Применение метода "Мандала" для определения эмоционального состояния ребёнка-дошкольника.
статья (средняя группа) на тему

Мандалотерапия-это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и позволяет развивать саморегуляцию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mandala_statya.docx58.29 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N°40 Приморского района г.Санкт-Петербурга  

 Применение метода «Мандала» для определения эмоционального состояния ребенка – дошкольника

(из опыта работы)

Воспитатель:Мамаева Пазилят Камилпашаевна

Слово «мандала» в переводе означает «круг», это не просто рисунок, это модель Вселенной нашей души. Одним из первых европейских учёных, кто серьёзно изучал мандалы был Карл Густав Юнг. Он пришёл к выводу, что метод мандалы – это путь к нашему центру, к открытию индивидуальности. Мандалотерапия  – способствует снятию напряжения, изменению эмоционального состояния, позволяет выражать свои чувства, развивать саморегуляцию. Мандалы — это нечто большее, чем просто рисунки. Для детей мандала — это способ упорядочивания себя, своего внутреннего мира. Творческая работа с мандалой из-за её концентрической структуры привносит им нужную энергию во внутренний мир, для восстановления равновесия и спокойствия. Мандалотерапия включает в себя: раскрашивание мандал  – раскрасок и создание собственных мандал из природного материала, цветного песка, пуговиц, круп, мозаику. С дошкольниками мандалотерапию можно проводить и индивидуально и со всей группой. Во время раскрашивания мандал детям включают спокойную музыку.

В настоящее время педагоги ДОУ всё чаще встречают в группах детей с повышенной тревожностью, страхами, не всегда адекватным поведением, детей с трудностями в адаптации, гиперактивных  детей. Дети стали чаще проявлять злость, агрессию к другим детям. Всё это неблагоприятно влияет на атмосферу в детском коллективе. Как же помочь детям преодолеть свои страхи? Как научить детей контролировать свои эмоции, своё поведение к окружающим? Как помочь детям быть уверенными в себе, поверить в себя, в свои умения? В этом поможет метод раскрашивания мандал! С помощью мандалатерапии дети смогут научиться сосредотачиваться, успокаиваться, учиться контролировать свои эмоции, концентрировать своё внимание, развивать творческое мышление, мелкую моторику рук. Именно поэтому я решила применить в своей работе метод мандалатерапии. 

А чем же полезны мандалы для детей?

  • Развивается мелкая моторика. Как при закрашивании мандал, так и при строительстве. Если у ребенка не получается не вылезать за край - не настаивайте!
  • Тренируется усидчивость и аккуратность. Это актуально для детей 5-7 лет и старше.
  • Тренируется чувство ритма, гармонии и чувство порядка, математического мышления. Дети знакомятся с разными видами симметрии, познают искусство орнамента.

Существуют правила работы педагога при использовании мандалы:

  1. Если это мандалы-раскраски, то предлагается несколько – ребенок сам выберет по форме, по орнаменту, то что ближе ему по настроению.
  2. Выбор мандалы и сюжет работы ребенок осуществляет самостоятельно.
  3. Материалы для работы и  цветовую гамму (карандаши, фломастеры, краски, пастель) ребенок выбирает самостоятельно.
  4. Процесс работы ограничен только степенью насыщения и удовлетворения работой.
  5. Осуществляется принцип невмешательства взрослых в работу ребенка без его согласия.
  6. Принцип избегания комментариев по поводу работы.
  7. Ребенок даёт название своей мандале как раскрашенной, так и созданной.
  8. После работы ребенок рассказывает о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и его отношения к результату.

С какого возраста можно заниматься?

- 1-2 года – рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и форма). Рисуем вместе с мамой безопасными пальчиковыми красками (три основных цвета: красный, желтый, синий).

- 3-5 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Набор карандашей (не менее 12 цветов), гуашь, цветная пастель, уголь, работа с цветным песком.

- 6-7 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных.

На что следует обратить внимание на рисунке:

     После мандала-терапии ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность мандала-терапии дает    возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворение множества потребностей.

C:\Users\Воспитатель\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG-20180206-WA0001.jpg

Список литературы: 

  1. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала»./ Под ред. А. И. Копытина. -СПб.:    Речь, 2002.-144с.
  2. Материалы сайта: http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-metoda-nasypnoi-mandaly-s-detmi-i-vzroslymi.html.
  3. Материалы сайта: http://el-mikheeva.ru/tvorchestvo-nashih-vospitateley/roditelam/risovanie-mandalyi-s-rebenkom-doshkolnogo-vozrasta-semeynaya-traditsiya#ixzz3lEyhGP4A.
  4. Материалы сайта: http://www.b17.ru/article/6018/.
  5. Материалы сайта: http://planetadetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa/ispolzovanie-mandal-v-prakticheskoj-rabote-psixologa-detskogo-sada.html..
  6. Материалы сайта: http://www.maam.ru/detskijsad/programa-magicheskii-krug-dlja-detei-5-7-let-mandala-terapija-46007.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональный сферы ребёнка-дошкольника в процессе ознакомления со сказкой/Проект

Эффективность применения сказки как основы развития эмоциональной сферы ребёнка в современных условиях...

ПАМЯТКА "ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА"

ИНФОРМАЦИЯ ПО ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА. МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА,А ТАК ЖЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТОВИТЕЛЕЙ)...

ИЗОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ РЕБЁНКА – ДОШКОЛЬНИКА

  В настоящее время у многих детей дошкольного возраста отмечаются повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием и неудовлетв...

Комплекс упражнений для определения эмоционального состояния

Психологу данная методика дает диагностический матери­ал для построения дальнейшей работы с клиентом, прежде всего консультативной. Она также может использоваться в психокоррекционной работе с исп...

«Эмоциональное развитие ребёнка дошкольника: что о нём нужно знать родителям»

Современные мамы сильно увлечены развитием познавательной сферы их детей, но при этом не обращают должного внимания развитию эмоциональной сферы....

Примерный диагностический пакет по определению эмоционального состояния дошкольников

Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникно...