Построение партнерских взаимоотношений музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС.
учебно-методический материал на тему

Шведова Ольга Владиславовна

Итоговая аттестационная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsionnaya_rabota.docx84.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Итоговая аттестационная работа

                       на тему:

«Построение партнерских взаимоотношений музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС»


Содержание.

Введение

Глава  I.   Теоретические основы проблемы…………………………стр.5

     1.1  Анализ современных программ................................................стр.7

Глава  II.   Практическая часть...........................................................стр. 15

Глава  III.   Заключение.......................................................................стр. 30

Список литературы..............................................................................стр. 33

Приложение..........................................................................................стр. 35


Введение

Одной из задач современного дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. (п. 1.6 ФГОС ДО)

В Законе об образовании (статья 64, п.3) говорится: "Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования, имеют право на получение методической. психолого-педагогической. диагностической и консультативной помощи, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях".

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования в качестве основного принципа определено содействие и сотрудничество детей и взрослых, сотрудничество специалистов ДОУ с семьей. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности, он писал: "В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей". Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества .

Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности.

Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития (23, с. 64).

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Придать дошкольному учреждению открытость значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.

Важным аспектом моей  работы является создание единого образовательного пространства с учетом изменения позиции родителей из «сторонние наблюдатели» в позицию «активные участники» в процессе музыкального развития детей.

Перед написание своей выпускной работы, я поставила перед собой следующие задачи:

  • Изучить современные подходы по повышению компетентности родителей в музыкальном развитии детей.
  • Проанализировать программы по этому вопросу.
  • Описать свой опыт работы.
  • Оценить результативность работы.

ГЛАВА  I.   ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Они должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. фото

Правильное воспитание во многом определяется семьёй, тем, как родители относятся к своим детям, какие ставят перед собой цели воспитания.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Педагоги понимают, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Ученые педагоги занимаются проблемой вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада, налаживание взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.

Исследования Л. С. Выготского, Л. С. Лисиной показали, что существенным фактором, влияющим на благополучие ребенка. является семья и главным образом качество общения ребенка с родителями.

Т. Н. Доронова считает, что от семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий; ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.

За необходимость оказания родителям педагогической помощи выступали такие педагоги, как Е. А. Аркин, Л. И. Красногорская, Д. В. Менджерицкая, Е. И. Радина, А. В. Суровцева, Е. А. Флерина и др.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Детский сад сегодня находиться в режиме развития, а не функционирования, представляет собой мобильную систему, быстро реагирующую на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.

Признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.


1.1 Анализ современных программ.

Нормативной правовой основой для составления основных образовательных программ дошкольных образовательных  организаций с учетом примерных служит Закон «Об образовании в Российской Федерации».  В Федеральным Законе   содержатся положения о    различных видах программ,  разъясняются функции образовательных  программ, дается   четкое представление о  требованиях  к  их  структуре и порядку разработки.

Термин «программа» греческого происхождения,  в переводе с греческого  он означает, предварительное описание предстоящих событий или действий. Являясь составной частью учебно-методической документации, программа выполняет  функцию   информирования  всех участников образовательных отношений о содержании  и планируемых результатах образовательной деятельности, а также служит  основанием для   планирования образовательного процесса.

Впервые понятие «образовательная программа» вошло в педагогическую практику после принятия Закона РФ «Об образовании».  В новом законе  «Об образовании в Российской Федерации» ст. 2 ч. 9 под образовательной программой понимается «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных

настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов».  Таким образом,  она является основным инструментом нормирования и планирования  образовательного процесса в организации.

Кроме того, ФГОС ДО однозначно указывает на необходимость выстраивания планомерной, систематической работы дошкольной организации с семьями для гармоничного развития детей.

При этом важно понимать, что признание приоритета семейного воспитания (а это утверждает и Семейный кодекс, и новый Закон об образовании в Российской Федерации) потребует совершенно иных отношений семьи и детского сада. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие» и предусматривают общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать, и осуществление совместной деятельности детского сада и семьи по воспитанию, обучению и развитию детей.

С этой точки зрения, цель детского сада — сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Основные образовательные программы.

Программа "Детство" (под редакцией Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой)

Цель программы — создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Одной из задач программы является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Одним из важных принципов технологии реализации программы «Детство» является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. При этом сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников.

В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся тематические родительские собрания и «круглые столы», семинары, мастер-классы, организуются диспуты, создаются библиотеки специальной литературы в каждой группе ДОО.

В программе четко прописаны задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников по возрастным категориям детей и указаны направления взаимодействия педагога с родителями

Программа "Успех" (под редакцией Н.Ф. Фединой)

Программа направлена на решение задач:

формирования общей культуры, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, развития их физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, в том числе предпосылок учебной деятельности; сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного периода жизни человека; равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка и социального статуса; равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; формирования социокультурной среды дошкольного детства, объединяющей семью, в которой ребёнок приобретает свой главный опыт жизни и деятельности, и все институты вне семейного образования в целях разностороннего и полноценного развития детей; развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка; преемственности дошкольного и начального уровней общего образования.

 «Успех» — Программа сотрудничества семьи и ДОО. Один из основных принципов её построения — комплексно-тематический, или событийный, предполагает: с одной стороны, включённость ребёнка в событийную основу жизни ближайшего социума, ДОО, собственной семьи (празднование значимых событий и подготовка к ним — объединяющее начало); с другой стороны, включённость родителей в событийную основу реализации Программы (родители охотно участвуют в том, что им понятно,

близко, что позволяет поддерживать сложившиеся традиции и «времён

связующую нить»).

Но совместное с родителями проведение мероприятий Программы —

это только первый, хотя и очень важный, залог «Успеха»! Назовём его

необходимым, но не достаточным условием.

Настоящее сотрудничество родителей и ДОО — это совместная, соразделённая реализация основного содержания Программы по принципу: ДОО начинает — семья продолжает. И наоборот: то, что «открыто»

ребёнком в семье, должно стать «открытием» всей группы ДОО.

Роль ДОО в процессе реализации Программы может меняться: детский сад выступает в роли иногда консультанта, иногда исполнителя

(например, воли семьи), иногда аниматора (массовика-затейника) и др.

Главное, ДОО — стратегический партнёр семьи в течение первых семи

лет жизни ребёнка. Семья — самый надёжный тыл каждого маленького

человека, нуждающегося, особенно в первые семь лет своей жизни, в помощи и поддержке взрослых.

В программе даны советы семье по реализации содержания Программы в домашних условиях и советы дошкольной образовательной организациио принципах взаимодействия с семьёй. Например: создавать ситуации, способствующие возникновению чувства единения, радости, гордости за результаты общего труда, дела; полноценно общаться с ребенком; обеспечить разнообразие социальных впечатлений и эмоций ребёнка.

"Радуга" (ред. Е. В. Соловьевой)

«Партнерство с семьей строится на основе взаимного уважения и добровольности.»

Цель взаимодействия с семьей - сделать родителей активными участниками образовательного процесса, оказав им помощь в реализации ответственности воспитание и обучения детей.

Одними из задач по работе с семьей являются:

  • учить родителей разнообразным формам организации досуга с детьми в семье;
  • создавать ситуации приятного совместного досуга детей и родителей в ДОО; условия для неформального, доверительного общения педагога с родителями.

В связи с этим программа выделяет следующие направления взаимодействия дошкольной организации с семьями воспитанников:

  • обеспечение постоянной содержательной информации о жизни детей в детском саду
  • предоставление родителям возможность, больше узнать об особенностях развития ребенка;
  • создание ситуации приятного совместного досуга с участием семей детей;
  • создание условий для реализации творческого потенциала семьи в организации жизни детей в детском саду.

В программе перечислены возможные формы сотрудничества с родителями и содержание работы по данным направлениям с учетом предлагаемых форм.

Парциальные программы

Программа «Камертон» Э. П. Костиной 2004 года, представляет для нас больший интерес, поскольку охватывает ранний возраст, а также тесно переплетается с комплексной программой развития «Кроха».

Цель программы – разностороннее и полноценное музыкальное образование (развитие, воспитание, обучение) детей от рождения до семи лет, соответствующее их возрастным возможностям.

Она разработана на основе теоретических положений отечественной школы музыкального воспитания дошкольников, основоположником которой признанно в России считается Н. А. Ветлугина. Это теоретические положения о художественно-образной основе музыкальной деятельности дошкольников; о взаимосвязи обучения и творчества в музыкальном воспитании.В каждой возрастной ступеньке выделены основные разделы: характеристика возрастных возможностей, с подразделением на общее и музыкальное развитие, задачи и показатели развития. Помимо этого даны рекомендации, адресованные родителям, при использовании программы в домашних условиях.

Программа «Ладушки» 1998 года. Авторы: И. Каплунова, И. Новоскольцева ориентирована на возраст от трех лет. Цель программы – музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов). Основная задача программы – введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Основные методические принципы: создание непринужденной обстановки [6,4], целостность подхода в решении педагогических задач, соотнесение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем.

Программа «Музыкальные шедевры» О. П. Радынова

Программа по слушанию музыки ориентирована на возраст детей от трех до семи лет.

Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста, учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада. Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики.

В программе осуществляется взаимосвязь познавательной, ценностно-ориентационной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры.

В разделе методических рекомендаций автор рассматривает много общих положений о музыкальности вообще. О музыкальном мышлении дошкольника, об интонации музыкальной и речевой, о восприятии. Также анализируются методы формирования основ музыкальной культуры детей: словесный, наглядный, практический.

Программа Т. Н. Сауко и А. И. Бурениной «Топ, хлоп, малыши».

Данная программа предполагает музыкально-ритмическое развитие детей 2-3 лет.

Цель программы – воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Программа интересна наличием разнообразных музыкально-ритмических композиций, которые объединены в циклы по принципу усложнения заданий и разнообразия движения. Все игровые упражнения систематизированы в строгой последовательности и адаптированы именно для раннего возраста. Репертуар лежащий в основе – это пляски, песни с движением или игры с движением советских авторов Е. Тиличеевой, Т. Бабаджан, Е. Макшанцевой и других. Пожалуй, наиболее интересным для нас является привлечение родителей к участию в детских праздников, поэтому программа может являться большим подспорьем для музыкального руководителя.


ГЛАВА  II.   ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Только при тесном сотрудничестве педагогов ДОУ и родителей, на всем протяжении дошкольного детства ребенка, может быть достигнут положительный результат.

Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но, как показывает практика, отношение родителей к деятельности ДОУ, прежде всего, зависит, от инициативы администрации и педагогов, от качества решения вопросов педагогического просвещения родителей.

В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности, а целью работы с семьѐй является создание единого образовательного пространства на основе Федеральных государственных требований.

Учитывая новые требования к взаимодействию ДОУ с семьей, была организована комплексная система работы с родителями с целью развития музыкальных способностей дошкольников.

Основным направлением работы стало создание комплекса мероприятий по взаимодействию музыкального руководителя с родителями, что позволило решить ряд интеграционных задач для развития образовательной области музыка в дошкольных учреждениях.

В начале работы была проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по взаимодействию ДОУ и семьи. Это позволило взять на вооружение самое лучшее из опыта работы других педагогов, коллективов, выделить наиболее эффективные формы, методы и приемы взаимодействия музыкального руководителя с родителями.

Комплексная работа позволила: создать предметно-развивающую среду в соответствии с ФГОС для развития музыкальных способностей детей в условиях ДОУ и семьи; разработать систему диагностики с целью оценки эффективности взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников; разработать и реализовать через различные формы и методы перспективные планы работы по взаимодействию с родителями с целью развития музыкальности детей.

Перспективный план работы с родителями.

Сроки

проведения

Совместные мероприятия

Цель проведения мероприятия

сентябрь

Праздник «День Знаний»

Современные требования к музыкальному воспитанию по ФГОС и Санпину.

Формирование положительного имиджа детского сада через демонстрацию досуговой  деятельности в сознании родителей.

Знакомство родителей с музыкальными задачами по взаимосвязи семьи и детского сада

Создание благоприятных условий для вовлечения родителей в музыкальную деятельность детского сада, группы

октябрь

Консультация «Если ребенок любит музицировать».

Индивидуальные консультации по музыкальному воспитанию детей.

Размещение статей-консультаций на групповых стендах для родителей.

Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей

Активация педагогических умений родителей

Распространение педагогических знаний и умений среди родителей

Практическая помощь семье в вопросах музыкального воспитания детей

ноябрь

Конкурс семейных талантов "Гнездышко"

Консультация «Игры и музыка в семейном кругу».

Знакомство родителей с традициями детского сада. Привлечение родителей к участию в конкурсе.

Распространение педагогических знаний и умений среди родителей

декабрь

Изготовление костюмов и атрибутов к новогодним праздникам

Запись праздников на видео

Индивидуальные консультации.

Консультация «Как провести в семье праздник новогодней елки»

Знакомство родителей с  вариантами новогодних костюмов.

Привлечение родителей к оказанию помощи              в пошиве костюмов для детей.

Распространение педагогических знаний и умений среди родителей.

Практическая помощь семье в вопросах музыкального воспитания детей

январь

Консультация «Виды музыкальной деятельности детей и их значение для развития музыкальных способностей».

Размещение статей-консультаций на групповых стендах для родителей.

Накопление материала для создания условий художественно - эстетического развития детей.

Создание творческой атмосферы общности интересов детей, родителей и педагогов детского сада

февраль

"Ай, да папы" музыкально-спортивный праздник.

Выступление на родительских собраниях.

Индивидуальные беседы, консультации.

Демонстрация уважительного отношения детского сада к роли отца – защитника Отечества..

Создание благоприятных условий для вовлечения родителей в музыкальную деятельность детского сада, группы.

март

Праздник «8 Марта»

Консультация «Ритмодекламация – новое, интересное, полезное»

Размещение статей-консультаций на групповых стендах для родителей

Демонстрация уважительного отношения детского сада к роли женщины - матери в семье и в обществе.

Формирование положительного имиджа детского сада через демонстрацию досуговой  деятельности в сознании родителей.

апрель

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание детей средствами музыки»

Анкетирование родителей «Ваше мнение о музыкальном воспитании в ДОУ».

Привлечение родителей к активному участию в развлечениях в детском саду.

 Привлечение родителей к личному активному участию в творческой деятельности с детьми по подготовке

к выпускному празднику, обогащение родительского опыта при знакомстве с интересными формами досуга

май

Консультация «Десять причин отдать ребенка в музыкальную школу».

Праздник для выпускников «До свиданья, детский сад!»

Определение успешных мероприятий и форм работы с семьёй в прошедшем году.

Привлечение родителей к личному активному участию в творческой деятельности с детьми при проведении

выпускного праздника

Работа по взаимодействию с родителями велась в трех направлениях.

  1. Информационно-аналитическое направление, которое позволяет музыкальному руководителю выявить интересы, потребности, запросы родителей, уровень их педагогической грамотности, ближе познакомиться с семьями воспитанников;
  2. Информационно-познавательное направление, работа в котором позволяет повышать музыкально-педагогическую компетентность родителей, пропагандировать необходимость музыкального воспитания детей, донести до родителей любую информацию в доступной форме, тактично напомнить о родительских обязанностях и ответственности;
  3. Досуговое направление - объединение усилий музыкального руководителя, воспитателей и родителей, направленных на организацию совместной досуговой деятельности детей и родителей.

Каждое направление работы предполагает обновление традиционных форм и использование новых форм взаимодействия музыкального руководителя и родителей, в процессе которых и будут реализовываться поставленные задачи.

Информационно – аналитическое направление

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для выявления досуговых предпочтений я провожу анкетирование в каждой возрастной группе

  • «Давайте знакомиться» в младшей группе, чтобы оценить степень участия родителей в музыкальном воспитании;
  • «Мы снова с вами» - анкета для средней группы. Здесь уже предлагается сотрудничество с родителями.
  • «Мы, искусство и ребенок» - в старшей группе, тогда, когда ребенок начинает воспринимать музыку как вид искусства. Здесь уже родители и педагог не просто сотрудничают, но и оказывают друг другу помощь в музыкальном воспитании.
  • «Музыка от «А» до «Я» называется анкета в подготовительной группе, где музыка рассматривается как один из компонентов приобщения к искусству, обеспечивая возможность для формирования эмоциональной сферы, а также интеллекта, нравственности, эстетического вкуса ребенка.

Как пример приведу анкету, которую я предложила родителям двух младших групп. В анкетировании участвовало 22 человека.

Анкета для родителей

1. Развивать творческие способности в музыкальной деятельности      должны

а) в дошкольном образовательном учреждении

б) в семье

           в) другое мнение__________________________

2. Знакомство ребёнка с произведениями искусства в семье происходит через

      а) слушание музыкальных произведений

      б) посещение театров, концертов

      в) другое мнение__________________________

3. Ваши дети дома чаще слушают

      а) детские песни

      б) современную музыку

      в) классическую музыку

4. Посещают ли ваши дети музыкальную школу, школу искусств или какие

    либо кружки, развивающие творческие способности?

5. Как часто вы поете вместе с детьми?

      а) регулярно

      б) иногда

      в) никогда

6. Владеет ли кто-нибудь из членов вашей семьи игрой на музыкальных

    инструментах?

      а) владеет достаточно хорошо

      б) немного владеет

      в) не владеет

7. Ест ли у ваших детей музыкальные игрушки? Если есть, то какие

      а) да, есть ___________________________________

      б) нет

      в) есть настоящие музыкальные инструменты

8. Какую бы помощь вы хотели получить от педагогов ДОУ по развитию

     творческих способностей ваших детей?

Анализ анкет

1. Отвечая на вопрос о развитии творческих способностей в музыкальной деятельности, 8 человек считают, что способности нужно развивать в дошкольном учреждении, 4 человека придерживаются мнения о развитии творческих способностей в семье, 10 человек считают необходимым проведение этой работы как в семье, так и в детском саду.

2. В большинстве семей знакомство ребёнка с произведениями искусства происходит через слушание музыкальных произведений (18 родителей). Также имеет место посещение театров, концертов (9 семей). В семье 1 ребёнка никак не знакомят с произведениями искусства.

3. В большинстве семей дети чаще слышат детские песни и музыкальные произведения (8 ответов), современную музыку (7 ответов). Только 2 семьи предлагают ребёнку для прослушивания классическую музыку.

4. Из группы детей 1 ребёнок посещает музыкальную школу, 3 ребёнок – танцевальные занятия. В остальных семьях (18 человек) не проводится никакого целенаправленного обучения детей музыке или танцам.

5. Регулярно поют с детьми родители 6 детей, иногда – 14 детей, не поют в 2 семьях.

6. В большинстве семей никто не владеет игрой на музыкальном инструменте (16 ответов), 4 человека немного владеет, в семьях 2 детей владеют игрой на инструменте достаточно хорошо.

7. У большего количества детей дома имеются музыкальные игрушки (14 ответов), 4 ребёнка имеют настоящий музыкальный инструмент, у 6 детей не имеется ничего (Уточнение: музыкальными игрушками родители называют электронное фортепиано, микрофон, на котором воспроизводятся стандартные мелодии, и другие игрушки подобного типа, звучащие молоточки, игрушку-металлофон, на котором пластинки имеют не совсем точную высоту звучания).

8. Все родители ответили, что постараются сделать так, чтобы их ребёнок захотел заниматься музыкальным творчеством. Для этого 14 человек хотели бы получить от педагогов ДОУ практическое занятие, 8 человек  – консультацию, 2 человека – подбор специальной литературы.

Проанализировав подученные данные, мы сделали ряд выводов.

В целом родители понимают необходимость развития музыкальных способностей детей, причём большая часть родителей считают это задачей как семьи, так и дошкольного учреждения. Это даёт возможность взаимодействовать с семьёй В некоторых семьях практикуется посещение театров, концертов, но большинство ограничивается слушанием музыкальных произведений, которые, исходя из ответов родителей, являются чаще всего современной музыкой или детскими песнями и произведениями. Дети дома практически не знакомятся с классическими музыкальными произведениями, что значительно обедняет их музыкальные впечатления.

Анализ ответов родителей показал, что у всех из них есть желание сделать всё необходимое для того, чтобы дети занимались музыкальным творчеством. Для этого им необходимы консультации, практические занятия, подбор литературы по этому вопросу. Следовательно, через повышение уровня теоретической осведомлённости, через проведение специально организованных мероприятий для родителей можно способствовать созданию педагогических условий для музыкального развития в семье.

Получив реальную картину, на основе собранных данных, анализируется специфика семьи, музыкальные общесемейные и детские предпочтения, особенности семейного досуга, обдумывается тактика общения с родителями.

Можно определить критерий, который назвать «включенностью» родителей в образовательный процесс. Этот критерий отражает не только количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках и открытых занятиях, но и участие родителей в подготовке и проведении совместных мероприятий, помощь родителей в оснащении педагогического процесса (создании музыкальной предметно-развивающей среды ДОУ и группы).

Позднее я выделила для себя качественные показатели:

  • инициативность,
  • ответственность,
  • отношение родителей к продуктам совместной музыкально-досуговой деятельности детей и взрослых.

Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

  1. Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в

воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы

музыкального руководителя и воспитателей, направленной на развитие

музыкальных способностей детей.

  1. Родители – исполнители, которые принимают участие в совместной

деятельности при условии значимой мотивации, личной

заинтересованности;

  1. Родители – наблюдатели. Это родители, которые являются сторонними

наблюдателями процесса, не желающие участвовать в каких-либо мероприятиях.

Информационно-познавательное направление

Главной целью в этом направлении стала цель обогащения родителей знаниями в вопросах музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Повышать психолого-педагогическую культуру родителей;

2. Способствовать изменению взглядов родителей на музыкальное

воспитание ребенка в условиях ДОУ и семьи.

В дошкольных учреждениях необходимо создавать условия для организации педагогического просвещения родителей. Совместная работа специалистов ДОУ (воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, психолог, логопед, хореограф) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождении семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Для повышения педагогической компетентности родителей используются такие активные формы, как:

  • Выступления на родительских собраниях с консультациями , мастер-классами, презентациями (« Изготовление костюма», «Подарите детям праздник!», «Скоро Новый год!», «Украсим квартиру к празднику» и др.);
  • День открытых дверей, когда родители могут посетить любое занятие в детском саду; видео-презентация «Музыкальное воспитание в семье»;
  • Совместное создание предметно – развивающей среды;
  • Индивидуальные беседы с детьми и родителями ("Итоги промежуточного и итогового мониторинга», «Рекомендации для родителей одаренных детей» и т.д.);
  • Использование сайта детского сада в интернете для обсуждения острых вопросов и распространения информации;
  • Уголок специалиста «Музыкальный руководитель советует»;
  • Стенд музыкального руководителя ;
  • Семейном игровом центре "Вместе".

О работе в семейном игровом центре расскажу подробней.

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012г.) определяет видовое многообразие образовательных организаций, содействующих разностороннему  гармоничному развитию подрастающего поколения, гарантирует обеспечение качества и доступности населению услуг в области образования  детей дошкольного возраста в разных видах образовательных учреждений.

В Концепции долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 г. отмечается необходимость обновить видовое разнообразие дошкольных образовательных учреждений, организовать поддержку образования детей в возрасте до трех лет, разрабатывая и внедряя различные технологии работы с семьями, имеющими детей раннего дошкольного возраста. Концепция отмечает, что образовательный процесс в раннем дошкольном возрасте должен быть насыщенным и интересным для детей и привлекательным для родителей и общества.

Руководствуясь современной нормативной базой системы современного образования, темой инновационной деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения № 244 г. Ульяновска является обеспечение условий  по поддержке семей, воспитывающих детей раннего дошкольного возраста, приобщению детей раннего дошкольного возраста к овладению нормами и правилами поведения в обществе, формирование основ социальной компетентности малышей. С этой целью в ДОУ  создан и функционирует семейный игровой центр «Вместе» для детей раннего дошкольного возраста не посещающих детский сад. В данном пособии мы  предлагаем познакомиться с  этапами  и результатами нашей инновационной образовательной деятельности.

Парциальная программа  семейного игрового центра «Вместе» предусматривает организацию образовательной деятельности для детей в возрасте от 1 г.3 мес. до 2 лет и их родителей.  Целевая группа: родители и дети в возрасте 1,3 г.– 1,6 г. (1 группа – 10 детей и родителей) и 1,6 г. - 1.9 г. (2 группа - 10 детей и родителей),  В список группы включаются дети, имеющие ограниченные возможности здоровья  (в каждой группе до 2-х детей с ОВЗ).

Цель программы «Вместе»: формирование социальной компетентности детей раннего возраста, не посещающих ДОУ, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья, в процессе взаимодействия с родителями воспитанников  в формате семейного игрового центра.

Задачи программы «Вместе»:

в области сотрудничества и взаимодействия с родителями детей раннего дошкольного возраста

  • поддержка родителей в воспитании детей, вовлечение семей в образовательную деятельность по формированию социальной компетентности;
  • организация взаимодействия с родителями воспитанников по вопросам формирования у детей раннего дошкольного возраста социальной компетентности;
  • повышение культурного и педагогического уровня семьи и ее воспитательного потенциала в вопросах приобщения малышей к овладению  элементарными нормами и правилами поведения.
  • В образовательной области «Художественно- эстетическое развитие»  педагог предлагает для слушания музыкальные фрагменты,  исполнение элементов танцев для развития восприятия, становления эстетического отношения к окружающему, проявлений творчества. Содержание  направлено на организацию рисованием, лепкой, аппликацией совместно с родителями..

Музыкальный руководитель организует образовательную деятельность с детьми и взаимодействует с родителями для  развития эмоциональной сферы малышей, их музыкальных способностей, эстетических проявлений.

Музыкально-досуговое направление

Досуговое направление в работе с родителями - самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям:

• Устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и

родителями;

• увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях;

• укреплять детско-родительские связи;

• апробировать разные подходы к воспитанию ребенка;

• делиться опытом с другими родителями, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью группы.

Любой праздник готовится в детском саду не один день. Это плодотворная работа всего коллектива. Нужно продумать и организацию праздника, и оформление зала, разработать сценарий, и т.д.

Так, при подготовке к конкурсу семейных талантов “Гнездышко ”, посвященный Дню Матери для родителей было разработано положение о проведении конкурсазаявка и анкета участников. Оргкомитет ДОУ проанализировал данные, полученные из анкет, и учел интересы и пожелания родителей детского сада. Далее составляется и разрабатывается сценарий конкурсов в соответствии с запросами родителей МДОУ.

Конкурс проходит в детском саду уже 4 года и надо заметить, что разнообразие и качественный уровень представленных номеров с каждым годом растет

Цель.        

  • Пробудить интерес к своей родословной, обычаям, семейным традициям и реликвиям.
  • Формировать нравственную культуру детей и родителей.
  • Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях дошкольников.
  • Воспитывать чувство гордости за свою семью.

Уже несколько лет используется такая форма семейного досуга как конкурсная семейная программа приуроченная к 23 февраля . Папы участвовали в конкурсах едва ли не с большим азартом, чем дети. А как ребята гордились своими сильными и находчивыми папами!

«На балу у Золушки». Задумывался как конкурс шляп, но родители не только сделали своими руками головные уборы, но и подобрали соответствующие прически и костюмы, так, что получился законченный сценический образ. Девочки дефилировали по залу под стихотворные комментарии мам.

Фольклорные праздники на свежем воздухе с участием родителей стали у нас традицией.

Осенняя ярмарка – это не только яркий праздник с песнями, танцами , играми, но и возможность поучаствовать в торговле и продать овощи и фрукты, выращенные на дачах, произведения кулинарного искусства. Производителями товаров и продавцами становятся родители. А так же еще и рекламодателями. Покупатели не только родители и сотрудники нашего детского сада, но и жители ближайшего дома. Прибыть идет в фонд группы.

Масленица – веселый игровой праздник. Играют, водят хороводы, танцуют не только дети, но и взрослые.

«Зарница» проводится каждый год в преддверии Дня Победы. Каждая группа одевается в форму какого-либо рода войск. Конкурсы и состязания  есть и для взрослых.

Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских

отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду, чувство гордости за родителей. Это начало патриотического воспитания, ведь любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

Преимущество совместных досуговых мероприятий:

  • Атмосфера способствует раскрытию неожиданных талантов, музыкальных способностей детей и их родителей;
  • Все происходит живо, интересно и творчески;
  • Происходит единение взрослых и малышей;
  • Укрепляются внутрисемейные связи через общее творчество, прикосновение к культуре и искусству;
  • Развиваются коммуникабельность, субъективность, креативность, музыкальность у всех участников неформального общения;
  • Формируется единый коллектив, членам которого интересно,

      обсуждать проблемы, находить пути их решения;

  • Неформальное общение помогает в игровой, занимательной форме

донести до родителей интересы и переживания ребенка, познакомить их с тем, что происходит в детском саду, сделать их активными единомышленниками.

Сценарии праздников и развлечений были разработаны совместно с

воспитателями группы. Чтобы эти мероприятия стали обучающими для

детей и родителей, был разработан определенный алгоритм подготовки к

семейным праздникам:

  • выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
  • консультации для родителей;
  • составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей и членов семей;
  • распределение ролей взрослых;
  • подготовка отдельных номеров с родителями; совместных с родителями;
  • подготовка детских номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
  • индивидуальные встречи и консультации с членами семей и родителями;
  • изготовление атрибутов, пособий, декораций и т.д.

Эти семейные досуги доставляют всем много радостных и волнующих

минут. Глаза детей светятся неподдельной радостью, а как они гордятся

своими родителями!

Еще одной формой совместной музыкальной деятельности, которой мы собираемся заняться в будущем - это постановки в родительско-детском театре.

Цель: продолжать привлекать родителей к совместной деятельности с

детьми, создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Задачи:

1. Способствовать всестороннему развитию личности ребенка;

2. Развивать у детей музыкальные способности через постановку

музыкальной сказки;

3. Привлекать детей и их родителей к активному и действенному участию в создании сказочных образов;

4. Активизировать детский интерес и желание родителей участвовать в

подготовке атрибутов, декораций, костюмов;

5. Создавать условия для реализации творческих сил и духовных

потребностей ребенка;

6. Объединить детей и родителей в единый коллектив с целью укрепления внутрисемейных отношений;

7. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками и взрослыми.

В музыкальных сказках родители  будут принимать участие непосредственно как артисты.

Для реализации этого проекта проводятся встречи с родителями,

инициативной группой изготавливаются декорации, шьются костюмы. Родителям представится возможность самим поучаствовать в театрализованной деятельности. В этой деятельности родители видят

своего ребенка среди сверстников, получают возможность сотрудничать

со своим ребенком и с другими детьми и их родителями. Все это помогает

сплочению родительского коллектива, установлению тесных, доверительных отношений с педагогами.


ГЛАВА  III.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Музыкальность проявляется у детей уже в ранние годы. Первоначально музыка тесно связана для них с миром простейших выразительных интонаций, вроде колыбельной.

По мере того, как ребенок подрастает, расширяется понимание им музыки. Важно учить детей не только правильно петь, играть на каком - либо музыкальном инструменте, но и слушать настоящую музыку, знакомить их с творениями великих композиторов. Делать это надо осторожно, постепенно.

Для того, чтобы помогать своим детям музыкально развиваться, родителям не обязательно быть музыкантом. Многие из них считают себя лишенными музыкального слуха, думают это очень сложно. Но, ни кто из нас не лишен музыкальности.

Никто не знает ребенка лучше, чем родитель.Никто лучше мамы не похвалит ребенка и не поможет ему взять больше от музыки.

Поэтому рекомендую родителям:

Слушайте музыку и играйте для ребенка на любом детском музыкальном инструменте;

Сделайте музыку частью вашей повседневной жизни;

Когда ваш ребенок начнет произносить звуки, повторяйте их пропевая;

Хлопайте ладошками ребенка, выполняйте любые пассивные движения в так музыке;

Танцуйте для ребенка и вместе с ним ритмично под музыку;

Напевайте их любимую мелодию, песню снова и снова;

Пойте с ребенком простые рифмованные песни, которые помогут ему пополнить ему разговорную речь.

Все мы хотим видеть наших детей здоровыми, добрыми, умными. Музыкальное воспитание способно оказать большое облагораживающее воздействие на подрастающего человека. Важное  звено в этой системе – музыкальное воспитание в семье.  О музыкальном воспитании в семье трудно говорить, не имея обратной связи, без помощи самих родителей.                                                                                                          Работа детского сада и семьи строится на принципах взаимодействия, взаимосотрудничества. Родители должны иметь возможность  прийти в детский сад, чтобы понаблюдать за своим ребёнком, а педагоги должны быть готовы оказать им необходимую консультацию и другую помощь. Важно, чтобы ни родители, ни педагоги не испытывали дефицита информации о ребёнке, об особенностях его развития и поведения. Чтобы совместная работа принесла желаемые результаты, мое общение с родителями, как музыкального руководителя строится на следующих принципах:

  • единое понимание  педагогом и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
  • родители и педагог являются партнерами в воспитании и обучении детей;
  • уважение, помощь и доверие к ребенку,  как со стороны педагога, так и со стороны родителей;
  • знание педагога и родителей воспитательных возможностей коллектива и семьи,  максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
  • постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

В результате комплексной работы по взаимодействию музыкального

руководителя с родителями:

1. Повысился уровень развития музыкальных способностей детей.

2. Повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности

родителей: из «зрителей» и «наблюдателей» они стали активными

участниками музыкально-педагогического процесса, единомышленниками и помощниками педагогов в ДОУ.

3. Повысилось внимание родителей к жизни ребенка в ДОУ.

4. Родители стали более компетентны в вопросах развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста;

5. Обогатился опыт межличностного взаимодействия детей и родителей.

Таким образом, использование комплексных форм взаимодействия

музыкального руководителя с семьей способствует повышению

эффективности работы с родителями, поэтому использование таких

методов оправдано, необходимо и должно получить еще большее

распространение в дошкольных учреждениях. Взаимодействие родителей и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное, не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель –воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков и мир, который он создает вокруг себя.


ЛИТЕРАТУРА.

  1. Арнаутова Е. П. Планируем работу ДОУ с семьей. //Управление дошкольным образовательным учреждением. 2002. № 4.
  2. Вместе: воспитание  детей раннего возраста в семейном игровом центре: методическое пособие /И.А.Белова, Е.М.Белоногова, Н.М.Гусарова, Н.Ю.Майданкина, С.С.Ледяева, Е.В.Олейникова, Т.А.Суркова, О.В.Шведова; под ред.Н.Ю.Майданкиной.  - Ульяновск: УИПКПРО, 2014
  3. Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. Уважаемые коллеги. // Музыкальная палитра №2 2012 .
  4. Габчук Е.А. А у нас сегодня праздник. Ярославль Академия развития 2002.
  5. Добсон Д. Жизнь в семье // Ребенок в детском саду 2008 №3.
  6. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. М. Мозаика-Синтез 2007 г.
  7. Закон РФ «Об образовании». - http://www.consultant.ru/popular/edu.
  8. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учеб. пособие / А.Н. Ганичева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  9. Кочукова И.А. Работа музыкального руководителя в семейном клубе ДОУ.// Справочник музыкального руководителя. №8 2013.
  10. Кузьмина И. Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика 2008 №4
  11. Паладьева З. Юные таланты. // Музыкальный руководитель №8 2014.
  12. Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
  13. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2006.
  14. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. М.,1987 г.
  15. Тонкина Э.Л. Планирование работы музыкального руководителя детского сада с воспитателями и родителями М.: Центр дополнительного образования «Восхождение», 2010.
  16. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования.
  17. Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельностости ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика
  18. http://nsportal.ru/detskiy-sad
  19. http://festival.1september.ru/preschool
  20. http://www.resobr.ru
  21. http://www.firo.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Консультация для родителей.

СЛУШАЕМ КЛАССИЧЕСКУЮ МУЗЫКУ ВМЕСТЕ С МАЛЫШОМ

Что слушать?

Согласитесь, когда мы задумываемся, о том, какую музыку включить малышу, первое, что обычно приходит нам на ум, — это детские песенки типа «Чунга-Чанга». Бывает, мы и вовсе не заморачиваемся и включаем первое, что попадется по радио – как правило, это что-то из поп-музыки. Нет, я вовсе не хочу сказать, что ребенку нельзя слушать веселые детские песенки, без них никуда. Но если уже сейчас, в самом раннем возрасте, ограничить прослушиваемый малышом репертуар только такой «несложной» музыкой, в дальнейшем привить любовь к истинным музыкальным произведениям будет нелегко и, более того, малыш, скорее всего, будет настаивать на том, чтобы вы их немедленно выключили. И это неудивительно, ведь с самого раннего возраста он ничего другого не слышал! В его сознании уже сформировались определенные представления о музыке, и воспринимать более сложные музыкальные произведения он не в состоянии.

Поэтому нужно позаботиться о том, чтобы с самого раннего детства малыш знакомился с классической музыкой. Масару Ибука, автор книги «После трех уже поздно» пишет «Если у ребенка в мозгу, который еще как чистый лист бумаги, запечатлеется истинное искусство, оно останется там на всю жизнь. Его мозг откажется воспринимать подделку, когда он станет взрослым и родители не смогут влиять на его вкусы».

Как влияет классическая музыка на малышей.

  • Прослушивание классической музыки развивает умение воспринимать и ценить произведения искусства, «пропускать через себя» эмоции и ощущения от услышанного. Замечено, что дети, которые слушают много классической музыки, способны к более выраженным и глубоким эмоциям, обладают более тонким восприятием мира и людей.
  • У ребенка, с раннего детства слушающего классическую музыку, лучше развиты творческие способности, внимание, воображение и абстрактное мышление. Ведь его ухо «приучено» улавливать различные музыкальные интервалы, долготу и высоту звуков.
  • Ученые выяснили, что музыка не только развивает детей, обогащает их внутренний мир, но и влияет на их здоровье, гармонизирует психологическое состояние. Результаты исследований показали, что младенцы, которые постоянно слушают классическую музыку, лучше справляются с неврологическими нарушениями.

Как слушать? Когда начинать?

Слушать классическую музыку можно начинать с самого рождения. Или даже до рождения, ведь, находясь у мамы под сердцем, малыш уже все слышит и запоминает. Но если ваш малыш уже не новорожденный, вы все равно никуда не опоздали. Не задумываясь, приступайте к прослушиванию музыки прямо сейчас, в этом деле начинать никогда не поздно!

Вы можете иногда включать музыку пока занимаетесь делами по хозяйству, а малыш смотрит на вас из своего гамака или стульчика. И малыш развивается, и у вас немного времени для домашних дел появляется. Включать музыку также можно фоном во время игр, массажа, купания и т.д. Однако помните, что музыка не должна играть постоянно. Включайте музыку 1-2 раза в день, минут на 15-30.

Время от времени обращайте внимание малыша на произведения, давая короткие характеристики: «Посмотри какая медленная (быстрая, веселая, грустная, громкая, тихая) музыка», «Эту музыку написал Шуберт». Подбирайте как можно больше слов для характеристики мелодии, таким образом, вы благотворно влияете на развитие речи ребенка. Вовлекайте ребенка не только как пассивного слушателя, но и как активного: предлагайте  потанцевать под музыку, потопать ножками, похлопать в ладоши.

Какая классическая музыка для малышей подходит лучше всего? Что включать?

При выборе композиций для малыша руководствуйтесь такими правилами: музыка должна быть светлой, гармоничной, умиротворенной и приятной на слух. Лучше избегать трагических и тревожных композиций.

Примерный список классических произведений для прослушивания с малышом 

  • Моцарт «Колыбельная», «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро», «Турецкий марш», «Дон жуан», да и практически все его произведения, за исключением трагических;
  • Вивальди «Времена года»;
  • Произведения Баха (не в исполнении органа);
  • Чайковский «Детский альбом», «Времена года», музыка из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро»;
  • Прокофьев «Детская музыка», вальс из балета «Золушка»;
  • Шопен «Мазурка», «Прелюдия №15» («Капли дождя»);
  • Штраус «Увертюра к оперетте  «Летучая мышь», «Императорский вальс», «Венский вальс»;
  • Шуберт «Вечерняя серенада», вальсы;
  • Бетховен «Лунная соната», «К Элизе», «Мелодия слез»;
  • Брамс «Венгерский танец №5», «Венгерский танец №1»;
  • Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»;
  • Лядов «Музыкальная табакерка»;
  • Рахманинов «Итальянская полька»;
  • Лист «Грезы любви»;
  • Грибоедов «Вальс»;
  • Верди «Триумфальный марш».

Если вы хотите с помощью музыки скорректировать психоэмоциональное состояние ребенка, вот несколько рекомендаций:

  • Чтобы снять эмоциональное напряжение, успокоить малыша, а также гиперактивным детям подойдут: Бетховен «Лунная соната», «Симфония ля-минор», ода «К радости», Бах «Итальянский концерт», «Кантата №2», Чайковский «Сентиментальный вальс», Моцарт «Маленькая ночная серенада» 2 часть, Дебюсси «Лунный свет», Шуберт «Аве Мария», Брамс «Колыбельная», «Зима» из «Времен года» Вивальди.
  • И наоборот, если вам необходимо немного активизировать ребенка, а также малышам, которые плохо сосут, помогут «Весна» из «Времен года» Вивальди, Чайковский «Спящая красавица», «Марш оловянных солдатиков» из балета «Щелкунчик» Чайковского, Бетховен увертюра «Эгмонт», Лист «Венгерская рапсодия №2», произведения Моцарта, Шуберта, Гайдна в темпе «аллегро» и «аллегро модерато».

Еще несколько советов для ваших музыкальных занятий.

  • Сейчас продается немало сборников классической музыки для малышей, где произведения записаны в «специальной детской» аранжировке. Существует распространенное мнение, что для детей нужно все упрощать. Но это не так. Как я уже писала ранее, к какой музыке вы приобщите малыша с младенчества, такую он и будет воспринимать позднее. Малышам нужно предлагать вещи не проще, а лучше по качеству. Поэтому старайтесь избегать подобных сборников и включайте музыку в оригинале.
  • Не давайте малышу слушать музыку через наушники. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.
  • Какой бы хорошей ни была ваша подборка классических произведений, никогда не забывайте петь вашему малышу. Ведь мамин голос для него – самая приятная мелодия.