Родительское собрание «Функциональные роли родителя»
методическая разработка на тему

Яскевич Елена Викторовна

Каждому родителю необходимо знать о том, какие роли в развитии и воспитании ребенка он выполняет. Данное родительское собрание направлено на то, чтобы информировать родителей об их функциональных ролях с целью определения ими своих сильных и слабых сторон в воспитании и развитии ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobranie_funktsionalnye_roli_roditelya.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

 «Функциональные роли родителя»

Цель: Информирование родителей об их функциональных ролях с целью определения ими своих сильных и слабых сторон в воспитании ребенка.

Материалы: буклеты, презентация.

Техническое обеспечение: проектор, компьютер

Ход:

Человек в течение всей своей жизни выполняет разные  роли. У каждого человека их несколько. Какие? Мать (отец), дочь (сын), брат (сестра), покупатель, пклиент, пациент, подчиненный (начальник) и т.д. Сегодня мы свами поговорим о роли родителя.

У роли родителя есть несколько функциональных ролей, которые можно условно разделить на пять групп. Чем больше у родителя ролей, тем более гибким отцом/матерью он/она может быть. Центральные роли отцовства/материнства формируются с годами по отношению к ребенку и во взаимодействии с ним. Какие-то роли могут отсутствовать, другие использоваться естественным образом, а третьи стать гипертрофированными.

Как вы думаете какие функциональные роли (функции) есть у родителей?

Главные функциональные роли определяют следующим образом:

  1. добытчик (кормилец),
  2. добродетель (источник любви),
  3. наставник (учитель жизни),
  4. знаток (эксперт человеческих отношений),
  5. ограничитель (человек, устанавливающий пределы).

У каждой функциональной или главной роли имеется несколько подролей (6-9). Например, у источника любви (добродетель) выделяют семь подролей: человек, любящий себя; источник нежности; источник утешения; защитник; источник признания и человек, одобряющий и замечающий хорошее.

1 Добытчик (кормилец)

  • Поставщик еды
  • Следит за регулярным разнообразным здоровым питанием
  • Воспитывает чувство вкуса, готовит пищу вместе с ребенком
  • Поставщик одежды
  • Следит за тем, чтобы у ребенка была сухая и чистая одежда по сезону
  • Учит детей следить за своей одеждой
  • Уважает стиль и вкусы ребенка на этапе его взросления
  • Источник стимулов
  • Следит за наличием у маленького ребенка игрушек, книг и других предметов для всестороннего развития
  • Способствует появлению у ребенка хобби и помогает в их развитии
  • Гарант отдыха
  • Обеспечивает спокойное и безопасное место для сна, следит за соблюдением режима дня
  • Распорядитель денег
  • Оставляет достаточно денег на пищу и одежду
  • Учит ребенка пониманию ценности денег и правильному их использованию
  • Формирует систему расходования денег и выдает их ребенку (к примеру, какая-то сумма на неделю)
  • Гарант чистоты
  • Следит за гигиеной ребенка, приучает к соблюдению правил чистоты тела, помещения и окружающей среды

2. Добродетель (источник любви)

  • Как человек, любящий и уважающий себя
  • Заботится о себе, следит за своим физическим и психическим состоянием
  • При необходимости получает помощь от других взрослых, родственников или специалистов
  • Как источник нежности
  • Проявляет нежность и уважение к ребенку
  • Служит моделью в своих взаимоотношениях с партнером по браку
  • Как источник утешения
  • Уважает чувства ребенка и помогает ему выражать их в соответствии с возрастом
  • Как защитник
  • Информирует ребенка, создает мирные и безопасные условия для жизни ребенка
  • Сдерживает свои собственные импульсы
  • Учит ребенка адекватно вести себя в конфлитных или экстримальных ситуациях
  • Источник признания
  • Принимает и ценит ребенка таким, какой он есть
  • Оценивает поступок, а не личность ребенка
  • Человек, одобряющий и замечающий хорошее, отмечает позитивные аспекты в ребенке и его действиях

3. Наставник  (учитель жизни)

  • Как инструктор навыков в повседневной жизни
  • Приучает ребенка к самостоятельности
  • Учит ребенка правилам гигиены, правилам поведения дома, в общественных местах
  • Учит отличать хорошее от плохого
  • Прививает такие ценности, как честность, уважение и т.п.
  • Знакомит ребенка с ложными ценностями: ложь, воровство, жестокость и т.п.
  • Учитель социальных навыков
  • Учит ребенка думать не только о себе, но и о других
  • Слушать и понимать собеседника, высказывать свое мнение, уступать, договариваться
  • Учит преодолевать трудности, спокойно относиться к ситуациям неудач
  • Как модель
  • Следит за своим собственным поведением
  • Является положительным примером для подражания
  • Как учитель манер
  • Обучает ребенка манерам вежливости (выражению благодарности, приветствиям)
  • Учит ребенка правилам уличного движения, поведению в общественных местах
  • Человек, уважающий традиции семьи, своего и других народов
  • Как передатчик ценностей
  • Человек, который ценит доброе, прекрасное, духовное
  • Помнит о других социальных ценностях. Заботится о справедливости
  • Замечает эстетические аспекты в окружающем мире, в одежде и т. п.
  • Создает условия для творческого и духовной развития ребенка

4. Знаток (эксперт человеческих отношений)

  • Человек, с которым можно поговорить
  • Общается со своим ребенком в соответствии с его возрастом
  • Как слушатель
  • Слушает все, что хочет сказать ребенок
  • Как помощник в разрешении конфликтов
  • Помогает выразить чувства ребенка в словесной форме
  • Помогает ребенку понять себя и других, осознать свои переживания, найти выход из сложившейся ситуации, принять решение
  • Поддерживает ребенка в сложной для него ситуации
  • Человек, который поощряет
  • Выражает свою поддержку ребенку
  • Учит умению общаться с самыми разными людьми
  • Позволяет ребенку выражать как позитивные, так и негативные чувства неоскорбляя другого

5. Ограничитель (человек, устанавливающий пределы)

  • Человек, гарантирующий физическую неприкосновенность ребенка
  • Следит за своим собственным поведением и за поведением других
  • Не допускает никакого физического и психического насилия по отношению к ребенку
  • Как гарант безопасности
  • Не оставляет маленького ребенка одного
  • Не отказывается от ребенка
  • Обещает только то, что может сделать
  • Учит как вести себя в неожиданных ситуациях
  • Человек, который следует правилам и договоренностям
  • Следит за выполнением правил дома, и выполняет их сам
  • Исполняет то, о чем говорит или обещает
  • Человек, умеющий говорить "нет"
  • Принимает соответствующие меры по отношению к ребенку в случае не исполнения ребенком правил
  • Человек, заботящийся о соблюдении повседневного ритма жизни

Попробуйте сами оценить какие функциональные роли вы выполняете хорошо и какие роли недостаточно успешно и на них следует обратить внимание.

Родительские роли с точки зрения возрастной психологии

С точки зрения воспитания важны все родительские роли. Однако на разных этапах развития ребенка те или иные роли приобретают большее значение.

Раннее детство (0-2 года). На данном этапе на первый план выходят роли кормильца, источника любви и эксперта человеческих отношений. На этом отрезке жизни ребенка родитель обязан позаботиться об обеспечении его физического и психологического благополучия.

В раннем детстве ребенок еще не осознает своих потребностей, но выражает их плачем. Ребенку требуется помощь взрослых, чтобы научиться выражать свои потребности. Для развития уверенности в себе необходимо, чтобы у ребенка был достаточный опыт удовлетворения своих потребностей.

Дошкольный возраст (2-6 лет). По мере развития, когда мир становится шире, на первый план выдвигается роль ограничителя. Ребенок учится установкам и способам поведения в семье и в окружающем мире. Основной деятельностью ребенка является игра, с помощью которой он овладевает различными ролями и умением выражать себя. Для ребенка важно чувствовать, что его принимают и ценят.

Школьный возраст (6-12 лет). В процессе овладения ребенком социальных навыков и умений главное место среди родительских обязанностей отводится роли инструктора (учителя). Самым лучшим учителем морали для ребенка является доброе и справедливое отношение к нему. Ценности и установки, которыми ребенок овладел в детстве, остаются относительно постоянными элементами личности человека. В школьном возрасте для ребенка очень важно быть принятым друзьями. Без направляющей и оценивающей роли родителей ребенок может принять любое поведение, навязываемое ему со стороны.

Юношество (12-15 лет). Главными на этом этапе являются роли установщика пределов и эксперта человеческих отношений. В процессе поиска своей личности и границ своих возможностей подросток восстает против всех авторитетов, отвергая ценности и установки взрослых. Если родитель смог установить достаточные пределы еще в дошкольном возрасте ребенка, то в подростковом возрасте эти проблемы можно будет решить достаточно безболезненно. Чтобы найти взаимопонимание с ребенком, родителю требуются навыки эксперта человеческих отношений.

Выход на этап независимости (15-18 лет). Здесь также большое значение играет роль эксперта человеческих отношений. Для молодого человека важно сформировать свою собственную личность. Он/она требует больше личной свободы и возможности самостоятельно ставить свои жизненные цели. Родители судят, в какой степени ребенок в состоянии трезво оценивать свои возможности, и насколько ему можно доверить принимать самостоятельные решения.

Собрание хочется закончить стихотворением Людмилы Лобачевой

Не жалейте время на детей,

Разглядите взрослых в них людей,

Перестаньте ссориться и злиться,

Попытайтесь с ними подружиться.

Постарайтесь их не упрекать,

Вовремя послушать и понять,

Обогрейте их своим теплом,

Крепостью для них пусть станет дом.

Вместе с ними пробуйте, ищите,

Обо всем на свете говорите,

 И всегда незримо направляйте.

И во всех делах им помогайте.

Научитесь детям доверять

  • Каждый шаг не нужно проверять,
  • Мненье и совет их уважайте,
  • Дети – мудрецы, не забывайте.
  •  И всегда надейтесь на детей,
  • И любите их душою всей
  • Так, как невозможно описать.
  • Вам тогда детей не потерять!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»

Вопросы нравственного воспитания детей в семье и в детском саду...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СВОИХ ДЕТЕЙ»

Цель:·         Сплотить с помощью игры родительский коллектив, чтобы каждый мог почувствовать радость общения;·         ...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СВОИХ ДЕТЕЙ» (старшая группа)

Цель:·         Сплотить с помощью игры родительский коллектив, чтобы каждый мог почувствовать радость общения;·         ...

Родительское собрание "Роль родителей в организации чтения"

Полностью разработанный конспект родительского собрания с анкетированием родителей и детей, консультацией в папку передвижку...

Родительское собрание Тема: «Роль родителей в формировании ранней профориентации у детей дошкольного возраста».

.Цель: развивать интерес родителей к проблемам профессионального определения детей.Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети чер...