Применение занятий по развитию танцевально-ритмических движений как средство развития гендерной культуры детей дошкольного возраста
консультация по музыке (старшая, подготовительная группа)

Кошманова Софья Евгеньевна
Влияние применения занятий по развитию музыкально-ритмических движений как эффективного средства развития гендерной культуры детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernaya_kultura.docx28.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Влияние применения занятий по развитию музыкально-ритмических движений как эффективного средства развития гендерной культуры детей дошкольного возраста

Танец – это один из наиболее древних и универсальных искусств,

способный воздействовать на человека на уровне эмоций, физического развития и психологии.

Климов А.А. писал следующим образом: «Танец – это яркое, красочное

творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его многовековой многообразной жизни». В танце люди поклонялись богам, показывали, насколько успешной была охота, воспевали традиционные для своего народа ремесла. В нем демонстрировалась вся жизнь человека и связь поколений. Передаваемые посредством танца традиции народа несли в себе воспитательное начало для будущих поколений. В танце учили уважать старших, быть внимательным к окружающим тебя людям. Девушек наставляли быть нежными и грациозными, а юношей быть сильными, смелыми, ловкими и отважными. Все эти ценности сохранились в танце и по сей день.

Дети дошкольного возраста находятся в особо важный период своего

развития, когда формируются ключевые черты личности, а также представления о себе и окружающем мире. Участие мальчиков и девочек в танцевальных занятиях может помочь им освоить определенные социокультурные нормы, связанные с ролевыми стереотипами. Танец учит детей выражать свои эмоции и чувства через движение, что способствует развитию их эмоционального интеллекта: это может стать способом выразить радость, грусть, волнение или любые другие чувства, что важно для развития и поддержания внутреннего благополучия. Кроме того, занятия танцами могут способствовать улучшению самооценки и уверенности у детей - успешные выступления на танцевальных площадках, признание педагогов и родителей, умение овладевать новыми танцевальными навыками, помогает детям почувствовать уверенность в себе и своих возможностях. Это, в свою очередь, формирует позитивное отношение к себе и способствует возникновению желания к дальнейшему саморазвитию.

В последнее время, гендерный подход начинает активно использоваться в

системе образования на самых различных уровнях, но, необходимо заметить, что этот вопрос, в условиях хореографического искусства, остается мало освященным. В различных зарубежных и отечественных изданиях выпускаются лишь небольшие статьи, направленные на рассмотрение полоролевого вопроса.

В своей статье, связанной с гендерным воспитанием в балетном

образовании, Попов А.Д. говорит, что в условиях игнорирования закономерностей развития пола воспитание не достигает своих целей. Говоря о необходимости гендерного воспитания в хореографии, с чем нельзя не согласиться, он затрагивает только балетное искусство, не беря во внимание другие области хореографического искусства. Таким образом, изучение гендерного аспекта воспитания в широкой танцевальной деятельности является одной из самых актуальных тем.

Искусство хореографии является многогранным и полифункциональным

видом, которое способствует разностороннему развитию личности. Каждый вид танца по-своему уникален и эффективен в вопросе правильного восприятия своей социальной роли в обществе, т.е. гендерной идентификации.

Существуют некоторые особенности творческих способностей девочек и

мальчиков в контексте танцев:

- Девочки: часто отличаются своей более изящной и грациозной

манерой, способностью к более тонкому и эмоциональному выражению через танец; склонны к использованию мягких и плавных движений, уделяют больше внимания мелодичности и эстетичности в своих постановках; часто предпочитают балет, современные танцы, хип-хоп, латиноамериканские танцы и другие стили, которые подчеркивают их элегантность и женственность.

- Мальчики: могут проявлять большую силу и динамику в своих

танцевальных выступлениях, акцентируя внимание на мощных движениях и технике; часто проявляют экспериментальность и агрессивность в своих выступлениях, предпочитая более динамичные и сильные танцевальные связки; часто, с большей охотой, интересуются уличными танцами, хип-хопом, ломаным танцем, брейк-дансом и другими стилями, которые позволяют им проявить свою силу и энергию.

Однако важно помнить, что эти различия в творческих способностях девочек и мальчиков в танцевальной деятельности являются скорее общими наблюдениями и не должны ставить ограничений на творческое самовыражение каждого ребенка. В конечном итоге, главное - поддерживать интерес к танцам у всех детей, помогая им развивать свой талант и уникальные способности в этой области.

Танцевальная деятельность способствует развитию таких качеств

личности, как исполнительность, творческое мышление, самовыражение, уверенность в себе и уважение к другим. Через участие в танцевальных занятиях дети учатся выражать свои эмоции, улучшают координацию движений, развивают музыкальный слух, что позволяет детям раскрывать свой внутренний мир и показывать свою уникальность, а также, ребята могут изучать традиционные роли мужчин и женщин в обществе, осваивать социокультурные стереотипы, развивать гибкость в мышлении и поведении.

В процессе танцевальной деятельности дети изучают разные стили

танцев, которые могут быть связаны с определенными гендерными ролями, но также могут преодолевать эти рамки и позволять каждому ребенку самовыражаться без ограничений.

Гендер – это один из важных и центральных моментов

хореографического искусства и психологии творчества. В настоящее время, подавляющее большинство детских коллективов существуют практически без мальчиков, в том числе и потому, что образовательный процесс строится без учета гендера. Мужские роли исполняют девочки, что негативно сказывается на их социальной адаптации в обществе, а мальчики на занятиях не реализуют своих мужских качеств. В этой ситуации роль педагога несоизмеримо возрастает и требует от него особого подхода к обучению, чтобы удержать стремление мальчиков к занятиям танцевальными видами деятельности.

Стоит отметить, что занятия танцами способствуют социальной

адаптации: в процессе коллективных занятий дети учатся сотрудничать друг с другом, следовать инструкциям педагога, общаться в группе. Это помогает им развивать навыки общения, толерантности, уважения к другим и умение работать в команде, что важно для формирования здоровых гендерных отношений.

Помимо формирования личности, танцы могут оказывать положительное

влияние на различные аспекты развития детей. Например, способствуют развитию физических способностей – улучшению координации движений, развитию гибкости, силы и выносливости и, кроме того, обогащают детей культурно и расширяют их кругозор: они знакомятся с различными стилями танцев, музыкой, культурой разных народов, что способствует формированию толерантности и уважения.

Танцы нередко ассоциируются с определенными стереотипами по

гендеру – например, балет часто ассоциируется с девочками, а хип-хоп с мальчиками. Такие стереотипы могут ограничивать разносторонний развитие личности ребенка и формирование его индивидуальности, поэтому важно создавать условия для того, чтобы дети в своем танцевальном опыте могли познакомиться с различными стилями танца, независимо от их пола. Деятельность такого плана может помочь разрушить стереотипы о том, как должны выглядеть и вести себя мальчики и девочки. Для девочек танец может стать способом проявления силы, самовыражения и независимости, а для мальчиков - возможностью освоить гибкость, грацию и эмоциональную открытость.

Важно преодолевать гендерные барьеры и способствовать развитию

личности ребенка без ограничений стереотипов. Таким образом, при организации занятий танцами с детьми дошкольного возраста следует создавать атмосферу равенства и поддерживать индивидуальный выбор каждого ребенка в том, какой стиль танца ему ближе. Для этого важно обеспечить разнообразие танцевальных жанров и стилей, а также давать детям возможность свободно и творчески выражать себя через танец.

Танцевальная деятельность, безусловно, является одним из лучших

подходов в вопросах воспитания и развития детей, но наряду с тем, что она имеет огромное положительное влияние, также стоит учитывать и негативные стороны: некоторые виды танцевальных движений, при неправильном их выполнении, могут быть крайне травмоопасны; в некоторых случаях дети могут особенно сильно ощущать давление и конкуренцию, в связи с желанием достижения наиболее высоких результатов; регулярные занятия могут потребовать много времени и усилий, что может ограничить свободное время и влиять на учебную и личную жизнь ребенка.

Для того чтобы минимизировать нежелательные аспекты, следует

обеспечить разнообразие в занятиях, учитывать возрастные и индивидуальные особенности и каждого ребенка, а также поощрять здоровую атмосферу сотрудничества и творчества. Это поможет детям получить максимальную выгоду от занятий танцами, развить свои способности и умения, а также с удовольствием проводить время, а для педагогов это станет одним из самых лучших инструментов воспитания подрастающего поколения. Исходя из этого, можно сделать вывод, что важно учитывать, как положительные, так и негативные стороны этой деятельности и подходить к ней сбалансированно.

Успешное решение такой многоаспектной проблемы, как развитие

гендерной культуры, может быть реализовано, если в качестве теоретико-методической основы выступит интеграция гендерного и кластерного подходов, способствующая реализации ведущих трендов в современном дошкольном образовании, в комплексе с танцевально-двигательной деятельностью. Специфика гендерно-кластерной методики заключается в том, что внимание педагога акцентируется на организации художественно-творческой деятельности с учетом гендерных особенностей детей и их соответствующих поведенческих характеристик. Реализация методики предполагает следующие этапы: введение соответствующей образовательной информации (показ движений, разучивание танцев), организацию самостоятельной деятельности детей (свободная, импровизационная), анализ полученных результатов и возможная коррекция развития гендерной культуры детей.

Эффективность такого подхода развития гендерной культуры детей

старшего дошкольного возраста на занятия по развитию танцевально-ритмических навыков возможна лишь при условии, что педагог будет обладать не только знаниями в области гендерной педагогики, но современными педагогическими технологиями гендерного и танцевального образования и воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Игра как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста».

Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, ловкость, дисциплинированность, умени...

Консультация для педагогов - Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...

Презентация Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...

Психополовое развитие и основы гендерной культуры детей дошкольного возраста

Требованием времени, стало новое прочтение и новое понимание образовательного опыта выдающихся гуманистов - педагогов. А.Макаренко считал, что "воспитание девочки или мальчика - это прежде всего форми...

Художественная литература как эффективное средство формирования правовой культуры детей дошкольного возраста

Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. ...

Спортивные праздники и развлечения как эффективное средство развития основных видов движений и совершенствования двигательных качеств у детей дошкольного возраста

Повышение уровня жизни и сохранение здоровья населения нашей страны, формирование основ физической культуры, приобщение к спорту взрослых и детей относятся к задачам, решение которых контролируется на...

Спортивные праздники и развлечения как эффективное средство развития основных видов движений и совершенствования двигательных качеств у детей дошкольного возраста

Повышение уровня жизни и сохранение здоровья населения нашей страны, формирование основ физической культуры, приобщение к спорту взрослых и детей относятся к задачам, решение которых контролируется на...