Статья "Патриотическое воспитание детей старшего возраста"
статья (старшая группа) по теме

Филина Юлия Павловна

К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_detey_starshego_vozrasta.docx32.44 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Патриотическое воспитание детей старшего возраста

Проблема гражданско-патриотического воспитания чрезвычайно актуальна на современном этапе развития нашего общества, так как в последнее время наблюдается постепенная утрата традиционного российского патриотического сознания.

К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями»

Приобщение детей к патриотизму и гражданственности целесообразно уже в дошкольном возрасте — это самая благодатная пора для привития священного чувства любви к родине. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества, ведь именно на основе патриотических и духовно-нравственных ценностей можно воспитать ответственную, мужественную, духовно-развитую личность.

Понятие патриотизма включает в себя не только любовь к стране, но и к своей малой родине, отчему дому, родителям. Изучая историю своей родины, своего родного края, дети не только приобретают знания, они знакомятся с событиями, которые формировались на протяжении многих столетий и непосредственно повлияли на ход современной жизни.

Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом.

Дошкольный возраст: время растить патриотов Человек как личность формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В младшем возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры. Нравственность как основа патриотизма не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни.

От того, в каких условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания, зависят в конечном итоге патриотизм и нравственность будущего гражданина. Личность старшего дошкольника – это важное звено в цепочке преемственности поколений: определяя приоритеты воспитания будущих граждан с детского возраста, общество определяет путь, по которому будет происходить развитие страны через 20-30 лет. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС осуществляется в тесном взаимодействии с воспитанием духовно-нравственным.

Нормативно-правовая база Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС строится в соответствии с федеральной нормативно-правовой базой. Её основу составляет Конституция, регламентирующая государственные символы, их описание и правила использования флага, герба и гимна РФ, а также определяющая общечеловеческие ценности, среди которых наряду с ценностями демократии, нравственности, российской государственности провозглашены патриотизм и интернационализм. Приоритетная необходимость воспитания патриотизма у детей и молодёжи определяется программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», она ориентирована на период до 2020 года.

Базовые ценности и воспитательный идеал на национальном уровне регламентируются «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Отдельные российские законы направлены на практическое решение вопросов патриотической направленности, а именно: увековечена память воинов, которые погибли при защите Отечества, определены дни воинской славы. Обозначенные в государственных документах приоритеты и направления деятельности, перекликаясь с основными положениями законов и стандартов, касающихся образовательной сферы, предопределяют патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС, то есть социализацию, формирование нравственно-патриотического сознания, инициативы и творчества детей младшего возраста.

Условия формирования патриотических качеств в дошкольном возрасте ФГОС ДО определяет: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников возможно только с учётом создания условий, которые будут способствовать социализации ребёнка в позитивном ключе, морально-нравственному и познавательному развитию формирующегося гражданина. Для этого ребёнок должен заниматься такими видами деятельности, которые соответствуют его возрасту, вызывают у него чувство радости, влияют на гармоничное развитие способностей умственных и физических. Маленькие дети очень любопытны, эмоциональны, отзывчивы на чужую боль и радость. Это благодатное время для воспитания нравственности. В этот период формируются эмоционально-чувственный мир и мышление ребёнка, поиск себя в мире, окружающем его.

Познание мира начинается с восхищения: будь то утренний рассвет на берегу реки, куда ребёнок приехал с папой на рыбалку, или сверкающие капли росы, которые он увидел по дороге в детский сад, или захлёстывающие душу звуки торжественного марша во время парада в День Победы. Многие впечатления от увиденного малышом не осознаются, но они закладывают в его душе прочную базу восхищения родным домом, детским садом, городом, где он живёт. Вместе с этим в сердце зарождается чувство любви к близким людям, друзьям, родному городу – так незаметно на благодатной почве дают первые всходы патриотические чувства. Важным моментом в воспитании патриотических чувств является то, что дошкольник мыслит яркими и сильными образами, которые остаются в памяти на всю жизнь. Поэтому необходимо знакомить его с историческим прошлым нашей Родины, с историей собственных корней и народными традициями с помощью методов, соответствующих возрасту.

Так, например, 4-7-летним детям трудно воспринять рассказы о войне, если их рассказывает ветеран, однако в процессе игры они пропускают события через себя, проникаясь гордостью за Отечество и стремлением защитить его от врага.

 

Моя родина Тема «Патриотическое воспитание дошкольников» тесно переплетается с понятием «моя Родина». Ребёнок должен как можно раньше понять, что его Родина – это Россия со своими собственными государственными символами и праздниками, национальными традициями. Это огромное государство, великая держава, единая для всех, кто родился на её территории, любит её и стремится сделать её красивее и сильнее. Любить Родину – это значит быть ей полезным. А для этого надо многое уметь, многое знать. Помочь ребёнку осознать себя частью большой Родины – основная задача патриотического воспитания как базы для формирования истинного гражданина своей страны, готового служить интересам Отечества и защищать его, если придётся, даже ценой своей жизни.

«Моя Родина» - эти слова должны стать для ребёнка такими же естественными, как «мои родители», «мой город», «мой детский сад». Патриотическое воспитание в детском саду Современная система российского дошкольного образования одной из приоритетных задач выдвигает патриотическое воспитание в детском саду, где созданы педагогические условия, необходимые для решения этой задачи в полном объёме: эвристическая среда, то есть насыщенная позитивными эмоциями и дающая ребёнку возможность для проявления творческой инициативы и самостоятельности; прочный контакт воспитателей с семьёй ребёнка, выстраивание отношений взаимного доверия, привлечение родителей дошкольника к участию в педагогическом процессе; подготовленность педагогов к данному направлению деятельности, постоянное совершенствование профессионального уровня.

Основные задачи:

 Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников определяет круг задач, стоящих перед педагогическим коллективом детского сада по формированию у юного гражданина: любви к семье, дому, детскому саду, городу, области, стране в целом; бережного отношения к истории; понимания культурных традиций; гордости за спортивные и культурные успехи представителей своего народа; уважения к национальным особенностям своего народа; толерантного отношения к другим людям; нетерпимости к проявлениям социальных пороков. Многогранные качества настоящего патриота формируются с младшего возраста. Происходит это бережно, постепенно, непрестанно в сопровождении любящих родителей и компетентных воспитателей.

Патриотическое воспитание это возрастные особенности.

 Патриотизм включает в себя: содержательный компонент - ребёнок овладевает представлениями и понятиями о мире, который его окружает, в объёме, доступном его возрасту.

 Эмоционально-побудительный: ребёнок получает личные положительные эмоции по отношению к приобретаемым знаниям и окружающему миру, стремится расширить эти знания, испытывает потребность в социально значимой деятельности; деятельный компонент: ребёнок приобретает систему нравственно-волевых качеств.

То, насколько успешным будет нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, зависит, в первую очередь, от верного распределения методов и способов воспитания в соответствии с возрастными ступенями и, соответственно, возможностями и психологическими особенностями детей разного возраста.

 До четырёх лет ребёнок активно входит в окружающий мир, получает первые социальные представления, усваивает нормы общения людей; в пять лет общественная направленность деятельности становится доминирующей; в шесть лет эмоциональные переживания приобретают глубину и устойчивость, растёт осознанность деятельности, обогащается содержание нравственно-волевых качеств.

Старшие дошкольники Патриотическое воспитание старших дошкольников осуществляется на качественно новом уровне: в этот период психологические особенности детей позволяют проводить специальную работу в данном направлении. В старшем дошкольном возрасте у ребят расширяются возможности умственного развития – это ведёт к увеличению объёма знаний об общественных явлениях. Взрослые, руководя процессом усвоения ребёнком системы новых знаний, формируют у старших дошкольников способности к анализу и сравнению, познавательные интересы, направленные в том числе на социальные явления. В этом возрасте закладывается деятельное отношение к Родине: стремление и умение проявлять заботу о близких, делать то, что важно для других, беречь труд других людей, бережно относиться к природе, быть ответственным за свои поступки. Появление мотивов социальной направленности деятельности – это основа формирования нравственно-патриотических качеств маленького гражданина.

Программа и мероприятия Программа патриотического воспитания разрабатывается и утверждается в образовательной организации самостоятельно на основе ФГОС. Мероприятия по патриотическому воспитанию направлены на то, чтобы формировать у детей представления о мире, который их окружает, а также отношение к малой Родине и Отчизне. Все мероприятия планируются с учётом особенностей и традиций конкретного детского образовательного учреждения, города, области.

Наиболее эффективные и распространённые.

  • Ознакомление детей с государственными символами Российской Федерации: гербом, флагом, гимном;
  • проектная деятельность в рамках празднования Великой Победы;
  • подготовка и проведение праздничных концертов для ветеранов, детей войны, тружеников тыла; конкурсы стихов о Победе; акции «Письмо солдату» и «Письмо ветерану»;
  •  тематические встречи в библиотеках;
  • оформление стенда «Помню и горжусь», уголков Славы, уголков Героев;
  •  тематические занятия «Города-герои», «Дети войны»;
  •  беседы о природе родного края, родном городе, области, России; тематические игры.

 Патриотические чувства у дошкольников – это результат целенаправленной и систематической работы взрослых и их личного примера.

Загадки о родине - один из видов деятельности по формированию патриотического воспитания.

У детей с малых лет формируют чувство патриотизма и гордости за свою страну. Делается это через изучение народного фольклора, к которому относят и загадки о родине. Это не только воспитывает патриотический дух, но также позволяет развивать у детей мышление, слуховое внимание, память. Многие ребята воспринимают загадки как интересную игру, поэтому они очень любят такие задания.

Загадки и их значение Такая форма работы больше распространена в детских садах. Детям нравятся стихотворные произведения, а еще они любят демонстрировать свою находчивость, так как хотят казаться умнее взрослых. Поэтому педагоги часто используют на занятиях, посвященным патриотизму, загадки о родине. Их можно найти огромное множество, но важно подбирать загадки так, чтобы содержание соответствовало возрасту ребенка.

 Вот пример загадки о родине:

"О ней все знают,

Любят, уважают.

А солдат на посту

 Бережет, охраняет.

 Кто она, все знают".

Необязательно, чтобы ответом на загадки о родине был именно этот ответ. Это может быть и слово "страна". Прежде чем выбирать такую форму занятий, с детьми нужно провести общие патриотические занятия. Тогда дети будут с удовольствием заниматься.

Пословицы на занятиях по патриотическому воспитанию используются не только загадки о родине для детей. Не менее эффективной, но более сложной формой работы являются пословицы. Почему же они подходят для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста? Потому что нужно объяснять их смысл, ребята должны уметь рассуждать и выстраивать логическую последовательность своих размышлений.

"В родном краю - сокол, в чужом - ворона" - здесь имеется в виду, что в месте, где ты родился и вырос, тебе все родное и знакомое. Человек с маленького возраста познает правила, принятые в обществе, в котором он живет. Ему рассказывают сказки, в которых нашла отражение народная мудрость, которая у каждого своя. У каждого народа есть свои особенности в характере, поэтому даже если человек решится переехать, то все равно он будет отражением своего народа и своей родины.

 "Без любви к человеку нет любви к родине" - подразумевается, что если человек не готов помогать и заботиться о своих ближних, то как он сможет заботиться о своей стране? Ведь это не значит, что нужно делать великие открытия, достаточно не мусорить, уважительно и доброжелательно относиться к другим. Тогда общество станет лучше, соответственно, и отношение к стране изменится.

Другие формы работ патриотического воспитания.

 Кроме загадок и пословиц о родине можно использовать и другое богатство фольклорного творчества. Это и русские народные сказки, поговорки. Отдельно стоит отметить былины (но они больше подходят для детей школьного возраста), в которых говорится о силе и храбрости русских богатырей.

Можно читать детям патриотические стихи, разучивать песни. В начальных классах рекомендуют давать детям задания по написанию сочинения о любви к родине. Ведь очень важно, чтобы дети любили и гордились страной, в которой они родились и живут. Если воспитать в них патриотизм, они будут помнить о народном наследии и стараться сделать что-то полезное для своей родины.

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время на «историческую арену» выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание  патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение.

Легко ли быть патриотом? Как привить человеку чувство любви к Родине? Каким должно быть патриотическое воспитание поколения, родившегося на изломе эпох? Сегодня государство обращает самое пристальное внимание на эти проблемы. На федеральном уровне принят ряд законодательных актов. В этих документах определены: цели, задачи и принципы патриотического воспитания; управление системой патриотического воспитания; мероприятия, направленные на воспитание у граждан высоких морально-этических качеств, уважения к историческому прошлому, стремления внести достойный вклад в развитие государства; показатели для оценки эффективности реального состояния патриотического воспитания.

Патриотизм в переводе с греческого означает любовь к Родине;

 идеология, декларирующая поддержку родной стране и деятельность на благо отечества в представлении индивида, нравственный, основополагающий принцип; представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей Родине. Исследования отечественных педагогов и психологов показали, что среди факторов, влияющих на процесс познания действительности у подрастающего поколения, ведущая роль принадлежит формированию чувства патриотизма.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за свою землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

При выстраивании педагогического процесса я опиралась на следующие принципы нравственно–патриотического воспитания дошкольников:

  • принцип историзма: реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое и настоящее;
  • принцип гуманизации: предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноценного партнёра;
  • принцип дифференциации: заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка;
  • принцип интегративности: реализуется в сотрудничестве с семьёй, музеем.

Можно выделить основные задачи патриотического воспитания старших дошкольников:

  • формирование духовно-нравственного отношения и чувств сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу; к природе родного края, к культурному наследию своего народа;
  • воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям, соседям и другим людям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – т.к. воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Алексеева М., Суслова Э. О педагогических средствах формирования общественных отношений: Старший дошкольный возраст/ М. Алексеева // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 5. - С. 34-38.

2.Башкирова Е. Вежливая сказка // Дошкольное воспитание./ Е. Башкирова  — 1995. - №3. - С. 40.; №4-С. 49.

3.Белкина В.Н. Взаимосвязь социально-психологического статуса ребенка в группе сверстников и мотивов его поведения // Формирование личности и интеллекта в дошкольном возрасте./ В.Н. Белкина — Ярославль: Изд-во

4.Белкина В.Н. Влияние оценки взрослого на развитие самооценки ребенка // Формирование интеллектуальной и личностной готовности ребенка к обучению в школе./ В.Н. Белкина - Ярославль: ЯГПУ, 1992. — С. 95-102.

5.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте./ Л.И. Божович  - Москва.: Просвещение, 1968. - 464 с.

6.Волков Б.С.Волкова Н.В. Детская психология: Психическое развитие ребенка до поступления в школу./ Б.С Волков — Москва.: Пед. о-во России, 2000.- 141 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему "Организация гендерного воспитания детей старшего возраста в детском саду"(из личного опыта)

"Организация гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста в детском саду"...

Методическое пособие. Тема *Родина наша - Россия* нравственно-патриотическое воспитание детей старшего возраста для занятий по развитию речи дошкольников.

Цель : Расширять представления детей о России как стране, в которой они живут».Задачи: 1. Продолжать обучать детей ориентироваться на географической карте.2. Развивать связную речь детей: расширять сл...

Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего возраста.

Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина.Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия ...

НОД по гендерному воспитанию детей старшего возраста. Конспект занятия на тему: «Мальчики и девочки будут все дружить, в детском саду «Ёлочка» вместе дружно жить!»

В представленном материале изложен конспект по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.Предварительная работа: 1. Проведение занятий по познавательному развитию, развитию речи, ...

Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего возраста, как один из аспектов социально- личностного развития детей.

Вхождение ребёнка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации. Содержание о...

Театральная деятельность в воспитании детей старшего возраста.

Сегодня, когда по -иному, широко и фундаментально, решается проблема образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед всеми, кто ее решает - а это , в первую очередь, педагоги ГДОУ,...

Консультация для молодых специалистов на тему: «Нравственное воспитание детей старшего возраста через художественную литературу»

Эмоционально-нравственные основы культуры личности закладываются уже в дошкольном возрасте. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности является неотъемлемой частью нравственного воспитания.Ребено...