Статья"Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности младших дошкольников."
статья (младшая группа) на тему

Легких Эльга Лембитовна

Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности младших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_elge_limbitovne_1.docx29.11 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности младших дошкольников.

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Этот документ регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и позволяет по-другому рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников. Принципиальной особенностью, определяющей специфику познавательной деятельности человека в современных условиях, является то, что ему необходимо управлять сразу множеством новых и разнообразных объектов и явлений, связанных между собой. Исследовательская деятельность и экспериментирование являются инновационным способом организации познавательной деятельности детей. [3].

От современного ребенка требуется активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, создавать, изобретать новые оригинальные стратегии поведения и деятельности. Это активное познавательное отношение к действительности должно формироваться с детства. Познавательное развитие детей дошкольного возраста – процесс очень интересный и непрерывный. Малыш познает мир с первого момента своего появления на свет. Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, ребенок, стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной творческой исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, рода-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л.С.Выготский.

Дети моей группы имеют возраст от 2 до 3 лет. Их исследовательские действия встроены в предметно-манипуляторную деятельность.

Дети находятся во власти внешней ситуации, их действия зависят от окружающих вещей. Восприятие окружающей действительности в этом возрасте происходит через рецепторы, которые находятся на подушечках пальцев. Малыш третьего года жизни нуждается в том, чтобы все понятия и знания в его маленькой головке укладывались в систему, чтобы потом ему было легче постигать разные мудрые истины. А это значит, что жизнь ребенка уже с раннего возраста надо наполнить интересным содержанием, чтобы у него появилось желание поскорее познакомиться со всем новым и неизведанным. Поэтому материалы для познавательно-исследовательской деятельности, в основном, должны быть представлены объектами для исследования в реальном действии, яркими и привлекательными, которые вызывают интерес ребенка. Эти объекты со специально выделенными, как бы подчеркнутыми физическими свойствами (цвет, форма, величина). Они заключают в себе возможности освоения внешних свойств вещей, а также возможности освоения действий с простыми орудиями, опосредствующими человеческую деятельность. Действия с такими объектами необходимы для сенсорного развития и развития наглядно-действенного мышления, координации руки и глаза, развития моторики. К таким объектам относятся наборы объемных геометрических тел, различающихся по цвету (основные цвета) и величине (контрастные размеры), доски-вкладыши с основными формами (круг, квадрат, треугольник), крупные цветные мозаики, пирамидки, стержни для нанизывания колец, шнуровки, молоточки для вбивания втулок и т.п.

В число объектов для исследования я также включаю игрушки, которые воспроизводят звуковой эффект (например, баночки-шумелки с разным наполнением круп, бусинок и т.п., издающие звуки, которые малыш должен определить на расстоянии). Очень нравятся детям игры с фонариками, мыльными пузырями, которые создают световой, двигательный эффекты.

Большое поле для исследования в действии открывает оборудование для игры с песком и водой, манкой, фасолью и другими крупами (сухие бассейны).

Знакомлю детей с водой, её свойствами (наливаем – выливаем – измеряем). В ходе элементарных опытов дети учатся определять ее свойства: прозрачная, не имеет вкуса и запаха, бывает холодной, теплой и горячей, в воде растворяются соль и сахар, а также вода встречается в твердом состоянии (лед). Детям очень нравится наблюдать, когда воду начинают переливать капельно, струйно. Они начинают связывать это с природными явлениями (капель, дождь, ливень). В ходе беседы объясняю, какое значение имеет вода для человека и растений, как ее можно использовать, почему нельзя пить грязную воду или из-под крана. На помощь в этом случае приходят сказочные герои,  например, доктор Айболит, который объясняет малышам, какие опасности таит грязная вода. Читаем и вместе разбираем сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Дети приходят к самостоятельному выводу, почему нельзя пить грязную воду.

Не менее интересный и уникальный материал для исследования – песок, а занятие с ним – увлекательный процесс, который побуждает к творчеству, расслабляет и вдохновляет. В работе с песком ребенок учится сопровождать свои движения речью. Песок замечательно развивает мелкую моторику (благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев), фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое.

 Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями. В ходе наблюдения дети рассматривают, что песок состоит из очень мелких песчинок, похожих на зернышки. А при проведении опыта  ребята поняли, что песок может быть сухим и мокрым, лёгким и тяжёлым.  Сейчас есть прекрасная возможность познакомить детей и с кинетическим песком. Будучи свободно насыпанным, этот материал выглядит пушистым, рыхлым и приятен на ощупь. В процессе пересыпания частицы кинетического песка под воздействием силы тяжести стремятся разъединиться, однако соединяющее их вещество вытягивается в нити, почти невидимые глазу, которые замедляют движение песчинок, позволяя визуально, как в замедленной съемке, проследить перемещение каждой из них. Кинетический песок является экологически чистым материалом и соответствует всем обязательным требованиям, предъявляемым к детским игрушкам. Он очень удобен в обращении и безвреден.

 Очень дети любят играть в игру «Необыкновенные следы». Пальчики детей «гуляли» по песку, затем каждый пальчик «гулял» поочередно; играли на песке, как на пианино; делали отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавали разнообразные узоры (солнышко, цветок) и т.д. Эти незатейливые упражнения стабилизируют эмоциональное состояние малышей, учат их прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. Но главное – ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других. Дети оставляют отпечатки на мокром песке своих рук, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, маленькими игрушками, чтобы получились рыбки, птички, различные геометрические формы; делают самомассаж песком (перетирают его между пальцами, глубоко зарывают руки в песок). Так, постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании. Такие занятия развивают не только представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Наблюдения в природе, опытно - экспериментальная деятельность способствуют развитию познавательной активности младших дошкольников. Моя задача, как педагога - помочь детям в проведении исследований, сделать их полезными, интересными.

Вместе с детьми переживаю, чувства удивления, радости познания мира, вопросами побуждаю к новым открытиям. Стремлюсь учить ребятишек не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно - ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.

 Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой мной в группе, является работа с родителями. Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю: во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей; во-вторых, создать атмосферу общности интересов; в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.

С родителями провожу творческие встречи с показом видеофильмов с занятиями, мастер-классы по знакомству с развивающими играми и способами их изготовления, с потешками и пальчиковыми играми для занятий с малышами дома.

Таким образом, системная работа по развитию познавательной активности у младших дошкольников дает определённые положительные результаты. По окончании учебного года дети умеют действовать в соответствии с игровой задачей, называют характеристики предмета, проявляют сообразительность, задают вопросы воспитателю. Дети активно стремятся к самостоятельности, с удовольствием повторяют освоенные действия, гордятся своими успехами. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя ещё мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.

Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Игра должна быть увлекательной, не скучной и разнообразной.

Главное - не надо заставлять ребенка, а наоборот приглашать его к сотрудничеству и взаимопониманию. Яркость, эмоциональность и разнообразие - вот три основных качества, по которым должны проводиться познавательные игры. Каждая игра должна удовлетворять потребности и интересы ребенка, помогая ему, преодолевать определенные трудности. Не следует забывать об индивидуальном подходе к каждому ребенку и ориентироваться на психологические и физиологические особенности каждого из них.

В.А.Сухомлинский говорил о ней так: "Без игры нет, и не может быть полноценного и умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости".

Литература:

  1. Ажибеков К.Ж., Жетписбаева Г.О., Агабекова А.Т., Ермаханова Ш.М., Ермаханов М.Н. Особенности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 3-1. – С. 136-138;
    URL: http://www.applied-research.ru/ru/article/view?id=8688 Литвиненко И. Многоканальная деятельность – способ развития познавательной активности, Дошкольное воспитание, 2002, № 4, с.22-24
  2. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / сост. Е.С.Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2006
  3. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. Учебное пособие / А. И. Савенков. – М. : Ось-89, 2006. – 480с.
  4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1969. – 381 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников» - из опыта работы

Материал раскрывает мою деятельность с детьми младшего дошкольного возраста по организации экспериментирования с целью оптимизации познавательной активности воспитанников....

Опыт работы на тему «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников»

Систематическая, специально организованная работа по экспериментированию как средству познавательного развития младших дошкольников позволит качественно изменить уровень знаний детей об окружающей дей...

План самообразования "Экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников"

План работы по теме, поможет воспитателю организовать экспериментальную деятельность детей...

Статья «Опытно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Опытно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников способствует тому, что у дошкольников  формируются  различные интеллектуальные умения, очен...

Статья «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

quot;Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников"...

Статья "Игровая театрализованная деятельность как средство развития творческой активности старших дошкольников"

Игровая театрализованная деятельность как средство развития творческой активности старших дошкольников...

Мастер-класс для педагогов. Эксперименты с детьми. Экспериментирование в раннем возрасте детей как средство развития исследовательской активности детей. Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у дошкольников.

Китайская пословица гласит: “Расскажи - я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму. Самое важное, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому, пр...