Программа профессионального саморазвития«Экспериментирование, как средство развития познавательной активности младших дошкольников»
рабочая программа (младшая группа)

Шевчук Татьяна Сергеевна

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2018-samorazvitie.docx29.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Ладушки»

   Принято                                                 Утверждено                                            Согласовано                                                                            на заседании педагогического                                           Заведующий МБДОУ                     на заседании родительского                                  Совета от __________________                                              _______________/Н.Е.Егорова/            комитета протокол №1                                                              №1                                                                                          приказ от _________________                                    от ___________

                      Программа

      профессионального саморазвития

                           

на тему:

«Экспериментирование, как средство развития познавательной активности младших дошкольников»

         

   

 

                                                                      Разработчик:

                                                                     воспитатель

                                                                      Шевчук Т.С.

                   

                             Городской округ  г. Выкса, 2018г.

                                           

                                           Содержание

1.Актуальность……………………………………………………………..3

2.Цель программы………………………………………………………….4

3.Задачи программы………………………………………………………..4

4.Реализация программы…………………………………………………..4

5.Предполагаемые результаты……………………………………….........5

6.Основные направления реализации программы…………………..........5

7.Этапы работы по саморазвитию…………………………………………5

8. План  мероприятий по реализации программы…………………….....6-9

9. Изучение и анализ результативности своей работы. ……………….....10                                            10. Список литературы……………………………………………………..11

                                                                   Актуальность.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее). В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки.

Опыты, самостоятельно проводимые с детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Цель:    Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности с целью  расширения знания по вопросу «детское экспериментирование».

                                         

 Задачи:

  1. Проанализировать свои педагогические возможности, творческий потенциал, умение искать  эффективные способы взаимодействия с  воспитанниками.
  2. Изучить и выбрать для собственной деятельности инновационные технологии по проблеме эффективного взаимодействия с детьми.
  3. Создание системы работы по внедрению в образовательный процесс технологии педагогического проектирования.
  4. Обобщить свой педагогический опыт для выявления возможных трудностей и перспектив дальнейшей деятельности.

Срок реализации программы – 1 год.

Предполагаемые результаты:

1.Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач.

2.Умение использовать разные способы и приемы познания.

3.Интерес к экспериментированию у детей раннего возраста.

4.Готовность к логическому познанию.

Основные направления реализации программы:

  1. Расширение образованности.
  2. Повышение педагогической и психологической компетентности.
  3. Самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков).
  4. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.                            

Этапы работы по саморазвитию:

1.Формирование потребности в саморазвитии, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

2. Планирование работы по саморазвитию.

3. Теоретическое изучение проблемы (выборочное изучение, анализ и самооценка результатов).

4. Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике.)

5. Подведение итогов саморазвития.

                       

                       План  мероприятий по реализации программы

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы по данной проблеме,

педагогического опыта.

 Изучение статей в журналах, интернет ресурсов.

Сентябрь 2018 – май

2019

Знакомство с теоретическими знаниями по данной теме. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.

Конспекты занятий, проекты, фотовыставки

Работа с детьми

Сентябрь

2018

Знакомство

с экспериментами

Картотека экспериментов для детей 3-4 лет

Октябрь

2018

1.«Какая бывает вода»

Цель: Узнать о свойствах воды(прозрачная, без запаха, растворяются вещества)

2.»Игры с султанчиками»

Цель: Познакомить со свойством воздуха-движение.

3. «Мутная водица»

Цель: Развивать представление о том, что прозрачная вода может быть мутной.

Экспериментирование

Ноябрь

2018

1.«Узнай по запаху»

Цель: Дать представление об органах чувств (нос)

2.«Поиграем с ветерком»

Цель: Учить умению обнаруживать движение воздуха.

3.«Разноцветная вода»

Цель: Закрепить свойства воды и как ее можно покрасить.

Экспериментирование

Декабрь

2018

1.«Поиграем с песком»

Цель: Дать представление о свойствах песка.

2. «Тяжелый-легкий»

Цель: Учить определять и группировать предметы по весу»

3. «Узнай по звуку»

Цель: Определять и называть издаваемые звуки.

Экспериментирование

Январь

2019

1.«Холодный горячий»

Цель:Учить определять температуру воды.

2.«Чудесный мешочек»

Цель: Развивать умение на ощупь определять твердый предмет.

3. «Откуда сосулька»

Цель: Познакомить детей с образованием льда.

Экспериментирование

Февраль

2019

1.«Какой это снег»

Цель: познакомить со свойствами снега(белый, пушистый)

2. «Как превратить снег в воду»

Цель: Формировать простейшие представления о свойствах снега.

3. «Свойства льда»

Цель: Закреплять знания о свойствах льда.

Экспериментирование

Март 2019

1.«Плывет или тонет»

Цель: Учить определять тяжелые и легкие предметы.

2.»Свойства бумаги»

Цель: Учить узнавать предметы, сделанные из бумаги и знанию о ее свойствах.

3. «Посадим лук»

Цель:Предложить посадить лук, дать понятие

Экспериментирование

Апрель

2019

1.«Веточки»

Цель:Наблюдать за появлением листочков на веточках.

2. «Поиграть с солнечным зайчиком»

Цель: Дать представление о том, что такое луч солнечного света

3. «Свойства бумаги»

Цель: Учить узнавать предметы, сделанные из бумаги и знание о ее свойствах.

Экспериментирование

         

Работа с семьёй

Сентябрь

         2018

«Опытно-экспериментальная деятельность детей младшего дошкольного возраста»

Анкетирование

Октябрь

         2018

Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования

Анкетирование

Ноябрь

          2018

« Что нельзя и что нужно делать для поддержания детей к познавательному экспериментированию»

Памятка

Декабрь

2018

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Консультация

Январь

2019

«Игры с водой и песком. Это интерес но!»

Папка-передвижка

 Май

           2019

«Юные исследователи»(фотографии детей во время экспериментирования, познавательно исследовательской деятельности).

Фотовыставка

Самореализация

Апрель

      2019

Самоанализ плана самообразования

Май

          2018

Отчёт по теме самообразования.

Доклад

                

               Изучение и анализ результативности своей работы

Мероприятия

Цель

Сроки

Аналитический семинар по проблемам активизации словаря детей второй группы раннего возраста.

Подготовка к выступлению по итогам работы и обмен опытом.

  • анализ сложившейся системы взаимодействия детьми ДОУ;
  • выявление положительных и отрицательных моментов;
  • внесение поправок в случае нерешённых проблем;
  • поиск перспективы.

  • Систематизировать продуктивность и результативность совместной деятельности;
  • обсуждение конечных результатов;
  • обобщение опыта
  • -разработка стратегии дальнейшего взаимодействия.

     2018 г.

     

      2019 г.

                                                 

                              Список литературы

1. Н.Е.Веракса, О.Г. Галимов « Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников», Мозайка-синтез, 2016г.

2.Дыбина О.В. идр. Ребенок в мире поиска Программа по организации поисковой деятельности дошкольного возраста. М.:Сфера 2005г.

3.Л.Н.Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации - издательство Арки 2005г.

4.»Опытно-экспериментальная деятельность» В.В. Москаленко

5.Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.,№2/2000г.

6.Программа «от рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, А.А.Москва 2012г.

7. Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд.- М: Мозайка-синтез.2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников» - из опыта работы

Материал раскрывает мою деятельность с детьми младшего дошкольного возраста по организации экспериментирования с целью оптимизации познавательной активности воспитанников....

Статья"Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности младших дошкольников."

Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности младших дошкольников...

Опыт работы на тему «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников»

Систематическая, специально организованная работа по экспериментированию как средству познавательного развития младших дошкольников позволит качественно изменить уровень знаний детей об окружающей дей...

План самообразования "Экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников"

План работы по теме, поможет воспитателю организовать экспериментальную деятельность детей...

План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности младших дошкольников».

Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Г...

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников»

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников»...

Рабочая программа кружка На тему: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности младших дошкольников» (от 3-4 лет)

Рабочая программа кружка По познавательному развитию  На тему:«Экспериментирование, как средстворазвития познавательной активности младших  дошкольников». (от 3-4 ...