Главные вкладки

    "Профилактика речевых нарушений через развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
    методическая разработка по логопедии на тему

    Аксенова Ольга Вячеславовна

    Мастер-класс для педагогов по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master-klass_na_rmo.docx25.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер – класс для педагогов

    Учитель-логопед Аксенова Ольга Вячеславовна.

    Тема: «Профилактика речевых нарушений через развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

    Цель и задачи:

    1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

    2. Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме.

    3. Апробировать с педагогами несколько игр и упражнений по развитию мелкой моторики.

    Участники: Педагоги

    Форма проведения: мастер – класс

    Ход проведения мастер – класса:

    - Здравствуйте, уважаемые коллеги!

    И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам взять лист бумаги со стола обеими руками, мы с вами сейчас будем мять бумагу, следуя моим инструкциям. Читается стихотворение: 

    Раз, два, три, четыре, пять

    Мы бумажку будем мять!

    Мы бумажку будем мять!

    Свои ручки развивать!

    (Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками, как будто лепим снежок) .

    В ручку правую возьмём

    И чуть-чуть её помнём.

    Мы чуть-чуть её помнём

    Левой ручке отдаём. (Берём в левую руку и мнём только левой рукой).

    В ручку левую возьмём

    И чуть-чуть её помнём.

    Мы чуть-чуть её помнём

    И на стол быстрей кладём. (Убираем смятую бумагу на край стола)

    На бумажку посмотри,

    На что похоже говори!

    (Дети отвечают на что похожа их смятая бумажка – снежный комочек, клубок, мячик, колобок, планету)

    1, 2, 3, 4, 5!

    Мы закончили играть.

    Пальчики свои встряхнём,

    Заниматься мы начнём!

    Вопросы педагогам:

    Для чего мы делали это упражнение?

    Какие были ощущения, что вы чувствовали при выполнении упражнения?

    Послушай – и ты узнаешь,

    посмотри – и ты поймешь,

    сделай сам – и ты научишься.

    Это выражение подходит к структуре работы каждого мастер-класса, сегодня оно так же будет определять этапы нашей работы.

    Я хочу сегодня затронуть вопрос о важности профилактики речевых нарушений через работу по развитию мелкой моторики, поделиться с вами своими находками по данной теме, поупражняться в играх на развитие мелкой моторики. 

    В последнее время у многих детей к 5 годам уровень речевого развития ниже положенной нормы, и они нуждаются в помощи логопедов. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение на становление речи функции руки. На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом. Установлено, что развитие речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, то есть, от уровня развития мелкой моторики зависит уровень развития речи.  Этот факт мы и стали использовать в работе с детьми по развитию мелкой моторики. Стали стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, причем эту работу нужно начинать как можно раньше.

    Мы  используем как традиционные, так и инновационные технологии. Это:                                                                                      

    - самомассаж кистей и пальцев рук;

    - пальчиковые игры без речевого и с речевым сопровождением;

    - графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки и т.д.;

    -предметная деятельность: работа с пластилином, глиной, бумагой, песком;                                                                                                                - шнуровка, счетные палочки, мозаика, конструкторы;    

    - игры с крупами;

    - пальчиковый театр,

    - ниткопись,  

    - Су-Джок терапия;                                                                                                   - сопряженная гимнастика или театр пальчиков и языка.

        Важная роль в коррекционной работе по развитию речи принадлежит традиционной пальчиковой гимнастике. В пальчиковых играх активно использую игровую мотивацию, что значительно повышает интерес детей к занятиям.

         Графические упражнения. Существуют различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания: штриховка, обведи по точкам, дорисуй картинку, продолжи узор и т.д. Выполнение графических упражнений помогает детям справиться с процессом овладения письмом.

          Предметная деятельность: работа с пластилином, глиной, песком, бумагой развивает познавательную активность, творческое мышление, воображение, фантазию, пространственного представления и цветового восприятия, мелкую моторику кистей рук, речь.

           Игры со шнурками и выкладыванием фигур из счетных палочек, мозаика  великолепно развивают движения кистей рук, тонкие движения пальцев рук, формирует навыки действия с иглой, а так же в играх с шнурованием развивается глазомер, внимание; они влияют на формирование головного мозга и становления речи, развивают усидчивость.

          Игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли).

    1. Самомассаж в «сухом бассейне»

    Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

    "Месим, месим тесто,

    Есть в печи место.

    Будут-будут из печи

    Булочки и калачи".

    2. В «сухой бассейн» помещаем горох или бобы, а также мелкие игрушки от киндер-сюрприза. Ребенок запускает в него руку и старается наощупь найти и определить игрушку.

    3.Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу (манку). Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д) .

          Пальчиковый театр. Ни для кого не секрет, что кроме эстетического удовольствия игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка воображение, любознательность, коммуникабельность, интерес к творчеству, способствуют развитию речи, памяти, внимания, мышления, усидчивости, расширению кругозора, помогают справиться с застенчивостью и многое другое.

           Ниткопись - это выкладывание ниток по контуру различных предметов, нанесенных на бархатную бумагу. Для занятий беру ворсистые нитки. Ребенок кладет на бархатный лист бумаги нитку и слегка прижимает ее пальчиками по всей длине. Нитка хорошо прикрепляется к бумаге и легко от нее отделяется. Это позволяет ребенку исправлять свои ошибки, добиваясь хороших результатов.

              Огромный эффект, обеспечивающий развитие мелкой моторики, дает Су-Джок терапия. Я изучила эту методику, познакомила с ней всех своих педагогов  и мы стали использовать ее в своей работе. Разработал Су(кисть)-Джок(стопа) терапию южнокорейский ученый профессор Пак ЧжеВу. Его исследования основываются на взаимовлиянии отдельных  участков нашего тела по принципу подобия(сходство руки с телом человека). На кистях располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Так как все тело человека проецируется на кисть и на каждый палец кисти, то эффективным способом лечения болезней является массаж пальцев, кистей.  Мы применяем Су-Джок массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики.

        Достоинства Су-Джок терапии:                                                                              - высокая эффективность                                                                                            - безопасность                                                                                                                 - универсальность                                                                                                             - простота применения.                                                                                              

        Сопряженная гимнастика - содружественные движения кисти руки и языка. Она способствует проведению одновременной работы над всеми нарушенными звуками, развитию имитации руками артикуляционных упражнений.                                                  

        Разучивание начинаем медленным темпом, который постепенно увеличиваем. Сопряженная гимнастика повышает интерес к логозанятиям, развивает положительное восприятие окружающего мира.      

    Так же развивающая среда периодически пополняется пособиями и играми, которые сделаны своими руками:

    «Дополни предмет» (Игра с прищепками)

    Цель: Развитие творческого воображения детей, памяти, мышления; развитие мелкой моторики.

    Задание: Ребенку предлагается из разноцветных прищепок выбрать лучики для солнца, иголки для ежика, веточки для моркови и т. д.

    Игра «В гостях у Кати»

    Цель: Развитие лексико – грамматического компонента речи детей.

    Задание: Игра представляет собой игровое поле круглой формы, разделенное на сектора. В каждом секторе изображен корм для животного. Набор разноцветных прищепок с изображением животных. Кукла Катя. Дети отвечают на вопросы и прикрепляют прищепки к нужному сектору (Белку угостим орехами, обезьяну угостим бананами и т д).

    Тренажер «Колючие  ладошки»

    Такой самомассаж положительно влияет на тактильные сенсоры, снимает напряжение с кистей рук, даёт посыл к развитию речи.

    Многофункциональное пособие «Волшебный куб».

    Куб может выступать как тренажер для формирования направленной воздушной струи. К небольшим по длине нитям крепятся разнообразные картинки: листочки, снежинки, дождинки, цветочки в соответствии со временем года, которые помещаются внутрь куба.

    Данный тренажёр незаменим в пальчиковых играх с применением различных предметов. Здесь можно использовать разноцветные бельевые прищепки, заколки – «крабики», шнурки, резинки, бусинки и другое. Дети могут прикреплять «крабиков», прищепки, плести из шнурков косички, нанизывать бусины, пуговицы.

    На гранях куба могут быть размещены разнообразные картинки и иллюстрации, необходимые для выполнения того или иного вида задания. Картинки можно крепить при помощи тех же «крабиков», прищепок, и шнурков. На гранях куба удобно размещать серии картин используемых для восстановления логического ряда.

    Количество игр, которые возможно организовать с применением такого дидактического приспособления, не ограничено.

    Предложенные детям задания с данным тренажером – кубом увлекательны, способствуют развитию мелкой моторики, речи, творческой деятельности.

    Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму.

    Подведение итогов мастер-класса (рефлексия)

    Рефлексия - Игра «Закончи предложение».

    Педагоги берут по одной карточке с началом предложения:

    «Удачным сегодня было…»

    «Я задумалась…»

    «Мне бы хотелось в следующий раз…»

    «Для своей работы я почерпну…»

    «Думаю, моим воспитанникам понравится»

    «Я впервые услышала о …»

     Хочу закончить наш мастер – класс словами Сухомлинского:

    «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке. Тем умнее ребенок».

    Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе. А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, мне было приятно с вами работать.

    Желаю всем творческих успехов!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ КВИЛЛИНГОМ

    Каждое занятие имеет свой обучающий характер, но в процессе всей работы идёт развитие глазомера, внимания, памяти, мышления, моторики, творчества; воспитывается воля усидчивость, аккуратность при выпо...

    Из опыта работы воспитателя подготовительной группы Гуть Натальи Викторовны по теме: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через художественно - конструктивную деятельность"

    Известный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой м...

    "Профилактика речевых нарушений через развитие тонкой моторики рук у детей на дошкольном логопункте через дидактические пособия"

    Сложно представить себе процесс более творческий и сложный, чем рождение речи у малыша. В течение  дошкольного возраста ребенок стремительно наращивает свой словарный запас, овладевает родным сло...

    "Профилактика речевых нарушений через развитие тонкой моторики рук у детей на дошкольном логопункте через дидактические пособия"

    Сложно представить себе процесс более творческий и сложный, чем рождение речи у малыша. В течение  дошкольного возраста ребенок стремительно наращивает свой словарный запас, овладевает родным сло...

    Мастер-класс для воспитателей раннего возраста «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»

    Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастачерез разные виды деятельности»...

    Доклад на тему: «Проблемы инклюзивного и коррекционного образования в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художественно – эстетического развития»

    Доклад на тему: «Проблемы инклюзивного и коррекционного образования в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художес...