Нетрадиционные формы работы с родителями детей логопедической группы.
методическая разработка (логопедия, старшая группа) по теме

Широкова Светлана Валериевна

Главная цель взаимодействия логопеда и семьи – это включение родителей в совместный коррекционный процесс и создание единого речевого пространства Применение традиционных и новых (с привлечением инновационных технологий) форм работы способствует повышению компетентности родителей в вопросах коррекции речевого развития дошкольников и значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений. 

 В статье автор приводит конспект родительского собрания (фрагмент логопедического занятия для детей старшей группы «У нас в гостях Тигрёнок» (дифференциация Т-Д), где используются такие приёмы, как кинезиологические упражнения, самомассаж языка, дыхательные упражнения и другие  и тренинг для родителей  «Самомассаж языка» и «Проведение артикуляционной гимнастики дома»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_formy_raboty_s_roditelyami_no2.docx478.17 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы работы с родителями.

Взаимодействие детского сада с семьей – важное условие полноценного речевого развития ребенка дошкольного возраста. Оптимальные результаты отмечаются только там, где логопед и родители действуют сообща.

Сейчас отмечается рост детей, имеющих проблемы в речевом развитии. Низкая осведомленность родителей в вопросе патологии и коррекции речи, недооценка важности раннего выявления речевых дефектов и начала своевременного воздействия на них, ложные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы с семьей на всех этапах коррекции.

Все мы прекрасно понимаем, что родители оказывают большое влияние на развитие ребенка в целом и, в частности, на развитие речи. Мама - это лучший педагог, психолог и логопед, так как может осуществлять обучение малыша непрерывно и ежедневно. Чаще родители не знают, как и что делать. Поэтому так важна тесная работа с семьей, особенно, если у малыша выявлены какие-либо проблемы.

Правильно организованная совместная работа поможет оптимизировать коррекционный процесс. Систематическая работа в ДОУ и дома ускорит автоматизацию звуков, поможет в закреплении лексических тем. У ребенка выработается установка на успех, так как он сам заметит значительные улучшения собственного произношения.

Положительное отношение родителей к занятиям и поощрение успехов малыша мотивируют его к деятельности и вырабатывают желание у ребенка заниматься с логопедом.

Важное направление коррекционной работы с дошкольниками - это ранняя диагностика и исправление нарушений речи, а также профилактика речевых расстройств и подготовка детей к школьному обучению. Успех коррекционных мероприятий во многом определяется тем, как четко организованна преемственность в работе логопеда и семьи. Ни одна педагогическая система не сможет быть в полной мере эффективной, если не задействована работа семьи. 

Главная цель взаимодействия логопеда и семьи – это включение родителей в совместный коррекционный процесс и создание единого речевого пространства.

Задачи:

1. сформировать у родителей желание помогать ребенку;

2. формирование мотивации к участию в образовательном процессе;

3. повышение уровня педагогической компетенции родителей;

4. информационная и дидактическая поддержка семьи.

Формы работы с семьей многогранны. Выделяют традиционные формы и инновационные. Это повысит их эффективность, так как часто родители не понимают сути заданий и выполняют их неправильно.

Применение традиционных и новых (с привлечением инновационных технологий) форм работы способствует повышению компетентности родителей в вопросах коррекции речевого развития дошкольников и значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений. 

Нетрадиционна форма работы с родителями, которую я успешно использую – фронтальные открытые занятия. Как показал опыт, полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению (это касается второго и третьего родительского собрания). Родители не только видят достижения собственных детей, но и могут увидеть работу логопеда, получить теоретические и практические знания в области коррекционной работы.

А также распространение среди родителей собственной газеты «Росток» повышает эффективность работы и взаимосвязи с родителями.

 Ниже приведён пример родительского собрания, которое включает  в себя фрагмент  логопедического занятия в старшей группе, тренинг по обучению родителей проведения артикуляционной гимнастики и самомассажу языка, номер газеты «Росток».

Литература:

1. Гаркуши Ю.Ф. Коррекционно – педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. – М., Сфера,2007.

2. Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику: Сборник статей. - М., Линка – Пресс,2008.

3. интернет источник http://www.o-detstve.ru - статья «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями» Татарникова Лидия Петровна.

Родительское собрание

План:

  1. Показ логопедического занятия.
  2. Тренинг

-«Самомассаж языка»

-«Проведение артикуляционной гимнастики»

 

 

Конспект логопедического занятия «У нас в гостях Тигрёнок» (дифференциация Т-Д)

 Коррекционно-образовательные цели. Учить различать на слух звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ. Познакомить с буквами Д-Т как письменными знаками звуков Д-Т, ДЬ-ТЬ, Способствовать развитию фонематического восприятия.  Закрепить знание ранее изученных букв. Упражнять в делении слов на слоги. Корректировать темпо-ритмический рисунок слов.   Развивать мелкую моторику рук. 

   Коррекционно-развивающие цели. Развивать зрительное и слуховое внимание и память, логическое мышление.

  Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

  Оборудование. Предметные картинки  на звуки Д, ДЬ, Т, ТЬ, буквы Д и Т, магнитная доска, мягкая игрушка Тигрёнок, ватные шарики (для дыхательного упражнения), карточки с элементами букв. 

Ход занятия

  1. Оргмомент.

«Здравствуйте, ребята! К нам на занятие пришёл Тигрёнок. Прежде, чем мы начнём наше занятие, мы  сделаем зарядку для нашей головы».

-Кинезиологические  упражнения «Ухо-нос» («Правой рукой  держимся за нос, а левой – за правое ухо. Хлопок. Поменяли руки» 4 раза); «Колечко» (поочерёдное соединение с большими пальцами  остальных пальцев на обеих руках одновременно). «Молодцы!»

-Ритмический рисунок. « А теперь на вопросы тигрёнка вы отвечайте с хлопками: ДА-ДАДА».

   

   2. Самомассаж языка.

«Давайте научим Тигрёнка делать массаж язычка».

«Покусывание языка зубами». (Сначала кончик языка, затем боковые края)

«Поглаживание языка губами»

«Поглаживание языка зубами»

«Пошлёпывание языка губами»

3.«Нахождение картинки на заданный звук (букву)».

«Ребята, а на какой звук начинается имя Тигрёнка? (На звук ТЬ). Да, правильно. Тигрёнок пришёл к нам сегодня научиться различать звуки и буквы Д, ДЬ,Т,ТЬ. Поможем ему? (Да).

 Дыхательное упражнение «Снег и ветер».

Смотрите, у нас здесь какой-то  сугроб вырос.  ( Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики-«снег»- и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола).

Посмотрим что там. А здесь картинки и буквы. Какие буквы? (Т и Д). Каждый возьмите себе по картинке и мы на доске рядом с буквой поместим нужную картинку.(Выполнение работы и исправление ошибок по мере необходимости).Тигрёнок теперь запомнил и не будет путать.»

     

4. Игра «Буквоежка».

«Ребята, к нам  забрался Буквоежка. Давайте узнаем какие здесь буквы». (На доске элементы букв. Дети дописывают до нужной буквы, называют ту букву, которая получилась).

5. Динамическая пауза. Игра «Мы попрыгаем немного…» .

«Мы ещё раз вспомним названия предметов на звуки  Т, ТЬ, Д, ДЬ и с помощью прыжков поделим их на слоги».

6. Индивидуальные задания для детей.

         «Ребята, к нам опять забрался Буквоежка и съел части букв. Давайте допишем буквы Т и Д и проведём линии от букв к предметам, в которых есть эти звуки и буквы». Индивидуальная помощь.

7. Подведение итогов занятия

«К нам в гости на занятие пришёл Тигрёнок»

«Допиши букву, которую съел Буквоежка»

«Чтобы помочь своему ребёнку, родитель должен сам научиться выполнять артикуляционную гимнастику»

         Тренинг для родителей

Самомассаж мышц языка.

При полиморфном нарушении звукопроизношения производится массаж на укрепление мышц языка. Массаж языка выполняется не более чем 1-1,5 минуты 3-4 раза в день. Будьте внимательны – синюшный цвет кончика языка говорит о сердечной недостаточности, а усиленный массаж спинки языка может привести к гастриту.

  • Схема языка.
  • Простой приём самомассажа: Покусали кончик языка, покусали спинку языка, жуём как жвачку один бочок язычка, затем другой бочок.
  • Упражнения по картотеке – язычок погладим ласково губами, а затем похлопаем бережно губами, язычок погладим ласково зубами, а затем похлопаем бережно зубами.

Артикуляционная гимнастика. Как выполнять дома.

Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой.

Совместная работа учителя-логопеда и родителей помогает подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению тех звуков, которые он плохо говорит, позволяет достичь наилучших результатов в речевом развитии ребёнка.

При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:

  • Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.
  • На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.
  • Количество повторов каждого упражнения от 2  до 15 раз.
  • Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
  • Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.
  • Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
  • Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме. 

Все упражнения делятся на статические и динамические.

Статические упражнения направлены на удержание определённой позы губ, языка

Динамические -упражнения, которые выполняются в движении..

Статические упражнения для губ:

-Хоботок- губы вытянуты вперёд

-Калиточка-губы округлены и вытянуты вперёд

-заборчик-то же, как «улыбка», но обнажены зубы.

Статические упражнения для языка:

«Лопаточка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.

«Чашечка»: рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении удерживать 5—10 секунд.

— «Иголочка»: рот открыт, узкий длинный язык выдвинут вперед. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.

«Горка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Язык в таком положении удерживать не менее 10 секунд.

— «Трубочка»: рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх и образуют узкий желобок. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.

Динамические упражнения для языка:

 

— «Качели»: рот открыт. Напряженным языком попеременно тянуться сначала к носу, затем к подбородку.

— «Катушка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.

— «Лошадка»: присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, постепенно убыстряя темп упражнения.

— «Маляр»: рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба. Проследить, чтобы подбородок при этом не шевелился (можно придерживать его рукой).

«Вкусное варенье»: рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

«Автомат»: рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося: [т-т-т-т-т-т-т] [д-д-д-д-д-д-д]. Постепенно убыстрять темп.

— «Фокус»: рот приоткрыть, язык в форме «чашечки» высунуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на кончик носа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны Тема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».

Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны АлександровныТема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».      Нарушения речи – распрос...

Нетрадиционные формы работы с родителями в средней группе

Материал содержит план работы с родителями средней группы в нетрадиционной форме....

Нетрадиционные формы работы с родителями в старшей группе. Из личного опыта.

Взаимодействие воспитателей с родителями, установление парнерских отношений с семьей, создание атмосферы взаимопонимания, эммоциональной взаимной поддержки....

Нетрадиционные формы работы с родителями 1 младшей группы.

Цель: 1 Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника2 Привлечь родителей к активному участию  в жизни группы3. Обеспечть оптимальными условиями для саморазвития и самореализации...

" Использование нетрадиционных форм работы по оздоровлению детей в группе"

Статья о  нетрадиционных формах работы по оздоровлению детей в группе....

Нетрадиционные формы работы с родителями детей младшего дошкольного возраста согласно ФГОС. Мастер – класс.

Мастер-классы для родителей - одна из наиболее эффективных форм работы с семьёй, которая позволяет реализовать потребность в установлении  взаимопонимания между педагогами и родителями в простран...