СТАТЬЯ -ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА В ДОО
статья (младшая, средняя группа) на тему

Филиппович Елена Владимировна

Объекты для исследования в реальном действии - это огромный спектр материалов, от специально созданных для развития ребенка до созданных самой природой и культурных объектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл СТАТЬЯ30.22 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА В ДОО

Филиппович Е.В., воспитатель

Ефремова С.А., старший воспитатель

Роман Л.В., воспитатель

ГБОУ Школа №439 ДО №1 г.Москва

Китайские мудрецы говорят: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму».

Дети сообразно природе своей - исследователи. Жажда новых впечатлений, любопытность, неутолимое желание проводить эксперименты, собственными силами находить неизвестные ранее знания о мире - главные черты поведения ребенка. Исследовательская, поисковая инициативность - естественно каждому ребёнку. Дети настроены на освоение мира, они желают его узнать.

При проведении опытов дети чувствуют большой восторг и удивление от собственных маленьких и больших открытий. Всё это приносит им огромное удовлетворение от проделанной работы.

Согласно требованиям ФГОС ДО, предъявляемым к результатам освоения основой образовательной программы, представленным в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность: «Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать».

Экспериментирование вызывает большой энтузиазм у детей. Исследования дают, возможность ребенку лично найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромный шанс для детей размышлять, испытывать, проводить эксперименты, а самое главное – это шанс для самовыражения.

Экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности у маленьких детей: вместе с тем экспериментирование проникает во все детские деятельности, в том числе в самую необходимую ведущую деятельность - игровую.

Детское экспериментирование – без сомнения та деятельность, которая активно развивается в дошкольном детстве без помощи взрослых и даже вопреки их действиям.

Если хорошо присмотреться к детям, то можно заметить что познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве.

Маленькому ребенку характерна предметно-манипулятивная деятельность - простое, "бесцельное" экспериментирование с вещами. Вследствие данного простого экспериментирования дифференцируется восприятие, появляется простейшее разделение предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В это время отдельные элементы познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность. Они сопровождают их в виде ориентировочных действий, исследования возможностей любого нового материала (ребенок берет карандаш и с помощью небольшого экспериментирования понимает, что карандаш оставляет след на предметах.)

При добавлении к действию образа-символа и слова ребенок переходит от внешнего "действенного" экспериментирования с вещами к вербальному исследовательскому поведению, рассуждению о вероятных взаимосвязях и отношениях вещей.

Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности находится в прямой связи с условиями жизни ребенка и отношением родителей к его «маленьким шалостям». Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности и чем одобрительнее относятся родители к его исследованиям, тем больше вероятность своевременного прохождения этапов развития восприятия, мышления, речи. Присутствие соответствующего материала позволит не только лишь содействовать изначально присущей ребенку познавательной любопытности, и не дать ей "заглохнуть", но и расширить его познавательный кругозор.

В психологических исследованиях Л.С.Выготского, Л.А.Венгера, Н.Н.Поддьякова и др. понятие о развитии познания в онтогенезе рассматривается как последовательное усвоение ребенком все более сложных культурных средств представления мира (действие, образ, знак). Исходя из этого можно поделить материал для познавательно-исследовательской деятельности детей условно на следующие группы:

—объекты для исследования в реальном действии;

—образно-символический материал;

—нормативно-знаковый материал.

Объекты для исследования в реальном действии - это огромный спектр материалов, от специально созданных для развития ребенка до созданных самой природой и культурных объектов.

  • Материалы для сенсорного развития М. Монтессори;
  • вкладыши-формы, объекты для сериации и т.п.;
  • разного вида предметы-головоломки, содействующие развитию аналитического восприятия;
  • сложные искусственные объекты для экспериментирования подобно "проблемным ящикам", побуждающим детей к поиску причинно-следственных связей;
  • разного рода мозаика, побуждающая развитие пространственного анализа и синтеза, ориентировку в цвете, форме, величине, количестве.

Образно-символический материал - это специально разработанные "наглядные пособия", показывающие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, содействующие поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений.

  • Различные комплекты карточек с разнообразными изображениями, серии картинок и т.п.

Нормативно-знаковый материал - это языковые и числовые знаки, вводящие детей в новую форму представления мира. Материал, с которым дети проводят опыты и исследуют, готовит их к освоению письменной речи (чтению и письму), начальной математике, т.е. к овладению универсальными человеческими средствами внутренней мыслительной деятельности.

  • Различные комплекты букв и цифр;
  • оснащение для работы с ними;
  • алфавитные таблицы и т.п.

Любой из выделенных типов материала поэтапно вводится в каждый вид детской деятельности. С возрастом материал изменяется от простого к сложному и расширяется его объём. Следовательно для разного возраста детей рекомендуется свой перечень объектов для исследований:

  • 2-3 года - должны доминировать объекты исследования в реальном действии с небольшим включением образно-символического материала.
  • 3-4 года - объекты для исследования усложняются и включают больше разнообразия, а образно-символический материал начинает преобладать.
  • 4-5 лет - в нагрузку к усложняющимся реальным объектам и образно-символическому материалу могут добавляться простейшие элементы нормативно-знакового материала.
  • 5-7 лет - представлены все типы материалов с более сложным содержанием.

Долю объектов для исследования в действии рекомендуется располагать стационарно на специальном дидактическом столе (или паре обычных столиков, приспособленных для этой цели). Оставшиеся объекты для исследования и образно-символический материал располагают прямо перед началом их свободной деятельности так, чтобы дети его видели и свободно им пользовались. Желательно разделить весь материал на несколько функционально равнозначных комплектов и систематически в течение года менять его, с целью увеличения интереса детей к новым или слегка "подзабытым" материалам.

Н.Н. Поддьяков выделяет 2 основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

  • инициативность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Ребенок автономно строит свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае он в процессе экспериментирования удовлетворяет свои потребности, своих интересов, проявления своей воли.
  • ориентировочно-исследовательская деятельность организуется взрослым. Здесь именно взрослый выделяет существенные элементы экспериментирования и обучает ребенка определенному алгоритму действий. Ребенок же получает только результаты, которые были предварительно определены взрослым.

К старшему дошкольному возрасту широко возрастает потенциал инициативной активности ребенка. Этот возрастной период очень важен для развития познавательной потребности ребенка, которая проявляется в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового и развитие продуктивной формы мышления.

Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном возрасте позволяет не только лишь подкреплять имеющийся интерес, но и стимулировать угаснувший. Всё это является обеспечением хорошей мотивации к дальнейшему обучению в школе.

Литература

  1. Выготский Л.С. Проблема возраста. М.: Изд-во МГУ, 1998.
  2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
  3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004
  4. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014.
  6. http://dohcolonoc.ru/cons/2088-razvitie-poznavatelnykh-interesov-detej-cherez-poznavatelno-issledovatelskuyu-deyatelnost.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников"

В старшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов(восприятия, мышления, памяти, внимания, вообр...

Статья"Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности младших дошкольников."

Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности младших дошкольников...

Статья "Познавательно - исследовательская деятельность как направление развитие личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ.

В статье рассматривается «Методика проведения исследований в детском саду», автором которой является Савенков Александр Ильич, доктор педагогических наук, доктор психологических ...

Статья ««Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС»

Данная статья составлена с целью повышения компетентности педагогов в ДОУ в вопросах развития познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в условиях внедрения ФГОС. Она раскрывает на...

Статья "Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников"

В старшем дошкольном возрасте познавательно - исследовательская деятельность - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, во...

Статья : «Познавательно-исследовательская деятельность в жизни дошкольников».

Позновательно- исследовательская деятельность в жизни дошкольников...