Применение метода "Мандала" для определения эмоционального состояния ребёнка-дошкольника.
статья (средняя группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N°40 Приморского района г.Санкт-Петербурга
Применение метода «Мандала» для определения эмоционального состояния ребенка – дошкольника
(из опыта работы)
Воспитатель:Мамаева Пазилят Камилпашаевна
Слово «мандала» в переводе означает «круг», это не просто рисунок, это модель Вселенной нашей души. Одним из первых европейских учёных, кто серьёзно изучал мандалы был Карл Густав Юнг. Он пришёл к выводу, что метод мандалы – это путь к нашему центру, к открытию индивидуальности. Мандалотерапия – способствует снятию напряжения, изменению эмоционального состояния, позволяет выражать свои чувства, развивать саморегуляцию. Мандалы — это нечто большее, чем просто рисунки. Для детей мандала — это способ упорядочивания себя, своего внутреннего мира. Творческая работа с мандалой из-за её концентрической структуры привносит им нужную энергию во внутренний мир, для восстановления равновесия и спокойствия. Мандалотерапия включает в себя: раскрашивание мандал – раскрасок и создание собственных мандал из природного материала, цветного песка, пуговиц, круп, мозаику. С дошкольниками мандалотерапию можно проводить и индивидуально и со всей группой. Во время раскрашивания мандал детям включают спокойную музыку.
В настоящее время педагоги ДОУ всё чаще встречают в группах детей с повышенной тревожностью, страхами, не всегда адекватным поведением, детей с трудностями в адаптации, гиперактивных детей. Дети стали чаще проявлять злость, агрессию к другим детям. Всё это неблагоприятно влияет на атмосферу в детском коллективе. Как же помочь детям преодолеть свои страхи? Как научить детей контролировать свои эмоции, своё поведение к окружающим? Как помочь детям быть уверенными в себе, поверить в себя, в свои умения? В этом поможет метод раскрашивания мандал! С помощью мандалатерапии дети смогут научиться сосредотачиваться, успокаиваться, учиться контролировать свои эмоции, концентрировать своё внимание, развивать творческое мышление, мелкую моторику рук. Именно поэтому я решила применить в своей работе метод мандалатерапии.
А чем же полезны мандалы для детей?
- Развивается мелкая моторика. Как при закрашивании мандал, так и при строительстве. Если у ребенка не получается не вылезать за край - не настаивайте!
- Тренируется усидчивость и аккуратность. Это актуально для детей 5-7 лет и старше.
- Тренируется чувство ритма, гармонии и чувство порядка, математического мышления. Дети знакомятся с разными видами симметрии, познают искусство орнамента.
Существуют правила работы педагога при использовании мандалы:
- Если это мандалы-раскраски, то предлагается несколько – ребенок сам выберет по форме, по орнаменту, то что ближе ему по настроению.
- Выбор мандалы и сюжет работы ребенок осуществляет самостоятельно.
- Материалы для работы и цветовую гамму (карандаши, фломастеры, краски, пастель) ребенок выбирает самостоятельно.
- Процесс работы ограничен только степенью насыщения и удовлетворения работой.
- Осуществляется принцип невмешательства взрослых в работу ребенка без его согласия.
- Принцип избегания комментариев по поводу работы.
- Ребенок даёт название своей мандале как раскрашенной, так и созданной.
- После работы ребенок рассказывает о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и его отношения к результату.
С какого возраста можно заниматься?
- 1-2 года – рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и форма). Рисуем вместе с мамой безопасными пальчиковыми красками (три основных цвета: красный, желтый, синий).
- 3-5 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Набор карандашей (не менее 12 цветов), гуашь, цветная пастель, уголь, работа с цветным песком.
- 6-7 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных.
На что следует обратить внимание на рисунке:
После мандала-терапии ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность мандала-терапии дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворение множества потребностей.
Список литературы:
- Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала»./ Под ред. А. И. Копытина. -СПб.: Речь, 2002.-144с.
- Материалы сайта: http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-metoda-nasypnoi-mandaly-s-detmi-i-vzroslymi.html.
- Материалы сайта: http://el-mikheeva.ru/tvorchestvo-nashih-vospitateley/roditelam/risovanie-mandalyi-s-rebenkom-doshkolnogo-vozrasta-semeynaya-traditsiya#ixzz3lEyhGP4A.
- Материалы сайта: http://www.b17.ru/article/6018/.
- Материалы сайта: http://planetadetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa/ispolzovanie-mandal-v-prakticheskoj-rabote-psixologa-detskogo-sada.html..
- Материалы сайта: http://www.maam.ru/detskijsad/programa-magicheskii-krug-dlja-detei-5-7-let-mandala-terapija-46007.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/12/picture-563151-1421089718.jpg)
Развитие эмоциональный сферы ребёнка-дошкольника в процессе ознакомления со сказкой/Проект
Эффективность применения сказки как основы развития эмоциональной сферы ребёнка в современных условиях...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/20/picture-712934-1448042143.jpg)
ПАМЯТКА "ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА"
ИНФОРМАЦИЯ ПО ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА. МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА,А ТАК ЖЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТОВИТЕЛЕЙ)...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/13/picture-830334-1476333145.jpg)
ИЗОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ РЕБЁНКА – ДОШКОЛЬНИКА
В настоящее время у многих детей дошкольного возраста отмечаются повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием и неудовлетв...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/13/picture-830334-1476333145.jpg)
"Изотерапия как средство профилактики негативных эмоциональных состояний ребёнка-дошкольника"
Презентация к консультации для педагогов ДОУ...
Комплекс упражнений для определения эмоционального состояния
Психологу данная методика дает диагностический материал для построения дальнейшей работы с клиентом, прежде всего консультативной. Она также может использоваться в психокоррекционной работе с исп...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/27/picture-538894-1425050947.jpg)
«Эмоциональное развитие ребёнка дошкольника: что о нём нужно знать родителям»
Современные мамы сильно увлечены развитием познавательной сферы их детей, но при этом не обращают должного внимания развитию эмоциональной сферы....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/25/picture-1347609-1635179088.jpg)
Примерный диагностический пакет по определению эмоционального состояния дошкольников
Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникно...