Программа по профессиональной ориентации «Чем пахнут ремесла» для детей старше - подготовительной группы компенсирующей направленности
календарно-тематическое планирование (старшая, подготовительная группа) на тему

Лапа Наталья Анатолиевна

Программа

по профессиональной ориентации
«Чем пахнут ремесла»

для детей старше - подготовительной группы
компенсирующей направленности

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samorazvitiya_professii.docx36.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

детский сад №15 комбинированного вида

Утверждено:    

Заведующий МБДОУ № 15

_______________Е.Н. Маркарян

Программа

по профессиональной ориентации
«Чем пахнут ремесла»

для детей старше - подготовительной группы
компенсирующей направленности

   Воспитатель
Лапа Н.А.

ст. Новоивановская
2017

Содержание

Пояснительная записка

Цели и задачи программы

Содержание программы

Тематический план

Ожидаемый результат  


Пояснительная записка

Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые определяют содержание психолого – педагогической работы по освоению образовательных областей.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе. Система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям – это и есть профессиональная ориентация.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. Известно, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.

Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем. Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета еще рано считать, выбор будущей профессии сделан окончательно. Не имея опыта работы, не побывав ни разу в рабочей среде, очень трудно решить, нравится тебе эта работа или нет. Далеко не всегда представления о той или иной работе совпадают с реальностью. Поэтому важно предоставить максимум информации о перспективах в работе при обучении той или иной профессии. Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике.

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

Актуальной задачей современной системы образование является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационной работы с дошкольниками. В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими.


Цели и задачи программы

Цель программы: систематизирование знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.

Задачи программы для:

  • детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет):
  1. Расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
  2. Расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
  3. Формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;
  4. Формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;
  5. Систематизировать знания о труде людей в разное время года; -знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.
  • детей подготовительного возраста (6-7 лет):
  1. Расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);
  2. Расширять и систематизировать представления о современных профессиях;
  3. Расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;
  4. Расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;
  5. Формировать представление о видах производственного труда (шить, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.

Содержание программы

Работа по проекту предполагает разделение деятельности на три этапа:

I этап (организационный): проведение мониторинга, разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы, налаживание контактов с ближайшими социальными организациями.

II этап (практический): реализация тематического плана через посещение социальных структур, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей, не имеющих возможность осуществить посещение их предприятий по изготовлению презентаций «Профессии моих родителей».

III этап (итоговый): проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта.

Результат реализации проекта

Результат в процессе реализации проекта получился достаточно интересным. Ребята не только расширили кругозор и повысили   уровень знаний о профессиях, но уже на этом возрастном этапе стали выбирать профессии на будущее, причем, не только ориентируясь на профессии своих родителей, стали больше интересоваться какими умениями и знаниями должен обладать специалист своего дела. Таким образом, у ребят значительно повысилась познавательная активность, желание выполнять трудовые поручения, а также ребята стали больше уважительное отношение к труду взрослых и результатам их труда.

Тематический план

Месяц

Тема

Цели

Форма ознакомления с профессиями

Материал, оборудование

Сентябрь

«Профессии в детском саду»

Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях работников детских учреждений.

Форма проведения: экскурсия по детскому саду, беседа, презентация

«Профессии в детском саду»

моделирование сюжетно-ролевой игры «Детский сад».

Основные понятия: воспитатель, мед.сестра, прачка, повар, вахтер, помощник воспитателя,  забота, любовь к детям.

Мультимедийное оборудование, презентация

Атрибуты для моделирования игровых ситуаций: в кабинете медсестры, на прачке, на кухне.

октябрь

«Врач»

Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях врача, медсестры, познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями  сформировать понимание значимости данной профессии для общества.

Форма проведения: беседа, экскурсии в процедурный кабинет, кабинет педиатра, встреча с врачами узкими специалистами, сюжетно-ролевая игра «Поликлиника».

Основные понятия: врач, больной, пациент, бинт, вата, шприц, термометр, таблетки, йод.

Атрибуты для моделирования игровой ситуации: «В кабинет у врача», «Процедурный кабинет»

«Фармацевт»

Цель: обогащать знания и представления детей о профессии фармацевт. Познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями.  Сформировать понимание значимости данной профессии для общества.

Форма проведения: беседа, экскурсия в аптеку.

Сюжетно-ролевая игра: «Аптека»

Основные понятия: фармацевт, лекарства, антибиотики.

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Аптека»

ноябрь

«Нефтяник»

Цель: формировать представление о профессиональной деятельности нефтяника.

Форма проведения: презентация подготовленная воспитанником «Мой папа - нефтяник».

Основные понятия: нефть, скважина, нефтяник

Мультимедийное оборудование, презентация.

Нефть, перо для эксперементально-исследовательской деятельности. Изготовленная буровая вышка (из бросового материала, трубы, изготовленные из бумаги и деревянных палочек). Рассматривание , книжных иллюстраций, фотографий, плакатов.

«Отдел полиции»

Цель: формировать представление о профессиональной деятельности полицейского.

Форма проведения:  НОД

Основные понятия: правонарушение, закон, охрана. «следователь», «криминалист», «улика»,   
«фоторобот»;

сюжетный рисунок с изображением комнаты (окно, шкаф, стол,      
на котором нарисованы  разные продукты питания, в том числе 
торт);  второй рисунок точно такой же, за исключением торта; 
листы бумаги с прорисованными свечой  разных  следов; краски,    
кисточки; картинки с изображением сказочных героев: Буратино,  
Карлсон, Красная Шапочка, Шапокляк; детали частей лица   
данных персонажей, конверт,  в котором  находится рисунок,  где  
старуха Шапокляк с тортом; эмблемки; коробка, в которой лежат   
полицейские принадлежности: фуражка, пагоны, кобура и пр.

декабрь

«Почтальон»

Цель: знакомить детей с городской почтой, ее назначением, расширять знания о профессиях работников социальной сферы, воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах.

Форма проведения: экскурсия на городскую почту.

Основные понятия: почтовое отделение, почтальон, письмо, посылка, индекс.

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Почта»

«Строитель»

Цель: Расширение и уточнение знаний о строительных профессиях.

Формировать уважение к рабочим разных специальностей — каменщикам, плотникам, малярам, сантехникам, плиточникам, кровельщикам, электросварщикам.

Форма проведения:

НОД.

Основные понятия: каменщикам, плотникам, малярам, сантехникам, плиточникам, кровельщикам, электросварщикам, цемент, щебень

Картинки с изображением домиков из сказок « Заюшкина избушка» и «Три поросенка».

Картинки с изображением других домов и строительных материалов, строительных машин и профессий.

Фотографии с изображением красивых зданий и домов города Москвы.

январь

«Аниматоры»

Цель: познакомить с профессиональной деятельностью аниматоров.

Форма проведения: беседа, моделирование сюжетно-ролевой игры.

Основные понятия: сценарий, подготовка костюмов, украшение зала, организация конкурсов

Атрибуты для моделирования сюжетно ролевой игры  «Аниматор»:костюмы, маски, колпаки, шары, машинки на ленточках, мольберты, фломастеры, листы бумаги А-4 .

февраль

«Пожарная часть»

Цель: знакомить с профессиональной деятельностью пожарного

Форма проведения: беседа, экскурсия в пожарную часть.

Основные понятия: огонь, пожарная машина, смелость, снаряжение, рукав.

Предметные картинки со снаряжением пожарного, оборудованием для тушения пожара

«Профессия- военный»

Цель: продолжать знакомить детей с профессиями военнослужащих;

-расширять представления детей о Российской армии;

-воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине;

-знакомить с разными родами войск (сухопутными, морскими, воздушными);

-формировать стремление быть сильными, смелыми защитниками своей страны.

Форма проведения:

НОД

Основные понятия: сухопутные, морские, воздушные рода войск , танкисты, связисты, ракетчики, артиллеристы, саперы и пограничники,

героизм, патриотизм.

-картины, с родами войск фотографии;

-военное обмундирование

-кортик, значки;

-фильм о подводной лодке проекта «Тайфун».

март

«Домохозяйка»

Цель: познакомить детей с профессией- домохозяйка. воспитывать уважение к труду домохозяйки.

Форма проведения: презентация подготовленная воспитанницей

«Моя  мама домохозяйка».

Основные понятия: домашний уют, чистота, домашний очаг, прачка, посудомойка, повар, добрая, ласковая.

Мультимедийное оборудование, презентация.

«Парикмахер»

«Косметолог»

Цель: знакомить с профессиями: парикмахер, косметолог

Форма проведения: беседа, сюжетно-ролевая игра.

Основные понятия: ножницы, фен, лак, гель, расческа, стрижка, прическа, краска для волос, модельная стрижка, кожа, маски, здоровье и красота, лечение.

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Салон красоты «Мальвина»

апрель

"Все профессии нужны, все профессии важны"

Цель: закрепить представление о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитать уважение и любовь к труду взрослых.

Форма проведения: игровая программа.

Музыка Л.Деревягина «Кем быть», эмблемы для команд, мультимедийное оборудование, презентация предметы для игры «Кто здесь был и что забыл» 1)Шляпа цилиндр, пипетка, фляжка, кисть, мел, жезл полицейский;
2) Ножницы, свисток, шприц, молоток, палитра, калькулятор;
3) Ноты, обои, кукла, отвёртка, руль.

май

«В мире профессий»

Диагностика

«Представления о труде взрослых»

Цель: расширять у воспитанников представления о мире взрослых, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности, формировать уважение к труду.

Цель: Изучения уровня информированности детей о труде взрослых

Форма проведения: НОД.

Основные понятия: названия профессий, труд.

Операционные карты с последовательностью деятельности, атрибуты для деятельности   маляра, овощевода, продавца, библиотекаря, парикмахера, повара, домохозяйки; мультимедийное оборудование.

 


Ожидаемый результат  

Что должны знать дети к концу года.

1. Знать обобщающие понятия «Профессии», «Инструменты».

 2. Знать названия профессий:  продавец,  врач (доктор), медсестра, повар, электрик (монтер), крановщик, маляр, штукатур, строитель, столяр, садовник, тракторист, каменщик и т.д.

 3.Знать названия инструментов и то, какими инструментами пользуются люди разных профессий: повар – половник, дуршлаг, тёрка…,  столяр – пила, топор, рубанок, молоток…, садовник – грабли, лопата, тяпка… и т.д.

 4.Называть действия, которые выполняют люди разных профессий: продавать, водить, собирать, чинить (ремонтировать), лечить, пахать, сеять, сажать, собирать урожай и т.п.

 5.Знать место работы: кафе, ресторан, столовая, ателье, фабрика, больница, аптека, стройка и т.д.

 6.Называть действия, выполняемые инструментами: шить, пилить, строгать, продавать, лечить и т.д.

 7.Уметь подбирать определения. Профессия интересная, трудная, нужная. Работа любимая, интересная, легкая. Труд добросовестный, честный, тяжелый.

Итог реализации программы:

Наблюдение за детьми в процессе трудовой деятельности (закрепление умений и навыков), наблюдения фиксируются и заносятся в таблицу.

Труд в природе.

1) Ребёнку предлагается потрудиться - полить растения,  порыхлить  их, убрать с них пыль:

-       ребёнок принимает цель труда, охотно принимает предложение воспитателя

-       ребёнок соглашается на предложение воспитателя, но ему необходима дополнительная мотивация («Помоги мне»);

-       ребёнок не принимает цель труда вне игровой ситуации («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?»).

2) Ребёнку предлагается отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения:

-       самостоятелен при определении предмета труда, вычленяет его особенности (сигнальные признаки живого объекта: земля сухая, на листьях пыль и т. д.);

-       предмет труда и его особенности, значимые для труда, выделяет с помощью воспитателя;

-       не выделяет предмет труда с его особенностями (даже при помощи взрослого).

3) Ребёнок должен ответить, какими будут растения после того, как он обеспечит уход:

-       ребёнок предвидит результата труда (цветы будут хорошо расти после полива, рыхления);

-       результат труда определяет при помощи взрослого;

-       не справляется с заданием даже при помощи взрослого.

4) Ребёнку предлагается рассказать о последовательности трудовых действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае затруднения дать ребёнку набор картинок с изображением трудовых действий по удалению пыли с растений и предложить последовательно их разложить:

-       ребёнок самостоятельно рассказывает, объясняет последовательность трудовых действий;

-       раскладывает картинки в нужной последовательности и объясняет;

-       не может спланировать последовательность трудовых действий.

5) Предложить ребёнку отобрать необходимое для труда оборудование. Поставить его в ситуацию выбора: вместе с необходимыми инструментами и оборудованием положить ненужные для данного трудового процесса (например, сачок для пересадки рыб и т. д.):

-       самостоятельно выбирает необходимое оборудование;

-       с помощью небольшой помощи взрослого выбирает необходимые инструменты;

-       не может выполнить задания.

6) Ребёнку предлагается показать, как он будет ухаживать за растениями: правильно поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с разных растений:

-       все трудовые действия выполняет достаточно качественно и самостоятельно;

-       отдельные трудовые операции осуществляет достаточно самостоятельно, но некачественно;

-       качество выполнения трудовых действий и качество результата низкие.

РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку

Программа по профессиональной ориентации
«Чем пахнут ремесла»,
для детей старше - подготовительной группы  компенсирующей направленности

Разработка выполнена методически верно, научно обосновано. Применяемые методы способствуют успешному достижению целей данного мероприятия.

Данная методическая разработка содержит ценный практический материал для работы с детьми старшей и подготовительной групп: сценарии занятий по профориентации; групповые занятия с элементами игровой ситуации; экскурсии на рабочие места различных профессий. Окажет неоценимую помощь в организации развивающих занятий, познавательных бесед с детьми  и родительских собраний. Все представленные материалы апробированы на практике и даны в удобной для работы форме. Методический материал может использоваться другими представителями данной профессии для детей старше – подготовительной группы,  социальными педагогами. Практическое руководство адресовано кураторам.

Рецензент (руководитель РМО)                              Л.М. Скоробогатова                                                                                    

«20» марта 2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Все профессии нужны, все профессии важны» Развивающая программа по профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста .

В  дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает  приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с професси...

Интеллектуально-творческая игра «Что? Где? Когда?» на тему «Чем пахнут ремесла?» для детей 6-7 лет.

Вид интеллектуальной игры: тематический, детско-взрослыйВозрастная группа: подготовительнаяОбразовательные задачи:1. Систематизировать и расширять знания детей о профессиях и особенности характерные д...

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения на 2022/2023 год для детей старшей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических ...

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения на 2022/2023 учебный год для детей старшей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических ...