Рабочая программа кружка На тему: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности младших дошкольников» (от 3-4 лет)
опыты и эксперименты (младшая группа)

Левкович Юлия Сергеевна

Рабочая программа

 

кружка

По познавательному развитию

 

 

На тему:

«Экспериментирование, как средство

развития познавательной

активности младших  дошкольников».

 

(от 3-4 лет)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 112»

г. Сыктывкара

Рабочая программа

кружка по познавательному развитию

На тему:

«Экспериментирование, как средство

развития познавательной

активности младших  дошкольников».

(от 3-4 лет)

Воспитатель: Левкович Юлия Сергеевна


Пояснительная записка

Детство – пора удивительная и уникальная. В ней все возможно: самое скучное и неинтересное может оказаться веселым и занимательным.

Мы хотим видеть наших воспитанников самостоятельными,  любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Ребенок дошкольник сам по себе уже исследователь, проявляет живой интерес к исследовательской деятельности, к экспериментированию.

 В предметном окружении  дошкольника находятся различные объекты природы, поэтому его ознакомление с явлениями неживой природы неизбежны – это естественный процесс познания окружающего мира и приобретение социального опыта.

Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Пожалуй, нет   ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществе метода экспериментирования в познании ребенком окружающего мира.  За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я.А.Каменский, Н.Н. Поддъяков,  К.Д.Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие другие.

Развитие познавательных процессов у старших дошкольников происходит в экспериментальной деятельности посредством манипуляций с окружающими предметами, что обеспечивает эффективность его дальнейшего обучения.

Детское экспериментирование — это многомерное и сложное явление. Несмотря на многие позитивные стороны детское  экспериментирование еще не получило широкого распространения в практике дошкольных образовательных учреждений. На сегодняшний день методика детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами:

- недостаточной теоретической проработанностью вопроса;

          - нехваткой методической литературы.

Следствием этого является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений. Рассмотрев различные подходы к определению детского экспериментирования, я пришла к выводу, что в литературе нет четкого определения данного понятия, и я в своей работе разделяю точку зрения Н.Н. Поддъякова, который определяет детское экспериментирование как «…функциональный механизм творчества ребенка, который пронизывает все сферы детской деятельности».

С учетом важности экспериментирования для развития познавательной активности и любознательности ребенка разработан кружок «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников

в процессе экспериментирования»

Направление кружка:  естественно – научное

Цель работы кружка: развитие познавательного

интереса детей младшего возраста в процессе экспериментирования

Задачи:

1. Формировать у детей начальные основы системных знаний о живой и

неживой природе.

2.        Формировать знания, умения и навыки творческой деятельности,

наполненной экологическим содержанием.

3. Развить и обогащать образную память, мышление, сенсомоторный

интеллект.

4. Обогащать словарь и развить речь детей младшего дошкольного возраста.

Методы, используемые на занятиях кружка:

-беседа;

-сказка;

-рассматривание иллюстраций;

-подвижные и дидактические игры;

-пальчиковые игры;

-показ образца выполнения последовательности работы.

Форма занятий:  совместная деятельность воспитателя и детей.

   Новизна программы заключается:  

в поэтапном     развитии    умственных     способностей    младших дошкольников путем  вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;

в создании специально  организованной предметно-развивающей среды.

Актуальность программы.

Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит  метод обучения дошкольников -  экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка,  на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.

 Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо  способствовать  пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

Таким образом,  экспериментальная деятельность дает детям младшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений,        любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).                        В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).                                                                                                 В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки.        
        
Программа разработана  для детей младшего дошкольного возраста.  

    Программа рассчитана:

- на 6 календарных месяцев, для детей 3-4 лет;

- состоит из тематических занятий, в каждом из которых преследуются свои цель и задачи;

- продолжительность одного занятия составляет 15—20 минут.    

   Диагностика уровня познавательной активности и любознательности детей будет проводиться в мае по методикам Л.Н.Прохоровой «Маленький исследователь»  и А.И.Ивановой «Маленький исследователь».  

                                  

Ожидаемые результаты.

Использование младшими дошкольниками  усвоенных способов экспериментальных действий  в различных видах деятельности.

Изменения качества умственной деятельности детей младшего дошкольного возраста (умение видеть проблему, практическая реализация активности и самостоятельности).

Повышение уровня познавательных способностей детей.

План работ

Сроки работы

Формы работы

Практический выход

В течении года

Изучение методической литературы, интернет-ресурсов.

Составление картотеки книг, статей из журналов

Август

Разработка плана по теме самообразования.

План самообразования

Сентябрь-октябрь

Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования.

Конспекты занятий, проекты, фотовыставки.

Ноябрь-декабрь

Изготовление мини лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и пособиями для опытов.

Минилаборатория -оснащение необходимыми материалами и пособиями для опытов.

Декабрь-май

Разработка конспектов с элементами  экспериментирования.

Семейный проект «Опыты на кухне»

НОД с использованием разработанных конспектов.

Оформление презентации проекта

Январь-Февраль

Создание «копилки опытов и экспериментов».

Проведение опытов в свободное время.

Март

НОД

Открытый показ НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования.

Апрель-май

Проект «Огород на подоконнике» (кратковременный 2 месяца)

Оформление презентации проекта

Май-сентябрь

Летний проект «Маленькие огородники» (5 месяцев)

Презентация «Маленькие огородники»

В течении года

Работа с родителями

Консультации, участие в проектах.

Примерный перспективный план работы с детьми

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

1. «Какая бывает вода».

Узнать о свойствах воды (прозрачная, без запаха, растворяются вещества).

 

2. «Игры с султанчиками».

Познакомить со свойством воздуха – движение.

 

3. «Мутная водица».

Развивать представление о том, что прозрачная вода может быть мутной.

 

4. «Сладкая водичка».

Формировать представление о том, что в воде растворяются вещество сахар.

Октябрь

1. «Узнай по запаху».

Дать представление об органах чувств (нос).

 

2. «Поиграем с ветерком».

Учить умению обнаруживать движение воздуха.

 

3. «Разноцветная водица».

Закрепить свойство воды и как ее можно окрасить.

 

4. «Почва».

Познакомить со свойствами почвы.

Ноябрь

1. «Поиграем с песком».

Дать представление о свойствах песка.

 

2. «Тяжелый – легкий».

Учить определять и группировать предметы по весу.

 

3. «Узнай по звуку».

Определять и называть издаваемые звуки.

 

4. «Свойства глины».

Учить определять качество глины (мягкая, пластичная).

Декабрь

1. «Холодный – горячий».

Учить определять температуру воды.

 

2. «Чудесный мешочек».

Развивать умение на ощупь определять твердый предмет.

 

3. «Водичка – водичка».

Закрепить свойства воды.

 

4. «Откуда сосулька».

Познакомить детей об образовании льда.

Январь

1. «Какой это снег».

Познакомить со свойствами снега (белый, пушистый).

 

2. «Как превратить снег в воду».

Формировать простейшие представления о свойствах снега.

 

3. «Превращение воды».

Закрепить свойства воды (превращение в лёд).

 

4. «Воздух невидимка».

Дать представление о воздухе невидимке и где его найти.

Февраль

1. «Цветные льдинки»

Познакомить с одним из свойств воды.

 

2. «Ветер, ветер ты могуч»

Познакомить с природным явлением – ветер.

 

3. «Свойство льда»

Закрепить знания о свойстве льда».

 

4. «Игры с соломинкой»

Дать представление о том, что воздухом дышат.

Март

1. «Плавает или тонет»

Учить определять тяжелые и легкие предметы.

 

2. «Свойство бумаги»

Учить узнавать предметы, сделанные из бумаги и знанию о её свойства.

 

3. «Посадим лук»

Предложить посадить лук, дать понятие о его росте. И что для его роста необходимо.

 

4. «Что тонет, а что плавает»

Познакомить со свойствами предметов

Апрель

1. «Веточки»

Наблюдать за появлением листочков на веточках.

 

2. «Поиграем с солнечным зайчиком»

Дать представление о том, что это луч солнечного света.

 

3. «Деревянные предметы и их свойства»

Учить определять свойства деревянных предметов.

 

4. «Где воздух»

Дать детям понятие о том, что воздух находиться вокруг нас.

Май

1. «Ткань, её свойства и качества»

Учить узнавать вещи из ткани, и её свойства.

 

2. «Мы печём пироги»

Расширять знания о свойствах песка.

 

3. «Сравнить песок, почву, глину»

Учить сравнивать и делать выводы. Закрепить свойства.

 

4. «Отчего вода имеет вкус»

Дать детям представление о сладкой и соленой воде.


Примерный перспективный план работы с родителями

Сроки работы

Формы работы

Практический выход

Сентябрь

Консультация для родителей на тему «Опытно-экспериментальная деятельность детей раннего возраста»

Анкетирование

Октябрь

Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования

Беседы с родителями

Ноябрь

 «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

Памятка

Декабрь

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Родительское собрание

Январь

Открытый показ образовательной деятельности «Царство трёх ветров»

День открытых дверей.

Февраль

Консультация «Игры с водой и песком. Это интересно! ».

Папка-передвижка «Игры с водой и песком. Это интересно! ».

Март

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Консультация

Апрель

 «Юные исследователи» (фотографии детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.)

Фотовыставка

Май

Фотовыставка «Семейная лаборатория»

Фотоколлаж.  Представление родителями своего первого опыта


Список литературы

  1. ФГОС
  2. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф»,      2007 г.
  3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г
  4. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
  5. «Опытно-экспериментальная деятельность»  В.В. Москаленко.
  6.  Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г. ,  №2/ 2000 г.
  7.  Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
  8. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Волшебная глина» ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Рабочая программа кружка «Волшебная глина»ОО «Художественно-эстетическое развитие»...

Рабочая программа кружка дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Волшебная кисточка»

Основная цель: развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного художественного творчества, и ознакомления с народными росписями....

Рабочая программа кружка «Всезнайка» для средней группы (познавательное развитие)

Рабочая программа кружка «Всезнайка»для средней группы  (познавательное развитие)...

Программа саморазвития на 2019 – 2020 год Тема «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей 6 – 7 лет».

Анализ проблем профессионально-педагогической деятельности:В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, ...