Проект «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»
проект (подготовительная группа) на тему

Кузнецова Наталья Владимировна

Предварительный просмотр:

Проект «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»

                                                                  “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".

                                                                    К.Д.Ушинский

           


Актуальность проекта:


           
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения.

Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого  общения зависимостью  от компьютера. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики.  Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники. 
        Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.


       Цель проекта: Развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехники.

       Задачи проекта:
1. Изучить научно-педагогическую литературу по использованию
мнемотехники для развития связной речи дошкольников.
2. Создать материальную базу для использования мнемотехники в ДОУ.
3. Повысить уровень педагогического мастерства педагогов.
4.Способствовать развитию основных психических процессов - памяти,
внимания, образного мышления дошкольников;
5.Развивать  умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы
(перекодирование информации);
6. Развивать творческие способности  воспитанников, умение   составлять
схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по
инструкции;
7.Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению
словарного запаса детей; целостного восприятия окружающего мира;
8.Способствовать формированию у дошкольников навыков сотрудничества,
взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности,
ответственности;
9. Обеспечить взаимодействие с  родителями по  использованию мнемотехники
для развития связной речи дошкольников

Гипотеза:  Использование мнемотехники в ДОУ с детьми дошкольного
возраста будет способствовать расширению и  обогащению  словаря, развитию
грамматического  строя,  связной речи воспитанников.

Этапы реализации проекта :
· Подготовительный (октябрь)
· Внедренческий (ноябрь-март)
· Заключительный (апрель)

Подготовительный (Октябрь)
       Изучение научно-педагогической литературы по использованию мнемотехники для развития связной речи детей.
Изучение опыта работы по использованию мнемотехники в сети Интернет.
Подбор  и создание  дидактических пособий ( мнемодорожек,  мнемотаблиц)
Консультации для родителей по использованию мнемотехники для развития речи дошкольников.

Внедренческий (Ноябрь-март)

  • Разработка перспективного плана:
  • Использование мнемотехники
  • При составлении описательных рассказов
  • При заучивании стихотворений
  • При пересказе сказок
  • При составлении творческих рассказов
  • Разработка серии конспектов НОД по развитию речи с использованием мнемотехники
  • Использование педагогами в образовательной деятельности
  • мнемотехники  при заучивании стихов,
  • составлении описательных рассказов,
  • составлении творческих рассказов природоведческого характера,
  • пересказах сказок,
  • использование тематических коллажей при составлении творческих
  • рассказов («Как я провёл лето», «Зимние каникулы» и т.д.)

Обогащение методической базы, информационно-методических ресурсов

Консультации для родителей по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников.

      Для обучения детей связной речи мы использовали такие приёмы мнемотехники, как: мнемодорожка,  мнемотаблицы, коллаж и многое другое.

Значение метода мнемотехники.

       Возможность использования в нескольких областях - «коммуникация», «познание», «безопасность».

       Используются имеющиеся методические и дидактические средства, не требующие финансовых затрат;

       Проявляются и реализуются потенции ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, ребенок не испытывает давление со стороны педагога;

       Технология мнемотехники универсальна - может использоваться педагогами всех возрастных групп.

Работа с родителями

      Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблиц, мнемодорожек

      Выпуск папок-передвижек «В помощь родителям»

      Выставка мнемотаблиц для развития речи детей

      Совместное изготовление мнемодорожек и мнемотаблиц для разгадывания загадок и запоминания стихов.

Заключительный (Апрель)

          Обобщение полученных результатов (презентация)

В результате.

      Создана материальная база для использования мнемотехники в группе.

       Разработаны конспекты непрерывно непосредственной образовательной     деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники

      Повысился уровень педагогического мастерства.

      Дети научились преобразовывать абстрактные символы в образы составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции

      У дошкольников расширился и обогатился словарный запас , произошло развитие связной речи; целостное  восприятие окружающего мира

     Сформированы навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

     Повысилась заинтересованность родителей в использовании приёмов мнемотехники для развития речи детей.

Вывод.

     Наша гипотеза подтвердилась: использование приёмов мнемотехники способствовало расширению и  обогащению  словаря, развитию грамматического строя,  связной речи воспитанников 6-7 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников"

Представлен проект по использованию мнемотехники для развития связной речи старших дошкольников.Использование мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц и электронных мнемотаблиц как в непрерывной обра...

Перспективный план по проекту :«Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников» (подготовительная группа)

Перспективный план по проекту :«Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников» (подготовительная группа)...

Проект по познавательно-речевому развитию «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»

Данный проект предназначен для работы педагогв, если в группе у детей недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут рассказать литературное произведение....

Проект Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников

Мнемотехника это эффективное средство для развития СВЯЗНОЙ  речи у дошкольников...

Мастер-класс для педагогов ДОУ по образовательной области: речевое развитие на тему «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Данный мастер класс поможет воспитателем овладеть мнемотехникой для развития связной речи дошкольников....

Проект «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников 4-5 лет»

Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Всю необходимую для себя информацию дети черпают из интернета. Они мало о...

Проект "Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников с ОНР"

В проекте рассматривается понятие мнемотехники, раскрываются сущность методов мнемотаблиц и метод наглядного моделирования в процессе коррекционно–развивающего обучения детей дошкольного возраст...