Конспект занятий по патриотическому воспитанию
учебно-методический материал на тему

Карпова Ольга Николаевна

·        формировать в сознании детей образ мира семьи;

·       
актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных вза­имоотношениях;

·        способствовать развитию у детей доброжелательности, тер­пимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни.

 Репродукции с картин Б.М. Кустодиева «Утро», В.Е. Маковского «Варят варенье», Ф.П. Решетникова «Прибыл на каникулы»; альбом «Наши родители»; семейные фотографии детей, ромашка, сделанная из картона. (На обороте каждого лепестка изображен кто-то из членов семьи: бабушка, дедушка, папа, мама, сын, дочь.)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл microsoft_word_document_2.docx30.04 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по нравственно-патриотическому воспитанию

для работы с детьми 6-7 лет

«Моя семья»


Выполнила воспитатель:

Карпова Ольга Николаевна

                                                                                    2015г.

Программное содержание:

  • формировать в сознании детей образ мира семьи;

  • актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях;
  • способствовать развитию у детей доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни.


Материалы и оборудование: репродукции с картин Б.М. Кустодиева «Утро», В.Е. Маковского «Варят варенье», Ф.П. Решетникова «Прибыл на каникулы»; альбом «Наши родители»; семейные фотографии детей, ромашка, сделанная из картона. (На обороте каждого лепестка изображен кто-то из членов семьи: бабушка, дедушка, папа, мама, сын, дочь.)


Ход занятия


Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о семье. И для начала послушайте стихотворение, которое называется «Моя родня».

Моя родня

Мама с папой — моя родня. 

Нет роднее родни у меня. 

И сестренка родня, и братишка, 

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю. 

Скоро всем подарки куплю. 

Папе будет моторная лодка, 

Маме в кухню волшебная щетка, 

Молоток настоящий братишке, 

Мяч сестренке, конфета Тишке. 

И еще есть друг у меня, 

Друг Сережка мне тоже родня. 

Я к нему прибегаю с утра, 

Без него мне игра не игра. 

Все секреты ему говорю, 

Все на свете ему подарю.

Я. Аким

Воспитатель: Кто назван в стихотворении родней?

Дети: Мама, папа, щенок Тишка, братишка, друг Сережка.

Воспитатель: А почему, как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Стали бы вы считать родней друга Сережку и щенка Тишку или назвали бы их как-то по-другому?

Ответы детей.

Воспитатель: Найдите слова, близкие по значению слову «родня».

Дети: Родители, родственники.

Воспитатель: Кто такие, по-вашему, родственники?

Дети: Родня – это мама и папа, бабушки и дедушки, братья и сестры, дяди и тети.

Воспитатель: Но порой в родственных связях разобраться бывает очень сложно, особенно если родня большая.

(Заранее подготовленные дети читают по ролям стихотворение Я. Акима «Кто кому кто?»)

Дети:

- Бабушка, бабушка, я чья дочка?

- Ты Федина дочь, моего сыночка.

- Мой папа большой и совсем не сыночек!

- Сыночек. Брат четырех моих дочек. 

Помнишь, мы были у старшей Авдотьи?

- Да разве у дочки мы были? У тети!

- Тетю твою я в люльке качала...

- Бабушка, стой, объясни сначала. 

Кто мне Наташа и два ее братца?

- Ладно, попробуем разобраться: 

Их мама, племянницы мужа сестра, 

Маленькой ох и была шустра!

А ты им доводишься... Хитрое дело...

- Бабушка, что-то у нас пригорело!

- Тьфу ты, пока я соображала, 

Все молоко из кастрюли сбежало!

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь внимательно послушайте еще одно стихотворение и ответьте потом на мои вопросы.

Мой брат Миша

Ох, до чего же он рыжий, 

Мой новый братик Миша! 

И волосы — рыжие, 

И ресницы — рыжие, 

Проснусь — и сразу весело, 

Когда его увижу я. 

Над непослушным Мишей 

Хлопочет вся семья, 

Но мой братишка рыжий 

Все делает, как я! 

Я прыгаю — он прыгает, 

Ем кашу — кашу ест, 

Я съел тарелку мигом

- А он в один присест. 

Я Мишу не обижу, 

Ничем не обделю: 

Он маленький, мой рыжий, 

И я его люблю.


Воспитатель: Что вы можете сказать о Мише?

Ответы детей.

Воспитатель: Какое чувство испытывает старший брат к младшему? 

Дети: Любовь, нежность, гордость, братские чувства.

Воспитатель: Верно. Я хочу рассказать вам еще одну историю о родных людях. Послушайте. (Зачитывает отрывок из рассказа В. Драгунского «Сестра моя Ксения». )

«Я все стоял со своей сестрой Ксенией на руках как дурень с писаной торбой и улыбался.

Мама сказала с тревогой:

- Осторожнее, умоляю, Денис, не урони.

Я сказал:

- Ты что, мама? Не беспокойся! Я целый детский велосипед отжимаю одной левой, неужели же я уроню такую чепуху?

А папа сказал:

- Вечером купать будем! Готовься!

Он взял у меня сверток, в котором была Ксенька, и пошел. Я пошел за ним, а за мной мама. Мы положили Ксеньку в выдвинутый ящик от комода, и она там лежала спокойно. Папа сказал:

- Это пока, на одну ночь. А завтра я куплю ей кроватку, и она будет спать в кроватке. А ты, Денис, следи за ключами, как бы кто не запер твою сестренку в комоде. Будем потом искать, куда подевалась...

И мы сели обедать. Я каждую минуту вскакивал и смотрел на Ксеньку.

Она все время спала. Я удивлялся и трогал пальцем ее щеку. Щека была мягкая, как сметана. Теперь, когда я рассмотрел ее внимательно, я увидел, что у нее длинные темные ресницы...

А вечером мы стали ее купать. Мы поставили на папин стол ванночку с пробкой и наносили целую толпу кастрюлек, наполненных холодной и горячей водой, а Ксения лежала в своем комоде и ожидала купания. Она, видно, волновалась, потому что она скрипела, как дверь, а папа, наоборот, все время поддерживал ее настроение, чтобы она не очень боялась.

Папа ходил туда-сюда с водой и простынками, он снял с себя пиджак, засучил рукава и льстиво покрикивал на всю квартиру:


  • А кто у нас лучше всех плавает? Кто лучше всех окунается и ныряет? Кто лучше всех пузыри пускает?


А у Ксеньки такое было лицо, что это она лучше всех окунается и ныряет, - действовала папина лесть. Но когда стали купать, у нее такой сделался испуганный вид, что вот, люди добрые, посмотрите: родные отец и мать сейчас утопят дочку, и она пяткой поискала и нашла дно, оперлась и только тогда немного успокоилась, лицо стало чуть поровней, не такое несчастное, и она позволила себя поливать, но все-таки еще сомневалась, вдруг папа даст ей захлебнуться...

И я тут вовремя подсунулся под мамин локоть и дал Ксеньке свой палец и, видно, угадал, сделал, что надо было, она за мой палец схватилась и совсем успокоилась. Так крепко и отчаянно ухватилась девчонка за мой палец, просто как утопающий за соломинку. И мне стало ее жалко от этого, что она именно за меня держится, держится изо всех сил своими воробьиными пальчиками, и сквозь эти пальцы чувствуется ясно, что это она мне одному доверяет свою драгоценную жизнь, и что, честно говоря, все это купание для нее мука, и ужас, и риск, и угроза, и надо спасаться: держаться за палец старшего, сильного и смелого брата. И когда я обо всем этом догадался, когда я понял, наконец, как ей трудно, бедняге, и страшно, я сразу стал ее любить.

Воспитатель: Как старший брат догадался, что переживала его младшая сестренка Ксения во время первого в своей жизни купания?

Ответы детей.

Воспитатель: Каким почувствовал себя Денис в данный момент?

Дети: Старшим, сильным и смелым.

Воспитатель: Что объединяет мальчиков — героев стихотворения Якова Акима и рассказа Виктора Драгунского? 

Дети: Любовь, чувство ответственности, бережное, нежное отношение к своим младшим братишке и сестренке.

Воспитатель: Кто из вас так же относится к своим младшим братьям и сестрам?

Ответы детей.

Воспитатель: Как вы относитесь к своим старшим братьям и сестрам? Рассказы детей из личного опыта.

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте поиграем в игру, которая называется «Назови ласково». Вы видите на столе ромашку?! (На столе лежит ромашка, сделанная из картона. На обороте каждого лепестка изображен кто-то из членов семьи: бабушка, дедушка, папа, мама, сын, дочь.) Тот кто переворачивает лепесток, называет изображенного члена семьи ласковым словом..

Дети «отрывают» лепестки, смотрят, кто изображен на обратной стороне, образуя из них уменьшительно-ласкательные слова.

Дети: Бабушка – бабуля – бабулечка – бабуся.

Папа – папуля – папуленька – папочка.

Мама – мамочка – матушка – маменька – мамуленька.

Дедушка – дедуля – дедуленька – дедуся.

Сын – сынок – сынуленька – сыночек.

Дочь – доченька – дочурка.

Воспитатель: Как замечательно, ребята, что вы так любите своих родных, с такой нежностью, уважением к ним относитесь. И я думаю, что вы всегда будете так к ним относиться, ценить их заботу.


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по нравственно-патриотическому воспитанию

для работы с детьми 6-7лет

«Моя Родина – Россия.

Государственные символы страны»

Программное содержание:


  • закрепить знания детей о нашей стране, о нашем городе;

  • продолжить формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сёл;

  • систематизировать знания детей о символике государства, о разновидностях войск;

  • учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь.


Материалы и оборудование: изображение герба России, флаг России, запись с гимном России, карта России, карта Краснодарского края, глобус.

Словарная работа: Родина, Русь, Россия, род, родители, родословная, родня, родич, Родень, народ, любить, ценить, уважать, символика, традиция, герб, гимн, флаг, стяг, карта, глобус, географическое положение.


Ход занятия

Воспитатель: Ребята, скажите, как называется страна, в которой мы живем?

Дети: Россия.

Воспитатель: Правильно. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей большой Родине. А народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки. А что такое Родина для каждого из вас?

Дети: Это мой дом, мой город, моя семья, моя мама и я, моя страна.

Воспитатель: Вы правы, ребята, всё это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких частей (моя семья, мой дом, мой город). Давайте вспомним стихи русских поэтов о Родине, которые мы с вами изучили.

Дети: (дети читают полюбившиеся стихи)

Воспитатель: Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день.

Как велика моя земля

Как широки просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса и степь, и горы

Раскинулась моя страна

От севера до юга.

Живём мы в радостном краю

И знать его должны мы.

Страну Российскую свою.

Свой светлый край любимый.

А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру . И, наверное, вы догадались, что она будет называться: «Русь, Россия, Родина моя!». Нам нужно разделиться на две команды и придумать им названия.

Дети делятся на команды.

Воспитатель: Наша игра будет состоять из нескольких этапов. И первый из них – «Географический». Вам необходимо на географической карте Краснодарского края показать места, где вы живёте, где живут ваши родственники.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы! Я вижу, что географическую карту края вы знаете хорошо. А сможете ли вы показать на глобусе, на карте мира нашу страну?

Дети выполняют задание.

Воспитатель: У нас настоящие будущие географы. Молодцы! Второй этап – «Символы нашего Государства». Продолжаем разговор о нашей Родине. Наше Государство называется.

Дети: Россия, Российская Федерация

Воспитатель: Совершенно верно. А чем отличается наше государство от другого?

Дети: Размером, языком, обычаями, традициями, гербом, гимном, денежными знаками, национальными костюмами, культурой, флагом

Воспитатель: Всё правильно. А назовите символы страны.

Дети: Гимн, флаг, герб.

Воспитатель: Гимн Российской Федерации – это музыка русского композитора М. И. Глинки. Сейчас мы прослушаем отрывок гимна России.

(звучит отрывок гимна России все встают)

Дети
 встают

Воспитатель: - Вы правильно сделали, что встали. Любой гимн слушают стоя. А теперь я расскажу вам о других символах страны.

Герб – У нас красивый герб, на нём изображён двуглавый орёл. Орёл символ солнца и небесной силы, бессмертия. Двуглавый орёл на гербе появился очень давно. Внутри герба, на груди орла, расположен герб города Москвы. Георгий Победоносец пронзает копьём дракона. Дракон – это зло, которое есть на земле. Герб – это эмблема государства. Он изображается на всех печатях, денежных знаках и на бумажных, и на металлических, паспортах, документах.

Флаг - Наш флаг состоит из трёх горизонтальных полос. Сверху белое, посредине голубое, внизу красное. Эти цвета символизирует: единство мира, земли и неба. А ещё оно символизирует сотрудничество трёх славянских народов: русских, украинцев, белорусов. (ещё наш флаг называют стягом, триколором, трёхцветным полотнищем).

Воспитатель: Ребята, кто запомнил и может рассказать о символах России?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы дали полные ответы и разъяснения, о символике государства в котором живёте. Молодцы! А сейчас я предлагаю сыграть всем в русскую народную игру «Заря», чтоб и повеселиться и отдохнуть после таких трудных этапов.

Воспитатель : Ребята, а сейчас попробуйте объяснить, что значат слова: Родина, род, родень, родить, родич, родня, родословная.

Дети объясняют значение слов, а воспитатель помогает им, подсказывает.

Родина – это то место, где мы живём; произошло оно от древнего слова «род», которое обозначало группу людей, объединенных кровным родством.

Род – обозначает древнейшего языческого бога славян «Рода».

Родень – главный город племени россов – славян; он назван в честь бога Рода.

Родить – значить появиться потомству; родит и женщина, и зверь, и земля.

Родич – родственник, член рода, одной крови.

Родня – это все родственники и по крови, и по семейным связям.

Родословная – перечень поколений одного рода.

Воспитатель: Надеюсь, всем понятны объяснения. Молодцы! Вы всё правильно запомнили и объяснили.

Берегите Россию,

Без неё нам не жить.

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть.

Нашей правдой и силой.

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию -

Нет России другой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по патриотическому воспитанию "Подвиг дедов помним и чтим"

Сообщение детям начальных знаний о войне. Знакомство с историческим прошлым России. Воспитание патриотических чувств. Закрепление знаний о достопримечательностях родного города....

Конспект занятия по патриотическому воспитанию "Что мы знаем о пионерах-героях"

конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе на тему: «Как наши предки славяне защищали Русь от врагов»

Знакомство детей с первыми историческими фактами образования Руси,  с укладом жизни древних славян. с народными героями - богатырями Ильёй муромцем, Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем....

Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Наша Родина - Россия»

Конспект занятия по патриотическому воспитанию, которое дает детям первые понятия о Родине, о родной земле, вызывает чувство гордости за своих земляков....

Конспект занятия по патриотическому воспитанию

Тема: «С любовью по родному краю» Цель.Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях людей, живущих в Чулыме. Продолжать формировать интерес к своему краю, вызывать чувс...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада, тема занятия «Богатыри земли русской»

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, А...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада, тема занятия «Богатыри земли русской»

Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи ха...