Методическое пособие. Тема *Родина наша - Россия* нравственно-патриотическое воспитание детей старшего возраста для занятий по развитию речи дошкольников.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Комова Алена Александровна
Цель : Расширять представления детей о России как стране, в которой они живут».
Задачи: 1. Продолжать обучать детей ориентироваться на географической карте.
2. Развивать связную речь детей: расширять словарный запас; развитие эмоциональной отзывчивости на произведения художественной литературы, построение развернутых ответов на вопросы по содержанию прочитанного.
3. Способствовать развитию памяти, словесно – логического мышления.
4. Воспитывать чувство гордости за Родину, чувство сопричастности к её судьбе, поддерживать интерес к её прошлому.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Разработала:- воспитатель старшей группы Комова Алена Александровна.

Тема: «Наша Родина – Россия»

Цель : Расширять представления детей о России как стране, в которой они живут».

Задачи: 1. Продолжать обучать детей ориентироваться на географической карте.

2. Развивать связную речь детей: расширять словарный запас; развитие эмоциональной отзывчивости на произведения художественной литературы, построение развернутых ответов на вопросы по содержанию прочитанного.

3. Способствовать развитию памяти, словесно – логического мышления.

4. Воспитывать чувство гордости за Родину, чувство сопричастности к её судьбе, поддерживать интерес к её прошлому.

Предварительная работа :

1. Чтение рассказа «Наши предки – славяне» из книги С. В. Новикова и Е. П. Новиковой «Родная история». (М., 2004) г.

2. Рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество».

3. Заучивание стихотворения Гусева «Берегите Россию».

Словарная работа: знания синонимического ряда : Родина – Россия – Русь – Отечество – Отчизна, родина – матушка; россияне; президент В. В. Путин.

Оборудование: магнитофон; запись гимна РФ; физическая карта России; портрет президента России В. В. Путина ; изображение Государственного флага и герба России.

Ход занятия:

- Здравствуйте, ребята! Наше занятие, я бы хотела начать со стихотворения Е. Аксельрод «Наш дом».

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь.

И даже улицы родной

Ты не найдёшь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдём

Свою страну, наш общий дом.

- Скажите, о чем это стихотворение? Знаете, ли вы, в какой стране мы живем? Как она называется? Давайте посмотрим с вами на физическую карту. Покажите, пожалуйста территорию нашей страны. Наша страна огромна: от запада до востока, от севера и до юга.

А теперь, я предлагаю вам поиграть в игру «Продолжи, предложение».

- Наша страна называется …. (Россия) .

- Наша страна очень большая. В ней много озёр, рек …. (гор, лесов, морей) .

- Люди, которые живут в нашей стране, называются (россияне) .

- Нашего Президента зовут (В. В. Путин) . (демонстрация портрета Президента России).

Ребята, в каждом государстве есть самый главный город. Главный город страны называется столица. И у нас в России такой город тоже есть. А название столицы нашей Родины, я предлагаю вам отгадать:

Здесь Кремль,

Здесь Воробьёвы горы

И площадь Красная видна,

Такой большой старинный город,

Гордится им моя страна!

Всем городам голова,

Столица Родины - (Москва) .

(И. Векшегонова) .

- Ребята, а знаете ли вы поговорки о Москве? О нашей столице сложено много поговорок.

«Москва – сердце России»,

«Москва – всем городам мать»,

«Кто в Москве не бывал, тот и красоты не видал»,

«Все реки текут в море, а все дороги ведут в Москву»,

«Говорят в Москве, а слушают в стране».

Обсуждение русских пословиц и поговорок.

Физ. Минутка «Солнышко».

Руки к верху поднимаем

А потом их опускаем,

А потом их разведём

И скорей к себе прижмем.

А потом быстрей, быстрей.

Хлопай, хлопай веселей!

Дидактическая игра : «Собери флаг».

Дети делятся на 2 команды, вытягивая фишки. Дети с одинаковыми фишками образовывают команду и дают ей название в соответствии с набором фишек. Далее каждой из команд предлагается собрать свой флаг (флаг России).

- Молодцы, ребята, справились! У каждой страны, ребята, есть три обязательных символа (знака). По ним всегда можно узнать, о какой стране идет речь. Вы уже догадались, о чём я говорю? Это герб, флаг и гимн. Есть такие символы и у России (Демонстрация государственных символов России).

 Наш флаг состоит из трех полос – белой, синей, красной. Знаете ли вы, что они означают? Белая означает – мир, синяя – веру и верность, а красная – силу.

Герб России – двуглавый орел с расправленными крыльями. А что символизирует орёл? Орел означает силу и непобедимость нашей страны. Почему у орла две головы? Российское государство очень велико, и одна голова орла смотрит на Запад, а вторая – на Восток. Благодаря своим двум головам орёл обозревает всю страну. Как вы думаете, почему у орла на голове корона? (ответы детей). В одной лапе орёл держит жезл, который ещё называют скипетром. Он символизирует власть. В другой лапе орел держит шар, который называют державой. Держава показывает, что наша страна едина. А на груди у орла располагается герб столицы нашей Родины, Москвы. А что же такое, ребята, гимн? (прослушивание гимна России). Гимн – это торжественная песня прославляющая нашу страну. Молодцы, ребята! А какие слова вы услышали в гимне? (ответы детей).

Закончить наше занятие, я бы хотела стихотворением Гусева «Берегите Россию».

Берегите Россию! Нет России другой!.Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,!Этот хлеб на столе!.И родной оконце

В позабытом селе!

Ребята, скажите, понравилось ли вам занятие? Чем мы сегодня занимались на занятии? Во что играли? Какая игра больше всего понравилась? Что нового и интересного вы узнали?



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Как мы находим применение нужным нам вещам?!!!

Детство есть та великая пора жизни,

                                      Когда  кладется  основание всему

                                              будущему и нравственному в человеке.

                                  Н.В. Шелгунов

   Дошкольное детство – это период интенсивного усвоения норм морали и социально одобряемых способов поведения.

   Формирование  любви к родному городу, уважение к людям труда, как его главной ценности, поможет заложить нравственные основы, определяющие поведение ребенка. Для этого нужно  дать детям представление о важности труда людей разных профессий города, научить бережно относиться  к предметам, вещам, городским объектам, через осознание того, как много нелегкого труда вложено в их создание.

   Учитывая стремление детей старшего дошкольного возраста к самостоятельности, к партнерскому общению со взрослыми и сверстниками, предлагаем организовать работу в этом направлении в форме подготовки совместных детско-родительских сообщений. Эта форма работы будет еще способствовать и развитию речи детей, формированию чувства уверенности в себе, гордости за своих родителей, поможет в подготовке детей к школьному обучению.

  1. Расскажите ребенку о своей профессии:
  • Дайте название профессии
  • Расскажите о ее необходимости и важности для людей, города
  • Объясните ваши основные функции и назовите отдельные действия
  • Расскажите о предметах, которые помогают в вашей работе
  • Познакомьте ребенка с организацией (учреждением, предприятием) города, на котором трудитесь
  1. Изготовьте карту – «подсказку» для рассказа ребенка

Каждая часть рассказа фиксируется на карте-«подсказке» в отдельном секторе. Для этого расчертите альбомный лист на прямоугольники (квадраты) по количеству частей рассказа. В каждом секторе помещают значок-символ, обозначающий смысл соответствующей части рассказа и добавляют изображения (см. таблицу).

О чем нужно рассказать

Как оформить эту часть рассказа на

карте-«подсказке»

1. Название                

    профессии

                                                       Вы можете нарисовать    

       человека этой профессии, подобрать иллюстрацию или свое фото на рабочем месте и написать название профессии печатными буквами (если слово несложное)

2. Необходимость и  

 важность профессии

                

            Можно подобрать иллюстрации                  или изобразить в рисунках (кому      необходим продукт вашей деятельности, как он используется) и расположить их на концах лучей, идущих от большого восклицательного знака.

        

3. Основные функции и название действий

        На концах лучей – схематичные 

                        изображения действий или    

                        иллюстрации их заменяющие

4. Предметы -      

    помощники

                               Изображение предметов,  

                    помогающих в работе (в кругах на  

                     кончиках пальцев)

                       

5. Название    

    предприятия и где    

    оно находится

                         

                                       Здесь подойдет и фото

                         предприятия и вырезка из

                           газет…  Можно также  

       напечатать название предприятия   

  1. Попробуйте с ребенком рассказать о вашей профессии по готовой карте - «подсказке».

4. Ребенок с помощью карты - «подсказки» расскажет о вашей профессии сверстникам в детском саду.

Желаю  успеха!

Подготовила воспитатель ГБДОУ Детский сад № 87 г.Санкт-Петербург  Комова А.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по гендерному воспитанию детей старшего возраста. Конспект занятия на тему: «Мальчики и девочки будут все дружить, в детском саду «Ёлочка» вместе дружно жить!»

В представленном материале изложен конспект по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.Предварительная работа: 1. Проведение занятий по познавательному развитию, развитию речи, ...

Учебно-методическое пособие "Требования к педагогу готового к осуществлению воспитания детей дошкольного возраста"

Данное учебно-методическое пособие содержит базовые материалы по методике воспитания детей дошкольного возраста...

Деловая игра с педагогами «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредствам художественно-эстетического развития»

Конспект Педагогического совета в форме деловой игры по теме: "Формирование нравственно- патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредствам художественно - эстеического развития"...

Проект формированию нравственно-патриотических чувств у детей старшего возраста «Пусть новые поколения знают и помнят!»

Проект разработан по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.Проблема патриотического воспитания приобрела в последние годы государственное значение. Нестабильность в обществ...

Конспект НОД по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего возраста «Наша Родина - Россия»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется как осознание...

Картотека загадок и стихов по теме "Человек. Наше тело. Органы чувств." для детей старшего возраста.

В картотеке представлены стихотворения, загадки и другие интересные материалы для детей старшего возраста....