Совершенствование связной речи у детей дошкольного возраста.
консультация (старшая группа) на тему

Одной из основных задач, стоящих перед воспитателем является совершенствование связной речи у детей. Научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни – вот цели, которые ставит перед собой воспитатель. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.

         Работа по развитию связной речи ведётся по следующим направлениям: обогащение словарного запаса; обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов; разучивание стихотворений; отгадывание загадок.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совершенствование связной речи у детей старшего дошкольного возраста

         Одной из основных задач, стоящих перед воспитателем является совершенствование связной речи у детей. Научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни – вот цели, которые ставит перед собой воспитатель. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.

        Работа по развитию связной речи ведётся по следующим направлениям: обогащение словарного запаса; обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов; разучивание стихотворений; отгадывание загадок.

                                Словарная работа.

        Основной задачей словарной работы является уточнение имеющегося словаря и его обогащение. Дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться. Среди многочисленных приёмов словарной работы можно выделить следующие:

  1. Показ и называние нового предмета (и его признаков) или действий. Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета. Новое слово обязательно проговаривается хором и индивидуально. Для лучшего понимания и запоминания данное слово включается в знакомый ребёнку контекст.
  2. Объяснение происхождения данного слова (хлебница – посуда, в которой хранят хлеб).
  3. Употребление расширенного значения уже известных словосочетаний (громадный дом – очень большой дом, тот, который выше всех других домов).
  4. Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих («Это забор высокий или низкий?»), а затем требует самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию. Необходимо также обучать детей и самостоятельной постановке вопросов.
  5. Подбор названий предметов к действиям и названий действий предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов.
  6. Распространение предложений путём введения обстоятельств причины, следствия, условия и цели.
  7. Составление предложений по опорным словам.

                        

                                Обучение рассказыванию.  

        Обучение рассказыванию занимает большое место в общей системе занятий по развитию речи. Первые небольшие рассказы детей должны быть связаны со знакомой наглядной ситуацией. Например, воспитатель даёт задание: «Подойди к столу, возьми красный шар и синий мяч». Обращаясь к детям, он спрашивает: «Что можно сказать про Колю, что он сделал?» - «Коля подошёл к столу и взял красный шар и синий мяч». Постепенно задания усложняются: дети должны запомнить и совершить большее число действий, а затем точно рассказать о последовательности их выполнения. При этом, когда ребёнок рассказывает, остальные дети внимательно слушают его рассказ, исправляя ошибки и неточности. В самом трудном варианте задания, указания воспитателя слышит только один ребёнок, который молча выполняет инструкцию. Дети внимательно следят за действиями товарища и затем подробно рассказывают об увиденном. Составление таких рассказов по демонстрируемым действиям является 

Неотъемлемой частью работы по развитию у детей связной речи.

        Рассказы-описания.

Процессу обучения детей различным видам рассказов-описаний предшествует большая работа по сравнению предметов. Сравнение активизирует мысль детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов, способствует повышению речевой активности. Во время занятия сравниваемые предметы (или картинки) обязательно находятся перед глазами ребёнка. Сначала дети должны определить различия между предметами по их характерным признакам, так как для дошкольника эта задача более лёгкая, а затем перейти к описанию сходных признаков.

        Обучение детей описанию предметов проводятся при прохождении каждой лексической темы. Навык описания предметов полезно закреплять в ходе выполнения продуктивных видов деятельности (лепка, рисование, конструирование).

        Рассказы по серии сюжетных картинок.

        Рассказы по картинкам имеют большое значение для развития навыков самостоятельной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.

  Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь    имеет    основные...

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар – практикум   «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...

Виды работы педагогов по развитию и совершенствованию связной речи у детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст–период быстрого обогащения словаря. Его рост напрямую зависит от условий жизни и воспитания....