все птицы сами себе строят дом. Например, скворцы. Люди начали делать специальные домики для скворцов, когда подметили, что скворец активно уничтожает насекомых, вредящих садам и огородам. Чтобы привадить полезную птицу к своим садам и огородам люди  стали делать простенькие домики из дерева. На передней стенке скворечника есть круглое отверстие, имитирующее вход в дупло, а под этим входом обычно делают небольшой шесток, похожий на сучок дерева. А теперь давайте поиграем в какую – ни будь игру.

Воспитатель (сова):Ребята, мы выполнили задание Старика – Годовика, назвали птиц которые живут на территории нашего детского сада. Молодцы!Продолжаем экскурсию.  «Летим» дальше.

(Сверяются с картой.)

Объект № 3. Метеоплощадка (термометр, солнечные часы, флюгер, ловец ветра, дождемер).

Дети находят конверт с заданием.

Задание: Ребята, расскажите какая сегодня погода. Как определить – откуда дует ветер? Сильный ветер или слабый? Как определить,  сколько осадков выпало?

Воспитатель (сова):

  • Какая сегодня погода?
  • Как догадались?
  • Почему? (ясная – пасмурная, теплая – холодная, сухая – дождливая, ветреная – безветренная).

Воспитатель (сова):Ребята, а вы заполняете календарь природы? (дети отвечают утвердительно).Расскажите мне, какие обозначения вы будете использовать для сегодняшнего дня?

(дети рассказывают)

  • Какой прибор – помощник поможет нам точно определить температуру воздуха?(термометр).
  • Посмотрите, сколько градусов показывает термометр на солнце? (нужно сначала найти - 0ºС).Вверх от 0 отсчитывают градусы тепла, вниз — градусы холода.
  • Где температура воздуха выше в тени или на солнце?
  • Почему?
  • Что может повлиять на погоду в течение дня? (ветер).
  • Есть ли сегодня ветер?
  • Как это определить?(посмотрим на ветряной рукав, флюгер)

(Показывает на дождемер).

Воспитатель (сова):Что это такое?

Дети:Это – дождемер. Когда идет дождь, то дождевая вода скапливается в нем, и мы можем видеть, сколько осадков выпало в интересующий нас период.

Воспитатель (сова):Ах, какой кружочек! Что это!?

Дети:Это – солнечные часы.Солнечные часысостоят из указателя, отбрасывающего тень и играющего роль стрелки, а так же циферблата с нанесенными на него делениями, обозначающими часы суток. Перемещение стрелки-тени, отражающей суточное вращение Земли, позволяет определять время.

Воспитатель: А вы знаете, для чего эти камни  с нарисованными на них буквами?Это обозначение четырех сторон света (север, юг, запад, восток).Юг – это там, где солнце поднимается над горизонтом  на самую большую высоту.  Мы это заметили, и когда это произошло, стрелка на солнечных часах отбросила тень, мы поставили на то место камень с буквой «Ю», что означает - юг, а точка прямо противоположная югу получила название север. А если встать лицом к северу,то справа будет восток, а слева – запад. Ребята, делу время – потехе час. И это задание хозяина тропы мы выполнили.«Полетели» дальше. Помните, что хозяин тропы ждёт нас.

(Сверяются с картой.)

Объект № 4. Огород.

Воспитатель (сова): А здесь у вас что?

Дети: Это наш огород.

Воспитатель (сова): Давайте найдем конверт с заданием от Старика – Годовика. (Дети находя конверт).Ребята, это задание самое сложное.

Задание: Ребята, я очень люблю зелёный горошек. Пожалуйста, посадите его для меня на вашем огороде.

Воспитатель (сова):Ребята, надо сделать так, что бы из этого семени выросло растение. Что для этого нужно?

Дети:Почва, тепло, свет, вода, воздух.

Воспитатель (сова):А как надо сажать растение?

Дети:Сделать канавку, разложить семена. Присыпать землей. Полить.

Воспитатель (сова):Ой, как интересно! Семечко – это живое существо, которое спит. Что бы оно проснулось, для него нужны: тепло, свет, вода, почва. С семечком можно говорить, можно попросить его прорасти быстрее, можно его погладить. Становитесь вдоль грядки. Вот вам по три семечка. Разложите их в канавке, что бы расстояние между ними было с вашу ладошку. (Дети выполняют все указания совы). Теперь граблями присыпаем наши семечки землей, а поливать  - будут девочки. Мальчики поставят по обеим сторонам грядки колышки и табличку с названием овоща, которое мы посадили для того, чтобы не забыть, что здесь посажено.

Дети вместе с младшим воспитателем сажают семена гороха.

Воспитатель:Молодцы, ребята! Сова, мы выполнили задание?

Воспитатель (сова):Да, вы молодцы.

Дети выходят на асфальтированную дорожку, раскрывают карту, уточняют маршрут.

(Воспитатель (сова) продолжает таинственным голосом).

Ребята, мы сейчас с вами посетим птичий городок. В этом городке нужно вести себя тихо, передвигаться бесшумно, потому что птицы, живущие в городке свили гнезда, отложили яички и сели высиживать их. Совсем скоро из яичек вылупятся маленькие птенцы, поэтому птиц тревожить нельзя. Мы «полетим» бесшумно и будем говорить тихо. Хорошо?

Дети находят в птичьем городке конверт с заданием.

Задание: Ребята, как называются домики для птиц?  Кто еще может жить в этих домиках? Зачем домики так высоко расположены на деревьях?

Объект № 5. Птичий городок. Уголок нетронутой природы.

Воспитатель (сова):

- Посмотрите, что это за домики на дереве?

 -Как называются эти домики?

Дети: Скворечники.

 -Правильно, это скворечники.

- А кто живёт в этом домике?

 

Дети: В домике живут скворцы. Эти  скворечники сделали дети нашего детского сада вместе со своими родителями.

Воспитатель: А кто еще может поселиться в этих домиках?

Ответы детей: Синички и воробьи.

Воспитатель (сова): Как вы думаете, почему скворечник так высоко расположен на дереве?

Дети: Скворечник располагают на дереве, чтобы никто не мог напугать птиц, ни кошка, ни собака. Скворечники и гнёзда птиц нужно особенно оберегать, так как там выводятся из яиц маленькие птенчики.

Воспитатель (сова): Не будем мешать птицам и пойдём дальше, тем более, что и это задание Старика – Годовика мы выполнили.

Дети  делают несколько шагов и оказываются перед домом (шалаш) Старика – Годовика.

Воспитатель (сова):Вот мы и пришли в гости к Старику – Годовику. Давайте с ним поздороваемся.

Дети здороваются с хозяином тропы.

Объект № 6.  Уголок нетронутой природы.

111 Заключительная часть.

Воспитатель (сова) подходит к Старику – Годовику «разговаривает» с ним.

Ребята, Старик – Годовик, говорит мне, что давно наблюдает за вами. Он знает, что вы любите природу, бережете её, и он хотел бы задать вам несколько вопросов. Тех, кто будет отвечать правильно, он будет награждать дарами вот из этого волшебного лукошка.

В лукошке лежат желуди, каштаны, шишки, семена гороха ит.д.

Вопросы от Старика – Годовика:

  • Как называются плоды дуба? (Желуди)
  • Для чего используют цветы липы? (Для заваривания чая от простуды)
  • Зачем люди стали делать специальные домики для скворцов?(Люди начали делать специальные домики для скворцов, когда подметили, что скворец активно уничтожает насекомых, вредящих садам и огородам)
  • Как называется прибор для измерения температуры воздуха на улице? (Термометр)
  • Как называется прибор для измерения направления и скорости ветра? (Флюгер)
  • Что нужно для того, чтобы из семени выросло растение? (Почва, вода, свет, тепло.)

Воспитатель (сова) (продолжает): Ребята, хозяин тропы говорит Вам, что вы ему очень понравились,  он ещё многое может  рассказать вам о природе. На прощание хозяин тропы дарит вам «Лесную  книгу»,  в которой размещены ваши фотографии во время экологических прогулок и мешочек с угощениями.Приходите ещё! И обязательно нарисуйте картинку о том, что вам особенно запомнилось.  Я остаюсь с хозяином тропы в его доме. Мы говорим вам: «До свидания! Приходите к нам ещё!».

Дети прощаются с Совой и Стариком – Годовиком.

111 Рефлексия:

Воспитатель:

-Каким было наше путешествие? (увлекательным, интересным, трудным, познавательным, веселым, волшебным, поучительным)

-Скажите, ребята, кто приходил к нам в гости? (Сова)

- К кому пришли в гости мы в конце нашего путешествия? (к хозяину экологической тропы)

-Для себя вы что – то новое узнали? (Ответы детей)

-Понравилось ли вам путешествие?  (Ответы детей)

-Что же мы  делали? (Ответы детей)

Итог:

Воспитатель:

-Молодцы, мне понравилось наша экскурсия и то,  как вы  сегодня отвечали на вопросы.

- Ребята, а как вы думаете, почему мы сумели ответить на все вопросы? (потому что мы смелые, дружные, умные, любознательные, трудолюбивые).  

-Сегодня в группе мы нарисуем картины о том, что вам особенно запомнилось во время нашего путешествия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия по экологической тропе детского сада

Экскурсия по экологической тропе детского сада Цель: Воспитание природоохранительных знаний, умений, любви к природе,...

Экскурсии по экологической тропинке детского сада /средняя группа/ «ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ» (обобщающая беседа об осени как времени года)

способствовать развитию и обобщению представлений о сезонных изменениях основных условий в разных средах обитания, о путях приспособления к ним разнообразных живых существ, живущих в этих средах...

Конспект занятия "Экскурсия по экологической тропе в осенний лес" в подготовительной группе

Экскурсия по экологической тропе в осенний лес.Цели:закрепить представления детей о лесе как о сообществе животных и растений; познакомить с ярусами (экологическими нишами) смешанного леса и его обита...

Экскурсия по экологической тропе "Путешествие с лесовичком"

Данный материал поможет воспитателю  проследить  осенние изменения в природе с детьми на прогулке....

Экскурсия по экологической тропе детского сада

Цель: Воспитание природоохранительных знаний, умений, любви к природе, личной ответственности за её сохранность.                     ...

Конспект экологического занятия «Экскурсия по экологической тропе»

Знакомство детей с экологической тропой детского сада...

Конспект экологического занятия «Экскурсия по экологической тропе» ( младшая группа)

Конспект экологического занятия «Экскурсия по экологической тропе»( младшая группа)...