Роль танцевально-ритмических занятий в развитии детей
учебно-методический материал на тему

Рашкуева Елена Васильевна
Дети дошкольного и младшего школьного возраста владеют естественной грацией и свободой тела. Всё своё поведение они проявляют через движение. Чем младше ребёнок, тем больше степеней свободы и лёгкости имеет его тело.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_tantsevalno-ritmicheskih_zanyatiy_v_razvitii_detey.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
                  г. Новосибирска «Детский сад №373 комбинированного вида «Скворушка»

Роль танцевально-ритмических занятий в развитии детей

Рашкуева Елена Васильевна

Музыкальный руководитель

Любите малое дитя

С терпеньем и вниманьем –

Как знать? Оно у нас в гостях,

И близится прощанье.

(У. Лэнгфорд, Д. Бейтсу).

Хореография – это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях хореографией дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает образное мышление, побуждает к творчеству.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста владеют естественной грацией и свободой тела. Всё своё поведение они проявляют через движение. Чем младше ребёнок, тем больше степеней свободы и лёгкости имеет его тело. Детские психологи говорят о том, что изначально почти всю информацию об окружающем мире ребенок получает через телесные ощущения, «поэтому на разных участках тела имеются зоны, «запоминающие» на всю жизнь положительные и отрицательные отпечатки его общения с миром».

Мы легко можем проследить взаимосвязь психосоматического состояния и тела ребёнка: тревожный, неуверенный в себе ребёнок уже к 5-ти – 6-ти годам выглядит сутулым, часто болеет.

Ребёнок через сказки, уже к 3-х летнему возрасту может видеть и усваивать элементы причинно-следственных связей, поэтому внутреннее состояние ребенка во многом зависит от того, какую историю он будет проживать на занятии (в нашем случае во время танцевальной деятельности). Какую историю, сказку взрослые предложат ребёнку? Что запомнит его тело?

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивный рост и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.

В наш век технического прогресса, массовой автоматизации, компьютеризации, внимания к телевидению и многое другое способствуют ограничению двигательной активности детей. И как результат, появление различных функциональных отклонений у современного подрастающего поколения.

Учёные, исследовавшие эту проблему, пришли к единому мнению: малоподвижный образ жизни приводит к мышечному голоданию, гиперемии, переходящей со временем в различные физические и психические отклонения. Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни.

Традиции отечественного дошкольного образования, комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, разработанных в программе «От рождения до школы» показывают пути успешности воспитания и образования детей. Одним из таких решений, можно считать занятия детей танцами.

В дошкольном детстве все дети танцуют, кто-то более умело, кто-то от хорошего настроения. Когда мы приходим в танцевальную студию, кружок, то ребенок уже должен двигаться, в соответствии с музыкальным произведением. И это первое, что следует неуклонно соблюдать на протяжении всего времени занятий. Движения должны вытекать из музыки, согласовываться с ней, отражая не только ее общий характер, но и конкретные средства выразительности. В сочетании образного слова, музыки и движения, развивается детское воображение, ребенок точнее передает характер музыкального произведения, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность не только в исполнительском деле, но и уверенность в себе.

В возрасте 6-7 лет дети уже сравнительно хорошо управляют своими движениями, их действия под музыку более свободны, легки и четки, они без особого труда используют танцевальную импровизацию. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные особенности.

Дети могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со сменой частей музыкального произведения со вступлением. Детям доступно овладение разнообразными танцевальными движениями.

Одной из важных характеристик танца, значение которой велико при работе с детьми, это сюжет танца. Только танец – игра, сказка, на мой взгляд, поможет стимулировать самовыражение ребёнка, определять его психологическое и душевное состояние. Предложенным сюжетом мы можем задавать ребёнку направленность на развитие общительности, взаимопомощи, дружбы, решать ряд задач коррекционного характера.

Немаловажен рисунок танца. 

Рисунок танца не может существовать сам по себе, он соотносится с лексикой хореографического произведения. Рисунок танца рождается на основе музыкального произведения и развивается в ходе развития музыки – «ткётся ткань» происходящего события.  

Танцевальные движения также должны поддерживать общую концепцию танцевальной композиции. Использование большого количества разнообразных элементов в одном танце делает его тяжелым, затянутым. Детские танцы, исполняемые детьми, должны быть прежде всего, интересными и доступными.

Также необходимо создавать ситуацию успеха. Если давать малышам очень сложный материал, то возникает большая вероятность того, что у детей движения не будут получаться. Это их пугает. Ребёнок откажется посещать занятия. Здесь как нельзя кстати работает принцип от простого к сложному. Сложные комбинации нужно разбирать постепенно, небольшими составными элементами, проучивать их в медленном темпе, под счёт.  Обязательно хвалить даже за самую малость, за самое небольшое достижение. Тогда ребенок будет чувствовать себя счастливым, и будет ещё активнее стараться.

Мы, взрослые, должны создавать все возможные условия для целостного духовно-нравственного воспитания детей. Только исходя из любви к детям и к своему делу, воспитательно-образовательная работа будет направлена на развитие и становление личности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактиктической игры в сенсомоторном развитии детей с задержкой психического развития

В данной работе раскрывается значение дидактической игры в коррекционно-воспитательном  процессе с детьми с задержкой психического развития, в частности в сенсомоторном развитии....

Доклад на тему «Роль творческих физкультурных занятий в развитии физических качеств у детей дошкольного возраста»

Данный материал содержит описание опыта работы по использованию различных творческих физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста....

Роль танцевально-ритмических движений в укреплении здоровья дошкольников.

Что развивает.Чему способствует.На развитие каких качеств ребёнка направлена....

Роль слушания классической музыки на занятиях в развитии детей раннего возраста

Авторами предлагается творческое решение проблемы "Роль слушания классической музыки на занятиях в развитии детей раннего возраста.Практические рекомендации включают модель перспективного планиро...

Роль музыки на занятиях по развитию речи дошкольников

На музыкальных занятиях процесс развития речи происходит наиболее активно, так как ребята поют, развивая не только голосовой, но и речевой аппарат — они учатся четко произносить слоги и сло...

Статья на тему: "Роль дидактической игры в сенсомоторном развитии детей с задержкой психического развития"

Основной формой воздействия на ребёнка в дошкольных образовательных учреждениях, в группах для детей с задержкой психического развития (ЗПР) являются организованные занятия, в которых ведущая роль при...

Применение занятий по развитию танцевально-ритмических движений как средство развития гендерной культуры детей дошкольного возраста

Влияние применения занятий по развитию музыкально-ритмических движений как эффективного средства развития гендерной культуры детей дошкольного возраста...