План самообразования "Экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников".
материал (младшая группа)

Юлия Александровна Воронина

Интересный план самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_6.docx458.93 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников»

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

ТемаОпытно-экспериментальная деятельность детей младшего дошкольного возраста

Актуальность темы:

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность» - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

Пункт 2.6. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" определяет содержание образовательной области «Познавательное развитие», которое направлено на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности. Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментироватьсамостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки.

Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

• Создание условий для исследовательской активности детей.

• Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала.

• Изучение методик, технологий по опытно-экспериментальной деятельности.

• Создание картотеки экспериментов для детей младшего дошкольного возраста.

Нормативные документы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

По данной теме на 2022-2023 учебный год мной планируются следующие этапы самообразования :

Сроки работы: 1 год.

В течении года изучение методической литературы, интернет-ресурсов.

Август. Разработка плана по теме самообразования

План самообразования

Сентябрь-октябрь. Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования. Конспекты занятий, проекты, фотовыставки.

Ноябрь-декабрь. Изготовление мини лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и пособиями для опытов.

 Мини лаборатория - оснащение необходимыми материалами и пособиями для опытов.

Декабрь-май. Разработка конспектов с элементами экспериментирования.

Семейный проект. «Опыты на кухне» НОД с использованием разработанных конспектов.

Оформление презентации проекта

Январь-Февраль Создание «копилки опытов и экспериментов». Проведение опытов в свободное время.

Март НОД Открытый показ НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования.

Апрель-май Проект «Огород на подоконнике» (кратковременный 2 месяца) Оформление презентации проекта

Май-сентябрь Летний проект «Маленькие огородники» (5 месяцев) Презентация «Маленькие огородники»

В течении года Работа с родителями Консультации, участие в проектах.

Перспективный план работы с родителями на 2022-2023уч. Год.

Сентябрь. Консультация для родителей на тему «Опытно-экспериментальная деятельность детей раннего возраста» Анкетирование

Октябрь. Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования.

Беседы с родителями

Ноябрь. «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». Памятка.

Декабрь. «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» Консультация.

Январь. Открытый показ образовательной деятельности «Царство трёх ветров» День открытых дверей.

Февраль. Консультация «Игры с водой и песком. Это интересно!». Папка-передвижка «Игры с водой и песком. Это интересно!».

Март. «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Консультация

Апрель«Юные исследователи» (фотографии детей во время экспериментированияпознавательно-исследовательской деятельности.) Фотовыставка

Май. Фотовыставка «Семейная лаборатория» Фотоколлаж. Представление родителями своего первого опыта.

Перспективный план работы опытно-экспериментальной деятельности

с детьми младшей группы на 2022-2023уч. Год.

Сентябрь.

1. «Какая бывает вода». Узнать о свойствах воды (прозрачная, без запаха, растворяются вещества).

2. «Игры с султанчиками». Познакомить со свойством воздуха – движение.

3. «Мутная водица». Развивать представление о том, что прозрачная вода может быть мутной.

4. «Сладкая водичка». Формировать представление о том, что в воде растворяются вещество сахар.

5. «Можно ли поймать воздух». Формировать представление о свойствах воздуха.

6. «Сухой из воды».

7. «Буря в стакане воды».

8. «Чем пахнет воздух». Развивать представление о том, что воздух не имеет запаха.

9. «Попробуем взвесить воздух». Дать представление о том, что воздух не имеет веса.

Октябрь.

     1. «Узнай по запаху». Дать представление об органах чувств (нос).

     2. «Поиграем с ветерком». Учить умению обнаруживать движение воздуха.

     3. «Разноцветная водица». Закрепить свойство воды и как ее можно окрасить.

     4. «Почва». Познакомить со свойствами почвы.

    5. «Свойства мокрого песка». Познакомить со свойствами песка.

    6. «Ветер - ветерок». Формировать представление о свойствах воздуха.

   7. «Свойства сухого песка». Познакомить со свойствами сухого песка.

   8. «Тонет – не тонет».  Развивать понятие о свойствах предметов по отношению к воде.

   9. «Свойства воды» - Познакомить со свойствами воды.

Ноябрь.

1. «Поиграем с песком». Дать представление о свойствах песка.

2. «Тяжелый – легкий». Учить определять и группировать предметы по весу.

3. «Узнай по звуку». Определять и называть издаваемые звуки.

4. «Свойства глины». Учить определять качество глины (мягкая, пластичная).

5. «Откуда берётся вода?» Дать представление детям, откуда берется вода?

6. «Есть ли у воды форма?» Закрепить знания детей о том, есть ли форма у воды.

7. «Спрячем игрушку в воде». Познакомить детей со свойствами предметов по отношению к воде.

8. «Изготовление цветных льдинок». Продолжать знакомить со свойствами воды.

9. «Магнит - волшебник». Познакомить со свойствами магнита.

Декабрь

1. «Холодный – горячий». Учить определять температуру воды.

2. «Чудесный мешочек». Развивать умение на ощупь определять твердый предмет.

3. «Водичка – водичка». Закрепить свойства воды.

4. «Откуда сосулька»Познакомить детей об образовании льда.

5. «Притягивает – не притягивает». Познакомить с предметами, которые притягиваются магнитом.

6. «Быстрые кораблики».

7. «Вдунь шарик в бутылку». Выяснить, можно ли вдуть бумажный шарик в бутылку.

8. «Чем пахнет вода?» Закрепить свойства воды.

9. «Можно ли склеить бумагу водой?» Познакомить с новым свойством воды.

Январь.

1. «Какой это снег». Познакомить со свойствами снега (белый, пушистый).

2. «Как превратить снег в воду». Формировать простейшие представления о свойствах снега.

3. «Превращение воды». Закрепить свойства воды (превращение в лёд).

4. «Воздух невидимка». Дать представление о воздухе невидимке и где его найти.

5. «Куда делся цвет воды». Познакомить со свойствами активированного угля.

6. «Вода или лупа». Расширять кругозор детей, наблюдательность.

7. «Мой весёлый звонкий мяч». Познакомить со свойствами воздуха. (Чем лучше надут мяч, тем он лучше скачет).

8. «Наблюдение за снежинкой». Развивать умение наблюдать за неживой природой.

9. «Почему снежинки разные». Познакомить с разными видами снежинок.

10. «Откуда берутся снежинки?» Формировать знания детей о происхождении снежинок.

Февраль. 

1. «Цветные льдинки». Познакомить с одним из свойств воды.

2. «Ветер, ветер ты могуч». Познакомить с природным явлением – ветер.

3. «Свойство льда». Закрепить знания о свойстве льда.

4. «Игры с соломинкой». Дать представление о том, что воздухом дышат.

5. «Для кого и для чего нужна вода». Дать понятие детям о роли воды в природе.

6. «Свет и тень». Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.  

7. «Свет повсюду». Показать значение света. Объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

8. «Солнце дарит нам тепло и свет.»

9. «Прозрачность вещества». Познакомить детей со свойством пропускать или задерживать  свет.

Март.

1. «Плавает или тонет».  Учить определять тяжелые и легкие предметы.

2. «Свойство бумаги». Учить узнавать предметы, сделанные из бумаги и знанию о её свойства.

3. «Посадим лук». Предложить посадить лук, дать понятие о его росте. И что для его роста необходимо.

4. «Что тонет, а что плавает». Познакомить со свойствами предметов

5. «Почему дует ветер». Познакомить детей с причиной возникновения ветра — движением воздушных масс.

6. «На свету и в темноте». Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.  

7. «Где лучше расти?» Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.  

8. «Может ли растение дышать?» Выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений.  

9. «Бережливые растения». Найти растения, которые могут расти в пустыне, саванне.

Апрель.

1. «Веточки» Наблюдать за появлением листочков на веточках.

2. «Поиграем с солнечным зайчиком». Дать представление о том, что это луч солнечного света.

3. «Деревянные предметы и их свойства». Учить определять свойства деревянных предметов.

4. «Где воздух». Дать детям понятие о том, что воздух находиться вокруг нас.

5. «Мир металлов». Учить называть разновидность металлов (алюминий, сталь, жесть, медь, бронза, серебро); формировать умения сравнивать их свойства

6. «Разведчики(зеркало)». Учить пониманию того, как можно отразить изображение предмета и увидеть его там, где его не должно быть видно.  

7. «Солнечные зайчики».   Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).     

8. «Мир ткани». Познакомить с названиями тканей (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж); формировать умение сравнивать ткани по их свойствам

9. «Мир пластмасс». Учить узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс (полиэтилен, пенопласт, оргстекло, целлулоид), сравнивать их свойства.

Май 

1. «Ткань, её свойства и качества». Учить узнавать вещи из ткани, и её свойства.

2. «Мы печём пироги». Расширять знания о свойствах песка.

3. «Сравнить песок, почву, глину». Учить сравнивать и делать выводы. Закрепить свойства.

4. «Отчего вода имеет вкус». Дать детям представление о сладкой и соленой воде.

5. «Экспериментирование с электричеством. Как увидеть «молнию?» Выяснить, что гроза- проявление электричества в природе.

6. «Растения севера». Познакомить с растениями, которые растут в холодных условиях.

7. «Комнатное растение». Наблюдение за комнатными растениями.

1. Оборудование центра экспериментирования.

2. Создание картотеки опытов и экспериментов для детей 3-4 лет.

3. Консультации с педагогами: «Развитие познавательной активности ребёнка посредством экспериментально-исследовательской деятельности».

4. Консультации с родителями: «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребёнка»; «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

5. Оформление папки – передвижки для родителей «Хочу всё знать»

6. Отчет о проделанной работе за учебный год.

Литература

1. Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой. — М. : Издательство «Национальное образование», 2019. — 334 с. — (Серия «Вдохновение»).

Рецензия № 210/07 от 21.06.2019 г. от ФГБНУ «ИИДСВ РАО». Решение ученого совета ФГБНУ «ИИДСВ РАО», Протокол № 4 от 28 мая 2019 г.

2. Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе»«Вентана-Граф», 2007 г.

3. Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М. : Сфера 2005 г

4. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». 5. Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

6.«Опытно-экспериментальная деятельность» В. В. Москаленко.

7. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г., №2/ 2000 г.

8. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез. 2006г.

Интернет – ресурсы

1.https://www.adme.ru/zhizn-nauka/5-prostyh-opytov-kotorye-stoit-pokazat-detyam- 897310/

2.https://www.adme.ru/zhizn-nauka/8-krutyh-nauchnyh-eksperimentov-dlya-detej-840310

3.https://infourok.ru/zanimatelnie-opiti-i-eksperimenti-dlya-detey-637453.html

4.https://ped-kopilka.ru/blogs/marija-yurevna-zhilichkina/yevrika-opyty-dlja-detei.html

5.https://infourok.ru/zanimatelnie-opiti-i-eksperimenti-dlya-detey-637453.html

6.https://www.infoniac.ru/news/10-zanimatel-nyh-nauchnyh-eksperimentov-dlya-detei-i-vzroslyh.html

7https://www.moirebenok.ua/age3-6/razvitie/15-porazitelnyh-razvivayushhih-opytov-dlya-detej/

8.https://homeblogkate.ru/opyty-dlya-detej-doma/

9.https://womanadvice.ru/kak-sdelat-svetyashchuyusya-zhidkost

10.https://mama.tomsk.ru/dosug/games/experiment.html

C:\Users\User\Downloads\Boy-in-grass-with-magnifying-glass-1440x960.jpg

                              План по самообразованию

«Экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников»

https://superlogoped.com/assets/zhurnal/%D0%94%D0%B5%D1%82%D0%B8/shutterstock_166364633.jpg                                                                              Выполнила:

                                                                                                                                      Воронина Ю. А.

                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                         Оренбург

2022г.

 

                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников» - из опыта работы

Материал раскрывает мою деятельность с детьми младшего дошкольного возраста по организации экспериментирования с целью оптимизации познавательной активности воспитанников....

Статья"Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности младших дошкольников."

Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности младших дошкольников...

Опыт работы на тему «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников»

Систематическая, специально организованная работа по экспериментированию как средству познавательного развития младших дошкольников позволит качественно изменить уровень знаний детей об окружающей дей...

План самообразования "Экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников"

План работы по теме, поможет воспитателю организовать экспериментальную деятельность детей...

Программа профессионального саморазвития«Экспериментирование, как средство развития познавательной активности младших дошкольников»

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматрива...

План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности младших дошкольников».

Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Г...

План по самообразованию: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности младших дошкольников»

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир....