Преодоление проблем нравственного воспитания дошкольников
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Семенченко Наталья Владимировна

Из опыта работы с дошкольниками по социально-нравственному воспитанию. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преодоление проблем нравственного воспитания дошкольников

Семенченко Наталья Владимировна,

воспитатель,

МКДОУ детский сад № 6 г. Россоши

В настоящее время в современном обществе остро встает проблема, связанная с нравственным воспитанием подрастающего поколения. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме. Дети становятся все более бестактными, агрессивными, нетерпимыми к мнению и позиции других детей, черствыми к чужой беде.

Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания нравственных качеств личности. Решение этих задач нравственного воспитания дошкольников мы решили осуществлять в нескольких направлениях.

Одним из них стала работа кружка «К добру приучаются с молоду», где дети в игровой форме знакомились с нормами поведения в обществе, общечеловеческими ценностями, учились помогать младшим и слабым, просить прощения и самим прощать своих обидчиков, а так же драматизировали произведения Осеевой, Чуковского, Маршака, Драгунского и т.д., а также русские народные сказки («У страха глаза велики», «Три дочери») и сказки народов мира («Гора смешливая, справедливая»).

Очень эффективными оказались смоделированные ситуации, в которых детям предлагалось принять на себя определенные роли и проанализировать их, предложить различные выходы из этих ситуаций. Например, капризный ребенок играл роль такого же капризного персонажа (ребенка, мишки, котенка и т.д.), что позволило ему увидеть свои недостатки опосредованно, со стороны, глазами других людей; жадному ребенку предлагали роль щедрого, бескорыстного, т.е. давали ребенку возможность пережить чувства, до сих пор ему не известные, но ценимые в обществе. При этом стремились избегать излишнего морализирования и нравоучений.

Правильное нравственное воспитание немыслимо, если взрослые не осуждают плохих поступков и не поощряют хороших. Поэтому для стимулирования желания детей придерживаться норм и правил поведения, принятых в нашем обществе, для поощрения добрых поступков в группе совместно с детьми был «посажен» Росток добра – декоративный росток из самоклейки с веточками по количеству детей. На каждую веточку мы прикрепили маленькую фотографию ребенка, теперь это его веточка. За каждое доброе дело, сделанное ребенком, на его веточке появлялся новый зеленый листочек или цветочек. Если ребенок оставался в какой-либо ситуации равнодушным, невнимательным к окружающим, появлялся желтый листочек, а за грубое поведение с ростка удалялся зеленый листочек или цветочек. Теперь только ребенок был в ответе за то, каким будет его росток: зеленым и цветущим или пожелтеет и завянет.

Поскольку предметно-развивающее пространство играет немаловажную роль во всестороннем развитии личности, то мы периодически насыщали ее материалами, направленными на воспитание нравственных качеств у дошкольников:

  •  организовывали  фотовыставки «Мои добрые дела», «Мамины помощники»;
  • сделали тематическую подборку настольно-печатных дидактических игр;
  • мини-музей пополнился новыми экспозициями «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Музей вежливых слов»;
  •  «Уголок мудрых книжек» предложил детям иллюстрированные книги «Чьи в лесу шишки?», «Пустомеля», «Крошка Енот и тот, кто живет в воде» и т.д.;
  •  театры (настольный, кукольный, пальчиковый, теневой);
  •  аудио и видео материалы (песни, сказки, мультфильмы).

Воспитание детей невозможно осуществлять только в рамках дошкольного учреждения без участия семьи. Именно в семье дети приобретают опыт общения, учатся жить среди людей, постигают понятия добра и зла. Поэтому мы привлекали к решению задач нравственного воспитания родителей, а также более старшее поколение – бабушек и дедушек, которые поддержали наши начинания, помогли составить детям родословную семьи, познакомили с выдающимися представителями семьи и их достижениями, поддерживают семейные традиции. Кроме того родители откликнулись и принимают активное участие в выставках «Мы с папой – мастера», «Бабушкин сундучок», в совместных праздниках, конкурсах и развлечениях: «День бабушек и дедушек», «День матери», «Рождественские посиделки», «Наша дружная семья».

Данная работа проводилась с детьми старшего дошкольного возраста в течение двух лет. За это время дети заметно изменились: стали дружнее, научились сочувствовать чужой боли, стремятся помочь в беде, научились лучше понимать друг друга, радоваться чужим успехам, поэтому исчезли ссоры между детьми, они стали более доброжелательными, отзывчивыми, терпимыми к чужим промахам и недостаткам, сами стали проявлять больше послушания и трудолюбия, уважения по отношению к взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"

Консультация для родителей  по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»

Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...

«Решение проблем нравственного воспитания в процесс сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста».

Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребёнок формирует свой образ, свой стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличаю...