Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования
методическая разработка на тему

Ерофеева Елена Ивановна

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._kopilka.docx50.31 КБ

Предварительный просмотр:

(педагогическая копилка)

        

«Истоки способностей и   дарования  детей – 

 на кончиках их пальцев.  От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие нити - ручейки, которые питают

источник творческой мысли. Другими словами,

чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребёнок»

В.А.Сухомлинский

        Известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживается и в более позднем возрасте отставание может компенсироваться с трудом и не полностью. Для речевой функции таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребёнка. К этому времени в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребёнок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает словарь. Если же в это время речевому развитию ребёнка не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.                                                                                        Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:                                 

  1. Формирование познавательной активности и творческого воображения детей;
  2. Развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения;
  3. Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
  4. Развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.                                                                 

        Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию в образовательной деятельности.                                                                

        М.М. Кольцова в работе «Ребёнок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это означает, что чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев находится неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребёнка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с развитием речи. На протяжении всего раннего детства чётко выступает эта взаимосвязь – по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Следовательно, совершенствование мелкой моторики ребёнка – это совершенствование его речи.                        Для развития мелкой моторики нам не понадобится специальное оборудование, не нужно выкраивать время, можно воспользоваться предметами, которые оказались в данный момент под рукой. Дети любят играть с бытовыми предметами, нужно только направить их фантазию в нужное русло. Обычно дети любят играть, манипулировать с предметами – заместителями, придумывать для них новое применение. Если дать ребёнку обычные бельевые прищепки, то мы увидим, насколько богата его фантазия. А если прищепки окажутся ещё и разноцветными, сколько интересных поделок вы можете сделать вместе со своим малышом. Но для этого необходимо проявить немного творчества.                Рисование на песке и крупах очень нравится детям. На подносе ровным слоем насыпан песок или крупа (манка, пшено, гречка, рис и др.). Дети кончиками пальцев, ладошками, кулачками рисуют разные рисунки по образцу или словесной инструкции, инсценируют стихи или песенки, выкладывают узоры из камней.         Для пальчиковых игр подойдут:                                          1. Мячи (каучуковые, колючие, рифлёные, плюшевые, самомассаж шариком Су-джок);

2. Верёвки капроновые плетёные (диаметром 3-6 мм) – для завязывания узлов и для перебирания уже завязанных узлов пальцами;                                                                        3. Прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;                              4. Щётки для волос, зубные щётки, коврики «Травка» - для массажа и самомассажа ладоней;                                                                                         

 5. Платочки;                                                                                                          6. Бигуди;                                                                                                                                         7. Счётные палочки;                                         8. Резиночки для волос.                                                        

        Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настроению, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

Игры с массажным мячиком

Разминка № 1

Ручки, ручки, просыпайтесь.

Пальчики, пальчики, просыпайтесь.

Головка, головка, просыпайся.

Животик, животик, просыпайся.

 Ножки, ножки, просыпайтесь.

О. Крупенчук

Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями. Катают мячик по каждому пальцу правой и левой рук. Катают мячик круговыми движениями по голове. Катают мячик круговыми движениями по животу. Катают мячик по правой, а затем по левой ноге.

 

Разминка № 2

 Мячик сильно посжимаю и ладошку поменяю.

«Здравствуй, мой любимый мячик!» — Скажет утром каждый пальчик.

 Раз, два, три, четыре, пять.

Крепко мячик обнимает, никуда не выпускает.

Только брату отдает: Брат у брата мяч берет.

О. Крупенчук

Дети крепко сжимают мячик поочередно в одной и в другой ладони. Дети крепко сжимают мячик поочередно в одной и в другой ладони. Крепко сжимают мячик поочередно в одной и в другой ладони. Поочередно передают мячик из одной руки в другую руку

 

Бежит ежик по дорожке

Бежит ежик по дорожке,

 У него кривые ножки,

Весь иголками оброс, —
Жалко ежика до слез.

К Шефер

Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями

 

Веселые прыжки

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.

Никогда не плачут,

Вместе с нами скачут.

 Александрова

Дети берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руки

 

Наши ручки

Это ручка — правая.

 Это ручка — левая.

Я на мячик нажимаю и зарядку делаю.

Будет сильной правая.Будет сильной левая.

Будут ручки у меня ловкие, умелые.

О. Крупенчук

Дети крепко сжимают мячик в правой руке. Крепко сжимают мячик в левой руке. Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки. Крепко сжимают мячик в правой руке. Крепко сжимают мячик в левой руке. Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

 

Ходит ежик без дорожек

Ходит ежик без дорожек

По лесу, по лесу

И иголками своими

Колется, колется.

А я ежику-ежу

Ту дорожку покажу,

Где катают мышки

Маленькие шишки.

О. Крупенчук

Дети катают мячик в руках, делая
движения вперед-назад, вправо- влево между ладонями. Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки. Мячик держат в левой руке и скатывают его с правого плеча в ладонь правой руки, затем меняют руки. Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

Самомассаж шариком Су-джок.

1, 2, 3, 4, 5!                                                                                                                  Буду шарик я катать,                                                                                                 По ладошке прокачу                                                                                               И ее пощекочу.                                                                                                    Шар по кругу я катаю                                                                                                 И ладошку разминаю.                                                                                                  И по пальцам прокачу                                                                          Каждый я пощекочу.                                                                                        Вверх-вниз, вверх-вниз,                                                                                              Шар по пальчику катись.                                                                           Сильно шарик я сожму,                                                                                         Подержу и разожму.

Игры с крупными бигуди

Загудел паровозик

Загудел паровоз

И вагончики повез

«Чу-чу-чу-чу-чу! Далеко я укачу!»

Дети катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки держат перед собой.

Поезд и самолет

Поезд песенку поет: «Ту-ту-ту-у-у-у-у-у!»

Улетает самолет

В высоту: «У-у-у-у-у-у-у-у!»

Э. Мошковская

Катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки держат перед собой. Катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки направляют вверх над головой.

 

Пароход плывет по речке

Пароход плывет по речке,

Из трубы дымят колечки.

Ту-ту-ту-у-у-у-у!

А. Барто

Катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки держат перед собой

Игры с прищепками

Гусенок

Вот проснулся,

Встал гусенок,

Пальцы щиплет он спросонок:

— Дай, хозяйка, корма мне раньше, чем моей родне.

О. Крупенчук

Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог — от большого пальца к мизинцу.

 

Гусь крикливый

Гусь крикливый,

С длинным носом,

Шея словно знак вопроса.

Гусь идет гулять в луга

И гогочет: «Га-га-га!»

Е. Янушко

Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог — от большого пальца к мизинцу

 

Самомассаж ладоней щёткой для волос или пластмассовым ковриком «Травка»

На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения – к себе.                                                Гладит мама-ежиха ежат:                                                        «Что за пригожие детки лежат!»

Игры с резинками для волос

1-й вариант

Растягивание текстильной резинки поочерёдно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала ведущей рукой.

2-й вариант

Кисти рук ребёнка соединены в запястьях. Взрослый надевает резинку поочерёдно на указательные, средние, безымянные пальцы, мизинец ребёнка. Ребёнок растягивает резинку пальцами, не разводя кисти рук (взрослый помогает удерживать кисти рук ребёнка в исходном положении).

Самомассаж зубной щёткой

Плывёт зубная щётка,                                                                       Как по морю лодка,                                          Как по речке пароход,                              По пальчикам она идёт!                                                                             А. Дорогавцева                                                                                Дети берут в руки зубную щётку Растирают щеткой подушечки пальцев правой руки, затем левой руки, начиная с большого пальца И заканчивая мизинцем.

Игры с платочками.

Тесто

Месим, месим тесто!                                                                                  Есть в печи место!                                                                                                        Будут, будут из печи                                 Булочки и калачи!                                                                                     Дети берут платочек за два уголка и пальцами обеих рук собирают платочек в обе ладони.

        Прятки

Пальчики играли в прятки,                                                                Ловко прятались в кроватке.                     Вот так, вот так,                                         Ловко спрятались в кроватке.                                                                 А. Савушкина                                                                                Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Пальцы обеих рук собирают платочек в обе ладошки.

Клювы

Клювов длиннее                                                                            Не видывал я,                                                                                Чем клювы у цапли                                                                        И журавля!                                                                                                  О. Крупенчук                                                                        Ребёнок собирает разложенные на столе счётные палочки одноимёнными пальцами – от указательных к мизинцам – и удерживает их до тех пор, пока не соберёт все четыре «клюва». На каждую строчку осуществляется по одному взятию палочки.

Игры с бусами

Бусы                                                                                        Дома я одна скучала,                                 Бусы мамины достала,                               Бусы я перебираю,                                                      Свои пальцы развиваю.                                                                        О. Крупенчук                                                                                Дети перебирают бусы в руках, считают бусины в прямом и в обратном порядке.

Литература

1.   Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

2.   Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

3.   Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.

4.   Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. Игры с прищепками: творим и говорим. – М.: ТЦ Сфера, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам,взрослым,но и к детям: неуклонно растёт объем знаний, который нужно им передавать.Речевые области головного мозга человека...

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. В.А. Сухомлинский О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно давно,...

Консультация-практикум для родителей. Тема: Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.

В данной консультации родителям предлагаются нетрадиционные упражнения для занятий с детьми по развитию  мелкой моторики рук с использованием бытовых предметов....

Проект "Игры на развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования"

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев». В. А. Сухомлинский       ПРОЕКТ «ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ...

Игры на развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.

Дети очень любят играть! Порой обычный предмет бывает привлекательннее дорогой игрушки, а пользы намного больше. Вот что я использую в работе с детьми......

ПРОЕКТ «ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ»

Цель: Развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов. Задачи: ·       Формирование познавательной акти...

Педагогический проект « Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».

Если начать развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста посредством игр, с использованием нестандартного оборудования, то  процесс формирования речи будет более эффективен ....