«Тренинг общения с родителями детей с ОВЗ»
консультация на тему

Храмова Елена Валерьевна

Тренинг для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_obshcheniya_s_roditelyami.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

«Тренинг общения с родителями детей с ОВЗ»

Вводное слово. «Сегодня мы все вместе «проживем» мастерскую общения «Давайте познакомимся!». Вам предлагается работать и общаться в группах, самостоятельно выбирать способ выполнения нескольких заданий. Я буду вместе с вами выполнять задания. Итак, начинаем!»

Упражнение 1. «Давайте познакомимся»

Цель: дать возможность родителям познакомиться друг с другом, способствовать сплочению родительского коллектива.

Оборудование и инвентарь: ножницы, фломастеры, цветная бумага, булавки.
Ход проведения.

Инструкция: обведите и вырежьте из листа любого цвета свою ладонь, напишите в центре вырезанной ладони любым шрифтом с помощью фломастеров свое имя, которым бы мы к Вам обращались, чтобы Вы чувствовали себя комфортно.

Расскажите о себе то, что может заинтересовать окружающих.

Упражнение 2. «Правила для ребёнка»

Цель: установление ограничений для детей

Оборудование: напечатанные ситуации

Воспитатель. Часто общение с ребёнком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определённые ограничения для своих детей. Но как быть, если это ребёнок «особенный». Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения. Ваша задача: указание перевести в правило для ребёнка, не употребляя слова «не».

Ситуации:

  1. Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зелёный огонёк светофора.
  2. Не спеши во время еды / Будем есть не торопясь.
  3. Не кричи так громко / Будем разговаривать тише.
  4. Не рисуй на стене / Рисуй на бумаге
  5. Нельзя так вести себя в школе и во время уроков /

Обсуждение:

- Сложно было выполнить задание

- Есть такие правила, которые назвали участники.

Рекомендации для родителей:

  1. Прежде всего необходимо показать ребёнку, что родители принимают его чувства и понимают важность желаний: «Я понимаю твоё желание…»
  2. Потом родители устанавливают ограничения, объясняя причину: «Но этого делать нельзя, потому что ….»
  3. Наконец родители предлагают ребёнку альтернативу, которая не вызывает нежелательных последствий и одновременно позволяет ребёнку реализовать свою активность, удовлетворить определенные желания. Важно, чтобы альтернатива заинтересовала ребёнка и была определённым заменителем неадекватных действий.
  4. Если и после этого ребёнок пытается прибегать к действиям, которые могут повредить ему самому или другим, то взрослый должен предупредить его о наказании за несоблюдение правил.


Воспитатель. Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определённых правил.

Упражнение 3. «Ладошки»

Цель: Использование тактильных ощущений

Тихо звучит спокойная музыка. Воспитатель просит всех присутствующих закрыть глаза и положить свои руки на колени ладонями вверх. Один человек подходит к любому другому, кладет свои ладони на его ладони и садится на его место, а тот продолжает упражнение и т.д. Упражнение выполняется молча в течение 5-7 минут.

Воспитатель просит поделиться ощущениями и впечатлениями тех, к кому подошли во время упражнения («Как изменялось ваше состояние?») и тех, к кому не подошли («А вы что чувствовали?»). Чему учит нас это упражнение?

Итог: Для детей очень важно почувствовать прикосновение, внимание к себе взрослых. Когда ладони одного человека прикасаются к ладоням другого, происходит контакт двух людей, и третьего нет, никто не может вмешаться в контакт родителя с ребёнком – ни второй родитель, ни бабушка, ни другие дети. Конечно, этот контакт не должен быть направлен против кого-то третьего, иначе это приведёт к формированию невротической личности ребёнка. Поэтому и с нашими детьми с особыми детьми необходимо вести себя именно так.

Упражнение 4. «Пойми чувства ребенка».

Инструкция: чтобы понять чувства ребенка, вам необходимо будет встать на его место. Перед вами таблица, в которой вам нужно заполнить графу «чувства ребенка». В левой колонке вы найдете описание ситуации и слова ребенка, справа напишите, какие, по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае.

Ситуация и слова ребенка

Чувства ребенка

  1. «Сегодня, когда я строил дом из конструктора, Сашка его сломал».
  2. Старший сын – маме: «Ты всегда ее защищаешь, говоришь: «Маленькая, маленькая», - а меня никогда не жалеешь».
  3. (Ребенок роняет чашку, та разбивается): «Ой!!! Моя ча-а-шечка!».
  4. «Это тебе подарок! Сам сделал!» Ребенок протягивает непонятную конструкцию из пластилина. Вы замечаете, что пластилином вымазаны не только руки и одежда малыша, но и ковер около стола.

Обсуждение: всегда ли у вас получается учитывать чувства своего ребенка, какие трудности возникают?

Упражнение 5. «Связующая нить»

Цель: сплочение коллектива родителей, положительное завершение тренинга, рефлексия

Материалы: клубок ниток.

Процедура проведения: ведущий перекидывает одному из участников клубок ниток, оставляя себе конец клубка, и говорит, что он любит, о чём мечтает и что он желает тому участнику, которому передал клубок. Другой участник ловит клубок, наматывает нитку на палец и продолжает игру дальше. Когда все участники проделают это упражнение, всех членов группы связывают нити клубка. Спросить участников, что на их взгляд, напоминает эта связывающая нить, какие ассоциации вызывает. Затем предложить участникам закрыть глаза и удерживая свой конец нити, думать о том, что эта группа – единое целое, и каждый в группе ценен и важен.


Упражнение 6. «Аплодисменты»

Мы с вами хорошо поработали. И в завершении я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой – радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клуб общения для родителей, детей и педагогов

Клуб общения-территория радости, познания, дружбы...

Тренинг «Общение с родителями и детьми»

Тренинг «Общение с родителями и детьми»...

Профессиональная компетентность педагогов в сфере общения с родителями детей с ОВЗ

Общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей....

КОНКУРСНАЯ РАБОТА. План тренинга "Общение с родителями"

Всероссийский дистанционный конкурс с международным участием "Лучший педагогический проект" (с 21.11-30.11.19)...

Нетрадиционные формы общения с родителями детей с ОВЗ при обучении игре «ДИП СОНОР»

Динамические интеллектуальные игры преследования (ДИП), основанные на близких детям сюжетах, моделирующие реальные или вымышленные явления, сочетающие простату правил, является наиболее оптимальными с...

Тренинг психолога с родителями детей старшего дошкольного возраста: "Мой ребёнок. Какой он?"

Цель: повышение психологической компетентности родителей во взаимодействии с детьми дошкольного возраста.Задачи:осознание собственных родительских позиций через рисунок и ответы мамы и ребенка;ра...

Практический тренинг воспитателя с родителями детей старшего дошкольного возраста «Тропинка родительской любви»

Практический тренинг воспитателя с родителями детей старшего дошкольного возраста«Тропинка родительской любви»...