Главные вкладки

    Родительское собрание «Функциональные роли родителя»
    методическая разработка на тему

    Яскевич Елена Викторовна

    Каждому родителю необходимо знать о том, какие роли в развитии и воспитании ребенка он выполняет. Данное родительское собрание направлено на то, чтобы информировать родителей об их функциональных ролях с целью определения ими своих сильных и слабых сторон в воспитании и развитии ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sobranie_funktsionalnye_roli_roditelya.doc61.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание

     «Функциональные роли родителя»

    Цель: Информирование родителей об их функциональных ролях с целью определения ими своих сильных и слабых сторон в воспитании ребенка.

    Материалы: буклеты, презентация.

    Техническое обеспечение: проектор, компьютер

    Ход:

    Человек в течение всей своей жизни выполняет разные  роли. У каждого человека их несколько. Какие? Мать (отец), дочь (сын), брат (сестра), покупатель, пклиент, пациент, подчиненный (начальник) и т.д. Сегодня мы свами поговорим о роли родителя.

    У роли родителя есть несколько функциональных ролей, которые можно условно разделить на пять групп. Чем больше у родителя ролей, тем более гибким отцом/матерью он/она может быть. Центральные роли отцовства/материнства формируются с годами по отношению к ребенку и во взаимодействии с ним. Какие-то роли могут отсутствовать, другие использоваться естественным образом, а третьи стать гипертрофированными.

    Как вы думаете какие функциональные роли (функции) есть у родителей?

    Главные функциональные роли определяют следующим образом:

    1. добытчик (кормилец),
    2. добродетель (источник любви),
    3. наставник (учитель жизни),
    4. знаток (эксперт человеческих отношений),
    5. ограничитель (человек, устанавливающий пределы).

    У каждой функциональной или главной роли имеется несколько подролей (6-9). Например, у источника любви (добродетель) выделяют семь подролей: человек, любящий себя; источник нежности; источник утешения; защитник; источник признания и человек, одобряющий и замечающий хорошее.

    1 Добытчик (кормилец)

    • Поставщик еды
    • Следит за регулярным разнообразным здоровым питанием
    • Воспитывает чувство вкуса, готовит пищу вместе с ребенком
    • Поставщик одежды
    • Следит за тем, чтобы у ребенка была сухая и чистая одежда по сезону
    • Учит детей следить за своей одеждой
    • Уважает стиль и вкусы ребенка на этапе его взросления
    • Источник стимулов
    • Следит за наличием у маленького ребенка игрушек, книг и других предметов для всестороннего развития
    • Способствует появлению у ребенка хобби и помогает в их развитии
    • Гарант отдыха
    • Обеспечивает спокойное и безопасное место для сна, следит за соблюдением режима дня
    • Распорядитель денег
    • Оставляет достаточно денег на пищу и одежду
    • Учит ребенка пониманию ценности денег и правильному их использованию
    • Формирует систему расходования денег и выдает их ребенку (к примеру, какая-то сумма на неделю)
    • Гарант чистоты
    • Следит за гигиеной ребенка, приучает к соблюдению правил чистоты тела, помещения и окружающей среды

    2. Добродетель (источник любви)

    • Как человек, любящий и уважающий себя
    • Заботится о себе, следит за своим физическим и психическим состоянием
    • При необходимости получает помощь от других взрослых, родственников или специалистов
    • Как источник нежности
    • Проявляет нежность и уважение к ребенку
    • Служит моделью в своих взаимоотношениях с партнером по браку
    • Как источник утешения
    • Уважает чувства ребенка и помогает ему выражать их в соответствии с возрастом
    • Как защитник
    • Информирует ребенка, создает мирные и безопасные условия для жизни ребенка
    • Сдерживает свои собственные импульсы
    • Учит ребенка адекватно вести себя в конфлитных или экстримальных ситуациях
    • Источник признания
    • Принимает и ценит ребенка таким, какой он есть
    • Оценивает поступок, а не личность ребенка
    • Человек, одобряющий и замечающий хорошее, отмечает позитивные аспекты в ребенке и его действиях

    3. Наставник  (учитель жизни)

    • Как инструктор навыков в повседневной жизни
    • Приучает ребенка к самостоятельности
    • Учит ребенка правилам гигиены, правилам поведения дома, в общественных местах
    • Учит отличать хорошее от плохого
    • Прививает такие ценности, как честность, уважение и т.п.
    • Знакомит ребенка с ложными ценностями: ложь, воровство, жестокость и т.п.
    • Учитель социальных навыков
    • Учит ребенка думать не только о себе, но и о других
    • Слушать и понимать собеседника, высказывать свое мнение, уступать, договариваться
    • Учит преодолевать трудности, спокойно относиться к ситуациям неудач
    • Как модель
    • Следит за своим собственным поведением
    • Является положительным примером для подражания
    • Как учитель манер
    • Обучает ребенка манерам вежливости (выражению благодарности, приветствиям)
    • Учит ребенка правилам уличного движения, поведению в общественных местах
    • Человек, уважающий традиции семьи, своего и других народов
    • Как передатчик ценностей
    • Человек, который ценит доброе, прекрасное, духовное
    • Помнит о других социальных ценностях. Заботится о справедливости
    • Замечает эстетические аспекты в окружающем мире, в одежде и т. п.
    • Создает условия для творческого и духовной развития ребенка

    4. Знаток (эксперт человеческих отношений)

    • Человек, с которым можно поговорить
    • Общается со своим ребенком в соответствии с его возрастом
    • Как слушатель
    • Слушает все, что хочет сказать ребенок
    • Как помощник в разрешении конфликтов
    • Помогает выразить чувства ребенка в словесной форме
    • Помогает ребенку понять себя и других, осознать свои переживания, найти выход из сложившейся ситуации, принять решение
    • Поддерживает ребенка в сложной для него ситуации
    • Человек, который поощряет
    • Выражает свою поддержку ребенку
    • Учит умению общаться с самыми разными людьми
    • Позволяет ребенку выражать как позитивные, так и негативные чувства неоскорбляя другого

    5. Ограничитель (человек, устанавливающий пределы)

    • Человек, гарантирующий физическую неприкосновенность ребенка
    • Следит за своим собственным поведением и за поведением других
    • Не допускает никакого физического и психического насилия по отношению к ребенку
    • Как гарант безопасности
    • Не оставляет маленького ребенка одного
    • Не отказывается от ребенка
    • Обещает только то, что может сделать
    • Учит как вести себя в неожиданных ситуациях
    • Человек, который следует правилам и договоренностям
    • Следит за выполнением правил дома, и выполняет их сам
    • Исполняет то, о чем говорит или обещает
    • Человек, умеющий говорить "нет"
    • Принимает соответствующие меры по отношению к ребенку в случае не исполнения ребенком правил
    • Человек, заботящийся о соблюдении повседневного ритма жизни

    Попробуйте сами оценить какие функциональные роли вы выполняете хорошо и какие роли недостаточно успешно и на них следует обратить внимание.

    Родительские роли с точки зрения возрастной психологии

    С точки зрения воспитания важны все родительские роли. Однако на разных этапах развития ребенка те или иные роли приобретают большее значение.

    Раннее детство (0-2 года). На данном этапе на первый план выходят роли кормильца, источника любви и эксперта человеческих отношений. На этом отрезке жизни ребенка родитель обязан позаботиться об обеспечении его физического и психологического благополучия.

    В раннем детстве ребенок еще не осознает своих потребностей, но выражает их плачем. Ребенку требуется помощь взрослых, чтобы научиться выражать свои потребности. Для развития уверенности в себе необходимо, чтобы у ребенка был достаточный опыт удовлетворения своих потребностей.

    Дошкольный возраст (2-6 лет). По мере развития, когда мир становится шире, на первый план выдвигается роль ограничителя. Ребенок учится установкам и способам поведения в семье и в окружающем мире. Основной деятельностью ребенка является игра, с помощью которой он овладевает различными ролями и умением выражать себя. Для ребенка важно чувствовать, что его принимают и ценят.

    Школьный возраст (6-12 лет). В процессе овладения ребенком социальных навыков и умений главное место среди родительских обязанностей отводится роли инструктора (учителя). Самым лучшим учителем морали для ребенка является доброе и справедливое отношение к нему. Ценности и установки, которыми ребенок овладел в детстве, остаются относительно постоянными элементами личности человека. В школьном возрасте для ребенка очень важно быть принятым друзьями. Без направляющей и оценивающей роли родителей ребенок может принять любое поведение, навязываемое ему со стороны.

    Юношество (12-15 лет). Главными на этом этапе являются роли установщика пределов и эксперта человеческих отношений. В процессе поиска своей личности и границ своих возможностей подросток восстает против всех авторитетов, отвергая ценности и установки взрослых. Если родитель смог установить достаточные пределы еще в дошкольном возрасте ребенка, то в подростковом возрасте эти проблемы можно будет решить достаточно безболезненно. Чтобы найти взаимопонимание с ребенком, родителю требуются навыки эксперта человеческих отношений.

    Выход на этап независимости (15-18 лет). Здесь также большое значение играет роль эксперта человеческих отношений. Для молодого человека важно сформировать свою собственную личность. Он/она требует больше личной свободы и возможности самостоятельно ставить свои жизненные цели. Родители судят, в какой степени ребенок в состоянии трезво оценивать свои возможности, и насколько ему можно доверить принимать самостоятельные решения.

    Собрание хочется закончить стихотворением Людмилы Лобачевой

    Не жалейте время на детей,

    Разглядите взрослых в них людей,

    Перестаньте ссориться и злиться,

    Попытайтесь с ними подружиться.

    Постарайтесь их не упрекать,

    Вовремя послушать и понять,

    Обогрейте их своим теплом,

    Крепостью для них пусть станет дом.

    Вместе с ними пробуйте, ищите,

    Обо всем на свете говорите,

     И всегда незримо направляйте.

    И во всех делах им помогайте.

    Научитесь детям доверять

    • Каждый шаг не нужно проверять,
    • Мненье и совет их уважайте,
    • Дети – мудрецы, не забывайте.
    •  И всегда надейтесь на детей,
    • И любите их душою всей
    • Так, как невозможно описать.
    • Вам тогда детей не потерять!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»

    Вопросы нравственного воспитания детей в семье и в детском саду...

    Заседания родительского клуба «Кроха» по теме: «Роль родителей в процессе адаптации детей к ДОУ»

    Цель: повышение компетентности родителей в период адаптации.Задачи:1. познакомить родителей с понятием “адаптация”;2. дать рекомендации родителям в период адаптации ребенка к условиям ДОУ.3. установле...

    РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СВОИХ ДЕТЕЙ»

    Цель:·         Сплотить с помощью игры родительский коллектив, чтобы каждый мог почувствовать радость общения;·         ...

    РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СВОИХ ДЕТЕЙ» (старшая группа)

    Цель:·         Сплотить с помощью игры родительский коллектив, чтобы каждый мог почувствовать радость общения;·         ...

    Родительское собрание "Роль родителей в организации чтения"

    Полностью разработанный конспект родительского собрания с анкетированием родителей и детей, консультацией в папку передвижку...

    Родительское собрание Тема: «Роль родителей в формировании ранней профориентации у детей дошкольного возраста».

    .Цель: развивать интерес родителей к проблемам профессионального определения детей.Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети чер...