Сказка - как средство экономического развития дошкольников
материал (старшая группа) на тему

Исмагилова Екатерина Александровна

Актуальность  темы обусловлена тем, что происходящие преобразования в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта – все это вызывает необходимость связать образование с экономикой. Поэтому  в  дошкольном детстве можно дать элементарные сведения из области экономики: формировать у детей правильное отношение к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_28.02.18_skazka.docx16.8 КБ

Предварительный просмотр:

    Сказка - как средство экономического развития дошкольников

Исмагилова Екатерина Александровна

Воспитатель МАДОУ №86 ЦРР, г. Северодвинск

 «Сказка для ребенка такое же серьезное и

 настоящее дело, как игра: 

она нужна ему для того,

 чтобы определиться,

чтобы изучить себя, измерить,

 оцепить свои возможности»

(Джанни Радари).

В дошкольном детстве можно дать элементарные сведения из области экономики: формировать у детей правильное отношение к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию.

Для начала необходимо развеять миф о том, что деньги растут на деревьях. Дети считают, что родители просто подходят к банкомату и берут там деньги, сколько захотят. Чем быстрее ребенок начнет понимать, откуда берутся деньги, тем лучше. Приучать малышей к деньгам можно уже с 4  лет. Детям надо рассказать, что взрослые ходят на работу, там они выполняют обязанности, за это выдают зарплату. При этом необходимо с детских лет воспитывать трудолюбие, чувство ответственности, внушать ребенку важность приобретения хорошей профессии, которая позволит в будущем создать семью и обеспечить ее достаток.

        Значительное место при знакомстве дошкольников с экономикой отводится сказке.  Народная сказка воспитывает у детей такие «экономические» качества личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность.

         На основе известных сказок составляются проблемные ситуации, решение которых способствует развитию у ребёнка логики, нестандартности, самостоятельности мышления. Сказка обладает социальным, нравственно-педагогическим, обучающим потенциалом, создаёт богатые возможности для развития творческого воображения, познавательной активности ребёнка. Она перевоплощает слушателя из объекта в субъект взаимодействия.

У сказок множество функций:

1) Сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;

2) Пробуждает фантазию, творческую активность;

3) Способствует пониманию внутреннего  мира людей;

4) Знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;

5) Помогает формированию умению мысленно действовать в воображаемой ситуации;

6) Помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности.

        Вместе с тем до настоящего времени отсутствуют научно обоснованные рекомендации по использованию сказки с целью ознакомления дошкольника с азами экономики, нет системы работы с данным жанром в плане развития личности ребенка-дошкольника.

       В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

1. Построить систему применения сказок, позволяющую вводить детей в новую – экономическую  сферу социальной жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности.

2. Разработать методику использования сказок с целью экономического образования  дошкольников.

        Реализация первой задачи предполагает исследование сказочных произведений разных видов (народные сказки, авторские), что позволит отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения, как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания.  В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно – познавательные навыки.

       Реализация второй задачи предполагает создание программы работы со сказкой экономического содержания.

       Основными педагогическими условиями построения системы экономического воспитания  дошкольников на основе сказок являются:

• использование сказки не только как средства «обучения» экономике, но и как средства развития личности;

• организация комплексной работы со сказкой;

• создание экономически развивающей среды в дошкольном учреждении.    

       Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

• сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их  удовлетворения («Мохнатый, крылатый да масляный», «Вершки и корешки»);

• сказки, отражающие труд людей («Хаврошечка»);

• сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства («Морозко»);

• сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы»  (Л. Толстой «Приключения Буратино»);

• сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др. («Кот в сапогах»).

       Погружение в сказочную атмосферу помогает дошкольнику активизировать собственную деятельность, легко и непринуждённо освоить необходимые знания и умения.    Экономические знания также необходимы нашим детям, как элементарное знание гигиены, правил поведения в обществе и правил дорожного движения, также важны, как знания родной речи и математики.

        В заключении хочется отметить, что приобщение ребёнка к миру экономической действительности — требует от детей умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит в дальнейшем строить свою жизнь более организованно и интересно.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект Сказка - как средство экономического воспитания дошкольников. «Королева Экономика»

Цель:  развитие познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению....

Сказка как средство экономического воспитания дошкольников

В материале представлены задачи экономических сказок, их функции. Предложены примеры сказок для экономического воспитания дошкольников...

Консультация для воспитателей «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников»

Консультация для воспитателей «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников»...

Консультация для воспитателей «Сказка как средство экономического воспитания дошкольников».

Необходимость привлечения дошкольников в экономику обусловлена тем, что жизнь в XXI веке обусловлена социально-экономическими отношениями. Дети вырастут и столкнутся в жизни с разными ситуациями, треб...

Сказка, как средство экономического воспитания дошкольников.

Современный образовательный процесс требует постоянного поиска новых форм воспитания, отвечающих современной экономической ситуации в стране. В изменяющихся условиях общественной жизни, учит...