План самообразования "Экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему

Костина Ирина Евгеньевна

План работы по теме, поможет воспитателю организовать экспериментальную деятельность детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2017-2018.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план по самообразованию на 2017-2018 учебный год

ТЕМА: «Экспериментирование, как средство

развития познавательной

активности младших  дошкольников».

 «Экспериментирование, как средство

развития познавательной

активности младших  дошкольников».

   Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).        

   В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее). В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки.        

Цель:   развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования.

Задачи:  

  • формировать  представления о свойствах и качествах предметного мира;
  • углублять представления о живой и неживой природе;
  • способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов;
  • сформировать навыки самостоятельной деятельности.

Примерный перспективный план работы

на 2017-2018 учебный год

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами ДОО

Сентябрь

1.Какая бывает вода. Цель: узнать о свойствах воды (прозрачна, без запаха, растворяются вещества).  

2.«Игры с султанчиками». Цель: познакомить со свойством воздуха – движение.

3. «Мутная водица». Цель: развивать представление о том, что прозрачная вода может быть мутной.

4. «Сладкая водичка». Цель: формировать представление о том, что в воде растворяются вещество сахар.

Консультация для родителей на тему «Опытно-экспериментальная деятельность младших дошкольников»

Октябрь

1. «Узнай по запаху».Цель: дать представление об органах чувств (нос).

2. «Поиграем с ветерком». Цель: учить умению обнаруживать движение воздуха.

3. «Разноцветная водица». Цель: закрепить свойство воды и как ее можно окрасить.

4. «Почва». Цель: познакомить со свойствами почвы.

Привлечение родителей к созданию развивающей среде с целью развития детского экспериментирования.

Ноябрь

1.«Поиграем с песком». Цель: дать представление о свойствах песка.

2. «Тяжелый – легкий». Цель: учить определять и группировать предметы по весу.

3. «Узнай по звуку». Цель: определять и называть издаваемые звуки.

4. «Свойства глины». Цель: учить определять качество глины (мягкая, пластичная).

Консультация: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Декабрь

1.«Холодный – горячий». Цель: учить определять температуру воды.

2. «Чудесный мешочек». Цель: развивать умение на ощупь определять твердый предмет.

3. «Водичка – водичка». Цель: закрепить свойства воды.

4. «Откуда сосулька». Цель: познакомить детей об образовании льда.

Январь

1.«Какой это снег». Цель: познакомить со свойствами снега (белый, пушистый).

2. «Как превратить снег в воду». Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега.

3. «Превращение воды». Цель: закрепить свойства воды (превращение в лёд).

4. «Воздух невидимка». Цель: Дать представление о воздухе невидимке и где его найти.

Папка-передвижка «Игры с водой и песком. Это интересно! ».

Февраль

1.«Цветные льдинки». Цель: ознакомление с одним из свойств воды.

2. «Ветер, ветер ты могуч». Цель: ознакомление с природным явлением – ветер.

3. «Свойство льда». Цель: закрепление знаний о свойстве льда.

4. «Игры с соломинкой». Цель: дать представление о том, что воздухом дышат.

Март

1.«Плавает или тонет». Цель: обучение определению тяжелых и легких предметов.

2. «Свойство бумаги». Цель: учить узнавать предметы, сделанные из бумаги и знанию о её свойства.

3. «Посадим лук». Цель: предложить посадить лук, дать понятие о его росте. И что для его роста необходимо.

4. «Что тонет, а что плавает». Цель: познакомить со свойствами предметов.

Консультация: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Апрель

1.«Веточки». Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках.

2. «Поиграем с солнечным зайчиком».Цель: дать представление о том, что это луч солнечного света.

3. «Деревянные предметы и их свойства». Цель: учить определять свойства деревянных предметов.

4. «Где воздух». Цель: дать детям понятие о том, что воздух находиться вокруг нас.

Май

1.«Ткань, её свойства и качества». Цель: учить узнавать вещи из ткани, и её свойства.

2. «Мы печём пироги». Цель: расширять знания о свойствах песка.

3. «Сравнить песок, почву, глину». Цель: Учить сравнивать и делать выводы. Закрепить свойства.

4. «Отчего вода имеет вкус». Цель: Дать детям представление о сладкой и соленой воде.

День открытых дверей. Открытый показ образовательной деятельности.

Выступление «Экспериментирование, как средство

развития познавательной

активности младших  дошкольников». (доклад с презентацией)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников» - из опыта работы

Материал раскрывает мою деятельность с детьми младшего дошкольного возраста по организации экспериментирования с целью оптимизации познавательной активности воспитанников....

Статья"Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности младших дошкольников."

Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности младших дошкольников...

Опыт работы на тему «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников»

Систематическая, специально организованная работа по экспериментированию как средству познавательного развития младших дошкольников позволит качественно изменить уровень знаний детей об окружающей дей...

Программа профессионального саморазвития«Экспериментирование, как средство развития познавательной активности младших дошкольников»

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматрива...

План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности младших дошкольников».

Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Г...

План по самообразованию: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности младших дошкольников»

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир....