Развитие эмоциональный сферы ребёнка-дошкольника в процессе ознакомления со сказкой/Проект
проект (старшая группа) на тему

Крылова Любовь Федоровна

Эффективность применения сказки как основы развития эмоциональной сферы ребёнка в современных условиях 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

 Развитие эмоциональной сферы ребенка – дошкольника

в  процессе ознакомления со сказкой.

             

             Из опыта работы Крыловой Любови Фёдоровны,

              воспитателя МДОУ «Детский сад № 18 «Ручеёк»                                    

                                           общеразвивающего вида»  г. Новотроицка Оренбургской обл.

 

Условия возникновения, становления опыта.

     

    В сегодняшний нестабильный период – устойчивым радикалом сознания людей нашего общества, к сожалению, являются переживания страха и агрессии. Такие особенности эмоциональной атмосферы общества не замедлили проявиться в виде феномена эмоционального отчуждения. Эта проблема заявляет о себе сегодня в самых разных сферах:

  • во взаимоотношениях мужчин и женщин (кризис семьи);
  • во взаимоотношениях родителей и детей (отказные дети, брошенные

старики);

  • во взаимоотношениях между общественными учреждениями (ДОУ,

школа) и семьёй (рыночные отношения обостряют конфликт);

  • во внутреннем мире людей всех возрастов (одиночество, депрессия,

суицид)

И страшнейший из всех дефицитов нашего времени – дефицит родительской любви! Он не проходит бесследно для развития ребёнка. Прежде всего, это важно для осознания того « какой Я есть»: желанный, любимый, нужный или нежеланный, постоянно раздражающий, мешающий. А так же для последующего формирования на этой основе отношения к миру доверительного или, наоборот, – агрессивного, враждебного.       Эмоциональные нарушения у детей составляют наибольшее число случаев по результатам обращений в психологическую консультацию. Возможной причиной этой проблемы может являться неразвитая эмоциональная сфера детей.

Актуальность и перспективность опыта

     

    Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально –    

    экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и  

    достаточно сложна, так как она определяет будущее страны, генофонд нации,

    научный и экономический потенциал общества .                                                                        

    Поэтому данный опыт, направленный на развитие эмоциональной сферы,  

    очень актуален.

Новизна и практическая значимость

  • Учёт современных условий жизни при создании и реализации опыта.
  • Оптимизация взаимоотношений в системах «ребенок – ребенок»,

«ребёнок – воспитатель», «ребёнок – родитель», «воспитатель –

родитель» путём развития основных компонентов эмоциональной сферы и изменения содержания форм взаимоотношений между родителями, детьми и сотрудниками ДОУ.

  • Разработка и применение на практике критериев показателей развитости

эмоциональной восприимчивости детей.

  • Разработка методических рекомендаций для воспитателей и родителей    

«Отличительные особенности эмоциональных реакций мальчиков и девочек   (полодифференцированный подход)».

Теоретическая база опыта

Основополагающими теоретическими концепциями в нашей технологии  стали:

  •  концепция эмоционального развития ребенка (А. В. Запорожец, Л. А.

Абрамян, Л. П. Стрелкова);

  •  идеи психологов (К.-Г. Юнга, Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой), считающих

сказку частью становления личности, применяющих сказку в терапевтических целях;

  • педагогические труды А. Д. Кошелевой, В. И. Перегуда, О. А. Шаграевой, Н.

Кряжевой и др., в которых анализируются условия, факторы, особенности

развития эмоциональной сферы в период дошкольного детства;

  • методика, разработанная под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой

(развитие речи и речевого общения в контексте эмоционального словаря).         

        Совокупность выделенных концептуальных положений позволяет определить базовые теоретические положения технологии:

  • уточнение роли эмоций для всего хода психического развития ребенка,

особенно в период дошкольного детства;

  • раскрытие роли эмоций как мощнейшего инструмента воспитания и

обучения ребенка;

  • поиск методов, приемов, техник управления развитием эмоциональной

сферы ребенка, а также коррекции и профилактики эмоциональных нарушений у детей.

Принципы, на которых базируется технология использования сказки в развитии эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста:

  • Принцип системности, позволяющий решать задачи развития

эмоциональной сферы в дошкольном возрасте во взаимосвязи группы задач (обогащения представлений детей об эмоциях и чувствах, их вербализации; активизации персонального опыта чувствования ребёнка, включение его в ситуации,требующие сочувствия,совместного действия)

  • Принцип единства диагностики и развития (постоянный контроль за

динамикой эмоциональных состояний ребёнка, чувств, переживаний)

  • Деятельностный принцип (базовым видом выступает игра как ведущая

деятельность детей дошкольного возраста)

  • Принцип учёта возрастно – психологических и индивидуальных

особенностей ребёнка.

  • Принцип комплексности (использование взаимодополняющих методов и

приёмов)

  • Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения

ребёнка.  

Ведущая педагогическая идея.                                                              

Применение сказки – естественного спутника жизни ребенка – обладающей великой воспитательной силой, поможет обеспечить более качественный результат в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста:

  • разовьётся интерес ребёнка к внутреннему миру человека;  
  • расширятся представления об эмоциях и чувствах (своих и окружающих

людей);

  • обогатится терминологическая оснащенность языка (качественно и

количественно);

  • активизируется эмоционально - чувственный опыт ребёнка, способность

находить адекватные способы выражения эмоций, чувств, ощущений, переживаний;

  • выявятся и реализуются творческие интересы, склонности и способности

детей;

  • смягчатся и даже полностью устранятся психоэмоциональные  нарушения  

(тревожность, агрессивность, эгоизм, эмоциональная неустойчивость).

Технология опыта

  • Данный опыт рассматривается как часть программы сотрудничества

семьи и ДОУ через создание единого здоровье сберегающего пространства               « Детский сад - семья ». Представляет собой цикл мероприятий с участием педагогов - специалистов и родителей воспитанников. Ориентирован на детей старшего дошкольного возраста и рассчитан на 1 год обучения.     Опыт имеет традиционную структуру и включает в себя:

  • концептуальный этап:

- подбор, изучение, анализ литературы по теме;

- определение и разработка целей, задач, форм и методов работы, тематическое планирование;

- определение ресурсов реализации опыта.

  • исходно – диагностический этап:

- разработка критериев показателей развитости эмоциональной сферы ребенка – дошкольника старшего возраста (мониторинг);

- диагностика на основе тестирования.

  • коррекционно-технологический этап:

- создание условий для эмоционального благополучия детей во взаимодействиях всех субъектов воспитания: ребёнок - воспитатель, ребёнок – ребёнок, ребёнок – родитель, воспитатель – родитель.

- реализация работы по эмоциональному развитию детей старшего возраста в процессе ознакомления со сказкой с учётом индивидуальных и половых особенностей развития детей.

  • итогово – диагностический этап:

- анализ данных и обработка результатов;

- формулирование выводов.

Результативность

         

Взяв сказку за основу развития эмоций у детей, мы провели целенаправленную  системную работу, которая дала положительную динамику в развитии основных  компонентов эмоциональной сферы детей:

  •  адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;
  •  адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;
  •  широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане;
  •  адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

Адресная направленность

Опыт доступен и может быть использован воспитателями, музыкальными руководителями, руководителями изостудий, учителями начальной школы как полностью, так и вариативно.

Выводы

Сегодня Россия столкнулась с кризисом человеческого в человеке. Социально-нравственный кризис возник не случайно и тому есть ряд закономерных причин, хорошо известных всякому думающему субъекту. Это и нарастающая опасность существования человека в обществе, агрессивность поведения окружающих молодых и пожилых людей, это тенденция к «закрытому» образу жизни и главная из них – это проблема воспитания подрастающего поколения в семье, в детском саду и школе, в иных образовательных учреждениях в духе милосердия.

«Может случиться так, что выживание рода человеческого будет зависеть от нашей способности проявить безграничное сострадание (Эрик Хоффер)»

   

     

     

   

                                             

                                           Литература.

  1. Брокет З., Шрейбер Г. Целительная сила сказок. Перевод с нем. И. Гилярой. Москва, 2003.
  2. Гайворонская Т. А., Деркунская В. А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. «ЦПО», Москва, 2007.
  3. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. «Айрис Пресс», Москва, 2004.
  4. Запорожец А. В., Неверович Я. З., Кошелева А. Д. и др.; под ред. Кошелевой А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника. Москва, «Прсвещение», 1985.
  5. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. Москва, «Сфера», 2008.
  6. Коробицына Е. В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет. Волгоград, «Учитель», 2009.
  7. Кошелева А. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольников. Москва, 2003.
  8. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996.
  9. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль, 1997.
  10. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание 1989 № 5, 9.
  11. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Москва, «Аркти», 2001.
  12. Мухина В. С. Детская психология. Москва, ООО «Апрель Пресс», 1999.
  13. Рылеева Е. В. Путешествие в мир эмоций. Москва, «Линка Пресс», 2000.
  14. Стрелкова Л. П. Уроки сказки. Москва, 1989.
  15. Смирнова Е. О. Детская психология. Москва, 2003.
  16. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. Харьков, «Фолно», 1996.

                                                       

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы детей в процессе элементарного музицирования

Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова, но она по-прежнему актуальна. Особенно остро она встает в старшем дошкольном возрасте, когда дети готовятся поступать ...

Тезисы «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности со взрослым»

В данной работе представлены тезисы, раскрывающие необходимость и значимость эмоционального развития старших дошкольников. Выявлена актуальность данной темы, поставлены цели и задачи работы, указаны м...

Проект " Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий"

Проект направлен на внедрение комплекса занятий, направленного на успешное развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста....

Перспективное планирование по методической теме: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе игровой деятельности» на 2018-2019 учебный год

Перспективное планирование по методической теме: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе игровой деятельности» на 2018-2019 учебный год Содержание работы с учетом ...

Консультация для родителей «Развитие эмоциональной сферы ребенка в процессе ознакомления с художественной литературой»

Консультация для родителей по теме: «Развитие эмоциональной сферы ребенка в процессе ознакомления с художественной литературой»...