Применение метода "Мандала" для определения эмоционального состояния ребёнка-дошкольника.
статья (средняя группа) на тему

Мандалотерапия-это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и позволяет развивать саморегуляцию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mandala_statya.docx58.29 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N°40 Приморского района г.Санкт-Петербурга  

 Применение метода «Мандала» для определения эмоционального состояния ребенка – дошкольника

(из опыта работы)

Воспитатель:Мамаева Пазилят Камилпашаевна

Слово «мандала» в переводе означает «круг», это не просто рисунок, это модель Вселенной нашей души. Одним из первых европейских учёных, кто серьёзно изучал мандалы был Карл Густав Юнг. Он пришёл к выводу, что метод мандалы – это путь к нашему центру, к открытию индивидуальности. Мандалотерапия  – способствует снятию напряжения, изменению эмоционального состояния, позволяет выражать свои чувства, развивать саморегуляцию. Мандалы — это нечто большее, чем просто рисунки. Для детей мандала — это способ упорядочивания себя, своего внутреннего мира. Творческая работа с мандалой из-за её концентрической структуры привносит им нужную энергию во внутренний мир, для восстановления равновесия и спокойствия. Мандалотерапия включает в себя: раскрашивание мандал  – раскрасок и создание собственных мандал из природного материала, цветного песка, пуговиц, круп, мозаику. С дошкольниками мандалотерапию можно проводить и индивидуально и со всей группой. Во время раскрашивания мандал детям включают спокойную музыку.

В настоящее время педагоги ДОУ всё чаще встречают в группах детей с повышенной тревожностью, страхами, не всегда адекватным поведением, детей с трудностями в адаптации, гиперактивных  детей. Дети стали чаще проявлять злость, агрессию к другим детям. Всё это неблагоприятно влияет на атмосферу в детском коллективе. Как же помочь детям преодолеть свои страхи? Как научить детей контролировать свои эмоции, своё поведение к окружающим? Как помочь детям быть уверенными в себе, поверить в себя, в свои умения? В этом поможет метод раскрашивания мандал! С помощью мандалатерапии дети смогут научиться сосредотачиваться, успокаиваться, учиться контролировать свои эмоции, концентрировать своё внимание, развивать творческое мышление, мелкую моторику рук. Именно поэтому я решила применить в своей работе метод мандалатерапии. 

А чем же полезны мандалы для детей?

  • Развивается мелкая моторика. Как при закрашивании мандал, так и при строительстве. Если у ребенка не получается не вылезать за край - не настаивайте!
  • Тренируется усидчивость и аккуратность. Это актуально для детей 5-7 лет и старше.
  • Тренируется чувство ритма, гармонии и чувство порядка, математического мышления. Дети знакомятся с разными видами симметрии, познают искусство орнамента.

Существуют правила работы педагога при использовании мандалы:

  1. Если это мандалы-раскраски, то предлагается несколько – ребенок сам выберет по форме, по орнаменту, то что ближе ему по настроению.
  2. Выбор мандалы и сюжет работы ребенок осуществляет самостоятельно.
  3. Материалы для работы и  цветовую гамму (карандаши, фломастеры, краски, пастель) ребенок выбирает самостоятельно.
  4. Процесс работы ограничен только степенью насыщения и удовлетворения работой.
  5. Осуществляется принцип невмешательства взрослых в работу ребенка без его согласия.
  6. Принцип избегания комментариев по поводу работы.
  7. Ребенок даёт название своей мандале как раскрашенной, так и созданной.
  8. После работы ребенок рассказывает о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и его отношения к результату.

С какого возраста можно заниматься?

- 1-2 года – рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и форма). Рисуем вместе с мамой безопасными пальчиковыми красками (три основных цвета: красный, желтый, синий).

- 3-5 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Набор карандашей (не менее 12 цветов), гуашь, цветная пастель, уголь, работа с цветным песком.

- 6-7 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных.

На что следует обратить внимание на рисунке:

     После мандала-терапии ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность мандала-терапии дает    возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворение множества потребностей.

C:\Users\Воспитатель\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG-20180206-WA0001.jpg

Список литературы: 

  1. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала»./ Под ред. А. И. Копытина. -СПб.:    Речь, 2002.-144с.
  2. Материалы сайта: http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-metoda-nasypnoi-mandaly-s-detmi-i-vzroslymi.html.
  3. Материалы сайта: http://el-mikheeva.ru/tvorchestvo-nashih-vospitateley/roditelam/risovanie-mandalyi-s-rebenkom-doshkolnogo-vozrasta-semeynaya-traditsiya#ixzz3lEyhGP4A.
  4. Материалы сайта: http://www.b17.ru/article/6018/.
  5. Материалы сайта: http://planetadetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa/ispolzovanie-mandal-v-prakticheskoj-rabote-psixologa-detskogo-sada.html..
  6. Материалы сайта: http://www.maam.ru/detskijsad/programa-magicheskii-krug-dlja-detei-5-7-let-mandala-terapija-46007.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональный сферы ребёнка-дошкольника в процессе ознакомления со сказкой/Проект

Эффективность применения сказки как основы развития эмоциональной сферы ребёнка в современных условиях...

ПАМЯТКА "ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА"

ИНФОРМАЦИЯ ПО ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА. МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА,А ТАК ЖЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТОВИТЕЛЕЙ)...

ИЗОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ РЕБЁНКА – ДОШКОЛЬНИКА

  В настоящее время у многих детей дошкольного возраста отмечаются повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием и неудовлетв...

Определение эмоций и эмоциональных состояний дошкольников.

Дошкольник, взаимодействуя с окружающим миром, постоянно испытывает определенные эмоции по отношению к происходящему. Это могут быть как положительные эмоции (радость от общения, интерес к происходяще...

Комплекс упражнений для определения эмоционального состояния

Психологу данная методика дает диагностический матери­ал для построения дальнейшей работы с клиентом, прежде всего консультативной. Она также может использоваться в психокоррекционной работе с исп...

«Эмоциональное развитие ребёнка дошкольника: что о нём нужно знать родителям»

Современные мамы сильно увлечены развитием познавательной сферы их детей, но при этом не обращают должного внимания развитию эмоциональной сферы....