"Профилактика речевых нарушений через развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"
консультация на тему

Волкова Светлана Владимировна

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 6

«Страна детства»

Консультация для педагогов

 «Профилактика речевых нарушений через развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Воспитатель коррекционной группы  Волкова С.В.

 

                                                                      г. Зеленогорск

Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8— 1 года до 3—4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. А речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает влияние на всю его последующую жизнь. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Моторные центры речи находятся рядом с моторными центрами пальцев рук, поэтому, стимулируя моторику, мы развиваем речь. Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. На мой взгляд, эффективным будет использование пальчиковых игр в работе с детьми данной возрастной категории.

Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.

При выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д. Данная работа характеризуется тем, что дети охотно осваивают пальчиковые игры под руководством воспитателя и самостоятельно. Очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.

Система работы воспитателя может быть представлена по следующим направлениям:

• В непосредственно - образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;

• Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня);

• Работа с родителями - консультации и беседы, мастер классы с показом пальчиковых игр.

Цель: Повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка, привлечь их к совместной деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье.

Игры, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук.

* Пальчиковая гимнастика.

* Кинезиологические упражнения.

* Игры с различными предметами

Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки не только будут способствовать развитию речи, но и доставят им особую радость.

Для улучшения межполушарных связей и активизации работы головного мозга необходимо использовать кинезиологические упражнения. Упражнения необходимо делать в следующей последовательности: симметрично, поочередно, реципрокно. Например:

Фонарики:

2 Ладони - симметрично

2 Кулачки - симметрично

1 ладонь - 1 кулачок - менять положение поочередно

1 ладонь - 1 кулачок - реципрокно, одновременно менять положение.

Игры с различными предметами и материалами.

Цели и задачи:

• развитие хватания

• развитие согласованных движений обеих рук

• развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук

• формирование ручных умений: расстегивание и застегивание липучек, кнопок, пуговиц, молний

• развитие осязания

• развитие мышления и воображения.

Материалы:

• Предметы, игрушки и материалы подбираются в соответствии с целью задания.

Методы обучения:

• показ действий

• действия руками ребенка

• поэтапная словесная инструкция.

Игры:

• "Прячем ручки",

• "Спрячь в ладошке",

• "Что внутри?" (в непрозрачную коробку складываются мелкие предметы),

• "Непослушные колечки" (игра в пирамидку),

• "Забавные шнурки",

• "Пришей пуговицу",

• "Идем в магазин" (расстегивание и застегивание различных видов застежек - липучек, пуговиц, кнопок),

• "Одеваем кукол",

• "Поиграй на пианино",

• "Пальчиковый театр".

Как известно, любое нарушение легче предупредить, чем исправить. Если проводить в ДОУ работу по профилактике речевых нарушений начиная с младшего дошкольного возраста, то количество детей, состояние речи, которых в старшем дошкольном возрасте требует коррекции, значительно уменьшится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через игру с крупами.

Развитие мелкой моторики рук большое значение имеет для общего физического и психического развития ребенка и положительно сказывается на становлении детской речи.  Игра с крупами хорошо стимулиру...

"Профилактика речевых нарушений через развитие тонкой моторики рук у детей на дошкольном логопункте через дидактические пособия"

Сложно представить себе процесс более творческий и сложный, чем рождение речи у малыша. В течение  дошкольного возраста ребенок стремительно наращивает свой словарный запас, овладевает родным сло...

"Профилактика речевых нарушений через развитие тонкой моторики рук у детей на дошкольном логопункте через дидактические пособия"

Сложно представить себе процесс более творческий и сложный, чем рождение речи у малыша. В течение  дошкольного возраста ребенок стремительно наращивает свой словарный запас, овладевает родным сло...

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через игровую, продуктивную и трудовую(самообслуживание) деятельность.

Помещаю опыт работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. На мой взгляд, это хорошая помогалочка для начинающих воспитателей....

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, че...

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, че...

"Профилактика речевых нарушений через развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста....