Нетрадиционные формы общения с родителями детей с ОВЗ при обучении игре «ДИП СОНОР»
статья (подготовительная группа)

Динамические интеллектуальные игры преследования (ДИП), основанные на близких детям сюжетах, моделирующие реальные или вымышленные явления, сочетающие простату правил, является наиболее оптимальными средствами для использования в педагогическом процессе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sonor_alv.docx342.88 КБ

Предварительный просмотр:

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ПРИ ОБУЧЕНИИ ИГРЕ «ДИП СОНОР»

АЗАРОВА ЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА

Отличник образования Республики Саха (Якутия)

Воспитатель высшей квалификационной категории,

Образование - высшее профессиональное образование

Педагогический стаж – 37 лет

Один из немногих педагогов, кто работает в «Парусе» с самого его открытия. Пример стабильности, преданности, истинной увлеченности трудом работника детского сада.

Считает: «Родитель для воспитателя – это друг и верный помощник. Только имея такого союзника, возможно решать сложные задачи воспитания и развития современного ребенка».


СОНОР – это полезно и детям, и взрослым!

Динамические интеллектуальные игры преследования (ДИП), основанные на близких детям сюжетах, моделирующие реальные или вымышленные явления, сочетающие простату правил, является наиболее оптимальными средствами для использования в педагогическом процессе детского сада.

ДИП «Сонор» (от якутского слова, означающего преследование, выслеживание охотником зверя) имеет глубокие национальные корни: в игре моделируется процесс охоты, когда охотник «преследователь» преследуют пятерых зверей «убегающих». «Сонор» не случайно родился в Якутии. Здесь много настоящих охотников, рыбаков и пастухов. Природные условия позволяют активно заниматься преследованием зверя.

Правила игры были разработаны в 1988 году профессором Г.В. Томским. «Сонор» проста и доступна детям с 5-7-летнего возраста. В ней мало атрибутов – 8 фишек, которые легко контролировать, размер поля тоже оптимален для детей 30*40. Целью «убегающих», сосредоточенных в начале игры на одной стороне игрового поля, является достижение противоположной стороны, чему стремится препятствовать «преследователь». Играющие должны организовать движение фишек так, чтобы больше фишек дошли до финиша, предугадать ход соперника. В случае поимки до пересечения игрового поля, результат пойманного «убегающего» оценивается в зависимости, в какой из трех основных зон игрового поля он пойман.

Оценка результата игры. «Убегающий», если его фишки преодолели (прошли) первую линию, получает 1 балл за каждую фишку; за прохождение второй линии игрок получает 2 балла; преодоление третьей линии дает 3 балла. Суммируется общий балл всех фишек. Побеждает тот, кто набрал наибольшее количество баллов. Выигрывает тот, кто получил больше баллов, играя за «убегающих». В случае ничейного результата выигрывает тот, кто вывел наибольшее число «убегающих» фишек на линию 3. Если и в этом случае получается ничья, то побеждает тот, кто вывел больше «убегающих» на линию 2. Чтобы не допустить ничьей, можно подсчитать, кто, играя за «преследователя», быстрее поймал последнего из настигнутых им «убегающих». Двое игроков играют пару партий. Тот, который играл в первую партию за «убегающих», во вторую партию играет за «преследователя».

Игра идет динамично, дети, как правило, не устают от двух сыгранных партий: у ребенка вырабатывается спортивный характер, желание победить.

 

«Сонор» помогает детям понимать пространственные отношения между предметами; ребенок знакомится и овладевает такими понятиями: далеко, близко, рядом, слева, справа, впереди, сзади, назад, середина; овладевает математическими понятиями: круг, прямоугольник, больше, меньше, поровну, порядковый счет, количество фигур, подсчет баллов. Во время партии дети активно общаются, игра стимулирует определенные переживания: волнение, напряженность, радость.

У детей с ограниченными возможностями здоровья имеются отклонения в развитии пространственной ориентировки, трудности выделения расстояния; дети затрудняются в пространственных отношениях между предметами на плоскостях. У них недостаточно развита мелкая моторика пальцев рук, наблюдается замедленность и нарушение координации движений. Для преодоления этих затруднений         проводим массаж и гимнастику рук и пальчиков: «Собери колечки», «Замок», «Волна», «Доброе утро, наши пальчики», которые готовят и помогают детям для усвоения правил игры. и др. В подобных играх движения пальцев рук аналогичны движениям, играющие манипулируют с фишками. Дети должны точно и аккуратно прикладывать фишки, здесь не делаются широкие размашистые движения, все движения осторожные, плавные.

В своей работе при взаимодействии с семьями воспитанников я ставлю цель -  создавать условия для пробуждения у ребенка интереса к игре, проявления игрового отношения к предметам, принятия воображаемой ситуации. В ходе общения с родителями мы побуждаем их к стремлению создать положительную эмоциональную атмосферу со своим ребенком в ходе игры, обучаем родителей осторожно вовлекать ребенка в воображаемую ситуацию с помощью сюжетных игрушек; осуществляем примеры показа игровых действий и демонстрируем приемы побуждения ребенка к повторению действий взрослого и приемы поддержки инициативных игровых действий.  

Для того, чтобы ДИП «Сонор» будет эффективно решала свои коррекционные функции, необходимо непосредственное участие родителей в разнообразных формах общения с ними.

        

Таким образом, использование нетрадиционных подходов к работе с семьей связаны с проявлением творчества педагогов.  Воспитатель направляет деятельность родителей по формированию представлений, на основе которых происходит осознание правил и закономерностей ДИП «Сонор», помогает им советом, дает рекомендации. Родитель играя дома со своим ребенком, поправляет его действия, ежедневно практически организует и контролирует его. Отзыв Турантаевой Лены Васильевны: «Наша Таня начала играть в ДИП «Сонор» в четыре года, что само по себе является «ранним возрастом» для данного занятия. Мы с удовольствием замечаем динамику в интеллектуальном и творческом развитии нашей дочери: она уже быстро ориентируется и называет количество предметов, начинает с удовольствием выполнять упражнения на простейшее сложение, у нее появилось желание играть в шашки. Думаем, что это заслуга игры «ДИП Сонор».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны Тема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».

Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны АлександровныТема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».      Нарушения речи – распрос...

Нетрадиционные формы работы с родителями детей логопедической группы.

Главная цель взаимодействия логопеда и семьи – это включение родителей в совместный коррекционный процесс и создание единого речевого пространства Применение традиционных и новых (с привлечением иннов...

Нетрадиционные формы общения с родителями в ДОУ.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноцен...

Общение в социальных сетях как нетрадиционная форма общения с родителями

Рассуждения по поводу общения с родителями воспитанников в соц.сетях...

Консультация для педагогов «Родительское собрание «Чаепитие» в нетрадиционной форме общения с родителями воспитанников

Шалва Александрович Амонашвили — советский, грузинский и российский педагог-новатор и психолог, утверждает: «Каждый воспитатель должен постоянно самосовершенствоваться. Обучая друг...

Консультация для педагогов "Нетрадиционные формы общения с родителями"

Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребёнка в семье и в ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?Для этого необ...