План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности младших дошкольников».
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа)
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад
№1 г. Починка
План по самообразованию
«Экспериментирование, как средство развития познавательной активности младших дошкольников».
Воспитатель: Александрова Светлана Владимировна
г. Починок 20019г.
Тема самообразования
на 2019-2020 учебный год:
«Экспериментирование, как средство
развития познавательной
активности младших дошкольников».
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее). В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки.
План работы 2019 — 2020 г.
Сроки работы | Формы работы | Практический выход | |
В течении года | Изучение методической литературы, интернет-ресурсов. | Составление картотеки книг, статей из журналов | |
Август | Разработка плана по теме самообразования. | План самообразования | |
Сентябрь-октябрь | Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования. | Конспекты занятий, проекты, фотовыставки. | |
Ноябрь-декабрь | Изготовление мини лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и пособиями для опытов. | Минилаборатория -оснащение необходимыми материалами и пособиями для опытов. | |
Декабрь-май | Разработка конспектов с элементами экспериментирования. Семейный проект «Опыты на кухне» | НОД с использованием разработанных конспектов. Оформление презентации проекта | |
Январь-Февраль | Создание «копилки опытов и экспериментов». | Проведение опытов в свободное время. | |
Март | НОД | Открытый показ НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования. | |
Апрель-май | Проект «Огород на подоконнике» (кратковременный 2 месяца) | Оформление презентации проекта | |
Май-сентябрь | Летний проект «Маленькие огородники» (5 месяцев) | Презентация «Маленькие огородники» | |
В течении года | Работа с родителями | Консультации, участие в проектах. |
Примерный перспективный план работы с детьми на 2019-2020уч.год:
Месяц | Тема | Цель |
Сентябрь | 1. «Какая бывает вода». | Узнать о свойствах воды (прозрачная, без запаха, растворяются вещества). |
| 2. «Игры с султанчиками». | Познакомить со свойством воздуха – движение. |
| 3. «Мутная водица». | Развивать представление о том, что прозрачная вода может быть мутной. |
| 4. «Сладкая водичка». | Формировать представление о том, что в воде растворяются вещество сахар. |
Октябрь | 1. «Узнай по запаху». | Дать представление об органах чувств (нос). |
| 2. «Поиграем с ветерком». | Учить умению обнаруживать движение воздуха. |
| 3. «Разноцветная водица». | Закрепить свойство воды и как ее можно окрасить. |
| 4. «Почва». | Познакомить со свойствами почвы. |
Ноябрь | 1. «Поиграем с песком». | Дать представление о свойствах песка. |
| 2. «Тяжелый – легкий». | Учить определять и группировать предметы по весу. |
| 3. «Узнай по звуку». | Определять и называть издаваемые звуки. |
| 4. «Свойства глины». | Учить определять качество глины (мягкая, пластичная). |
Декабрь | 1. «Холодный – горячий». | Учить определять температуру воды. |
| 2. «Чудесный мешочек». | Развивать умение на ощупь определять твердый предмет. |
| 3. «Водичка – водичка». | Закрепить свойства воды. |
| 4. «Откуда сосулька». | Познакомить детей об образовании льда. |
Январь | 1. «Какой это снег». | Познакомить со свойствами снега (белый, пушистый). |
| 2. «Как превратить снег в воду». | Формировать простейшие представления о свойствах снега. |
| 3. «Превращение воды». | Закрепить свойства воды (превращение в лёд). |
| 4. «Воздух невидимка». | Дать представление о воздухе невидимке и где его найти. |
Февраль | 1. «Цветные льдинки» | Познакомить с одним из свойств воды. |
| 2. «Ветер, ветер ты могуч» | Познакомить с природным явлением – ветер. |
| 3. «Свойство льда» | Закрепить знания о свойстве льда». |
| 4. «Игры с соломинкой» | Дать представление о том, что воздухом дышат. |
Март | 1. «Плавает или тонет» | Учить определять тяжелые и легкие предметы. |
| 2. «Свойство бумаги» | Учить узнавать предметы, сделанные из бумаги и знанию о её свойства. |
| 3. «Посадим лук» | Предложить посадить лук, дать понятие о его росте. И что для его роста необходимо. |
| 4. «Что тонет, а что плавает» | Познакомить со свойствами предметов |
Апрель | 1. «Веточки» | Наблюдать за появлением листочков на веточках. |
| 2. «Поиграем с солнечным зайчиком» | Дать представление о том, что это луч солнечного света. |
| 3. «Деревянные предметы и их свойства» | Учить определять свойства деревянных предметов. |
| 4. «Где воздух» | Дать детям понятие о том, что воздух находиться вокруг нас. |
Май | 1. «Ткань, её свойства и качества» | Учить узнавать вещи из ткани, и её свойства. |
| 2. «Мы печём пироги» | Расширять знания о свойствах песка. |
| 3. «Сравнить песок, почву, глину» | Учить сравнивать и делать выводы. Закрепить свойства. |
| 4. «Отчего вода имеет вкус» | Дать детям представление о сладкой и соленой воде. |
Примерный перспективный план работы с родителями на 2019-2020уч.год
Сроки работы | Формы работы | Практический выход |
Сентябрь | Консультация для родителей на тему «Опытно-экспериментальная деятельность детей раннего возраста» | Анкетирование |
Октябрь | Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования | Беседы с родителями |
Ноябрь | «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» | Памятка |
Декабрь | «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» | Родительское собрание |
Январь | Открытый показ образовательной деятельности «Царство трёх ветров» | День открытых дверей. |
Февраль | Консультация «Игры с водой и песком. Это интересно! ». | Папка-передвижка «Игры с водой и песком. Это интересно! ». |
Март | «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | Консультация |
Апрель | «Юные исследователи» (фотографии детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.) | Фотовыставка |
Май | Фотовыставка «Семейная лаборатория» | Фотоколлаж. Представление родителями своего первого опыта |
Список литературы
ФГОС
Виноградова Н.Ф.«Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г
Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
«Опытно-экспериментальная деятельность» В.В. Москаленко.
Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г. , №2/ 2000 г.
Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования "Экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников"
План работы по теме, поможет воспитателю организовать экспериментальную деятельность детей...
План по самообразованию: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности младших дошкольников»
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир....
Отчет по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности младших дошкольников»
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает...
План по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников».
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и ...
План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников».
План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников»....
План самообразования "Экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников".
Интересный план самообразования...
План по самообразованию«Экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников»
План поисково-исследовательской деятельности в старшей группе...