Главные вкладки

    Нетрадиционные формы работы с родителями в старшей группе. Из личного опыта.
    материал (старшая группа) на тему

    Ятманова Ирина Витальевна

    Взаимодействие воспитателей с родителями, установление парнерских отношений с семьей, создание атмосферы взаимопонимания, эммоциональной взаимной поддержки.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Нетрадиционные формы работы с родителями в старшей группе.

    Из личного опыта.

    Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов, воспитателей и педагогической культуры родителей. Дошкольное учреждение и семья - это два звена в одной цепи, детский сад не может заменить семью, он дополняет ее, выполняя свои особые функции. Общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности. Мы в своей работе используем три основные группы форм работы с семьей:

    а) индивидуальные;

    б) наглядно – информационные;

    в) коллективные.

    Наглядно-информационные формы предполагают оформление уголков для родителей, папки – передвижки и др.

    К индивидуальным формам относятся беседы с родителями, консультации и др.

    К коллективным формам относятся общие и групповые собрания, родительские конференции, диспуты, дни открытых дверей и т.д.

    Для организации работы по взаимодействию с родителями необходимо начинать с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

    Родителей детей, посещающих сегодня дошкольные образовательные учреждения, мы условно делим на три группы.

    Первая группа - это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготавливают вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подбирают фотографии на выставку, в удобное для них время принимают участие в заранее объявленных мероприятиях, например (участвуют в проектной деятельности, в конкурсах).

    Вторая группа - это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Мы не допускаем, чтобы эта родительская группа осталась на позиции пассивного наблюдателя, вовлекаем в работу группы.

    Третья группа - это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Наша задача - выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу мы опираемся в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п.

    Для физического воспитания на первый план мы выносим такие темы для обсуждения, как «Физическое воспитание и развитие ребенка», «Закаливание», «Развитие движений», «Спортивный досуг», «Рекомендации для родителей» и т.д.

    На художественно - эстетическое направление, акцент делаем на сущности и задачах эстетического воспитания, их решении в группах. Знакомим родителей с организацией досуга и праздников в условиях учреждения и семьи, подключаем их к подготовке и проведению подобных мероприятий. Для этого подключаем к консультации специалистов (например, психолога, музыкального руководителя), проводим открытые просмотры детского творчества.

    Мы пользуемся следующими принципами взаимодействия:

    • родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
    • это единое понимание педагогами и родителями, целей и задач воспитания, и обучения детей;
    • помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
    • знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми.

    Мы не только воспитывает ребенка, но и консультируем родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи мы определяем условия работы с родителями, продумываем содержание, формы и методы сотрудничества семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей.

    Перед собой мы ставим следующие задачи работы  по взаимодействию с родителями:

    • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
    • объединить усилия для развития и воспитания детей;
    • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки;
    • поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

    Принципы взаимодействия с родителями:

    Доброжелательный стиль общения с родителями. Общаемся с родителями ежедневно, и именно от нас зависит, какое будет отношение семьи к нам.

    Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Общаясь с родителями, мы чувствуем ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

    Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабо или плохо подготовленные родительские собрания, семинары, праздника, развлечения и т. д. могут негативно повлиять на положительный имидж воспитателя в целом.

    Анализ практики работы с семьей выявил у нас проблему. Некоторые родители не участвуют в жизни группы (не посещают родительские собрания, не участвуют в оформлении помещения группы, не участвуют в благоустройстве и озеленении участка, в создании снежных поделок).

    Чтобы решить ряд проблем мы используем педагогические инновации, новые нетрадиционные формы работы. К ним относятся:

    Конкурсы и проекты. Проведение разнообразных конкурсов позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.

    Содержание конкурсов может быть разным. Это могут быть традиционные конкурсы или соответствующие тематике плана работы. При подготовке конкурса необходимо определить цель проведения, участников, состав жюри, критерии оценки, награждение победителей. Необходимо заранее ознакомить родителей с положениями конкурса, дать достаточное количество времени на его подготовку. Итоги проведения творческих конкурсов могут быть представлены родителям в виде стенгазеты в холле, выставки и др. Эта интересная форма работы помогает родителям группы лучше познакомиться друг с другом, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми. Родители с удовольствием участвуют в проектной деятельности (например «Наш любимый детский сад, Домашние животные, Животные наших лесов, Что нам осень подарила, Хорошо, что каждый год к нам приходит Новый год» и др.).

    Мастер-класс. У нас прошел мастер-класс на тему «Хорошо, что каждый год к нам приходит Новый Год!». Собрание, на котором мы показали родителям как сделать новогодние игрушки своими руками.

    Целью мастер-классов является установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника; объединение усилий для развития и воспитания детей; создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки между родителями и детьми; поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

    Праздники в детском саду. Важным фактором личностного развития ребёнка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми, в первую очередь - с родителями. Такие контакты помогают установить семейные праздники в детском саду. Семейный праздник в детском саду - это день, объединяющий семьи воспитанников, педагогов (воспитателей, музыкальных руководителей и др.) по случаю какого-либо события.

    Организация семейных праздников – одна из действенных форм сотрудничества детей, педагогов и родителей, направленная на решение следующих задач: преодоление препятствий в общении взрослых и детей; развитие у воспитывающих взрослых способности понимать эмоциональные состояния и чувства детей; приобретение родителями опыта проведения семейных праздников, с опорой на рекомендации педагогов специалистов

    Хотим продолжить работу в направлениях:

    • "Круглый стол" с родителями. Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания детей.

    На заседание "круглого стола" приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.

    • Деловые игры. Деловая игра - простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.

    Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В ней могут участвовать воспитатели,  социальные педагоги, родители, члены родительского комитета и др. В деловой игре также принимает участие референт (их может быть несколько), который ведет наблюдение за своим объектом по специальной карточке наблюдения. Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации.

    • «Клубы» (семейные). Семейные клубы - это неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов: педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах. В семейных клубах критически настроенным родителям становятся видны не только недостатки, но и достоинства собственных детей (по сравнению с чужими), а восторженным родителям видны не только достоинства, но и недостатки их малышей. Дети приобретают в семейных клубах ценный опыт общения с людьми разных характеров, оказываются в разных ролевых позициях (например, старшими, опытными - для малышей).

    Семейный клуб - один из действенных каналов передачи, сохранения и развития ценностей семейной культуры, а также интересная и результативная форма взаимодействия детского сада с семьёй. Объединяя разных по возрасту детей и воспитывающих взрослых (родителей педагогов) клуб обеспечивает живую связь поколений, передачу всего лучшего, что есть у старшего поколения. Являясь неформальным источником просвещения, клуб предъявляет лучшие образцы воспитания детей дошкольного возраста в семье и детском саду.

    При проектировании клубных встреч важно обеспечить единство трёх взаимосвязанных моментов: сообщение определённой информации - её ценностная интерпретация - побуждение участников встречи к практическому действию.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны Тема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».

    Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны АлександровныТема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».      Нарушения речи – распрос...

    Нетрадиционные формы работы с родителями в средней группе

    Материал содержит план работы с родителями средней группы в нетрадиционной форме....

    Нетрадиционные формы работы с родителями детей логопедической группы.

    Главная цель взаимодействия логопеда и семьи – это включение родителей в совместный коррекционный процесс и создание единого речевого пространства Применение традиционных и новых (с привлечением иннов...

    Нетрадиционные формы работы с родителями 1 младшей группы.

    Цель: 1 Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника2 Привлечь родителей к активному участию  в жизни группы3. Обеспечть оптимальными условиями для саморазвития и самореализации...

    Работа с родителями в младшей группе (из личного опыта)

    В презентации рассматривается формы работы с родителями ДОУ в младшей группе, позволяющие эффективно построить работу на основе сотрудничества воспитателя и родителей. Проблема взаимодействия ДОУ и се...

    "Вечер вместе" как форма работы с родителями в старшей группе

    Нетрадиционная форма работы с родителями....

    " Информационно-аналитические и наглядно-информационные формы работы с родителями в старшей группе №4".

    Информационно-аналитические. Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.  «Почтовый ящик», анкетирование. Тетрадь отзывов.Наглядн...